Брак, семья и любовь как они есть на самом деле

Кайрбек Нагуманов
Знаете ли Вы свою семью? Нет, уважаемый читатель, не знаете! Да, Вы уже прошли или проходите школу жизни в родительской семье. Да, быть может, за Вашими плечами уже и опыт строительства собственного гнезда. И тем не менее... Когда-то земля представлялась людям плоской, и покоилась она на китах. Семья и сейчас представляется нам такой же "плоской", и пытаемся мы ее строить на мифах. Итак, миф первый - миф о крови.

Миф  о  крови

Спросите любого: "Что такое семья?", и он вас может не понять: "А что тут неясного? Ну, это родители с детьми, кровные родственники". На эту удочку попадаются даже специалисты. И для них семья есть кровное содружество. Помню, такое содружество решились создать Аман, 20-летний баламут, и Сауле, девушка своенравная, с характером. Но для этого в брак им пришлось вступать тайком и бежать. Какой был переполох! Даже мы, сверстники, готовые всегда и во всем поддержать молодых, не понимали их. Осуждали их всем миром потому, что Аман и Сауле - дети родных братьев! Юридически брак между двоюродными не запрещен. Но испокон веков для нас такой брак есть не что иное, как кровосмешение.
Каково же было мое удивление, когда вблизи Ташкента я попал на шумную, многолюдную свадьбу… двоюродных! Оказывается, здесь такие браки обычны, даже приветствуются. Более того, выдав дочь за пределы большой семьи, на "сторону", можно вызвать кровную обиду своих родственников. Что за чертовщина! То недопустимый грех, то повенчаны родством! И ладно бы если казахи и узбеки были далеки друг от друга, а то ведь народы-братья. Вышли мы из одного корня - тюркоязычных племен, кочевавших на территории нынешнего Казахстана. Сравнительно недавно, лет пятьсот назад, часть племен ушла в Среднюю Азию и осела там. Сохранила единую веру, схожий язык. Но что же тогда заставило узбеков переступить древний брачный запрет кочевников, до сих пор сидящий в нас с прочностью предрассудка? Давайте разбираться.


"Мал - жан аман ба ?"

То есть, "благополучны ли скот и семья?", - вот так до сих пор приветствуют друг друга в селах и аулах наши аксакалы. Это дает повод некоторым бросить упрек: "Для нас, казахов, скот дороже людей!" И невдомек им, что для степняка скот и есть сама жизнь. Будет скот, будет и песня! Потому не спрашивайте сельчанина, месяцами, годами не видящего зарплаты: "Как жизнь?" Спросите лучше "Как скот?" Так вот, в прошлом, чтобы держать табуны лошадей, нужны были огромные пространства кочевий. Одной семье, даже роду такие пространства не удержать, не сохранить за собой от вторжений недобрых соседей. Сама жизнь диктовала: не враждовать с соседями, не замыкаться в узком кругу близких родственников, а расширять этот круг, вступая в брачные союзы со все более отдаленными семьями, родами. Это условие было настолько важным для выживания кочевого общества, что вылилось для казахов в строгий, под страхом смертной казни (степные законы "Жетi Жаргы") запрет на брачные отношения аж до седьмого колена.
Для узбека клочок поливной земли то же, что для казаха скот. Но есть и различие. Скотом отдавали калым, скот шел на то, чтобы справить приданое, свадьбу. Со временем поголовье естественным путем восстанавливалось. Сложнее узбекам - земля ведь не размножается. А дочь по шариату наследует отцу, и при замужестве вместе с ней в семью мужа должна перейти и ее доля земли. Дробление участка и переход в чужие руки со временем сводит участок на нет. И тогда то же стремление сохранить семейную собственность заставила бывших кочевников перешагнуть через запрет на кровнородственные браки и выдавать дочерей за двоюродных.
Но и это не предел. В разные времена и у разных народов были обычными браки       родителей с детьми, братьев с сестрами. Всем известная Клеопатра сначала была женой одного брата, затем, после его смерти, вышла за другого. И все потому, что эти браки позволяли им сохранить за собой, не делить семейную собственность - власть в Древнем Египте. Конечно же, для наших представлений о допустимом это уже не предел, а беспредел. К тому же обычаи эти, на первый взгляд, непоследовательны. Так, например, брак между отцом и дочерью допускался, но брак между матерью и сыном считался преступлением и мерзостью. Или разрешался брак детей от одного отца и разных матерей, но ни в коем случае - от одной матери и разных отцов. Вот что говорит Авраам про свою жену Сарру в Ветхом Завете: "Да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою". Чем же вызвана такая непоследовательность?


