Комментарий на книгу пророка Иоиля

Николай Старовойтов
Книга пророка Иоиля: общее
«Одарённый живым воображением, пр. Иоиль написал свою книгу особенно чистым и изящным языком.»[1].
«Пророк Иоиль (евр. Joel jehovah el означает «Иегова есть Бог»), как видно из надписания его книги, был сын Вафуила (евр. pethuel). Никаких других сведений о лице пророка и обстоятельствах его жизни не сообщается ни в книге самого Иоиля, ни в других памятниках библейской письменности. В Библии упоминается несколько лиц с именем Иоиля (1Цар 8.2; 1Пар 5.4, 12 и др.). Но ни с одним из этих лиц нельзя отождествить Иоиля, писателя пророческой книги, как нет оснований также отождествлять вместе с раввинами Вафуила (pethuela) отца Иоиля, с Самуилом или с упоминаемым в 1Пар 24.16 начальником 19-й священнической чреды Петахией. Некоторые исследователи на том основании, что в кн. Иоиля неоднократно упоминается о священниках (Иоил. 1:9, 13, 2:17), о храме (Иоиль 1.9, 14, 16, 2.17) и о жертвах, делают заключение о принадлежности пророка к священническому сословию. Но в речах пророков, которые были стражами теократии, подобные упоминания вполне поняты и без предположения принадлежности пророка к священству. У церковных писателей (Епифания и Дорофея) сообщается предание, что Иоиль происходил из Рувимова или Гадова колена и жил в городе Вефаране или Вефаре за Иорданом. Но и это предание не имеет ручательства за свою достоверность. Из самой кн. Иоиля скорее следует то, что пророк проходил свое служение в царстве иудейском и именно в Иерусалиме (Иоиль 1.9, 13, 2.1, 15) так как речь его обращена к сынам Сиона, к жителям Иудеи и Иерусалима.»[2].
Поводом к пророчествам было двойное бедствие: тучи саранчи, налетевшие на всю землю и уничтожившие всё и продолжительная засуха, которую пророк счёл серьёзным предостережением Божиим.

Период времени
«Время жизни и деятельности пророка Иоиля определяется исключительно на основании содержания его книги. Но это содержание не везде ясно и не заключает в себе каких-либо характерных и вполне точных исторических указаний. Отсюда вопрос о времени жизни пророка Иоиля и происхождении его книги является спорным и решается неодинаково как в западной литературе, так и в нашей. Иоиля считали современником Ровоама (Карл, Пирсон), относили его деятельность к первым годам царя иудейского Иоаса и именно, к 868–838 гг. (Креднер, Эвальд, Гитциг, Орелли, Добронравов, Юнгеров), ко времени Иеровоама II-го, когда проходил свое служение Амос (Шмолпер, Кнабенбауер, Покровский), к периоду послепленному (Гоонакер) и именно к VI в. (Шольц), к средине V в. (Гильгенфельд, Кьюнен, Меркс), к концу V и к началу VI в. (Новак, Велльгаузен, Марти). Новейшие исследователи книги Иоиля обыкновенно относят время жизни пророка и происхождение его книги ко времени послепленному.»[3].
Мы можем однако считать, что он жил в более раннюю эпоху, вследствие тех доводов, которые в 1831 году были особо выдвинуты Креднером:
Иоиль говорит только о старых врагах Израиля: филистимлянах, финикийцах, едомитянах и египтянах (3,4.19). Он не упоминает ни сирийцев (о которых говорит зато Амос), ни вавилонян и ассирийцев. Если эти народы уже в его время были бы угрозой для Израиля, то он наверно назвал бы их. Из этого можно заключить, что Иоиль по всей вероятности жил до пророка Амоса.
Иоиль не упоминает, как уже сказано, нигде о царе Израильском, но несколько раз о священниках (1,9,13; 2,17) и старейшинах (1, 14; 2, 16). Это позволяет заключить, что в его время правление было главным образом в руках священников, и по всей вероятности, что он жил во время опекунства богобоязненного священника Иоада над юным царём Иоасом, его племянником.
Цитаты в книге пророка Иоиля не должны быть непременно заимствованиями из книг других пророков, напротив: мы скорее склонны считать, что Иоиль написал оригинал, а другие пророки черпали из его книги. На основании этих утверждений мы считаем, что Иоиль писал во время правления священника Иоадаса, т.е. во время детства царя Иоаса.

Составитель
Книга является произведением опытного писателя. Её стиль совершенно правилен и язык абсолютно чист, безо всякого следа упадочничества, что также служит аргументом против времени после пленения. Книга представляет собой литературное целое. Как еврейское, так и христианское предание считает сочинителем её пророка Иоиля. Новый Завет подтверждает это (Деян.2: 16).

