Природа греха

Дмитрий Кульпин
Однажды в поезде довелось встретится с одним человеком. По лицу было видно, что он сидел в тюрьме и не раз. К тому же оказался весьма разговорчивым. Он поведал о своём трудном детстве, о том как получил первый срок по малолетке и дальше пошло и поехало. Я попытался спросить, неужели вы не пробовали что-то изменить? Ответ меня поразил. Он удивился и спросил, а как? Это моя судьба, мой крест. Я по другому просто не умею жить. Я спросил, читал ли он библию. "Библия" - ответил он - "Это, что-то о Боге?» . Я ответил ему, что библия даже не говорит, о Боге как таковом, как о чём-то отдельном. Она говорит о встрече Бога с человеком, о том, что происходит с человеком при этой встрече. Как он меняется. Бог библии, это Бог истории, то есть Бог открывающий Себя во взаимоотношениях со своим творением. Эта встреча и называется спасением. Собственно всё христианское вероучение и заключено, не в учении о Троице даже, а в том, как Бог нас спасает. А если речь идёт о спасении, то в первую очередь нужно осознать, что же мы такое натворили, чем заболели, что нам мало просто помочь, нас спасать надо. Вы понимаете, что спасают только того, кто без посторонней помощи обойтись не может.  Вот поэтому учение о спасении начинается с учения о грехе. Есть такие мнения, что все религии равно хороши выбирай на вкус, все учат добру и ведут к Богу, только разными тропами. И действительно в них есть нечто общее. Во всех мировых религиях сохранилось воспоминание о том, что с нами, что-то не так, что-то случилось вот когда-то был золотой век, но потом по боги прогневались и с этого перелома начинается человеческая история. И это сходство не случайно, человек может упасть с большой высоты и получить амнезию, ничего не помнить, но вот те шрамы, которые он получил в результате падения болят у всех одинаково. А вот дальше нужно быть осторожным в выборе, какой метод лечения применить. Представьте себе, человек тяжело заболел собрались разные врачи, и каждый прописывает лекарства.  Допустим внешне эта болезнь выражается в том, что у него сильный жар. Врач говорит, ну дайте ему жароутоляющее. Жароутоляющее дали, а болезнь как была, так и осталась. Мало того этот жар был защитной реакцией организма, но и этой защиты его лишили. Такой врач заслуживает звание врача вредителя. Можно ошибиться с выбором врача и методов лечения, вот поэтому нам важно знать, а что Писание говорит о грехе? Каким стихом библии мы можем дать ёмкое определение самой сути грехопадения? Я думаю  Рим. 5:12 «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили»
Обратите внимание, Павел не поясняет, каким именно образом человечество учавствовало в грехе Адама, а просто признаёт это, как данность. А дальше начинаются богословские разсуждения, что же случилось в 3-ей главе книги Бытия от понимания этого события,  зависит то, как нам спасаться. Всевышний положил в замысле своём сотворить человека и максимально приблизить, насколько это возможно для творения к себе, это выразено в словах, вложить образ и подобие Своё. Однако Бог Сам является причиной своего бытия и своих качеств. А вот человек приходит в мир, не по своей воле, живёт не по своей воле, ему всё дано в подарок. Вот поэтому Бог даёт человеку возможность самому поучавствовать в воспитании своей души.  Написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Быт.1-26) именно таким, человек был в замысле Творца. Однако в непосредственном процессе творения слово - «подобие» отсутствует: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт.1-27). Образ и подобие на иврите отнюдь не слова синонимы, они несут разную смысловую нагрузку. Этого нельзя не заметить в Писании. Вот потому многие иудейские мыслители древности, а позднее и христианские полагали, что Бог вложил в Адама Свой образ, а вот подобие это то, что человек должен был достичь своим собственным усилием воли. Иоанн Златоуст, так дерзает говорить, как бы от имени Бога: «Смотри человек, Я дал тебе прекрасное тело, а теперь сотвори себе прекрасную душу». В понятие «образ» входят те божественные качества, которыми Бог наделил человека, свобода, разум, творчество и.т.д. А вот «подобие», это когда я подобно Богу реализую эти качества, идя путём добра. И для этого Бог даёт ему заповеди. Сколько помните? Заповедь умножение жизни – «плодитесь и размножайтесь». «Нареки имена животным» – заповедь, при исполнении которой человек познавал окружающий его мир, то что ниже его. В древности знать имя, означало, знать суть предмета, обладать им. Заповедь труда – «Возделывать сад», целью которой было самопознание. Реализуя себя в конкретном труде, человек раскрывает свои потенциальные возможности. Наконец заповедь - «не вкушать от древа познания», из-за нарушения которой и произошла катастрофа. Что случилось? Есть мнение, что Адам просто нарушил уголовный кодекс и при этом не важно, какая заповедь. Если бы Бог сказал, делай всё что угодно только не чеши за левым