ТЁТЯ ЗОЯ. Повесть. Глава вторая

Александр Георгия Сын Николаев
                *               *               *



                ТЁТЯ    ЗОЯ



                Повесть


                Глава вторая




Вот и новый день, с продолжением  дождливой погоды, которая и сейчас кстати, но была бы ещё приятнее неделю, а то две тому назад, когда пришедшая жара создавала такие неудобства и трудности, особенно при взгляде на термометр : в тени почти все знойные дни за «плюс» тридцать стабильно, в наиболее выдающиеся часы и под все сорок ….
Второй же термометр, находящийся на солнечной стороне, всё время укоряет за недостаточность свой шкалы : отметки делений заканчиваются на пятидесяти трёх градусах, далее, до верхней кромки корпуса, запас в несколько условных единиц, позволяющий согласиться с примерной оценкой в пятьдесят семь- пятьдесят восемь градусов по Цельсию, на солнцепёке.

Само собою, занятым на производстве и в остальных сферах людям приходится терпеть и учитывать все эти «изыски» погодных условий, а прочим категориям — детям, пенсионерам, безработным --- отсиживаться по домам и квартирам.
Те, кто в возрасте, могут ещё вспомнить те времена, когда летом шли регулярные, не менее одного раза в неделю, нормальные проливные — поливные дожди, когда земля действительно парила и во время дождя и после его окончания …
Можно было получить такое удовольствие от бега и просто нахождения в тёплых чистых лужах, впитывая восходящую радость своих ощущений от всего, что в этот момент вокруг тебя.

В городах и в посёлках были ухоженные дворы, естественно заросшие  не всегда колючей травой, без разбитых бутылочных стёкол, без прочего современного мусора, без опасности  позволяя детям любого возраста спокойно играть и заниматься своими детскими делами, что в летние каникулы, что в иные времена года.

В деревнях же вообще было принято если и не поголовно, то детям очень даже привычно ходить, гулять, бегать босиком, наращивая постепенно такую «броню» на подошвах, что даже стерня не могла  пощекотать столь закалённые стопы ног.
Взрослые же, деревенские, в основном носили обычные резиновые калоши, с подбивкой или нет, в зависимости от наличия денег, которых в «шестидесятые», да и в «семидесятые» годы двадцатого века для деревенской жизни были почти что праздником ; такие были тогда в селе и зарплаты и оклады за очень тяжёлый реальный труд.

Отвлёкся на погоду и прочие достойные памяти воспоминания ?  Наверное, нет, ибо следую принципу постепенности, свойству человеческому набирать скорость мышления для последующего «само собою»  движения  по выбранному направлению.
Вот и эта «отвлекающая» разминка позволила, параллельно с набором текста, вновь  воспроизвести в сознании  основные смыслы всего того, что последует далее в «сочинении на свободную тему», обязательную прежде всего для меня.


Тётя Зоя и моя мама, почти что с первых дней своего знакомства на общем для них  предприятии, стали подругами. Обе работали в химическом цехе  электростанции,  обе прошли примерно одинаковый  профессиональный путь до определённых  лет.
Мама моя была старше тёти Зои  на пять лет, но работать начали примерно в одно и то же время ; где-то лежат и трудовые книжки и даже несколько специально оставленных расчётных листков по зарплатам, налогам и «добровольной» подписке на государственные займы восстановления народного хозяйства, самими бланками\ билетами которых так нравилось играть в своём далёком детстве.

Мама моя смогла закончить все десять классов, вместе со своим, чуть старше, на  четыре года, средним братом, который стал военным, офицером, и прошёл почти всю войну, и затем, в мирные годы, дослужился до звания "полковник" ;  семья выдержала и дала такие возможности при хорошем \ плохом, но социализме.

Старшая же сестра моей мамы закончила, ещё до Великой Отечественной войны, семь классов, затем педагогическое училище и начала преподавать в начальных школах в довоенное время.
Сохраняю подобные документы не по причине раритетности, но  из уважения к людям, к родным, к той стране.

Первое моё воспоминание о тёте Зое … пяти или шести лет мальчик … меня купают в ванне трёхкомнатной квартиры, в которой тогда жили три семьи --- мы, почему-то, занимали зал, самую многометражную комнату. Быть может, двадцать "квадратов".