Содержание
Пророк Иоиль рассматривает ужасное нашествие саранчи и связанную с этим дороговизну как наказание Божие и обращается поэтому к народу с призывом к покаянию. Однако его пророческий взгляд видит дальше, чем ближайшее время, и познаёт в этой катастрофе образ грядущего, ещё более ужасного Божьего суда, который он называет «день Господень». Во второй части своей книги Иоиль описывает благословление Божие, на которое может надеяться народ, если он покается.
Возвещение Иоиля ясно указует на слова Петра в день Троицы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас (дословно "пусть каждый из вас погрузится (в воду)") во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Святого Духа» (Деян.2: 38).

Разделы
Историческая часть, гл.1:1- 2:17
1.Факт разорения гл.1:1-20
Положение.....гл.1:1-4
Воззвание.....гл.1:5-14
к пьяницам 5-7, к молодой жене-Сиону 8-10, к земледельцам и виноградарям 11-12, к священникам 13-14
Мольба.....гл.1:15-20
опасение 15, размышление 16-18, надежда 19-20
2.Средства разорения гл.2:1-17
Положение.....гл.2:1-11
Неотвратимое нашествие саранчи
Призыв.....гл.2:12-17а
Призыв к покаянию 12-14, призыв к молитве 15-17а
Мольба.....гл.2:17б
Пророческая часть гл.2:18- 3:21
1.Обещание предстоящего благословения гл.2:18-27
Поворот обстоятельств.....гл.2:18-20
Возобновление радости.....гл.2:21-27
2.Обещание грядущего благословения гл.3:1-21
Начало.....гл.3:1-4
Мощное воздействие Божие
Продолжение.....гл.3:8-18
Полное поражение врагов
Завершение.....гл.3:18-21
Возродившийся и укрепившийся народ

Ключевое слово: Обещание

Символика
День разорения гл.1:1-12
Образная картина «дня Господня», как дня суда и уничтожения, который наступит для народов.
Тучи саранчи
Образ вражеских войск как воинов, заполняющих и уничтожающих всё на земле.
День благословления 3:1-5
Указание на нисшествие Духа Святого на Троицу (Деян.2:16-21).

Особый признак
Особым признаком можно назвать возвещение всеобъемлющей любви Божией. Иоиль познал, что любовь Бога охватывает всех людей и что спасение не только для евреев, но и для всех, призывающих Имя Божие (3:5). Эта мысль была для евреев так же нова, как и непонятна, поскольку они до тех пор верили, что они одни избраны Господом. Пётр ссылается в своей проповеди на Троицу на это обещание (Деян.2: 39), и Павел развивает его дальше в своих посланиях.

Разное
Практические поучения
Бог использует природные явления, чтобы уяснить Свои мысли людям.
Каждое несчастье, каждое страдание, которое постигает нас, служит вестником Божиим с определённым заданием для нас.
Господь, прощающий нас, может возместить нам за то страдание, которое было вызвано нашей виной (2:25).
Обещания Божии
Прощение.....2:13
Сохранение..2:18
Победа..........2:19-20
Благосостояние...2:21-24
Возмещение..2:25
Блаженство...2:26-27
Полнота духа..3:1
Спасение..........3:5
Условие: Обращение 2:12-13
Гарантия: Милосердие Божие 2:13б

Толкование: Комментарий
Главы 1:1-2:27: Наказание саранчой
Необычайное нашествие саранчи было причиной страшного голода, после которого последовала долгая засуха, опустошившая землю. Саранча эта служит напоминанием и символом саранчи в Откр.9:1-11.
Иоиль 1:1. Слово Господне, иже бысть ко Иоилю сыну Вафуилеву.
«Пророк говорит, что было к нему слово Божие, дабы мы дали веру пророчеству, были твёрдо уверены и надеялись, что предвозвещённое во всяком случае придёт в исполнение. В этом уверяет нас и Сам Спаситель, говоря: «словеса... моя не мимоидут» (Мф.24:35), потому что истина не есть что-либо лживое, и что Бог скажет, то, без сомнения, окажется справедливым, ибо Он есть «уставляя глаголы раба своего, и советы вестников своих истинен творяй» (Ис.44:26). Итак, весьма искусно и мудро снискивает доверие слушателей, ясно высказав, что ни перед кем он не будет лжецом или предлагающим внушение собственного сердца, но будет говорить в духе, от уст Господних (Иер.23:16). По необходимости упоминается и Вафуил, чтобы не подумали о ком другом помимо самого Иоиля, так как, без сомнения, многие назывались этим именем, но не все происходили от Вафуила. Итак, имя Вафуила, как я полагаю, прибавлено для достоверности.»[4]
Иоиль 1:2-4
Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? 3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: 4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки.
Четыре разных названия в Иоиль 1:4 говорят о разных видах насекомых или разных стадиях их развития. О очищении народа Израиль наказаниями, вплоть до его ''великого бедствия'' в 70-м году н.э.
