Усадьба Белкино - родина героев России

Анжелика Вевель
Дворянская усадьба Белкино, родина героев России. Сегодня от нее сохранилось одно лишь название, а на ее землях в разные годы появились деревня, база отдыха "Шинник", кемпинг "Белкино", застройка частных домов. И лишь небольшой парк с кряжистыми липами, продолжает хранить память о великих русских флотоводцах Белкиных, да памятный крест при храме Святой Троицы в селе Введенском.
О российских дворянах Белкиных, морских "первопроходцах" сегодня пытаются писать многие россияне, но если бы не события мая 2009 года ярославцы так и не узнали бы ни об усадьбе, ни выдающихся людях нашей страны. К столетию гибели первой российской подводной лодки "Камбала" и ее отважного капитана Николая Михайловича Белкина Морской секцией Российского дворянского собрания и Московским Клубом истории флота было принято решение об увековечивании памяти русских подводников. Так, 20 мая 2009 года, на Ярославской земле и  в Красноткацкой средней школе появилась московская делегация в составе председателя морской секции Российского дворянского собрания Александра Павловича Нахимова – прямого потомка легендарного адмирала П.С.Нахимова, председателя  Правления Московского клуба истории флота Константина Борисовича Стрельбицкого и представителя славного рода флотоводцев Головниных – Людмилы Борисовны Головниной-Швыряевой. (См. фото в приложении) И именно с этого момента началось знакомство с дворянским родом Белкиных, и их героическими заслугами.
Какое наследие оставили после себя потомкам забытые всеми дворяне Белкины?
Старинный дворянский род Белкиных ведет свою родословную с XIII века. Он имеет несколько ветвей, отличавшихся разной степенью знатности и, следовательно, богатством и земельными владениями. Родоначальником ярославской ветви стал Михаил Федорович Белкин. (Смотри фото). Из архивных источников известно, что потомственный российский дворянин в 20-ом поколении М.Ф.Белкин родился в Калуге, в семье героя Отечественной войны 1812 года, Георгиевского кавалера,  полковника Федора Михайловича Белкина и Екатерины Ивановны Энгельгардт. В славной семье родились трое детей: Михаил, Екатерина и Варвара. В будущем они породнились с Нахимовыми и Унковскими. Муж Екатерины, Н.М. Нахимов, был одним из первых организаторов партизанского движения, за что был награжден орденом Св. Владимира, а его имя было занесено на памятную доску храма Христа Спасителя. Муж Варвары капитан-лейтенант С.Я.Унковский стал сподвижником адмирала М.П.Лазарева в кругосветном плавании. Их сын адмирал И.С.Унковский, будучи капитан-лейтенантом, командовал легендарным фрегатом «Паллада» в плавании 1852-1855 гг. к берегам Японии.
 К сожалению, о самом семействе сохранилось немного сведений, но все они достаточно красноречиво повествуют о связи со знаменитыми дворянскими родами. Семья Федора Михайловича была родственна Тургеневым. Полковник Ф.М.Белкин был  соседом Пушкиных-Гончаровых. Исторические источники указывают, что в доме Белкиных часто бывал русский писатель И.С.Тургенев. В их московском доме, на улице Качалова одно время жили Огаревы.
Детские годы Михаила и его сестер прошли в родовом имении Белкино-Дольское в Малоярославецком уезде Калужской губернии. Надо отметить, что в этом же имении родился знаменитый русский архитектор Василий Иванович Баженов. А сегодня в тех местах - мемориальный музей дворян Белкиных.
После окончания Морского кадетского корпуса Михаил служил на Черноморском флоте. В 1850годуон награжден орденом Св.Анны 4-ой степени за отличия в Кавказской войне, орденом Св.Владимира 4-ой степени и одарен годовым окладом за «отличную храбрость и распорядительность» в знаменитом Синопском сражении 1853 года под командованием адмирала П.С.Нахимова. Награжден  орденами Св.Георгия 4-ой степени, Св.Анны 2-ой степени и Св.Станислава 2-ой степени с императорской короной и мечами за активнейшее участие и  героизм, проявленный при  обороне Севастополя. О М.Ф.Белкине тогда писали: «Он все 11 месяцев стоял впереди, у него переменилось 3 прислуги, тысячи две человек было перебито около него, а его ни разу не задело, и он остался без царапин».
