Царственным мученикам к 100 летию

Иван Валерьев
17 ИЮЛЯ : ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРЦЕВ (†1918) СТРАСТОТЕРПЦЫ ЦАРЬ НИКОЛАЙ II, ЦАРИЦА АЛЕКСАНДРА, ВЕЛИКИЕ КНЯЖНЫ ОЛЬГА, ТАТИАНА, МАРИЯ, АНАСТАСИЯ, И ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!

Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наши.

"Царь сегодня с Борисом и Глебом, с преподобным Сергием, с блаженной Ксенией, с Серафимом. Вокруг него нет предательства и лести. У него реально больше сил и власти. Информация о жизни русского народа не подается ему в намеренно или случайно искаженном виде. Царь все видит. Мы вправе ждать от него того благого вмешательства в земную жизнь, на которое способны святые. Не его одного, ибо русский полк в небесном воинстве многочислен. Но непременно и его тоже, ибо то, что он не сумел, не смог сделать на земле, он вполне может совершить сегодня, находясь в настоящем и непоколебимом Царстве."

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ


Подвиг празднуемых нами святых потрясает своим величием и той силой духа, с которой они пошли на великие страдания за Христа, Его Святую Церковь и Россию. Когда читаешь исторические исследования, посвященные расстрелу Царской Семьи, поражаешься безмерности совершенного злодеяния и глубиной смирения перед лицом страшных испытаний Святых Страстотерпцев. В Послании почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 90-летием убиения Царя и Его семьи говорилось: «степень христианского отношения человека к миру и к себе самому измеряется тем, в какой мере мы готовы принять страдания, встречающиеся на нашем жизненном пути. Мы призваны видеть в этих испытаниях не простую случайность, а скорбный и в то же время радостный путь подражания Христу, которым Господь ведет нас ко спасению. Потому мы вновь и вновь мысленно обращаемся к воспоминаемому ныне трагическому событию российской истории, дабы духовно осмыслить прошлое и настоящее нашего народа». Воистину, подвиг Царственных Страстотерпцев не просто перевернул страницу в трагической истории России 20-го века, он стал образцом великой силы духа и упования на Промысел Божий верующего христианина перед лицом надвигающихся испытаний.

Событие, которое повлекло за собой неисчислимые беды для России и ее народа, произошло в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома, где были зверски убиты Государь Император Николай Александрович, его семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие их участь: лейб-медик Е.С. Боткин, горничная А.С. Демидова, повар И.М. Харитонов и лакей А.Е. Трупп. Несколькими днями раньше были зверски убиты дядька Наследника Престола К.Г. Нагорный и служивший на Царской яхте «Штандарт» И.Д. Седнёв, а также сопровождавшие Государя от Царского Села до Екатеринбурга граф И.Л. Татищев и князь В.А. Долгоруков. Несколько позднее смерть постигла двух замечательных женщин — гоф-лектрису Е.А. Шнейдер и фрейлину графиню А.В. Гендрикову. Ровно через сутки после гибели Семьи Государя была совершена зверская казнь Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, Великого Князя Сергея Михайловича, сыновей замечательного поэта Великого Князя Константина Константиновича [К.Р.] Иоанна, Константина и Игоря и юного поэта князя Палей, сына Великого Князя Павла Александровича. С ними мученическую смерть претерпели верная спутница Елизаветы Феодоровны монахиня Варвара (Яковлева) и служащий Великого Князя Сергея Михайловича Ф.Ф. Ремез.

Великий грех, преступление пред Богом и человеком — убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей, Помазанника Божьего. День их мученической кончины — день нашей скорби, день воспоминания греха цареубийства, оплакивания наших грехов. Это грех всего русского народа того времени, ведь лишь немногие тогда вставали на защиту Царя, большинство же либо молча взирало либо одобряло происходящее беззаконие. Да и мы, современные православные христиане, как часто задумываемся о том, что случилось с Императором России и его Семьей в ту страшную ночь? Нет ли в нас самих «страха ради иудейска» малодушия и трусости при исповедании мученического подвига Царской Семьи перед лицом мира сего? И не были бы мы, хотя и не прямыми, но косвенными виновниками гибели Царя, если бы оказались в том время в той России со своим малодушием и молчанием?

О духовной связи Царя-страстотерпца и русского народа за два года до мученической кончины Царской Семьи, в 1916 году, преподобный оптинский старец Анатолий (Потапов) говорил:«нет греха большего, чем сопротивление воле Помазанника Божия. Береги Его, ибо Им держится земля Русская и Вера Православная... Судьба Царя — судьба России. Радоваться будет Царь — радоваться будет и Россия. Заплачет Царь — заплачет и Россия... Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».

Великий праведник земли Русской святой Иоанн Кронштадтский в 1905 г. писал: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк. 3,19). Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». И еще: «Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у Русского народа, — конец близок. Бог отнимет у него Благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют и всю землю кровью и слезами».

Всероссийскому пастырю о. Иоанну Кронштадтскому довелось сыграть важную роль в жизни Царской семье: он лично присутствовал при последних днях и кончине Государя Императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Тайн и таинства елеосвящения, Государь просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: «Когда вы держите руки свои на Моей голове, Я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока тот не предал душу Богу. Им был совершен Чин присоединения к Православной Церкви принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской, нареченной во время Миропомазания Александрой в честь святой Царицы-Мученицы — супруги Николая Александровича, погибшей вместе с мужем в ипатьевском подвале. С глубокой верой и любовью Царь-мученик убедил принцессу принять Святое Православие. В решающем разговоре он сказал: «когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите и ни что не будет нас разделять».