Смотрите: Амос.4:7,9,10,12; 5:17; 8:1,2. Матф.23:29,31-36. Амос.9:8,10. (см. Иоиль.2:18,25).
Иоиль 1:5
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!
О отступниках от Моисеева Завета, старейшинах Израиля. [''виноградник'', это дом Израиля. см. Исаия 5:7].
Смотрите: Исаия 28:1,7,12,13; 65:8,13-15. (Матф. 21:41,43,45).
Иоиль 1:5-7
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! 6 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы. 7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал её догола, и бросил; сделались белыми ветви её.
О войске Господнем, -образной саранче; т.е. пророках, несущих осуждение народу Израиль... В Ис.5:7 мужи Иуды сравниваются с виноградной лозой. Наибольший из пророков [образ Моисеева Завета, ''детоводителя к Христу''], Иоанн Креститель, ел саранчу [и мёд]; в предзнаменование осуждения Израиля (см. Матф.3:4,7,10. [так же Иез.3:1-3.]). Проклятие смоковницы, Христом Иисусом, было так же пророческим образом - осуждением. (Марк.11:13,14.).
Смотрите: 1 Пар.12:8,15,16,18. Ис. 5:1,7. Матф.23:34,35,38. Ос. 6:5,7. (Ис.66:6.). Деян.5:12,14,17,28. (Дан.10:14.). Откр.6:9,11; 11:3,6. Откр.9:1,3,4,7,8,11; Откр.20:1; 18:1,2,6,24.
Иоиль 1:8-12,16,15
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей! 9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. 10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблён хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. 11 Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, 12 засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло. 16 Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего - веселье и радость?15 О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придёт он.
В то время страну ещё украшали зелёные холмы. Земля в изобилии давала фрукты и зерно. Обширные пастбища покрывал ковёр сочной зелени. Но в то же время творились очень скверные дела. В Иерусалиме и в Иудее процветало поклонение Ваалу. Народ устраивал перед этим лжебогом пьяные оргии. (Сравните 2 Пар. 21:4—6, 11.) Потеря отношений с Всевышним Яхве, это потеря благословений и радости. Так же, истинного своего предназначения, т.е. смысла жизни, приносящей духовные плоды... О потере еврейским народом ''первых мест'' в Царстве Бога (Ис. 43:19-22,27,28.).
Смотрите: Ис.5:5-7,10. Марк.11:11-14,20,21. Луки 13:6,7; 3:9. Луки 23:26-29,31; 21:22.
Иоиль 1:18,14
Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. 14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
В данном месте Писания [стих 18]; паства, как образ народа Израиль (см. Иер.25:36,37.). О призыве к покаянию и надежде. [см. далее Иоиль.2:21,22.].
Смотрите: Иер.25:34,36. Ам.5:15-17. Иер.31:6,7. Рим.11:1-5. (см. Иоиль.2:23,25,27.).
Иоиль 1:20,14
Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни. 14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
Стих 20-й указывает на образ других народов, т.е. язычников, находящихся вне паствы Израиля (см. Ис. 43:20,21. Деян. 11:1-9,18.). О испытании гнева от Всевышнего.
Смотрите: (Иоиль.2:22.). Ис. 43:19-21. Иер. 31:25. Деян.11:1,4-9,18. Иоиль.2:32. Рим.10:12.
Глава 2.
1,11. Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок - 11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? / О разрушении Иерусалима в 1-м веке Н.Э. Смотрите: Малах.4:5. Матф.17:11-13. Иоан.11:47,48,53. Лук.23:27-30; 21:22-24. Дан.9:26,27 -В Синодальном переводе слово ''опустошителя'', - в оригинальном тексте Писания пишется как ''опустошаемого''.
1-6,10,11. Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. 3 Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошённая степь, и никому не будет спасения от него. 4 Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; 5 скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. 6 При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. 10 Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. 11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? / Разрушение блудницы Иерусалима, Римской империей в 70-м году н.э. - являлось пророческим образом. Это указывало на то, что Господь, как Царь царей через многочисленные народы накажет духовную блудницу Вавилон великий (см. Откр.16:12. Рим.13:4. Откр.17:12,16,17.). Смотрите: Ис.1:21. Откр.17:3,5,6,16,17. Иер.51:35. Откр.18:4,6. Иер.51:19,20,23,27. Ис.13:2-4. Откр.16:12; 9:16-18. Ис.13:7,8,19. (Откр.18:18,20,21.).
