Сражение под Прохоровкой

Всеволод Новопашин
Прошло уже 75 лет со времени Курской битвы. И сейчас некоторые историки рассматривают отдельные эпизоды тех сражений, в которых потери советских войск значительно превышают потери немецких войск.

Главные подразделения немцев в сражении под Прохоровкой - 2-й , 3-й танковые корпуса Вермахта.
3-й корпус  включал 13-ю и 14-ю  танковые дивизии, 60-я моторизованную дивизию и 1-я моторизованная дивизия СС "Лейбштандарт".

Прохоровское сражение - это часть сражения, которое по мнению многих историков  началось 10 июля, а наступление немцев в районе курского выступа началось 5 июля 1943 года, когда  вермахт перешёл в наступление в районе Курской "дуги". 

Основной удар с южного направления наносился  4-й танковой армией в направлении Корочи и Обояни. Танковый корпус СС атаковал в полосе обороны 23-го гвардейского стрелкового корпуса 6-й гвардейской армии Воронежского фронта. Вместе с дивизией СС "Дас Рейх", «Лейбштандарт СС» в первые же дни преодолел наиболее укреплённые позиции первой и второй линий обороны в районе дороги Белгород — Обоянь — Курск и вышел на Прохоровское направление к тыловому оборонительному рубежу советских войск. Во избежание прорыва, командование фронта поставило задачу для 1-й танковой армии М. Е. Катукова провести серию контрударов. На участке «Лейбштандарта СС» ( около 200 танков, и ещё у немцев были трофейные танки Т-34) действовали 3 корпуса - 3-й механизированный корпус, 31-й и 2-й танковые корпуса. 10 июля бои шли уже 5 дней,   2-й танковый корпус СС сумел сосредоточиться в районе Прохоровки и был готов к прорыву третьей (тыловой) полосы обороны. Его действия поддерживались 3-м танковым корпусом вермахта. К этому времени на данное направление из состава Степного фронта были переброшены советские 5-я гвардейская общевойсковая и 5-й гвардейская танковая армии. Этим воинским объединениям предстояло столкнуться во встречном танковом сражении.

Дивизия СС «Лейбштандарт», наступающая в центре боевого построения немецких войск, к тому времени насчитывала 77 боеспособных танков. В течение двух суток боевые группы «Лейбштандарта» прорывали оборону 183-й стрелковой дивизии и частей 33-го гвардейского стрелкового корпуса. К исходу 11 июля немецкие войска, вклинившись в глубину оборонительных позиций советских войск, так и не смогли решить главную задачу — завершить прорыв обороны Воронежского фронта на Прохоровском направлении. Командующий Воронежским фронтом Н. Ф. Ватутин принял решение о переходе частью сил фронта в контрнаступление, чтобы окружить и разгромить группировку, рвущуюся к Прохоровке.

12 июля 1943 года в полосе действия дивизии СС «Лейбштандарт» наносили удар советские 18-й и 29-й танковые корпуса, имевшие в своём составе около 350 боеспособных танков и САУ ( из 450).  Противникам пришлось действовать на узком участке шириной до десяти километров, ограниченном рекой Псёл и железнодорожной насыпью. Советские танки, поддерживаемые пехотой и артиллерией, вели «лобовую атаку» по частям — волнами, со значительными интервалами между ними, на  подготовленные позиции немцев, усиленные артиллерией и закопанной бронетехникой, с противотанковыми рвами. Несмотря на значительное численное превосходство советской стороны, дивизия СС не только отбила все атаки, но и почти полностью удержала свою основную оборонительную полосу. Советским танковым соединениям был нанесён большой урон. Только пятая гвардейская танковая армия потеряла 75% от всей своей бронетехники: 470 боевых машин из 670.

Потери немцев оказались гораздо меньше. Так, войска СС лишились всего 10% танков: 50 из 490. Уже на следующий день основная тяжесть боёв была перенесена в полосу дивизии СС «Тотенкопф», а на участке «Лейбштандарта» продолжались бои местного значения. 16 июля 1943 года немецкие войска перешли к обороне, более того, командование группы армий «Юг» приняло решение немедленно вывести главные силы из боя и отвести их на рубеж, который они занимали до начала наступления. По данным штаба дивизии, за девять дней операции «Цитадель» потери составили свыше 10 % личного состава и 30 % танков. И поэтому если взять только  эпизод обороны "Лейбштандарта" с оборудованными инженерными сооружениями, то потери были не в пользу советских войск.