Дом так называемой «сталинской» постройки, двухэтажный, капитальный, потолки под три метра, окна большинства трёхкомнатных квартир выходили и в зелёный тенистый двор и в сторону тихой улицы, по которой изредка проезжал рейсовый автобус из нашего посёлка в соседний город.

Кухня, от чего-то такая маленькая, не более шести-семи "квадратов" ; но  санузел и ванная были раздельные, имелась встроенная кладовка, относительно просторная прихожая … / вот эта примерная точность не от детской памяти : в той самой квартире затем проживала семья моей первой учительницы, и воспоминания поэтому позволяют оценить площадь всех составляющих элементов. \

В этих, немногочисленных, домах были и двухкомнатные квартиры, а во дворах имелись, и до сих пор существуют, не тесные сарайчики с бетонными погребами для домашних заготовок и хранения самых востребованных овощей : картошки, свеклы, моркови, квашенной капусты.

Так было жаль уезжать из этого двора, из этой уютной комнаты с такими высокими потолками в «хрущёвку», общей площадью чуть более одной этой привычной комнаты с обычной панцирной кроватью родителей и , вроде бы, диваном, на котором спал я сам. Несколько  фабричных  стульев, пара табуреток, сделанных  моим отцом …
Под потолком абажур, шёлковый, оранжевого цвета --- обтянутый лёгкой материей проволочный каркас, внутри которого патрон для одной электрической лампочки.

Тётя Зоя была  постоянной гостьей : вместе со своим мужем, дядей Ваней, часто  приходили на тот адрес по улице имени Горького, и просто пообщаться, и устраивать застолья на скромные свои авансы и получки.  Что запомнилось, так это пение, - пели все популярные в те годы народные песни, пели знакомое по кинофильмам тех лет …

Голоса были свободные, глубокие, искренние, часто пронзительные  от переживаемых заново  ситуаций …  Нет, не пьянствовали, хотя что-то и наливали в стеклянные, в основном, рюмки и стаканы.


Чем я в это время занимался ?  ---- честно говоря, не помню. Может, гулял во дворе с такими же  по возрасту детьми, копаясь в песочнице или катаясь, по очереди, на одном для всех трёхколесном велосипеде, купленном моими родителями, и который оставил при переезде соседским ребятишкам.   И сам вырос и тот велосипед стал мал.

Может быть, играл в игрушки, в основном сделанные моим отцом машинки и кораблики из дерева ... читал ? - не помню ... умел ли? - не знаю.

Да, воспоминания не чёткие, разве что как бы слайдами возникают лица родителей, лица гостей, лица тех детей, которых, взрослыми, точно не узнаю.
Разве что лицо и голос тёти Зои встречается чаще остальных друзей и подруг моих родителей. Наравне с ней  вспоминается разве что тётя Аня, мама моего друга и одноклассника, в частном доме которого провёл столько счастливых часов.
Если вспоминать, уходя от основной нашей героини, то остаются и близкими и дорогими ещё несколько семей, несколько пар родителей моих друзей — одноклассников, но, сами понимаете, не в этой повести.

Очень даже может быть, что одной из причин столь частого моего общения с тётей Зоей было то, что своих детей в её семье не было. Не знаю доподлинных обстоятельств, из-за которых  это произошло, но жили они, тётя Зоя и дядя Ваня,  при всех обычных, порою происходящих, семейных неурядицах , неразлучно, вплоть до похорон дяди Вани …

Вот далее, начиная от школьных своих \ моих лет,  память хранит больше воспоминаний в виде киноленты, то чёрно-белой, то цветной, иногда показывая такие детали, что многие удивлялись и продолжают удивляться этому свойству.
Скорее всего --- \ не работал в институте  имени Бехтерева \ ---  наша память способна впитывать почти всё, происходящее в течение  человеческой жизни : и внешние «картинки» со звуками голосов, с интонациями в глазах, даже вкус прежней еды и воды …
и   «внутреннее»  наше меняющееся «Я», в котором и остаёмся и от которого неизбежно уходим с обретением опыта ли, принятия иных условий и обязательств прежде всего своего существования через мысли, через быт, через общение.