Тайна подвига Царя России Николая Александровича велика, не случайно, что Промыслом Божием родился он в день святого праведного Иова Многострадального, память которого мы праздновали не так давно (6/19 мая). «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил император, — и мне предназначено страдать». Подобно праведному Иову, Императору Николаю II были попущены великие крестные испытания. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей проповеди в день памяти Иова Многострадального и рождения Государя говорил: «так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного не бывает, и знал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Николай, было «предательство, трусость, обман» и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Приходили люди, пытались утешить его, давали ему какие-то советы, но все эти советы были пусты… не духовны. Все эти советы были, как советы змия, все эти советы убивали и его, и Россию, и Православие. Трусость, обман, предательство — вот что царило вокруг того, быть может, единственного Императора России, который до конца осознал свое призвание, до конца осознал, что он поставлен Богом в смирении, кротости и любви вести русский народ к Небесному Царствию через этот земной путь. Пожалуй, никто из тех, кого Господь призвал на это высокое служение, в такой степени, как Император Николая Второй, не понимал этого. И Государь сподобился величайшей милости от Бога — пострадать за Христа и за Его Церковь».

Многие великие святые русского Православия, знавшие при жизни Царя-мученика, особенно почитали Императора и его убиенную семью. В своем святительском слове, горячо любивший Николая Александровича святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец, сказанном им в брюссельском Храме-Памятнике в 1962 г., говорил (в связи с важностью слова мы приводим его в минимальном сокращении):

«…Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II, Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народа из братского славянского племени. Россия знала Александра III, Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем. С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I-м и назвала его Благословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов. Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним преобразования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна III, Иоанна Калиту Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь Всероссийский — он первый и единственный был Царем Всерусским. Его внутренний духовный нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном — в набожности.

Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвой. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу и строго подготовлял их к предстоящему труду и подвигу. Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он прошел один несколько верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда совсем один и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», то Государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но великий Отец Церкви св. Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.

Говоря о Царе-мученике, нельзя не сказать и несколько слов о его семье. Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», — писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. Алексей Волков, камердинер императрицы, вспоминает: «я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья». Полковник Кобылинский свидетельствовал: «про всю августейшую семью в целом я могу сказать, что все они любили друг друга, и жизнь в своей семье всех их духовно так удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу."

Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу.

Господь благословил царский брак рождением четырех дочерей — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — и сына Алексея. Долгожданный Наследник Престола родился 12 августа 1904 года (спустя год после прославления по настоянию Императора богоносного Серафима Саровского), который стал любимцем всей семьи. Близкие отмечали благородство характера Царевича, доброту и отзывчивость его сердца. Неизлечимая наследственная болезнь — гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако, Государь на вопросы о здоровье Царевича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога». Сам отрок с большим мужеством воспринимал свою болезнь, безропотно отдаваясь в руки Промыслу Божьему. «Воспитанный в благочестивой семье, окруженный бесконечной любовью и заботами матери и отца и лаской сестер, этот отрок сам отдавал всем окружающим свое доброе сердце, простоту и ласку, терпением отвечал на грубости и оскорбления. Не является ли этот отрок лучшим путеводным огнем в нашей греховной, мрачной жизни, когда мы не умеем не роптать и дерзновенно спрашиваем у Господа: «За что?» Не учит ли нас этот отрок светозарный тому христианскому терпению и любви, которые он почерпнул на уроках Закона Божия со своей страдалицей-матерью и которые он сумел воплотить в жизнь?» (Н. В. Борзов. «Светозарный отрок»).

Царская Семья сознавала приближение смерти. В те дни Великая Княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

Известно, что в воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из Царственных Узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших «со святыми упокой». Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская Семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.
Каждому православному сердцу воспоминание о них приносит острую боль и слезы. Царственных Мучеников убили жестоко, хладнокровно, чрезвычайно дерзко, как будто падший ангел бросил вызов самому Богу. Произошла страшная трагедия не только в истории Церкви и России, это трагедия всего мира. Митрополит Анастасий (Грибановский) писал: «Убийство оставленного всеми беззащитного Русского Монарха, вместе с Супругой и юными Детьми, будет всегда стоять тяжелым укором перед совестью всего мира. Мы верим, что настанет время, когда человечество поймет, наконец, что наши Царственные Страстотерпцы и все, кто последовал по их пути, будучи умерщвлены за свидетельство Правды Божией, принесли себя в жертву очищения за грехи всего современного мира, погрязшего во лжи и неправде и нуждающегося в искуплении. С тех пор, как пал Императорский престол в России, равновесие поколебалось повсюду». По Промыслу Божию Царственные Страстотерпцы были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

Но, о чудо, вслед за скорбью и теснотою в сердце от мысли о совершенном безумном дьявольском преступлении в наши сердца приходит Пасха, ведь Святые Мученики, после убиения, мгновенно присоединились к своему Создателю. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? И уже с глубокой теплотой в сердце воспринимаются слова Великой Княжны Ольги, которая писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

Вскоре после революции у митрополита Московского Макария было видение Государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал Царю: «Видишь, в моих руках две чаши — вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, — для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух... И вновь увидел святитель Макарий Царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».


Тропарь, глас 4:

Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8:

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

Икос:

Славою и богатством благочестия сияющии,/ багряницею многоценною и венцем украшеннии,/ милостию и правдою в житии просиявшии,/ веру, надежду и любовь к Богу до конца явили есте./ К вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,/ за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.