ухом, результат был бы тот же. Важно только одно я Бог, а ты человек и помни своё место. В посланиях Павла действительно часто встречается юридическая терминалогия. Павел умел говорить с людьми на языке их культуры, с греками на языке философов, с евреями на языке Торы, а с римлянами на языке римского права. Что это за право? Степень тяжести вины зависит от того, кто и против кого согрешил. Если убил раба, уплати штраф, свободного человека получишь срок, а если посягнул на царского слугу – смерть. Чем выше статус тем тяжелее наказание. Самая маленькая дробь помноженая на бесконечность сама становится бесконечной, поэтому даже маленький грех свершённый против Бога, становится бесконечно зол. А теперь представьте реакцию этого осуждённого, если небеса снизошли к нему и проявили милость, он оправдан. Это было очень убедительно для определённых людей того времени. Можно использовать язык юрисприденции, главное не сводить всё к нему. Поскольу исходя из этой теории то, что произошло, произошло не с человеком, а в пространстве между Богом и человеком. Адам каким был, таким и остался, произошло что-то во взаимоотношениях, проблема лишь в том, сердится на меня Бог, или не сердится.  А отсюда логичный вывод, грехопадение, это меня осудили, а спасение меня простили. Что произошло? Мне вминили чужую вину, когда меня ещё не было, затем кто-то уплатил за меня опять же, когда меня ещё не было. А что же на мою долю приходится? Ничего, распишись в получении аванса. Опасность такого подхода в том, что он будет порождать не святых, как требует Писание, а амнистированых грешников, не спасённых, а лишь считающих себя спасёнными.  Мы действительно оправданы, мы прощены, не за заслуги, а по милости Бога, но нельзя здесь ставить знак равенства к слову спасение, поскольку этого мало, это лишь часть спасения. Рисовать Бога в роли Судьи правильно, но недостаточно,представлять Его лишь в этой роли значит ограничить Его рамками создать идол, который только и может, как карать за плохие поступки и награждать за хорошие. Представьте жахнул Чернобыль, на главного инженера, который допустил халатность заведено уголовное дело, но он и сам пострадал от взрыва и лежит на смертном одре, куда его сажать и суд выносит решение мы не вминяем тебе вины, ты помилован, сильно это его порадует? Так и грех, это не просто ослушание, он уродует личность человека, это болезнь, это проказа, мало простить, нужно исцелить душу. Вернёмся вновь к древу познания и взглянем на него с другой стороны. Скажите в плодах древа было, что-то плохое? Конечно нет. Бог не может сотворить ничего злого. А как же можно приобщившись к добру, повредить себе? Вспомним библейские аналоги. Не достойное причастие, без разсуждения. Так же и В.З. человек не должным образом прикасающийся к святыне в храме рисковал своей жизнью. Напомним себе, что рай очень напоминает по своему устройству храм. Состоит из трёх частей, с общей устремлённостью на восток. Едем – притвор язычников, сад – святилище, а два древа подобно завесе в Святое Святых. Как водится к жертвеннику, нельзя подходить с пустыми руками. Единственное, что мог принести Адам, это своё сердце. Подойти к древу познания в качественно изменённом состоянии. Практически это «заповедь поста» в самом библейском смысле этого слова. Быть бдительным, стоять на страже сердца и ума.  В соблюдении последней заповеди должно было осуществиться познание чего-то большего, что выходит за пределы моего «я».  Для простоты понимания приведу притчу. Древо подобно игрушке, которую держит мать в руках, желая, чтобы её дитя научилось ходить, двигаясь навстречу блестящей игрушке. Понятно, что дело совсем не в предмете; а в усилии, которое делает человек, заставляющее его идти. Так и человек, в борьбе с искушением нарушить повеление Бога, должен был укрепить свою душу. Тем самым, приобретая опыт, познания, что высшая форма добра, это жизнь в Боге. Он должен был определить себя в иерархии ценностей. Понять, что есть вещи, которые ниже его, которые нужно подчинить себе.  И есть вещи, которые выше его, которым нужно подчиниться. И вот то, что выше его он должен был не опустить до своей планки, а принять, как руку помощи ему посылаемую. Однако происходит обратное действие, Адам пытается исследовать Творца, как некий предмет. Пытается подойти к подобию Бога, не приложив при этом усилие души, чисто технически. Это практика первой магии, сверши действие, съешь и само будет. Не случайно вся дальнейшая история человечества, это поиск потерянного рая с помощью различных обрядов и мистерий. В итоге нарушается внутренняя система ценностей в человеке и вместо служения Творцу он становится на служение низшим сферам своей души. Всё, что насадил Господь в раю – благо. Грех появляется от неправильно употреблённого добра. Добром можно отравиться так, как если бы ребёнок забрался в шкаф и съел все бабушкины таблетки. Зло – неправильно употреблённое добро. Знал ли Адам до вкушения