И вопрос  о способах «воспроизведения»  всего этого имеющегося  в нашем «сознательном \ безсознательном» привлекает до сих пор многих и многих, не обязательно «чисто»  учёных.
Возможно, одним из ответов может стать следующее :  отношение конкретного человека в содержимому своей личной памяти, его желание  «прочитывать — просматривать»  те или иные страницы, главы, томА …  или максимальное отстранение  от прошлого, в надежде, может, и обоснованной, если не забыть, то определённо сознательно не возвращаться, не ворошить " когда пепел на пепелище, когда униженность и неприятность прежней жизни ".

То есть, от человека самого зависит выбор --- соответственно качество воспоминаний в виде возврата, востребованности, прикосновения к прошедшему чувству радости, счастья, гордости, удовольствий и телесных и творческих.
Да, слишком многих тяготит прошлое и не очень светло в настоящем, счастья не знающем и почти что не ожидающем перемен к лучшему.
В этом случае память и укор и тормоз и препятствие : « нельзя уверенно ехать вперёд, всё время смотря в зеркало заднего вида». \ вспомнил, к месту, одно из своих «творений», отправленных в «Литературную газету», была там дискуссия о «перестройке». \

Тогда, один из предполагаемых выходов, одним из решений могут быть такие :
или решительное  размежевание с прошлым, которое  тяготит, которое постоянно забирает радость повседневности, которое признано неудачным личным опытом,
и, после того ... в меру остающихся сил и возможностей, жить далее не в терпении к неприятностям, но своею, отдельною, всё ещё имеющей значение, жизнью.

При всеми понимаемой боли, при значительности потери прежде всего  привычного,  столь долго и трудно достигнутого морального и материального  уровня, расставаясь с которым надо быть готовым строить своё новое время одному, самостоятельно, принимая все условия такого личного, от прошлого почти не зависящего, бытия.

В своих обстоятельствах, сложных даже теперь для объяснения самому себе, я поступил именно так, отделив себя от непонимания, от пренебрежения, от неуважения  в случайно обретённых своих семейных отношениях.
Может, осознанно, может на подсознательном, именно вспоминая, помня ! взаимно нерадостную жизнь и своих родителей, и семьи тёти Зои, и других примерно похожих, увы, по смыслу близких к  выраженному через образ чемодана без ручки …
принял я тогда такое решение --- и не жалею об этом. \ очень другая тема.\

Идём дальше ?  ---  К менее пространному изложению реальных событий, которые точно сохранятся в памяти.

Так получилось, что и сам я  был принят на работу на ту же электростанцию,  ГРЭС, летом 1977 года, где трудились столько лет  и мои родители и многие знакомые люди из нашего рабочего посёлка. 
И жалею и не жалею об этом.  Были варианты … выбрал этот, не без помощи родителей.
«Богаты мы умом известным : когда бы знали — не полезли б».
Жаль, что лишь в сказках можно вернуться на распутье и попробовать свои силы в ином направлении.

Все свои школьные годы постоянно общался с тётей Зоей, и приходящей в гости к своей подруге, моей маме, и сам изредка навещая тётю Зою в её одноподъездном восьмиквартиром двухэтажном доме возле местного Дома Культуры, в самом центре посёлка.
Помню и приветы и даже несколько писем ко мне в армию, пришедшие от тёти Зои.
Вот и по работе на одном предприятии  довелось не ежедневно, но часто общаясь и по производственным общим делам : был принят учеником дежурного слесаря по контрольно — измерительным приборам и автоматики в цех ТАИ \ тепловая автоматика и измерения \, работа была по вахтам, посменная.

К тому времени тётя Зоя была признанным, очень уважаемым специалистом в своём цехе и по всей электростанции в целом, избиралась депутатом поселкового совета не единожды, рьяно отстаивая интересы и жителей и самого посёлка перед  районными властями.

Не всегда наши вахты\ смены совпадали, но виделись часто и радостно.
В частности, она очень быстро ввела меня, начинающего, в курс основных дел, которые было положено выполнять дежурному слесарю КИП и А на оборудовании химического цеха.