Не та мать, что родила, а та, что вскормила

Лихой, отважный был в молодости Касым-ата. В каких только переделках не побывал. Порой я по-детски заворожено засматривался на его шрам от сабли белогвардейского офицера, пролегший от виска до подбородка. Да вот беда: не было у него детей! И тогда мой дед Нугман отдал ему, двоюродному брату, еще грудным ребенком своего четвертого по счету сына - Гали-Акбара. Семьи двоюродных братьев старались держаться вместе, не разбегаться. Жили порой в одном ауле. Никаких проблем в отношениях Гали-Акбара ни с кровной матерью, моей бабушкой Куляим, ни с приемной матерью Кайшой не возникало. Как ни странно, проблемы, переживания по этому поводу больше испытывал я. К моей бабушке Гали-Акбар относился как к близкому человеку, и не более. Единственной матерью для него была Кайша. Направленность его сыновних чувств можно выделить одним штрихом. Над могилой Кайша-апа он первым во всей округе, еще в начале семидесятых, поставил каменный мазар. Инициативы, хотя бы желания поставить такой же мазар над кровной матерью он не проявил. Все это, откровенно говоря, меня оскорбляло. В голове не укладывалось, как можно при живой кровной матери принимать за нее другую, никакого отношения к твоему появлению на свет не имеющую!
Как бы там ни было, наряду с Нагумановыми возникла новая фамилия и линия родства - Касимовы. Это потом, со временем, пришло понимание того, что происхождение одного от другого не самое главное в человеческом родстве. Жизнь под одной крышей, где "хлеба горбушку, и ту пополам", где радости, печали не делятся на свои и чужие, а переживаются вместе, как свои, собственные, - вот что роднит человека. "И тогда нам экипаж - семья", утверждают в песне люди, чужие по крови, но живущие по этим законам.
Муж и жена, как правило, тоже чужие по крови. Но вот что интересно. Еще с римских времен близость родственных отношений определяется числом рождений. Чтобы появился я, потребовалось одно рождение. Поэтому между мной и родителями первая степень родства. Чтобы появился брат, сестра или внук, требуются два рождения. Племянник уже третья, а двоюродный брат - 4-ая степень родства и так далее. Чем меньше рождений, тем ближе родство. Тогда кто же самые близкие люди? Родители с детьми? Нет, муж с женой! Супруги есть единое целое (если это не так, значит не по-людски живете). Сказано в Библии: "… оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью". И теперь все родственники одного супруга оказываются в той же степени родства с другим супругом. И теща для зятя, и свекровь для снохи, как бы вопреки здравому смыслу, становятся мамами. Чудесные превращения еще вчера чужих людей в самых близких не так-то просто понять и принять. Как-то соседка возмущалась: "Собирала ребенка в школу, пошла к сестре занять. Отказала - мужу, видите ли, на что-то нужно. Без году неделя как вместе живут, а муж уже роднее, ближе сестры!" Что же это за волшебная палочка, способная производить такие метаморфозы? Все та же неделимая, совместная собственность! Чем больше этой собственности (а это не только материальные, но и духовные ценности, все то, что имеет ценность в этом мире, создает имя, положение в обществе), тем больше находится и кровных родственников. В противном случае вся эта родня куда-то испаряется. Это Маугли выражал свое родство словами: "Мы с тобой одной крови!" Человек - не животное, и для него важней другое: "Мы с тобой одной собственности!" По сути говоря,

В нашем кровном родстве нет ни капли … крови!