Во время обороны Севастополя Люнет №7, которым командовал лейтенант   М.Ф. Белкин, получивший наименование люнет Белкина, находился на правом фланге пятого бастиона. 5 октября 1854 г. грохот батарей союзников возвестил о первой бомбардировке города. На пятый бастион прибыл П.С. Нахимов. Как вспоминает очевидец, «ядра свистели около, обдавая нас землей и кровью убитых; бомбы лопались вокруг, поражая прислугу орудий». Нахимов, получив ранение, с окровавленным лицом, сам наводил орудия, разделяя опасность наравне со своими моряками. Началась боевая страда, кульминации здесь она достигла 27 августа 1855 г. когда защитники пятого бастиона, редута Шварца и люнета Белкина отбили три атаки неприятеля.
Около двух часов дня более четырнадцати тысяч французов бросились на эти укрепления. Впереди бежали цепи штуцерников, солдаты с лестницами и фашинами, саперы с шанцевым инструментом. Тучи русской картечи встретили врага». 30 августа 1856 г. начальник оборонительной линии генерал-лейтенант К. Р. Семякин в рапорте скупо описал эти события: «Передовые, достигнув рвов помянутых двух укреплений (5-го бастиона и люнета Белкина), там и остались, в редут же Шварца, с помощью лестниц, ворвались, но не прошли дальше блиндажа и траверза. Подоспевшие подкрепления — батальон Житомирского и батальон Минского полков и сверх того командующий Екатеринбургским полком — подполковник Веревкин лично и весьма скоро привел в редут из соседственных траншей, одну сводную роту. На редуте завязался рукопашный бой, продолжавшийся около часу... неприятель был выбит».
На люнет №7 М. Ф. Белкина  устремились около двух тысяч французов под командованием полковника Трошю. Когда противник показался у обрыва, перед спуском в ров люнета, дежурный гальванер взорвал три фугаса, заложенные на случай штурма еще весной 1855 г. Французы, потеряв множество солдат, отхлынули назад. Только около 200 человек успели добраться до рва, но были разгромлены ротой Подольского полка под командованием подпоручика Банковского и группой матросов во главе с поручиком морской артиллерии П. П. Назаровым. Героизм защитников города заставил французского главнокомандующего Пелисье отказаться от дальнейших попыток захватить русские бастионы.
По окончанию Крымской войны Михаил Федорович Белкин, прозванный за неуязвимость  французами "белочка" командовал  тендером «Копчик» Балтийского  флота, совершал  плавание  по  Финскому  заливу, а в 1857 году выйдя в отставку за "увечьями",  вскоре осел в Ярославской губернии.
Почему славный герой выходит в отставку, и уезжает в Ярославскую губернию? Однозначных ответов пока нет.
Однако удалось точно установить, что в 1862 году тридцати восьмилетний герой Крымской войны, отставной капитан-лейтенант Белкин Михаил Федорович приобрел у нескольких ярославских землевладельцев их наделы по обеим, сторонам Которосли, в районе нынешней базы отдыха Белкино Ярославской области по трассе А-8, устроив здесь свое имение.
Эти места благоприятно сказались на самочувствии и жизни Михаила Белкина. 9 июня 1869 года у него и его второй супруги Варвары Степановны Белкиной ( в дев. Лотаковская) родился первенец – Федор, а спустя четыре года, 4 декабря 1873 года, - второй сын Николай. В семье появились и две дочери – Анна и Мария. С ранних лет рассказы о море и сражениях сопровождали мальчишек. Тут и  Синопское сражение, в котором на борту линейного корабля "Чесма" участвовал их отец, действия пароходо-фрегата "Громоносец" и бои на люнете №7 во время осады и оборона Севастополя. Не удивительно, что мальчишки решили пойти по стопам отца и стать морскими офицерами. Сначала старший, а затем и младший Белкины поступили в Морской корпус. К этому времени их отец в марте 1880 года вновь вернулся на службу,  став начальником военно-исправительной тюрьмы морского ведомства в Петербурге.С 1880 года он занимал ряд административных береговых должностей. В 1886 году стал членом комитета Добровольного флота. О деятельности в Санкт-Петербурге известно не очень много. Но видимо, она была оценена по заслугам: в 1904 году Михаил Федорович Белкин получил чин контр-адмирала. Спустя пять лет – умер 12 февраля 1909года.
В мае того же года трагически погиб его сын, капитан 2-го ранга, Николай Михайлович Белкин во время крушения на военных учениях первой российской подводной лодки "Камбала". Отец и сын нашли упокоение на Ярославской земле и похоронены на кладбище Троицкой церкви в селе Введенское (ныне Введенье, Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района), рядом с их бывшим имением.
Приезжайте поклониться отважным героям России, как это делают российские подводники и неравнодушные ярославцы.