Нюансы везде существуют при всей кажущейся стандартности.
И лучше с самого начала быть готовым к любым неисправностям, чтобы не терять время на ремонт, на устранение мелких поломок.  Крупные, солидные дефекты устраняли бригады, работающие только в дневную смену, с  семи утра до половины пятого дня \ или вечера, если зима.\

Будучи поздним студентом дневного отделения, - на первый курс аж в 26 лет — постоянно навещал во время приезда на каникулы тётю Зою, да и встречаясь на улицах посёлка всегда находили темы для общения.

После выхода на пенсию, имея всего две записи в трудовой книжке о приёме и об увольнении по возрасту, тётя Зоя  недолго пробыла  на отдыхе.
И натура деятельная, после поездок по родственникам, в гости по всей практически стране, через несколько месяцев вернулась на производство, хотя с младых лет была научена и домоводству и кройке и шитью и вязанию на спицах ; то есть могла себе позволить при максимальной тогда пенсии в сто тридцать два рубля и доплатами за орден \ ордена спокойно себе жить, наслаждаясь прогулками к недалёкой реке, поездками со знакомыми по грибы, по ягоды …

Муж тёти Зои, дядя Ваня, трудился на физически трудном участке, в условиях горячего цеха, когда кругом и шум, гул от вибраций энергетического оборудования, и жара с наступлением весны до самого предзимья, и неизбежные стрессы, когда кругом и трубопроводы под давлением сто десять атмосфер с температурой шестьсот градусов, и много ещё такого, что принуждает рабочего человека испытывать серьёзные повседневные нагрузки.

Заболел. Сердце. Год точно не скажу, но до пенсии, полагающейся в пятьдесят пять лет  по «горячей сетке» или не дожил или же совсем мало пробыл пенсионером …

Вот тоже одна из вероятных причин того, что и сама она захотела вернуться на прежнюю работу и были приглашения от руководства и цеха и ГРЭС .
Что сидеть в четырёх стенах ? 
Так она много лет помогала семье своей младшей сестры, проживающей далеко за двести километров, и многим другим своим родственникам и знакомым, не слишком откладывая на сберкнижку … хватает ? И ладно.

Вела обширную переписку с теми, кто стал знаком по совместному отдыху по профсоюзным путёвкам, по обычным отпускам ; само собою, с многочисленными родственниками : и письма и открытки  были в большом количестве.


Будучи депутатом местного поселкового совета,  долго и упорно, - не одна, понятно, - отстаивала возможность сохранения всех прежних заборов, ограждающих придомовые территории, обычно между улицами  и самими домами, на которых «испокон веков» жители содержали маленькие, но грядки, для выращивания всякой зелёной мелочи …
Да и в самих дворах, в зависимости от расположения придомовых участков, были даже полноценные огороды для картошки, что очень даже помогало просто выживать, экономя не избыточные советские зарплаты и оклады.

Всё же , при очередной перемене местной власти, большую часть капитальных заборов порушили, оголив подходы к окнам квартир первых этажей, создав не радующий глаз прохожего вид домов, вид улиц.
Изготовленные из железобетона, долговечные, фрагменты поселковых заборов увезли в соседнее небольшое село, огородив  территорию маленького рынка. Остальное … кто-то для чего-то где-то приспособил … явно и нагло сотворив подходящий отчёт  отчёт  о «благоустройстве», с намёком на желательную премию …

Тёте Зое и группе депутатов удалось отстоять несколько  заборов, капитальных, не деревянных, возле немногих домов, жители которых активно сопротивлялись столь неразумным переменам. И там по прежнему выращивают самое необходимое для себя, что ещё по силам обрабатывать стареющему на глазах посёлку, где практически не осталось ни
производств с массовой занятостью рабочих кадров, ни иных возможностей для молодёжи трудоустроиться.  Уезжают, покидают, расстаются ...

Действуют детсады, школы, больница … где всё меньше специалистов, где всё больше
отчётности … Два банка, отделение полиции\милиции  вместе с РОВД, да местный «Белый дом», база чиновников и администрации созданного в начале «девяностых» маленького района ...
Да, ещё МФЦ и БТИ.  Небольшой хлебозавод, сетевые в основном магазинчики …






                18.07.2018.




         *               *              *              *            *


                Глава третья. \ завтра, 19.07.2018.\