Вариации на тему псковской тетрадки. ч. 4

Владимир Спиртус
    Через полчаса мы уже в Пскове. Собираемся, хотя бы бегло осмотреть его православные святыни. После Изборска Псков поражает  масштабами и своей разрухой.  Столько обшарпанных фасадов домов и древних святынь лично я никогда и нигде не видел.  В Ленинграде, где часто бывал в командировках, тоже встречалось много нищих, опустившихся людей и испитых лиц, но здесь – это просто немыслимо!
    Из недавно прочитанной вместе с Олей статьи  узнаем, что раньше в Пскове было более шестидесяти  церквей,  сохранились около сорока, а ныне действуют четыре. Нет – все древние храмы, конечно, охватить не получится. Это ясно. Начинаем с Кремля или Крома, как зовут его здесь: крепость и город начинались именно отсюда. Кремль находится на месте древнего Псковского городища, у впадения реки Псковы в Великую.
    Необычны для уха названия районов города, связанные с их расположением: Завеличье и Запсковье. Кстати, весьма характерно названы и многие частные сектора в Завеличье: Бутырки, Гнилище, Заболотье и т.п.
    Псков –  в средние века  он был не меньше Парижа и Лондона.  А полторы тысячи  лет назад  на его месте жило славянское племя кривичей, финно-угорские племена, скандинавы. Естественно, про те времена мало что известно. А вот к концу XV века. Кремль стал уже полностью каменной крепостью, и город защищали целых пять колец крепостных стен. Притом, внутри Крома никто не жил. Здесь только собиралось вече, хранились запасы продовольствия на случай осады. Примечательно, что Псков устоял во времена ордынского ига.
    Троицкий собор – и у него богатейшая история. Первое его деревянное здание  построили еще по приказу княгини Ольги, жены  киевского князя Игоря. Тот храм сгорел в первой половине 12 века. Второй Троицкий собор прославлен уже тем, что в нем Александр Невский молился перед началом Ледового побоища. До наших дней  дошел четвёртый собор. Он был закончен в конце семнадцатого века. Просто грандиозный храм! Огромный куб с  пятью главами. Позже пристроили к нему еще два придела.
    Сравниваю, конечно, с Киевом.  В Киеве издалека, особенно  с левого берега Днепра, видна колокольня Киево-Печерской Лавры. А в Пскове так, за многие километры, заявляет о себе Троицкий собор. Он здесь – доминанта и символ города.
   Внутри собора поражает семиярусный  иконостас высотой 36 метров. Не знаю, когда его последний раз реставрировали. Храмовая икона Св. Троицы предположительно XVI века, наверно, копия, но удивительно прекрасна. Радует множество старинных икон: в монастырях Киева в основном «новоделы».
                ***
   Познакомились с одной молодой женщиной. Наташа ее зовут. Она привлекла к себе  открытым лицом и интеллигентным, культурным видом. Расспросили ее  про древние храмы, до которых удобно добраться, тех, что недалеко от Крома  и   расположены близко друг к другу.  Наташа имеет высшее образование, лет семь назад была  в Киеве.   Мы записали, то, что она посоветовала. Это – церкви Петра и Павла с Буя, Михаила Архангела с Городца, Василия на горке, Церковь Николы со Усохи и  Одигитрии. Еще она подсказала, что стоит посмотреть Купеческие палаты  Поганкина.
   –  Да, нехорошая фамилия у этого купца, – говорю ей.
   – Есть версия, – отвечает Наташа, – что этот богатый купец вел дела с иностранцами. А их в те времена называли «поганцами». Вот и его прозвали  Поганкиным.
   – Да, мало ли как могло быть! Помните известный  романс: «Ямщик не гони лошадей…»? Насколько знаю, и глагол был такой  – поганивать. Может он из рода ямщиков был?
  Так этот вопрос мы и не решили…
  – Если хотите, – говорит Наташа, я  с вами обойду вокруг Кремля. О башнях расскажу, что помню. У меня есть еще время…
    – Конечно, хотим!
    Пройдя мимо Приказных палат, идем в сторону реки Великой.
  – Вот – Власьевская башня XV века, – показывает наша знакомая. Она построена в то же время, что и  Рыбницкая (Святых ворот). Когда-то неподалеку стояла тут церковь Святого Власия.
     Выходим на набережную.   