Какая армия (воинство) подразумевается в 2:11? Некоторые думают, что именно о нашествии саранчи говорится в Иоил. 1, но что и в 2:1-11 аллегорически описывается ещё более страшное "поражение" ею всей растительной жизни. В пользу такого мнения приводится несколько аргументов. Вот они: 1) Между главами 1 и 2 явно просматриваются литературные параллели (сравните 2:2,11 с 1:6 и 2:3 с 1:19). 2) Некоторые "детали" в 2:1-11 говорят в пользу буквальной саранчи, а именно: несметное количество нападающих (2:2,5), характер производимого ими опустошения (2:3), их способность "скакать" и "взбираться на высоту" (2:5,7), "помрачать", подобно тучам, небо (2:10). 3) Стих 11 ("полчища Его") и стих 25 ("великое войско Мое", отождествляемое с саранчой и т. п.) в главе 2, по-видимому, прямо ассоциируются между собой. 4) Всё это "воинство" или "полчище" обладает в 2:4-5,7 чертами буквального войска. Уподобление их друг другу (постоянные сравнения: Вид его как вид коней… как всадники… как бы со стуком колесниц… как сильный народ… в битве, как борцы… и как храбрые воины) как раз и свидетельствуют против "настоящей армии" в этом контексте, поскольку с настоящей армией вторгшиеся в землю враги сравниваются. В свете сказанного наиболее вероятным представляется следующее толкование: описание бедствия в главе 2 облечено в образы того, другого бедствия, которое представлено в главе 1. Пророк действительно предвидит вторжение в землю Израиля вражеских полчищ и уподобляет их полчищам саранчи. Последние являются для него не только образом (который у Иоиля сливается с изображаемым), но и провозвестником страшного дня Господня. Так, в главах 1 и 2 возникает взаимосвязь и преемственность "судов Господних", посредством образов и аллегорий подчеркивается их безпощадный характер. "Суд", описанный в 1-ой главе, совершился, а тот, что описан во 2-ой, грядет: полчища саранчи обрушились на землю, и новые полчища "саранчи" обрушатся на неё! Приведём несколько соображений в поддержку такого прочтения текста 2-х первых глав книги. 1) "Воинство", описанное в 2:1-11,20 названо "пришедшим от севера". Обычно стаи саранчи врываются в Палестину с юга или с юго-востока, а не с севера (хотя изредка они налетают и с севера или с северо-востока). Так что "пришедшим от севера" скорее всего названа "настоящая" чужеземная армия, тем более что исторические вторжения в Палестину, или те, что богословами отождествляются с событиями эсхатологическими, в Библии чаще всего описываются как "совершающиеся с севера". Это относится ко вторжениям в Палестину ассирийцев (Ис. 14:25,31), вавилонян (Иер. 6:1,22; 15:12; Иез. 26:7), а также армий Гога (Иез. 38:15). 2) В принципе, на древнем Востоке "имела хождение" аллегория саранчи применительно к вражеским армиям, и это говорит в пользу вероятности употребления её Иоилем в главе 2. 3) В Божиих проклятиях, записанных в главе 28 книги Второзаконие "нашествия" саранчи (Втор. 28:38-39) и вторжение враждебных армий (Втор. 28:25,32-33,49-51) "созвучны" друг другу. Ведь в обоих случаях гибли "плоды земли", питавшие её обитателей (Втор. 28:33,51 сравните с Ис. 1:7; Иер. 5:17). Подобная ассоциация возникает при сравнении Иоил. 1:9 с Иоил. 2:3. Приведём свидетельство из древности, которое содержится в ассирийском клинописном памятнике (722-705 гг.до Р. Х.,). Вот как описываются в нём последствия ассирийского нашествия: "Город Аньяштанию… вместе с 17 прилегавшими к нему городами я (Саргон) разрушил и сравнял с землей; я предал огню города и урожай на полях и сами поля. Их зернохранилища, полные зерна, я открыл для моих воинов, и все их безчисленные запасы были уничтожены. Животных из моих военных станов я выпустил, подобно саранче, на их луга, и они пожрали всю растительность вокруг, без которой названные города существовать не могут; равнина, на которой они стояли, сделалась пустыней" Поэтому в 2:1-11, по всей вероятности, подразумевается некая действительная армия, грядущая с севера, которая описана в образе всепожирающей саранчи, с целью подчеркнуть, что, подобно саранче, она явится орудием Божьего гнева.
12-16,19. Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. 13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? 15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. 19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. / О посте; как внутреннем, духовном очищении. Которое является залогом спасения. Смотрите: Ис.58:5-8,11.