Давайте вспомним матриархат, когда собственность была в руках женщины, и поэтому наследство передавалось по материнской линии. Отсюда и линия родства. По словам Геродота, "ликийцы называют себя по матери, а не по отцу. Если спросить соседа о его происхождении, тот сообщит ему свою родословную с материнской линии". Поэтому и запрет на браки матери с сыном или детей от одной матери. Сознания кровной связи между отцом и детьми нет.
Система родства круто меняется, как только собственность переходит в руки отца. С наступлением патриархата мать уже рассматривается всего лишь как утроба по вынашиванию ребенка. Вот как обосновывается родство по отцу в древнегреческой трагедии Эсхила "Орестея": "Мать не творит дитя и не рождает, но только что посеяно питает. Творит отец. Она же, как гостя в доме радушная хозяйка принимает, воспринятый зародыш сохраняет". Отсюда и существующее по сей день деление детей от одного отца на единокровных, а от одной матери - всего лишь на единоутробных. Хотя на самом деле родители в одинаковой мере передают своим детям не кровь, а гены. В виде инструкций по сборке человеческого организма из клеток, тканей (в том числе жидкой ткани - крови) и органов. Поэтому выделять кровь среди множества других тканей человека нет особого смысла. Разве что как дань традиции.
Родство до сих пор во всем цивилизованном мире ведется только по отцовской линии. В казахском языке каждое из семи колен по восходящей линии родства имеет свое название: 1) бала; 2) аке; 3) ата; 4) аргы ата; 5) баба; 6) туп ата; 7) тек ата. Кстати говоря, подобная номенклатура родства, насколько мне известно, есть еще и в латинском языке. Но она ограничивается шестью коленами: abavus, atavus, tritvus, abnepos, adnepos, trinepos. Так вот, я могу перечислить все семь колен своей родословной по отцовской линии: Кайрбек, Сартай, Нугман, Манiм, Толеп, Кереiт, Жiенсеiт. По материнской же линии, к стыду своему, дальше бабушки продолжить не могу.
О том, насколько каноны прошлого крепко сидят не только в нашем обыденном сознании, но и в головах законодателей, можно судить по такому факту. В Законе Республики Казахстан "О браке и семье" расписан порядок присвоения фамилии ребенка. В статье 55-й введено новое положение: "По желанию родителей фамилия детей может быть произведена от имени отца или деда с учетом национальных традиций". Но почему не предоставлено такое же право произвести фамилию по имени матери или бабушки? Ведь нарушается декларированный этим же законом в статье 2-й и еще раз подтвержденный в статье 29-й принцип "равенства прав супругов в семье". Что касается национальных традиций, то при обсуждении в парламенте проекта закона о браке и семье желание одних депутатов запретить брак по седьмое колено или восстановить многоженство было отвергнуто другими. Почему же одни традиции надо поддерживать, а другие - нет? К тому же, наряду с традициями прошлого у нас ведь уже сложились или складываются традиции настоящего. Раньше кормильцем семьи был муж. Сейчас эта роль все в большей степени переходит к жене. Если раньше невестка переходила к свекровке, то теперь все чаще зять перебирается к теще. Закон не должен отставать от жизни, и систему родства надо приводить в соответствие с реалиями дня. Если уж прописали равенство супругов, то статья 55-я должна быть уточнена: "По желанию и взаимному согласию родителей фамилия детей может быть произведена от имени отца, деда или матери, бабушки".


Альфа и омега семьи

Законы нашей жизни диктует собственность. В том числе - законы семейной жизни. Многим это не нравится. Еще в начале ХХ века английский писатель Дж. Голсуорси в трилогии "Сага о Форсайтах" поставил цель вскрыть и заклеймить собственническую суть буржуазной семьи. "У них это называется "святостью брачных уз", но святость брачных уз покоится на святости семьи, а святость семьи - на святости собственности". Самое интересное, что пока он завершал свою трилогию, правда жизни заставила писателя пересмотреть свою оценку сути семьи. А суть в том, что семья есть ячейка частной собственности. Смысл, назначение семьи - в сохранении и преумножении неделимой совместной собственности. Нет этой собственности - нет и семьи. Гражданина осудили за двоеженство. При законной жене он сожительствовал с другой. Родился ребенок. Местный советский суд усмотрел здесь все признаки двоеженства. Но Верховный Суд отменил это решение, так как не было самого главного - совместного ведения хозяйства.
Это только демагоги призывают к социальному равенству всех людей. Мы же всей душой стремимся к равенству лишь с теми, кто выше нас. И приумножение материальных и духовных ценностей семьи есть средство достижения этой цели - положения в обществе. В своей повседневной жизни мы семейную собственность воспринимаем не только и не столько  как имущественные, сколько как личные отношения в семье. Граница семьи проходит по водоразделу "свой - чужой". Это мой дом, мой муж, моя жена, мои дети. Другая семья - это чужой дом, чужой муж, чужая жена, чужие дети. Поэтому неприватизированный муж - это не муж, и жена - не жена. Часто приходится слышать обвинения, что один из супругов относится к другому как к своей собственности. Дай-то Бог, если это так. На самом деле такой супруг ведет себя не как собственник, а как арендатор, который стремится всего лишь попользоваться и выжать для себя из брачного партнера (которого как раз и не воспринимает как свое) все, что можно. Настоящий хозяин свою собственность лелеет, заботится о ней. У него отношение к собственности трепетное, любовное и в то же время требовательное, строгое. Одним словом, неравнодушное.
Семейная собственность - понятие неделимое. Только в семье она может принадлежать целиком и полностью сразу нескольким хозяевам. Это только несмышленышам позволительно оспаривать друг у друга: "чей папа?", "чья мама?" или "чей дом?".
Если семейная собственность была бы наделена даром речи, то она торжественно, с полным на то правом могла бы заявить древним библейским языком: "Я, неделимая, совместная собственность, есмь альфа и омега, начало и конец семьи". Ведь для чего нужна регистрация брака? Чтобы юридически закрепить начало режима единой, совместной собственности супругов. Развод же - конец этого режима, когда начинают делить даже неделимое - детей… Но тут уже слышится возмущенный голос читателя: "Как так можно свести семью к какой-то собственности! Ведь семья начинается с детей. Они главная ценность, ради них мы живем. Или дети тоже всего лишь собственность?"
Что ж, вопрос по существу. Но только это уже другой миф - миф о детях.