    –  Довмонтова или Смердья башня. Довмонт – храбрый князь такой был у нас в XIII веке.   Отсюда, кстати, на другом  берегу Великой  хорошо видна церковь Успения Богородицы с Пароменья. Она  построена  на месте, где была паромная переправа.  Храм несколько раз перестраивался.  Эту церковь любил  Иван Грозный и  дарил ей иконы в драгоценных окладах.
      Идем дальше.   
    – Кутья Башня, она заложена в 1400 году.  "Кут" означает  угол,   как и в украинском языке. Еще одно из  имен этой башни   – Кутний костёр. В  начале Северной войны она была наполовину разрушена.  А вот здесь, на месте, где река Пскова впадает в  Великую,  стоит Плоская башня или Плоскуша.  Две башни – Плоская и Воскресенская,  построены для защиты входа в реку Пскову.
   Через узкий проход попадаем снова внутрь крепости, на набережную реки. Средняя  башня стоит  именно посередине восточной крепостной стены. Она огромна:  кружится голова, когда смотришь наверх. Высота ее 30 метров.  Троицкую башню, еще называют Часовой.  На ней всегда размещались городские часы.
   – Башня Святых ворот имела другое старое название, продолжает Наташа.  Район на левом берегу Псковы под крепостными стенами  до Троицкого собора назывался Рыбники. Здесь с незапамятных времен располагался рыбный базар.  Были когда-то Рыбницкие ворота в крепостной стене. Над ними  потом была построена четырехугольная башня,  ее тоже стали называться Рыбницкой. Она не сохранилась.
                ***
    Тепло прощаемся с Наташей. На всякий случай обмениваемся адресами.
    Идем в ту часть Пскова, которая  раньше называлась Средним городом.  Постепенно, пользуясь подсказками, выполняем намеченную программу. Все храмы недействующие  и  в ужасном, плачевном состоянии.
   – Господи, – говорю Оле, – неужели хотя бы фасады древних церквей нельзя отреставрировать? Это ведь не такие деньги, как на полный капитальный ремонт… Позор просто! В Европе давно бы уже конфетку сделали…
     – А, что ты хочешь? – отвечает она. Кто сейчас думает  там  наверху об истории, о культуре? У них свои проблемы и разборки…
   Добрались, наконец, до Поганкиных палат. Здесь целый комплекс зданий в форме буквы Г: трехэтажное, двух и одноэтажное. Построены они  в XVII  веке из известняка,  покрыты побелкой. Главная ценность палат в том, что они  сохранили начальный облик. Обращаем внимание на  округлые арочные окна, неравномерно распределенные вдоль пространства стен. Интересно, зачем было так делать?
   – Наверно же имелись на это какие-то свои причины, – говорю Оле.
   Первый владелец –  богатый купец, голова Псковского денежного двора Сергей Иванович Поганкин. Насчет происхождения его богатства, нам сказали, есть разные версии.  Был период в XVIII веке, когда палаты около тридцати лет принадлежали Церкви. Потом власти выкупили их и  использовали как склады. С начала XX века здесь открылся Исторический музей.
   И сейчас,  в нынешнем музее,  мы увидели много замечательных вещей. Особенно понравились Евангелия и иконы в ювелирных окладах, архиерейские облачения, шитье. Но, главное богатство Поганкиных палат находится на третьем этаже музея: псковские иконы XIV - XVII веков.
   До этого мне (да и Оле) нигде не приходилось видеть такого богатства, такого изобилия старинных икон. И, надо отметить, что у псковских икон есть какой-то свой «северный» отпечаток. Суровый аскетизм, а в то же время огромная внутренняя напряженность и скрытая духовная мощь… В общем – это дивное чудо! Особо запомнились иконы  Тихвинской Богоматери и святителя Николая в  рост с клеймами.
  Вот и  все: программа наша исчерпана, как и ресурсы. Безполезно пытаемся достать билеты на Ленинград. В итоге едем на узловую станцию Дно. Место историческое, вспоминаю, связанное с императором Николаем II. Он назначил здесь в начале марта 1917 года встречу с Родзянко. Тот не приехал, и царский поезд двинулся в сторону Пскова. Там, на оцепленном вокзале, 2 марта император подписал  вынужденное у него отречение от престола. Тогда и началась в нашей стране та смута, которой,  по большому счету, до сих пор не видно конца…


Фотографии из Интернета