плода, что есть добро и зло? Скажем так, он имел информацию, может быть ещё на детском уровне, что такое хорошо, что такое плохо, что можно, а что запрещено. При этом не имел личностного, опытного участия в выборе блага, познания. Змей предложил человеку увидеть в плоде то, что Бог туда не закладывал. Но в результате человек действительно познаёт… Познаёт то, что наивысшая форма зла, это жизнь вне Бога. И потеряв Бога, он начал понимать, каким могло бы быть для него добро. Происходит то, что может произойти с ребёнком, если ему доверить в руки молоток. Не во время, не к месту и предложенное не из Божьих рук знание привело к потере богообщения, к смерти. Грех фактически произошёл ещё до вкушения плода. Увидела Ева, что плод приятен для глаз, хорошо для пищи и вожделен потому что даёт знание. Здесь присутствует все три похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Грех, это разделение. Ещё до того, как Бог начал сердится на человека, он разделил людей. Они стали стыдится друг друга, а ведь стыдятся только чужого человека. А затем стали прятаться и от Бога. Проблема не в том, что Бог сердтся, а в том, что человек так устроен, что жить и жить счастливо он может только в союзе с Богом. Разделение с Богом, с самой жизнью, несёт распад тела и души, внесло порчу в человечество в целом. «В Адаме все мы согрешили». Однако, при этом, унаследовали не вину Адама, а повреждённость природы, корумпированость нашей воли грехом. Опять же вспомним Чернобыль, дети которые там жили не виновны в случившимся, но они нусут последствия связанные с этой трагедией. А далее Павел раскрывает план божьего спасения. Выход в создании нового человечества во Христе, также как одним человеком грех вошёл в мир, а с грехом смерть, также через одного человека, даровано будет оправдание и жизнь. И если в пятой главе Павел ведёт рассуждения в рамках преступления и наказания, то уже в седьмой раскрывает глубинную суть вопроса, что грехопадение не просто внешний акт, не просто судебный иск, но я травмирован им, он прализовал меня и разделил с самим собой. И если умом понимаю, что закон добр, то в членах моих нахожу иной закон, противоборствующий закону ума и когда надлежит делать доброе, я делаю злое. Впрчем не я делаю, а грех живущий во мне, далее в отчаянии восклицает: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» Здесь мало сказать, человек я на тебя больше не сержусь. Истинное спасение, это спасение меня от рабства греха, а не от чувства вины за него.  Если у человека недостаток кислорода, то бесполезно размахивать инструкцией – «дышите чаще». Такого человека нужно поместить в специальную среду, перенасыщенную кислородом. Если мы потеряли Бога, то и заполнить эту брешь, которая образовалась в человеке, может только Бог. Бог находит этот выход в богочеловеке. Для этого и нужно было воплощение Слова. Христос вбирает в Свою божественную личность нашу искажённую грехом природу и расправляет её так, как мы могли бы разгладить помятую бумажку. При этом, вбирая в Себя, оставляет её свободной. В Нём было две воли, божественная и человеческая. И как истинный человек Он нёс в Себе все наши желания, искушения, надежды и страхи. Он был искушён во всём, но низшие импульсы души не могли реализовать себя в Нём, поскольку для их проявления необходимо согласие воли, а личность Христа в отличии от нашей не была коррумпирована грехом. Но это ещё не всё, по словам Григория Нисского: «…что не воспринято, то и не уврачёвано». Христос должен был полностью соединиться с нашей природой, испытать всё, что испытывает человек, а значит пройти и через опыт смерти. Здесь происходит самое страшное – Голгофа. Христос идёт на смерть, но не как Всемогущий Бог. Христос преодолевает страх смерти своими человеческими усилиями, поскольку это то, что должен был сделать сам человек. Возлюбить Бога так, чтобы шагнуть к Нему даже через смерть. Адам хотел получить божественную жизнь помимо Бога, во Христе человек идёт в смерть ради Бога. Адам хотел украсть божественную жизнь, Христос отдаёт свою человеческую жизнь. На миг, та благодать, которая сопровождала Его, покидает. Отсюда страшный крик Его человеческой природы: «Боже мой, Боже мой, почему ты Меня оставил», но иначе смерть не смогла бы войти. При этом не происходит разотождествления самой богочеловеческой природы, отделения души от Логоса. Клин смерти, вторгаясь, не может их разделить,  застревает и ломается о нерушимость во Христе. Во Христе не только Бог пошёл навстречу людям, но и человеческая воля, войдя в смерть, чуждую для неё среду, полностью соединяется с волей божественной. Встреча этих двух движений во Христе сделала подлинным соединение человека и Бога. Христос выходит живым из пасти смерти, смерть не находит в Нём для себя пищи. Он воскресает. Так Бог решил соединиться с нами не только духом, но и кровью и плотью. Став не только по виду, но и по образу человеком. Чтобы в Себе восстановить связь, между человеком и Богом.