Четвертое ноября и Сталин

Александр Денисов 33
Четвертое ноября. Хмурое утро. Не холодно. И не тепло, градусов 6. Митинг на главной площади начнется в 10 часов. К десяти мы с сыном и подошли.

На площади только школьники и учителя. Мальчишки толкаются и пытаются бороться. Девчонки серьезнее. Невесты…

На трибуну выходят руководители Республики и города. Распорядитель по бумажке объявляет, начало митинга. И звучит гимн. Сталинский гимн в стране победившей буржуазии.
Все замирают, и я тоже. Вытягиваю руки по швам и поднимаю взгляд на трибуну.
Рядом с президентом нашей республики Эбзеевым стоит Сталин.
Сталин!

Спокойно так стоит и смотрит на меня. Это рядом, между нами метров десять. И палец держит у губ. Как Аршавин.

Я толкаю сына в бок:
- Видишь!
-Что, что? Спрашивает он.
Понимаю, не видит. Оглядываюсь на публику. Все, как обычно. А Сталин стоит. Только руку опустил.

Гимн кончился. Я моргнул. Сталина на трибуне нет.

Постояли еще немного. Речи скучные и казенные.
- Пошли, говорит сын. Выходим с площади, Пашка по своим делам, а я решил в гараж. Правая передняя дверь машины опять закрылась и открываться не хочет.
И не только дверью заняться. Посидеть одному и спокойно обдумать, что было на площади.

Подхожу к гаражу. Открываю и чувствую, что то не так. В гараже горит свет. А я его выключал!
Захожу. В углу за машиной, сидит Он. И что то паяет.

Так мне показалось. Просто взял в руку паяльник и смотрит на него.
- Не уютно у тебя. Сказал, откладывая паяльник и поднимая глаза на меня.
Взгляд холодный, зеленые глаза смотрят тяжело, и в их глубине усмешка.

Стою тупо и ничего не понимаю.
Перед Сталиным начатая бутылка водки и двухлитровка колы. Показывает рукой на стул.
- Садись. Разговор есть.

Голова начинает соображать медленно, медленно:
- Водку не он принес. Это сын с друзьями…Уже недели две стоит…
- Что передо мной? Розыгрыш?... Кто?... Зачем…
- Вспомнил слова врача- невропатолога:
« Головой ударялись? Видения бывают? Голоса слышите?»
Не ударялся, не бывает, не слышу…
Но если врачи так спрашивают, значит, видения бывают, значит, люди слышат…
Похоже, моя очередь…посмотрим, послушаем…

Пауза явно затягивается. На губах гостя появляется недовольное выражение.

Гость! Вспыхнуло в голове и я очнулся. И затараторил.
- Иосиф Виссарионович, не ждал. Честно скажу.
Имею в наличии: водку, два мешка картошки, лук и тридцать литров вина. Вино мое. Урожай в 2000 году был большой, с тех пор и стоит.
Ни хлеба, ни мяса. Сейчас сбегаю, мигом…
- Не надо бегать. Что, к тебе кушать пришел.
Секунду помедлил. Большой старческий второй подбородок вздрогнул.
А пожалуй, картошку давай. Давненько я ее не ел. И луку побольше. Люблю.

Чистил лук, резал картошку, а Сталин спрашивал и спрашивал. Начал с пола. Пол закончил неделю назад. Покупал бой керамогранита, резал болгаркой и уложил на раствор.
- Камень красивый.
- Почему так пестро?
- Почему много битого?
Рассказал, что делаю сам. Достал с полки и показал болгарку c алмазным диском. Продемонстрировал, как она режет гранит.

Полный восторг.
- Я же в молодости каменотесом работал. Да, дней двадцать! И что такое гранит знаю!
Еще какой инструмент есть? Показывай!

Показал электрический перфоратор, дрель без шнура питания.
Снова полный восторг.
Включает и выключает дрель и смеется.

Вдруг, стал серьезным. Протянул дрель мне и в упор спросил.
- Так кто я? Эффективный менеджер или кровавый убийца?
Погубитель тысяч невинных или лидер мировой державы?

Я сделал два шага назад от него. И по моему, снова на секунды впал в ступор.

- Он это заметил. Расслабься, так вы говорите. Ты блогер, по этому тебя и спрашиваю. Долго выбирал:
- В теме.
- Умеешь писать.
- Не струсишь, увидев меня.
Честен, от природы…

- Так я не тысячник. Непроизвольно перебиваю его.
- Мы этот ваш вопрос решим, ты на мои отвечай.
О менеджере, мне очень интересно.

- Впервые с начала его появления, посмотрел на него внимательно. Лет семьдесят, и шинель не новая. Есть он или нет его сейчас в гараже, а проблема точно есть.
Стране нужен Сталин. Почему?

Положил дрель на место. Подошел к столу. Налил и выпил стакан вина медленно.

Смотрит за мной внимательно. Не торопит. Понимает, не готов я так вот с ходу…

А я готов. Скажу, что думаю. Это старая моя тема. Менеджер!
Усаживаюсь удобно. Приглашаю его к столу. Наливаю вина. В голове у меня уже легкий туман…
- Не менеджер Вы товарищ Сталин и никогда им не были.
Вы вождь, а это несколько разные вещи.
Это на фоне сегодняшних властей хорошо смотритесь. Хотя откуда эти рассказы о эффективном руководителе, могу объяснить.

