ТЁТЯ ЗОЯ. Повесть. Глава первая

Александр Георгия Сын Николаев
                *              *              *



                ТЁТЯ   ЗОЯ



                Повесть


                Глава первая





Пишу главы этой небольшой повести  от имени автора, от первого лица, глазами и памятью одного из  действующих лиц, способного через почти три года не восстановить в документальной последовательности  череду основных событий, но всего лишь передать своими словами видение, понимание, значительность многого из того, что происходило в течение долгой жизни самой тёти Зои, круга её близких и знакомых, частью которого была и остаётся моя собственная, теперь совершенно иная по указанным в прологе этой повести причинам.

Тётя Зоя, Зоя Пименовна,  родилась весной 1934 года в одной из многочисленных тогда деревень, расположенных между Волгой и Уралом, в обычной по тем временам семье, в годы Великой Отечественной войны на себе испытала всё то, что приходится терпеть и детям и взрослым, взрослым и детям в условиях военного времени.
Училась в семилетней школе очень хорошо до той поры, когда в одну из холоднющих зим, легко одетая, -  родители не имели возможности  приобрести тёплую одежду и обувь, - сильно простудилась, болела … аукнулось головными болями … и учёба стала даваться с большим трудом, только за счёт терпения и усидчивости.
До болезни же была одной из лучших учениц в своей школе, настолько легко давались школьные дисциплины.

Закончив семь классов, - для тех послевоенных лет основной уровень образования большинства населения Советского Союза, тётя Зоя переехала в другую местность, где устроилась лаборантом химического цеха на одной из электростанций, возведённых ещё в годы войны для обеспечения электроэнергией  новых месторождений по добыче девонской нефти.   Та электростанция была эвакуирована … не помню — не участвовал, - то ли с Донбасса, то ли из Ленинградской области … и была в кратчайшие сроки возведена в чистом поле, рядом с одним притоков реки Камы.   Там же, имея в основании  своего появления эту ГРЭС, начал развиваться и рабочий посёлок, в котором и прожила основную, большую, часть своей жизни героиня этой повести.

Лишь малая часть семей в «тридцатые», в «сороковые», в «пятидесятые» годы двадцатого столетия  могла себе позволить обучать своих детей по десятилетней программе полного среднего образования.
И в довоенные и особенно в послевоенные годы в стране имелась громадная система вечерних школ для тех, кто после трудовых смен и службы в государственных учреждениях имел желание и способности продолжить своё образование, получить аттестат о полном среднем образовании.   И свободные от семейных обязательств, и замужние и женатые имели равные возможности  для обучения в последующих после седьмого классах.

Например, отец моего друга захотел , старался и закончил вечернюю школу, хотя к тому времени был женат и вместе с женой воспитывал, поднимал на ноги и дочь и сына.
Собственный же мой отец, после пяти лет службы в послевоенные годы на Тихоокеанском флоте кочегаром на сторожевом корабле — база  в Порт - Артуре,  не стал продолжать учёбу в школе.
Так что каждый был волен в своём выборе.

Обязательное всеобщее восьмилетнее образование, вместо прежнего семилетнего, ещё долго было  основным в Советском Союзе, позволяя затем либо идти учиться в техникумы и в профессиональные училища, пораньше начинать самостоятельную, относительно взрослую жизнь миллионам девушек и юношей.
Насильно никого не загоняли в девятые и в десятые классы, разве что были случаи, когда интересы родителей и ребёнка расходились диаметрально. Тогда происходили внутрисемейные конфликты, после которых возникало стойкое непонимание и неприятие друг друга.  Но это всё решалось для каждого по своему, и не всегда самостоятельный выбор оправдывал последующую жизнь молодого человека.

Тётя Зоя за первые годы своей ответственной работы сначала лаборантом, а затем и аппаратчицей по подготовке умягчённой воды для питания энергетических котлов, вырабатывающих  перегретый пар повышенного давления для работы турбин и связанных с ними генераторов электрического тока, показала себя и трудолюбивой и ответственной, понимающей тонкости проходящих в специальных установках  процессов, всегда приходила на помощь молодым, начинающим напарницам и практиканткам, периодически проходящих производственную практику в химическом цехе электростанции.

Так она  пришла к решению продолжить своё образование и, с помощью учителей вечерней школы, единственной на весь рабочий посёлок, успешно училась, несмотря на то, что трудилась по сменам, по скользящему графику, необходимому для непрерывного производства, которым является и тепло -, и электроэнергетика.
Работа по вахтам не самая лёгкая по определению, а здесь ещё более ответственная при обеспечении безперебойного и качественного снабжения химически очищенной водой всего основного оборудования электростанции.