12-17. Во многих культурах громкие вопли, плач и раздирание одежд - общепринятый способ выражения скорби. Для ветхозаветного Израиля эти действия, кроме прочего, означали глубокое раскаяние в отступлении от Господа. Внешние проявления покаяния могут быть действительно драматичными, если проистекают из искреннего сердца. Если же внутри ничего не происходит, внешние действия превращаются в безсмысленный обряд. Истинное покаяние рождается в сердце. За прожитые годы и я понял, что, если моё сердце удаляется от Бога, Он будет бороться со мной, чтобы привести обратно. Если я становлюсь гордым и самоуверенным, если чтение Божьего Слова и молитва начинают казаться пустой тратой времени, Бог выступает вперёд и берёт инициативу в Свои руки. Господь и до описанного в книге Иоиля воевал против избранного Им народа (Судей 2:15...). И с нами Бог будет сражаться не для зла, а для блага. Он даёт нам почувствовать горечь поражения, чтобы мы прислушались к Его словам: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоиль 2:13). Господь желает, чтобы мы исповедовали перед Ним свои грехи и получали прощение, чтобы любить Его и служить Ему всем сердцем, душой, разумением и крепостью. Что бы вы ни говорили Господу, пусть это будет от сердца. (Господи, даруй мне покаянное сердце, чтобы видеть себя так, как видишь Ты. Даруй мне благодать откликнуться на Твой благой призыв к переменам.) Господь желает слышать голос сердца. А наказывает Он не из гнева, а из любви. Не ждите, когда Бог объявит вам войну. Обратитесь к Нему скорей.
17-19. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. / О истинных священниках, -духовных иудеях (см. Матф.12:3,4,6. Евр.7:14,15; 2:11,13. Рим.2:28,29.). Только с кристально чистой душой, следует приступать к образному жертвеннику Бога. Смотри: Иезек.36:17,22,24-27,30. Иерем.31:28,33,34.
13,17,18,20. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. 20 И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное, и пойдёт от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал [зла]. / Спасение Иерусалима от Ассирийской империи, во время правления иудейского царя Езекии, являлось пророческим действием Бога Яхве... Этот образ, указывает на спасение истинных христиан, [духовных иудеев], во время конца нечестивого мира и правления последнего императора от дьявола. [т.е. ''царя северного'' - см. Дан.8:23-25; 11:45; 12:1.]. Смотрите: (4Цар.18:13,17; 19:1-4,20,35.). Дан.8:23,24; 11:35. Авв.2:3-5. Дан.7:25; 11:45; 12:1. Луки 17:5; 18:1-8.
2:21-27. Господь никогда не перестаёт трудиться над нами. Даже если мы натворили много зла и глупостей в прошлом, о чём жалеем теперь, выбор всё равно есть. Мы можем либо продолжать разрушать самих себя, а потом предаваться сожалениям, либо обратиться к Иисусу Христу, веря, что Он может восстановить разрушенное. Если мы будем постоянно искать Его помощи, Он обязательно проявит Свою милость. Некоторые последствия прошлых ошибок могут остаться, но мы всё равно можем быть уверены, что Бог приготовил благое и славное будущее для всех, кто верует в Него. (Господи, со смиренным и благодарным сердцем я прихожу к Тебе и полагаю перед Тобой своё прошлое. Преобрази мою жизнь, чтобы она стала приносить славу Тебе. Аминь.) Господь Бог никогда не перестанет творить чудеса.
21,22. Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. 22 Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесёт плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. / Описание образной картины, рисующей духовные благословения для других народов Земли. [Иоан.10:16. Еф.2:11-14.]. Смотрите: Лев.11:13,16,20,27. Ис.43:19-21. Деян.11:1-9,18. Еф.2:19. Иоиль.2:32.
23,27. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. 27 И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. / О том, что остатку народа Израильского [по плоти], первым принадлежит благословение от Всевышнего... О обещании благословений [см. Иерем.31:6,7,31. Иезек.37:1,12,13,24,26.]. Смотри: (3 Царств.17:1; 18:1,36-39,45. Колос.2:17.). Малах.4:5,6. Лук.3:2,3; 1:16,17. Рим.11:2-5. Иезек.34:23,26. Псал.71:6,7,13. Иезек.37:25,26,28. Иоан.7:37-39. Деян.2:1,14,36,38-42,47.
24-26. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. 25 И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. 26 И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. / О духовном пире для избранного остатка израильского народа [Рим.11:2-5; Рим.9:7,8.]. Смотрите: Ис.65:2,8,9,13,14; Ис.62:11,12; 55:2,3.
Главы 2:28-3:21: Грядущий день Господень
В Деян. 2:17-21 Апостол Пётр цитирует Иоиль 2:28-32, как указание на «тот день», в который он начал проповедовать. Это значит, что Бог заранее приготовил это предначертание евангельского века. Время это будет днём Божьего суда над народами (Иоиль 3:1-12). Для Иоиля эти суды казались судами над народами его времени: сидонянами, филистимлянами, египтянами и едомлянами (Иоиль 3:14-19). Более того. Произойдёт великая битва в долине Иосафата (долина Кедрон на восточной стороне Иерусалима [Иоиль 3:9-12]), о которой говорится в связи с «жатвой» (Иоиль 3:13),«долиной суда» (Иоиль 3:14), где возгремит Господь из Иерусалима (Иоиль 3:16), а «из дома Господня выйдет источник» (Иоиль 3:18) - всё это относится ко времени Святого Духа (Иоиль 2:28-32). Похоже что все эти пророчества относятся к христианскому периоду времени, в который Слово Божье, выраженное в проповеди Евангелия Христова и распространяемое благодатным влиянием Святого Духа по всему миру, будет серпом в великой жатве человеческих душ.