Руководителем Вы всегда были не очень сильным, можно и так сказать.
И не надо мне возражать. Меня понесло. Просили- слушайте!
Вождь Вы гениальный, а руководитель не очень!

И началось это все в Царицыне.
Армии у Вас настоящей не было. Партизаны Ворошилова, к примеру.
В тылу, на складах, на транспорте – русское разгильдяйство, вперемешку с саботажем.
И предательство в штабах.

Тогда вся Россия, было как слоеный пирог, красное с белым.
И полное незнание, неумение и не понимание- что делать.
И ясное понимание, сдадите Царицын- конец большевикам! И лично Вам!

- Вот сейчас, правильно говоришь. Прервав меня, как то хрипло сказал бывший вождь.
Первые расстрелы, это от отчаянья. Что то делать надо было!
Сталин задумался. Взгляд его ушел куда то далеко, далеко. Молчание.

- Я продолжу. Прерываю паузу.
Расстреливали белых, а дисциплина выросла в красных войсках, на складах, на железной дороге.
Расстреливали не виновных, а предательство прекратилось. Враги не изменились, но в атмосфере страха им действовать стало трудно.

- Да, да! Глаза его вспыхнули. Там где расстреливали одного, стали ставить к стенке пять!
Тыл заработал!
Войска стали управляемыми!
Разведка белых ослепла! Он снова замолчал и тут же резко.
А ты откуда все это знаешь?


-Цех, Иосиф Виссарионович. Инструментальный цех в городе Черкесске.
Зеленые, рысьи глаза внимательно, в упор, смотрели на меня, а я продолжал.
Проблемы у нас с Вами были одинаковы:
У Вас, развитие страны.
У меня, развитие цеха.
И препятствия одинаковые…

- Люди! Резко прервал меня Сталин. Других нет!
Поднялся со стула, повернулся вокруг себя, почему то притопнул, улыбнулся в усы и как то в бок спросил: « Тоже расстреливал?»

-И я поднялся, какой он маленький, подумалось, и снова сел…
Спрошу я его об этом. Он же этим пользовался, применял. Но как?

Иосиф Виссарионович, извините, что сижу…
- Ничего, ничего, давненько на ногах не стоял, приятно. Продолжай.

- Это трудно выразить словами… О Фрейде, о подсознании, конечно знаете…Меня интересует…
Я называю это групповым подсознанием…Вы если можете…Как Вы это понимаете…Извините, не четко…

-Говори, за этим и пришел.

- Вождь отличается от прочих королей, президентов и секретарей, пониманием группового подсознания.
Он чувствует его, умеет его направлять и формировать.
Вы были Великим вождем! Сформировали наше групповое подсознание на сорок лет.
Вас не было сорок лет, а люди шли по указанному Вами пути.

Под групповым подсознанием – понимаю внутреннею потребность , заставляющую поступать именно таким образом, отбрасывая все остальные варианты…

- Ага. Глаза его снова вспыхнули.
Дошли и до этого!
И уже пользуетесь?
Где?
Не заметил!

-Нет, это только я…, в цехе.., но Вы, как это называли? Как понимали?
-Сталин, уважительно, по моему, впервые за нашу встречу, посмотрел так, и начал.

-Многие, как и ты уверены, Сталин начинался с расстрелов, с Царицына.
Да, в Царицыне я нашел способ формирования, как ты говоришь- группового подсознания!
А начиналось это много раньше! Лет мне 13-14 было.
Видел, как пасут отару овец?
Молодую отару?
Как собаки себя ведут, как пастухи?
И как старая отара идет?
Молодых овец надо кусать, что бы они шли, куда надо!
А старые сами идут!

Вот с тех пор я и думал об этом. Как заставить людей идти туда ,куда я хочу?
И способ я нашел только один.

-Собрать вместе.
- Поставить во главе, того, кто ведет. О нем отдельный разговор.
-Тех, кто не хочет идти…Кусать! И улыбнулся.
-И спустя несколько лет, они идут туда, куда надо и нерадивых уже сами подгоняют.
- И чистить! Все время чистить! Не давать внутри моего большого стада, появляться чужим- маленьким.
Все организации давить в корне! И рукой провел, как отрезал!

Остановился, задумался на секунду…
Получается, если больно кусать и хорошо чистить в начале, на сорок лет хватает?

- Товарищ Сталин, а Америка?
Идут сами в нужную сторону и не кусаются.

- Не правда!
Разница есть, согласен.
Мы выросли из одного большого государства. Идем большой стаей и кусаем больно.
Они выросли из Европы. Много маленьких государств. Много маленьких укусов.
Разница только в этом.
А сторона всегда одна.
Выиграть…с наименьшими потерями!

- Так потери были колоссальными!

- Значит в чем то ошиблись!...

Слушал тяжелые, медленные слова Сталина и смотрел в стакан с вином.
Поднял голову, Сталина в гараже не было.
Нет, так нет. И я продолжал разговаривать сам с собой. Он то ушел, надолго?

Все его достижения списывают на количество жертв.
А если дело в качестве? Он знал, как надо! Умел! У одного получилось, значит и у другого получится.
А количество жертв, дань нашей отсталости, восточной культуре.
А без массовый расстрелов можно?
А если большая стая, в которой организовано правильное кусание, самый эффективный способ развития общества?

Убрал со стола, закрыл гараж и пошел домой. И по дороге думал о разговоре в гараже.
Что это было, кто это был… разве это важно.
Важно, что с нами будет?
Что?