Экскурсия к гнезду дрозда

Скорлупин Иван Федорович
ТОПОЛЬНИК, этот небольшой островок на Ануе, стареет и хиреет, там почти неинтересно гулять, но бывают моменты, когда внутренний голос настойчиво подсказывает: сходи – не пожалеешь!

СОЛНЕЧНЫМ весенним днём, когда в комнате стало находиться в тягость, отправился я бесцельно побродить по островку, прихватив с собой фотоаппарат. Возможно, так и вернулся бы ни с чем, но на выходе из топольника встретил знакомого. Поговорили немного ни о чём, и вдруг он интересуется, хочу ли я сфотографировать гнездо дрозда.

- Я, - сказал собеседник, - знаю три гнезда, но тебе покажу только одно, да и то в надежде, что ты никому о нём не скажешь.

Я твёрдо пообещал никому о гнёздах не говорить, и мы пошли в обратном направлении. Пробираясь сквозь чащу, знакомый рассказывал:
- Я время от времени приближаюсь к гнезду, и тогда дрозд бросается на его защиту. Посмотри, сколько кустов кругом, а птица поднимается надо мной, зависает и, извини, гадит прямо на голову. До того меткая… Мелкая пташка, а за детей готова драться даже с человеком. Но я не трогаю гнёзд, да и тебе рассказал только для того, чтобы ты смог сфотографировать; пусть люди посмотрят. Подойди на минутку, а потом затаись неподалеку, птица успокоится и вернётся в гнездо. Нельзя, чтобы она надолго слетала с яиц – остынут, и птенцы не выведутся.

ГНЕЗДО ОКАЗАЛОСЬ среди веток, в каком-нибудь полу-метре от земли и было свито из сухих прутиков, стебельков и другой лесной растительной мелочи. Внутренность была аккуратно выложена сухими листочками травы. И лежали пять крохотных пёстрых яиц! Вечерние солнечные лучи полностью освещали гнездо, и это было как нельзя кстати: не надо передвигать яйца из тени. Так это же и хорошо! Я кружусь вокруг гнезда, делаю кадр за кадром – чтобы сфотографировать наверняка.
Выждав минуту-другую, знакомый поторопил меня, показав на мечущуюся неподалеку птицу:
- Достаточно! Посмотри на дрозда – видишь, беспокоится. Пора нам возвращаться. Сегодня пять яиц в гнезде, а завтра, возможно, появится и шестое. Только бы никто не разорил – у нас такое вполне может случиться. Потому и держу в секрете месторасположение. А сам люблю наблюдать со стороны за птицами – успокаивают мои нервы.

Возвратившись домой, в энциклопедии Альфреда Брема «Жизнь животных» нахожу описание гнезда дрозда и поведение птицы при угрозе. Подумалось с иронией: наш дрозд свил гнездо точно по инструкции – в книге один к одному все сходилось с тем, что я видел на островке.

А вот как описано поведение птицы при возникновении опасности: «На неприятеля, приблизившегося к их гнезду, дрозды смело набрасываются и стараются запугать его: если это не удаётся, то они прибегают к хитрости, притворяются больными и хромыми, как будто с трудом прыгая по земле, и стараются завлечь врага подальше от гнезда.

ТЕПЕРЬ не опасно рассказывать о походе к гнезду, поскольку птенцы уже давно вывелись, оперились и летать научились самостоятельно.