Старик, Старуха и Чёрт

Алексей Горшков
По мотивам забавной сказочки народов Севера (Саамсккий фольклор)

Жили-были старик со старухой. Старуха уж больно сварливой занудой была и так старика достала, что решил он грех на душу взять и от своей старухи избавиться. Однажды старик приметил в лесу глубокую яму, в которой и дна не было видно, и говорит старухе:
«Слышь, жена. Я давеча в лесу яму нашел, и в ней, вроде как, клад разглядел, да не совсем разглядел то... У тебя глазки поострее, так что пойдём ка к ентой яме, ты и разглядишь всё как следует....»
Привёл старик свою старуху к этой яме, да и столкнул её туды... И тут из ямы та ой визг раздался, что старик наутёк пустился...
Прошло два или три дня, и скучно стало старику без старухи. Взял он веревку и направился к ентой яме, чтоб свою жену из неё вытянуть. Кинул он в яму веревку, чувствует, за неё старуха ухватилась, ну и стал её вытягивать. Наконец, вытянул. Глядь, а енто не старуха его, а чёрт рогатый! Старик испужался, а чёрт ему говорит: «Спасибо, старичок, что от старухи меня спас, которая мне на голову свалилась! Житья мне не давала, а деваться то некуда... Ты меня, старик, не боись, я добрый! Заживём с тобой припеваючи! Я буду на людей хворь напускать, а ты будешь их лечить, с моей помощью. Деньжищ заработаем, - не сосчитать!»
Старик взял черта к себе домой и стали они промышлять лже-лекарством. Да так успешно их бизнес пошел, что старик разбогател и знаменитым стал. Однажды чёрт говорит старику: «Ну, старичок, погостил я у тебя, а тепереча хочу в царские палати перебраться, вкусить царскую жизнь. Ежели ты услышишь, что царская дочь захворала, ты её не лечи! Я тебе енто запрещаю!»
Переселился чёрт в царские палати, и вскорости царская дочь шибко захворала. Послал Царь карету за знаменитым лекарем-стариком, да только старик отказался принцессу лечить. Пришлось Царю самому к старику приехать, упал он перед стариком на колени и стал его молить, чтобы принцессу вылечил. Сплюнул старик через левое плечо и поехал в царский дворец. А там его чёрт подкараулил и спрашивает: «Ты пошто приехал? Я ж тебе запретил?!»
А старик сплутовал ему в ответ: «Да старуха моя объявилась! Вот я и сбежал! А она за мной бежать припустилась! Вот-вот сюды прибежит!»
Чёрт, как услыхал эту новость, так убёг, куда глаза глядят, и бежал до тех пор, пока в какую-то яму не свалился, которая, быть может, уже и в другом государстве была.... А как только чёрт сбежал, так принцесса тот час хворать перестала. А старик говорит Царю: «Все хвори в нашем государстве от чёрта были. А тепереча, когда чёрт сбёг от нас, хворей больше не будет!
Вернулся старик в свой дом и заскучал: старухи нет...., черта нет,,.. поговорить не с кем! Пошел старик в лес и вытянул из ямы свою старуху, а как вытянул, так она сразу ругаться стала... Вернулись старики в свой дом и зажили прежней жизнью....