Из архивных разысканий

Алекс Нефедов
В целях борьбы с плагиатом, выкладываю главу из моей новой книги "Жизнь во благо Отечества". Она посвящается 200-летию памяти просветителя Н.И.Новикова и  через два-три месяца выйдет в свет в издательстве "Академия- XXI"

Из архивных разысканий: Новиков и филокартия

   Изучение самых различных документов, находящихся в богатейших отечественных архивах – занятие, чем-то напоминающее работу следователя или… аудитора. Порой простое сопоставление на первый взгляд одних и тех же фактов, изложенных разными свидетелями в разных источниках – например, в частном письме и в официальном отчёте, раскрывает любопытную подоплёку иногда судьбоносных событий. А чтение военных реляций XVIII века, донесений с полей сражений, отчётов всяких квартирмейстеров и иже с ними тыловиков, иногда приводят в полное недоумение. Например: в поход отправилось 10 тысяч солдат и офицеров, в течение месяца в боях участвовало 8 тысяч, погибло 7 тысяч человек и 10 тысяч лошадей, а продовольствия было доставлено для 12 тысяч человек и фуража на 12 тысяч лошадей на два месяца вперёд. Не кажется ли вам, что с этой статистикой далеко не всё в порядке?
   Так и с портретами Николая Ивановича Новикова, история изучения которых так оригинально изложена в предыдущей главе. Много ещё вопросов остаётся разрешить тем, кто придёт на смену нынешним исследователям новиковского наследия вообще и его иконографии в частности. И сегодня специально для них, - будущих историков и архивистов, библиографов и краеведов, писателей и журналистов автор этой книги делится любопытным наблюдением, внятное объяснение которому пока еще мною не найдено. Итак…
   В справедливости крылатой латинской поговорки: «Qui quaerit, reperit»  - «Кто ищет, находит» наверняка убеждался, и не раз, каждый, кто предпринимал тщательные, упорные поиски различных нужных документов или информации в библиотеках и архивах. Но справедливо и ещё одно правило: в процессе поиска одного в архивах можно обнаружить и множество другого любопытного материала. Нередко случается так, что исследователь меняет даже тему своей будущей статьи или книги, обнаружив вдруг такое… Автор этих строк с намеченного пути не свернул, но на некоторое время стал… филокартистом поневоле. Оказалось, что в таких архивах, как Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) или Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), хранится немало различного изобразительного материала, непосредственно относящегося в Н.И.Новикову. Нигде и никогда мне ещё не приходилось встречать столько портретов просветителя в виде почтовых открыток, различных карточек и т.п. Когда я заинтересовался этой темой, то выяснилось, что на протяжении двух веков после смерти Новикова его изображение тиражировалось бесчисленное количество раз. И не только в дореволюционных книгах или газетах и журналах, типа «Нового времени» и «Русских ведомостей», «Живописного обозрения» и «Нивы», где каждые пять - десять лет отмечались юбилеи и дни памяти просветителя. Его портреты расходились по империи на открытках, в виде лубков, литографий и гравюр.
   В процессе изучения этого вопроса мне даже совершенно случайно посчастливилось приобрести на аукционе дореволюционную открытку в идеальном состоянии с изображением моего кумира. Вскоре моя коллекция пополнилась открыткой современной, выпущенной в 2012 году. Художник Николай Еремченко создал целую аллегорическую композицию на тему «Новиков – просветитель». Следом из антикварного магазина в мою коллекцию перекочевала дореволюционная литография достаточно известного портрета Н.И.Новикова работы Д.Г. Левицкого из собрания Русского музея.
   Любопытный крупноформатный гравированный портрет, оттиснутый на дорогом пергаменте, мне удалось увидеть в ОПИ ГИМ. За основу изображения здесь также взят портрет работы Левицкого. Лист украшает изящная надпись «Издание I. Кнебель».
   А теперь о моих находках в РГАЛИ: Фонд №1270,  опись №2, ед. хр. №2
   Чёрно-белая  открытка на фотобумаге. Надпись внизу на белом фоне: «63.Н.И.Новиковъ». На портрете в левом нижнем углу маленький круг (эмблема белого цвета) с летящей птицей (ласточка?) под которой заковыченная аббревиатура  старославянским шрифтом «ХБ» («ХВ»?). На обороте открыточные линейки.
   Гравированный, хорошо узнаваемый черно-белый портрет с текстом под подписью «Н. Новиковъ»: «Ник. Иван. Новиковъ, выдающийся деятель Екатерин. Эпохи (1744 – 1818) Изд. журн. «Трутень», а также и др., въ которыхъ обличалъ дурныя стороны рус. жизни, а въ особенности крепостн. право, служилъ и словомъ и деломъ просвещению, изобличая гниль нашего государственнаго строя. Основалъ «Дружеское ученое общество». Въ 1792 г. Общество было закрыто, члены привлечены к суду, а Новиковъ посаженъ въ Шлиссельбургъ. Освобожденъ он былъ только при Павле 1.». На обороте открыточная линейка. Вверху по центру красным цветом напечатано в две строки: «Почтовая карточка./ Carte postale – Post card. В правом верхнем углу красная круглая эмблема. По кругу надпись: «изд. совр. худож. произв.» . В центре эмблемы два перекрещивающихся флага в центре которых вензелеобразная буква «Р». На полотнище правого флага на красном фоне белая буква «Н», на левом флаге – «Ю». Под флагами полукруглая надпись «торгов. знакъ». По центру карточки перпендикулярно надпись в две строки, разделенные тонкой двойной волнистой линейкой (всё красным цветом) : «Издание Ю.Ю.Резникова» / «П-градъ. Пет. Ст.Б-пр. 17. т. 1-82-29». В правом верхнем углу вертикальный квадратик красного цвета пунктиром для наклейки марки. В правом нижнем углу вертикально красным центом напечатано: «* Перепечатка воспрещена». Моё предположение: открытка была отпечатана в 1918 году, когда отмечалось 100-летие памяти Н.И.Новикова.
…На картонном паспарту формата немногим более А4 серовато-голубого цвета наклеено фото размером примерно 15 х 20 см. Верхняя часть фото обрезана в виде полукруга. Фото с портрета Новикова работы Левицкого. Под фотографией на паспарту фирменное тиснение. Каллиграфическим шрифтом оттиснуто в две строки: «К. Фишеръ /бывш. ДЬЯГОЕНКО Москва». Ниже фиолетовыми чернилами  стилизованная подпись «Новиков». На обороте паспарту пометки архива. На листе использования документа,  среди других  подписей, заметил хорошо знакомую: «13.03.1981. В.Болдин». Славный ступинский краевед Валерий Иванович Болдин посвятил многие годы изучению новиковского наследия. Вспоминая его сегодня, мы отдаём дань уважения этому неутомимому исследователю.
…А между тем, пока версталась эта книга, открытки с изображением Н.И.Новикова продолжали «находиться». Как продолжают приоткрываться новые архивные папки, отыскиваются новые удивительные документы. И эти факты наводит на очевидную мысль: изучаемая нами Тема – неисчерпаема. Да, биография любого человека, каким бы великим он ни был, заканчивается. И заканчивается она неизбежно …плохо. Но начинается посмертное существование ушедшего в мир иной человека: жизнь в памяти людей. Память о Николае Ивановиче Новикове существует уже два века. И пусть эта небольшая книга станет не просто маленьким мостиком, соединяющим прошлое с настоящим, а передаст будущим поколениям эстафету Памяти. Светлой памяти о «ревнителе русского просвещения».