В описании "дня Господня" несомненно чувствуется воздействие традиционного представления о вмешательстве Господа в войны, которые изначально вёл Израиль. Но хотя это так, само выражение "день Господень" порождено бытовавшим на древнем Востоке верованием или убеждением в том, что царю, действительно могучему, по силам в один день начать и победоносно завершить целую военную кампанию. Таким образом выражение "день Господень" является в сущности идиомом, подчеркивающим быстрый и решительный характер победы Господа над Его врагами в любых обстоятельствах. В Ветхом Завете это выражение может относиться как к конкретному историческому событию, так и к битве конца времен (т. е. иметь эсхатологический характер), которой этот век завершится. Перечислим идеи и явления, ассоциировавшиеся с "днем Господним": 1) Порой это понятие подразумевало суд над Божьим народом, будь-то над Северным царством руками ассирийцев (Ам. 5:18,20), или над Южным посредством вавилонян (Плач. 1:12; 2:1,21-22; Иез. 7:19; 13:5; Соф. 2:2-3). Иногда этот суд изображался в контексте общего суда над народами (Ис. 2:12; Соф. 1:18). 2) Понятие "дня Господня" часто сопряжено с судами над языческими народами. Это могут быть их "взаимные суды" друг над другом (по воле Божьей): мидийцы "карают" вавилонян (Ис. 13:6,9), вавилоняне египтян (Иер. 46:10; Иез. 30:3); но могут быть и суды, как бы непосредственно совершаемые Господом, без ссылки на "земные орудия" (о суде над Едомом в Ис. 34:8-9). В то же понятие облекается эсхатологическое нашествие коалиции северных народов (Иез. 39:8). 3) С понятием "дня Господня" связывается надежда на очищение и "восстановление" Израиля (Ис. 61:2; Мал. 4:5), но и мысль о сопутствующем этому дню особом страдании для народа (Зах. 14:1-3). Нельзя в этой связи не заметить, что день Господень "включает в себя" на страницах Ветхого Завета несколько вполне конкретных "дней", а именно: падение Северного царства, изгнание иудеев в Вавилон, победу Вавилона над Египтом и падение Вавилонской империи. Все эти примеры Божьего вмешательства в историю являются прообразом её последнего периода, когда Господь покончит со Своими врагами в масштабах всей Земли, а Израиль восстановит. В книге пророка Иоиля с понятием "дня Господня" сопряжены все три перечисленных выше "элемента". В Иоил. 1:15 и 2:1-11 звучит тема "суда", нависшего над Израилем. Но пророк предвидит и "избавление" его (2:28-32). Теме суда над народами посвящена глава 3. Создаётся впечатление, что в своём восприятии и "трактовке" дня Господня Иоиль намеренно "сталкивает" события. Судя по другим книгам Священного Писания, "день Господень" предполагает и ряд других событий: 1) Враги Божьего народа, прежде чем они будут уничтожены, опустошат Израиль (Зах. 14:1-2). Это будет время бедствия для Израиля (Соф. 1:17-18 сравните с Дан. 12:1). Иисус Христос назвал его временем "великой скорби" (Матф. 24:21). 2) После того, как Бог уничтожит во Второе пришествие Мессии Своих врагов, "день Господень" станет временем благословений для Израиля (Авд. 1:15 сравните с Авд. 1:21). 3) По истечении этого периода нынешние небо и земля будут Господом разрушены, и новые небо и земля будут Им сотворены (2 Пет. 3:10,12-13); эти события также войдут в пределы "дня Господня".
13,15,28,29,32. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Вера в значимость снов была характерна для древности. Существовали святилища, в которых просители получали откровения или исцеления во сне. При этом с самых ранних времён сны разделяли на те, которые следует интерпретировать, и на те, которые никакого значения не имеют, поскольку вызваны естественными причинами (едой, выпивкой и т.п.) или же являются обманными (Можете сравнить: Гомер, «Одиссея»,19:562-567).)
29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. 32 И будет: всякий, кто призовёт Имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь. / О очищении, освящении и усыновлении Духом служителей Бога... Только в очищенном [освящённом] храме Соломона, мог пребывать Дух Бога Яхве (3 Цар. 8:10-12.). Это образ того, что только в Христианах с чистым сердцем, может пребывать Святой Дух. [см. Деян.7:47-50. Ис.66:1,2.]. Смотрите: Ос.6:2,3,6. (Матф.28:16.). Деян.1:4,14; 2:1,4,5,14-18,38,39,41,42,47.
