Коллегиальное управление

Михаил Сидорович
В детстве произошёл со мной один случай, который я и хочу поведать читателю. Мне было тогда шесть лет. А жили мы тогда хрущёвке на окраине города. Однажды утром, выйдя погулять, я обнаружил во дворе новенькую припаркованную «Волгу». А личных авто тогда было ещё мало, и каждая новая машина естественно привлекала внимание детворы.

Из детского любопытства я подошёл и заглянул в неё через окно.

Мама дорогая, чего там только не было! И внушительный руль в яркой разноцветной оплётке, и множество загадочных приборов со стрелочками, и блестящие никелированные рычажки, о назначении которых я шестилетка мог только гадать.

Так я стоял и любовался этим чудом техники, пытаясь постичь тайну управления им. Вскоре подошёл другой мальчик из нашего двора. Он тоже с любопытством рассматривал внутренность машины через второе окно, и тоже был восхищён этим чудом технической мысли.

А потом он вдруг сказал:

-Классная машина!

-Ага, - сказал я.

-Вот бы нам такую!

-Ага, - снова поддакнул я.

-Такую же, но с двумя рулями, - безаппеляционно добавил он.

-Почему с двумя? – спросил я.

-За один руль сядет мой папа, а за другой – твой. Пусть оба рулят.

Я хотел опять согласиться, но промолчал. В душе моей зародились смутные сомнения. Если два папы будут одновременно рулить, то кого будет слушаться машина? Ежели, к примеру, мой папа повернёт руль налево, а его папа – направо? Чего будет?

Не врежется ли машина в фонарный столб?

Так я и остался в недоумении. Я очень любил своего папу и ни в коем случае не хотел его обижать отстранением от управления столь прекрасным автомобилем. Но всё же сомневался в разумности второго руля.

Теперь, на исходе сильно затянувшейся молодости, наполовину лысый, наполовину седой, я снова вспомнил тот случай из детства. А ведь что, в сущности, предложил тот соседский мальчик? Он предложил мне принцип коллегиального управления! Вполне научный принцип. И общепринятый принцип. Ведь всем давно известно, что единоличное управление это тирания, деспотия, произвол, и диктатура. А коллегиальное управление это демократично, гуманно, справедливо и полезно для становления гражданского общества. Если такой принцип можно использовать для управления государством, то почему его нельзя использовать для управления автомобилем?

Даёшь авто с двумя рулями! Можно и с четырьмя – задним пассажирам ведь тоже хочется порулить. И смерть фонарным столбам!

Ещё знаменитые Лебедь, Рак и Щука, из басни Крылова, проверили на практике принцип коллегиального управления возом. Да, пока воз никуда не сместился. Но, во-первых, это только пока. Кто знает, вдруг они всё-же найдут консенсус? К примеру, если Лебедь и Щука объединятся, они вполне смогут тащить воз, не взирая на яростное сопротивление Рака.

Правда, за всё время пребывания на сайте Проза.ру, мне ни разу не удалось убедить в своей правоте ни одного оппонента… Да и оппоненты меня ни в чём не убедили... Обычно все споры кончаются тупиком.

Но это же не повод, чтобы отказаться от демократии в пользу тирании.

Бывают же и положительные опыты коллегиального управления. Помнится мне, ещё незабвенный демократ Керенский А Ф в 1917 году отказался от принципа единоначалия в армии и ввёл там самую широкую демократию. Каждая рота всеобщим голосованием решала, будут ли они сегодня выполнять приказы командования, или как всегда по бабам пойдут. И знаете, чаще всего солдаты принимали решение быстро и единогласно. Правда, всегда в пользу самогонки и баб. Но это уже детали. Главное, что консенсус находили. Демократия, знаете ли не в том заключается, чтобы принимать умное решение, а в том, чтобы это было популярное решение, поддержанное большинством, каким бы идиотским оно ни было.

Вот, видите! Можно же найти консенсус и при коллегиальном руководстве.

Или вот другой положительный опыт коллегиального управления. Политбюро. Все решения принимались единогласно и быстро, а главное – коллегиально. У И В Сталина был всего один голос так же, как и у остальных 10 членов. И его мнение всегда совпадало с мнением коллектива.

Самое примечательное в этой истории, что решения политбюро вообще не имели никакой юридической силы, ибо политбюро – орган отнюдь не государственный, а партийный. Но поскольку мнение государственных органов тоже всегда совпадало с мнением политбюро, этот опыт коллегиального руководства можно считать положительным в квадрате, в плане быстрого нахождения консенсуса.

А от введения нового члена в политбюро, весь советский народ испытывал колоссальный единодушный оргазм.

Вот что такое коллегиальное руководство, и как выгодно оно отличается от единоличного.