Какие времена, такие и нравы

Георгий Иванченко
Посмотрел я тут на днях на титанические усилия Силуанова по оправданию очередного грабительского шага правительства под названием ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА.
Да что за люди у нас во главе министерств, ведомств, правительства и государства? Как будто с другой планеты или, по крайней мере, с противоположной стороны земли, которые по отношению к нам как бы вверх ногами. Что общего у них в становлении, развитии, воспитании – у этой генерации гайдаро-чубайсов?
Подумал, сопоставил и, кажется, кое-что выявилось: все они (возможно, за редким исключением) никогда не работали в производственных коллективах, им глубоко чужд и органически неприязнен процесс созидания материальных ценностей. Для них источник ценности торговля природными богатствами, финансовые спекуляции, банковские махинации, налоги и пошлины,  страховые фонды.  Источник  богатства они видят в фискальных органах государства, снимающих  дань с бизнеса и населения.
Типичный трудовой путь этих баловней судьбы – гуманитарный вуз, лаборатория, отдел, департамент, министерство. Характерно, что сейчас при формировании кадрового состава государственных и муниципальных управленческих структур  базовым образованием для претендентов считается юридическое. Что в нем принципиально ценного для государства? Пожалуй,правовое укрепление и сохранение существующего строя с его нормами, порядками и обычаями. При басманной правоприменительной практике в каждой  конкретной ситуации.
Такие времена, такие нравы. В научно-практическим обороте появляется сравнительно новое понятие – финансиализированный капитал.  В чем его смысл?  Финансовый капитал появился как результат сращивания банковского капитала с промышленным, где последний играл если не ведущую, то весьма значительную роль. Пережили этап государственно-монополистического капитала, когда его масштабы вышли на уровень национальных. И вот – финансиализированный. Не уверен, что термин удачен, но налицо новое качественное состояние, появившееся на базе произошедших  количественных изменений. Капитал окончательно оторвался от производственной базы и вышел за правовые и территориальные ограничения государства.  В этом суть расползающихся по оффшорам российских капиталов при убогости госбюджета и нищете населения. В этом истоки драмы Трампа, который пытается восстановить утраченный финансовый суверенитет как главный рычаг могущества американского государства.
В этих качественно новых характеристиках современного капитализма  кроются истоки действующих требований к кадровому составу обслуживающих его структур.  И ничего личного.
Тут как-то завязалась мини-дискуссия: кто такие современные коммунисты?  Сказать просто, что это хорошие люди, которые любят свою родину СССР и Россию и хотят счастья своему народу, явно недостаточно. Потому что так сказать о себе могут представители других политических сил страны, разве что исключив СССР. Об идейной основе или классовых корнях тоже трудно говорить в условиях  идеологической неразберихи и того броуновского движения, которое характерно для российского социального котла.  Рискну высказать свое мнение: наряду с известными идейными и организационными принципами марксизма-ленинизма коммунистов объединяет романтика и психология созидательного труда на благо своего народа, уважительное отношение к труду, высокий  профессионализм в избранной сфере деятельности. Здесь корни социальной и экономической политики коммунистической партии, истоки трудовых и боевых побед советского народа.
Эти идеи нашли выражение в сталинских лаконичных и выразительных формулировках.  Труд в СССР дело чести, доблести и геройства. И жесткого предупреждения:  кто не работает, тот не ест.
Конец социализма и советской власти был положен изъятием из конституции страны положения об обязательности труда для всех трудоспособных граждан и гарантии занятости для каждого. На радость лодырям, тунеядцам, пьяницам и бездельникам работать стало не обязательно.   По крайней мере, пока холодильник не опустеет. 
Одним из аргументов антикоммунистической пропаганды остается тезис: если придут опять коммунисты к власти, то заставят всех работать. Для кого-то страшнее некуда. Лучше развал и деградация.