30 (1-кровь). И покажу знамения на небе и на земле: кровь / Описываемый случай из Иоан.19:34. о том, что из тела Христа истекла кровь [ и вода], было знамением... Это указывало на то, что жертвенная кровь Господа, была ключом к искуплению, оправданию [и получению образной ''воды'', т.е. Святого Духа. см. 1 Кор.10:1,4. Иоан.7:37-39.]. Смотрите: Лев.17:11. 1 Иоан.1:2,7.
30 (2-огонь). И покажу знамения на небе и на земле: ... и огонь ... / Видимость как-бы огненных языков, на собравшихся в Иерусалиме, в Пятидесятницу первого века н.э. (Деян.2:3.), было знамением. Это указывало на то, что Церковь Христа была очищена Его кровью и страданиями. [см. Луки 12:49,50. 1Петра 4:12,13.]. Смотрите: Втор.4:1,36; 18:16-19. Мал.3:1-3,5. Луки 3:15,16. Зах.13:8,9. Дан.10:14; 11:35; 12:10.
30 (3-столпы дыма). И покажу знамения на небе и на земле: ... и столпы дыма. / Совершаемые знамения, и подаяние Святого Духа через Апостолов (Гал.2:9.); так-же, главным образом, Церкви 1-го века н.э. имеющие благословения (Деян.9:31.); являлись образными ''столпами дыма''. Это указывало на присутствие Бога (см. Ис.4:4-6; 32:1-4.). Смотрите: Исх.23:20,21; 14:19; 13:21. Иоан.8:12; 14:6,16,17; 16:13,14. Ис.4:3-6. Деян.9:31.
30(а), 31. И покажу знамения на небе и на земле: 31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. / Солнце и Луна будут небесным знамением того, что от Всевышнего Яхве и Его Небесного Иерусалима не станет духовного света. Это случится для тех, кто не примет Господа Христа и Его свидетелей-Христиан (Быт.37:9,10. Откр.12:1,5. Луки 21:25,26. Зах.14:12,13.). Смотрите: 1Иоан.1:5. Иер.13:16. Иоан.12:35-37. Ис.8:14,21,22. (Ам.5:18-20.).
31,32. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. 32 И будет: всякий, кто призовёт Имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь. / Девятая казнь посланная на Египет через Моисея -тьма; была пророческим действием (Исх.10:21-23.). Это указывало на то, что у противящихся Богу, будет отнят духовный свет от Всевышнего... В 32-м стихе слово ''всякий'' , указывает на то, что спасутся все те, кто с чистым сердцем будет искать Бога (Деян.17:26,27. Соф.3:8,9. Зах.13:9. Еф.4:13-15. Рим.10:9-13.). Смотрите: Мал.4:1,2. Ис.60:1,2,20,21. Рим.10:12,13.
Глава 3.
1,2.  Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, 2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.  / Контекст [2-я глава кн. Иоиля] указывает на то, что данные события произойдут после Пятидесятницы первого века н.э. Здесь имеются в виду духовные иудеи (Рим.2:28,29. Гал.3:7,28,29; 4:26-28.); так же говорится о времени признака Пришествия Христа (Лук.21:9-28.).  Смотрите: Откр.11:1-3,7,8. Дан.7:25,26. Откр.11:16-18. Зах.12:3; 14:13. Луки 21:28.
1,2,11,12. Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, 2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. 11 Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. 12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.  / Величие Всевышнего становится для нас наиболее  явным;  когда спасение уже может показаться невозможным, но осуществляется в неожиданном проявлении [с человеческой точки зрения]. Яркий пример этого,  спасение служителей Бога Яхве, во время правления иудейского царя Иосафата. Здесь ''долина Иосафата'', это образное состояние событий во время конца нечестивого мира. (смотрите так же кн. Иез. 38 гл.). Смотрите: (2Пар.20:2,3,14,15,22-24. 1Кор.10:11.). 1Петра 4:14,17. Откр.13:9,10; 17:3,5,6,14,16. Иер.30:7-9,23,24. Ис.30:27,28; 31:3-5.
4-8. И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, 5 потому что вы взяли серебро Моё и золото Моё, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, 6 и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их. 7 Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу. 8 И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдалённому;  / Поражение Давидом, филистимлянина Голиафа в голову; являлось пророческим действием свыше (1Цар.17:49,50.). Это указывало на то, что описывается в книге Бытие 3:15; о противостоянии детей Бога -и ''семени змея'', т.е. ''детей'' дъявола [Голиаф, который был ростом шести локтей - был образом дъявола и сатаны (Откр.12:7-9.)]... В данном месте Писания [кн.Иоиль], указанные племена, являются образом враждебных народов, конца нечестивого мира -по отношении к духовному Израилю (сравните: Деян.13:19. Откр.13:1; 17:10.).  Смотрите: (Иез.28:12,14,15,18,22,25,26. Рим.15:4.). Дан.8:23,24; 7:25. Откр.13:1,2; 17:12,13. Дан.11:31,37. Луки 21:24. Иер.25:15,16,29,31,32. 1Петр.4:17. Пс.149:2,6-9. Луки 21:10,11,15,26-28.