За более чем сорокалетний добросовестный труд тётя Зоя, Зоя Пименовна, действительно воспитала очень и очень многих в женском своём коллективе химического цеха : и простых работниц, и будущих мастеров и начальников сложного цеха химводоочистки и водоподготовки.

О грамотах и званиях, в те времена весьма признаваемых и уважаемых, не стану распространяться, ибо многие и хранят и помнят те «меры морального и материального поощрения трудящихся».
Скажу лишь о том, что Зоя Пименовна была награждена орденом Трудового Красного Знамени, несколькими юбилейными медалями.
Не уверен, сомневаюсь, память своя не совершенна … Очень даже может быть, и орденом Ленина, что по тем советским временам было высшей государственной наградой.
Фотографии, на которых тётя Зоя при полном параде, не помню где лежат. Обычные же, где она и с моим сыном и со мной, вполне обычные, житейские, без орденов и медалей.

На днях, если позволит погода, съезжу на спортивном велосипеде к себе, на малую Родину, проведаю и соседей тёти Зои, более молодых. Может, они уточнят перечень наград, может, и сам поищу повнимательнее те, парадные, к восьмидесятилетию Зои Пименовны, фотографии.
В своих руках награды не держал ---  неудобно было просить об этом, а после крайнего юбилея тётя Зоя отдала все свои награды, ордена и медали, одному из своих племянников, сыну своей младшей сестры, проживающему в Новосибирске.

Удастся уточнить --- внесу изменения \ дополнения в текст. Или же останется сегодняшнее.
Сами понимаете, государственные награды весомы сами по себе, и всё же память конкретных людей значительно дороже, ценнее и долговечностью, и личной признательностью, и пониманием того, с кем общался, с кем и праздновал и горевал …

Авторитет … искреннее уважение, радость при встречах, в разговорах, доверительность и откровенность … всего этого так не хватает, всё это если не заканчивается, то явно  становится «рудиментом», не востребованным в сегодняшних суетных днях, в обстоятельствах, которые были созданы искусственно, со злым умыслом разрушить в людях прежние столь важные душевные качества.

Остальное же,  -« иметь, успеть, взять, быть над всеми ...» - так низко, подло, унизительно.
Деньги, потребительство, кабала  долговая, презрение «власти» к пребывающему в рабстве населению,  невероятная скорость обогащения одних и стремительный упадок «не способных хапнуть», не умеющих «устроиться» возле такой кормушки …

Да, при любом общественном строе существует «перепад высот» и в потреблении и  в  личных профессиональных качествах, позволяющих объективно и честно, пропорционально труду и результату, иметь от общественного продукта чуть более, чуть лучше, чуть чаще остальных ---
но ведь это должна быть прежде всего не уравниловка, но справедливость ; не создание «каст», которым всё дозволено, а, напротив, действующая трудовая, общественная, социальная лестница, идти по которой , - не обязательно вверх, - возможно каждому, имеющему прежде всего совесть и честь.
 
Шагать не по головам, но создавая обществом, через природные ресурсы, через технологии, через созидание, через развитие социальных отношений и культуры --- не распределение ! --- всё то, что объективно требуется для уверенной и достойной жизни каждого из тех, кто вкладывается своим трудом --- в любом виде : умственным, физическим, творческим ---  создавая достойные условия для всех и во всём, и пользуется  благами создаваемой и растущей в будущее цивилизации.

Если бы можно было …  лучшие свойства человеческого характера, опыт разумной, достойной, уважаемой жизни, навыки общения в самых разных ситуациях, знания не только профессиональные, бытовые, экстремальные … невероятным образом передавать непосредственно от одного человека, дарящего всё это своё богатство при приближении своём к естественному уходу из этого Мира  … другому, не обязательно очень молодому человеку, с тем, чтобы созданное, сотворённое  одним могло бы ещё существовать, действовать, приносить  пользу даже не одному поколению людей.

Понимаю, можно сказать, что подобное, почти подобное, происходит при сохранении  научных знаний, произведений культуры, искусства, памятников во всех возможных видах …
И всё же непосредственной передачи, «из рук в руки», почти не происходит ; больше опосредовано, через  материальное, через многоступенчатые и многоуровневые контакты, часто не имея представления об истинном первоисточнике.


Это я к тому, что общение с любым человеком, независимо от количества дней или лет, --- важнее, сами понимаете, качество ! --- даёт способным принять на всех своих человеческих уровнях очень многое от другого человека, очень часто именно индуктивно, внутренним резонансом, необъяснимым образом настроенным в лад и позволяющим не копировать, но осмысленно следовать и этому принятому опыту жизни.





                17.07.2018.



     *              *            *            *           *



             Глава вторая. \ завтра, 18.07.2018.\




              .........................................................