9-11,14. Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. 10 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: "я силён". 11 Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев.  / ''Блуд и убийство'' - нечестие и злоба; основные качества, за которые будут осуждены Всевышним все те, кто не изменится во время признака пришествия Христа (см. Откр.17:1,2,6; Откр.16:12-16. Иер.51:35,36,39,40.). Наказание свыше будет состоять в том, что народы, из-за трагических событий, потеряв здравомыслие [адекватное мышление], начнут истреблять друг-друга (см. Луки 21:25,26. Дан.12:1. Зах.14:12,13. Ам.5:19,20.).  Смотрите: (2Пар.35:20-22. 1Кор.10:11.). Матф.26:51,52. Откр.13:9,10; 16:13,14,16. Ис.30:27,28. Иез.38:3,4,8,16,18,21.
13. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.  / Хлеб и вино, означают Плоть и Кровь Христа... Здесь упоминается жатва пшеницы и виноград, как символы отмщения за вину человечества перед Всевышним, за кровь Своего Сына и Его свидетелей (Откр.6:9,10; 1:7.).  Смотрите: (Луки 22:19,20. Соф.1:17.). Откр.1:7; 14:14,19,20. Ис.34:2,3. Матф.13:39; 16:27.
 15,14. Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой. 14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!  / Ослепление жителей Содома (Быт.19:5,10,11.) было пророческим образом того, что развратный мир человечества лишится духовного света и видения за свои грехи (см. Ис.1:10,21; 29:13,14. Ис.8:14,21,22.).  Смотрите: Луки 21:25,26. Ам.8:8,9; 5:18,19. Соф.1:17.
16,17.  И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. 17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.  / Спасение Иерусалима Всевышним Яхве, во время правления иудейского царя Езекии (Ис.37:21-23,36.), было пророческим действием. Это являлось образом будущего спасения участников Небесного Иерусалима (Гал.4:26. Рим.2:28,29.), живущих на земле во время конца нечестивого мира (Откр.11:1,2. Дан.11:31,36,45; 12:1.).  Смотри: Иоан.4:21,23,24. 1Кор.3:16,17. Евр.12:22,23. Пс.47:3-8. Ис.41:1,2,5,25. Авв.2:3-5. Дан.11:44,45; 12:1.
18. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.  / О благословениях для тех, кто переживёт великую скорбь и конец нечестивого мира (Матф.25:31-34. Зах.14:8,9. Откр.7:9,14-17.).  Смотрите: (Откр.3:6. Иез.36:7-9. Гал.3:8,9.). Откр.7:9,14,17. Иез.47:1,8,12. (Откр.20:7.). Откр.21:1,2,22,24; 22:1,2.
19-21. Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их. 20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов. 21 Я смою кровь их, которую не смыл ещё, и Господь будет обитать на Сионе.  /«Ужасная судьба Едома и причина тому,- замечает Дейвид Хиггинз,- вполне ясны. Едому суждено стать безлюдной пустыней за его вражду к Израилю. (Интересно, что Иудее и Иерусалиму, напротив, пророк Иоиль предсказывает процветание, Иоиль 3:20). Все остальные предсказания относительно Едома лишь результат двух стихов из Иоиля (3:19,20). (...) В 34 главе книги пророка Исаии он предсказывает,- продолжает Хиггинз,- что на месте людей и их дворцов будут бродить дикие звери и расти сорняки. Путешественники, бывшие в Едоме, неизменно поражаются тому, как точно и всеобъемлюще исполнилось это пророчество.»[5] О наказании народов [Египет] и христиан-отступников [Едом] (сравните Откр.11:7,8.) за притеснение Христовых свидетелей (Евр.7:14,15; 2:11-13.). О очищении истинных христиан от грехов, через страдания (Иер.30:7,15,16.).  Смотрите: Откр.13:1,2. Дан.11:31. Откр.11:3,7,8. Авд.1,10-12,15. Откр.13:9,10. Авд.6,7,21. Откр.17:16,17. (Мих.7:9,15,16,19,20. 1Петра 4:17. Евр.12:3,4,6,11-13.).
Подобно книге Софонии, книга Иоиля предсказывает грядущий суд. И подобно книге Откровения, она говорит о великой жатве на Земле (Иоиль 3:13,14; Откр.14:15,16).
Источники автора [примечания]:
[1] Архимандрит Никифор (Бажанов), цит. по:  [2],[3] Профессор А.П.Лопухин, цит. по:  https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_36/
[4] Святитель Кирилл Александрийский, цит. по:  [5] Цит. по Джошу Макдауэллу (Evidence that demands a verdict by Josh McDowell).