Летучая Рыбка. Об ананасах в оранжерее

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2


Была тут недавно на странице интересная беседа о тайной кухне творческого процесса. Кто как пишет? Где черпает вдохновение, с чего начинает, как приводит в божеский вид?
 Один гордится тем, что его «рвёт текстами», как Хулио Кортасара кроликами. Другой не сядет за клавиатуру, не выверив предварительно процентное соотношение завязки-развязки и прочих хрестоматийных конструкций. Третий ждёт вдохновения и тут же забрасывает тексты после его ухода. Четвёртый…
И, разумеется, каждый считает правым именно себя, и редко удерживается, чтобы слегка не поиздеваться над глупостью инакомыслящих. Попробуем же интереса ради классифицировать писателей по подходу к литературной работе.


Перфекционист

… прежде, чем начинать писать, неделями и годами продумывает свой текст до малейших деталей. Медленно и вдумчиво нанизывает он фразу на фразу, так что после финальной точки ему практически ничего не приходится исправлять или переделывать. В готовом манускрипте остаётся разве что добавить две запятые и обсудить третью строчку в пятом абзаце. Перфекционист в штыки воспринимает любые изменения или предложения: у него и так всё обдумано до последнего штриха.
Правда, может случиться так, что Перфекционист никогда и не допишет свой текст до конца.


Переделыватель

…расцветает только тогда, когда видит перед собой кучу текста – не важно, насколько неупорядоченного и бесформенного. Главное – материал! Писание само по себе даётся Переделывателю тяжело, требует сил и напряжения. Зато с уже готовым текстом он обходится как скульптор с мрамором: шаг за шагом из аморфной глыбы выступает непосредственная форма произведения.
Самая большая проблема Переделывателя – это в принципе произвести текст на свет.


Структуралист

Наиважнейшее для него – экспозе, структура, комбинация сцен, сюжет, фабула… Структуралист с удовольствием барахтается в подобных понятиях и работает исключительно по заранее составленному плану. В ответ на критику он создаёт новую схему сюжета: здесь переставит местами, там встроит побочную линию, тут передвинет переломный момент – а под конец и подавно переделает всю конструкцию заново. Непосредственное написание сцен является для Структуралиста неизбежным злом: нужно же навесить мясо на кости! Главное для него – всё время иметь пред глазами общую картину: только в этом случае Структуралист сможет выполнить целевой план.


Поборник Ассоциаций

… – это мечтатель. Тексты для него возникают исключительно из подсознания, и он верит, что структура их потом создастся сама по себе. Поборник Ассоциаций часто ещё и Коллекционер. Он собирает маленькие диалоги, описания персонажей, настроения, слова, поминутно выхватывает из кармана блокнот, чтобы удержать на бумаге новый кусочек картинки, который когда-нибудь, где-нибудь, да и будет возможно использован. Поборник Ассоциаций быстро теряет ориентировку в тексте, у него много материала, но проблемы с его структуризацией. Дорабатывать произведение означает для него каждый раз начинать всё сначала, переписывать текст заново – и заново же в нём теряться.
От встречи Структуралиста с Поборником Ассоциаций стоит ожидать размолвок и недоразумений. Или – при глубокой внутренней культуре встретившихся, их желании сотрудничать и слушать друг друга – крайне плодотворной работы.


Барабанщик

… барабанит по клавиатуре безостановочно, производя тонны текста. Он преодолевает страх перед «белой страницей» простейшим способом: начинает писать абы о чём. Главное, чтобы возникла хоть какая-то нить, которую потом можно плести. За день Барабанщик напишет двадцать, сорок страниц текста, в которых черт ногу сломит, но это не важно, ведь править можно и потом. Процесс письма часто даётся Барабанщику легко, объёмные повести и романы раздувают бесчисленные папки на его рабочем столе. Проблемы же у него начинаются тогда, когда он не находит в себе Переделывателя, а текст приходится-таки сокращать.
Барабанщику нравится сам процесс писания, у него много идей, но вот форма и структура без борьбы ему не даются. Иногда Барабанщик утверждает, что «дорога и является целью».


Монтажер

… придерживается кредо: дайте мне тексты, неважно какие, не обязательно только мои, и уж я что-то из них, да и соберу. Он считает, что смысл и связь между отдельными кусками впоследствии возникнут самостоятельно. Монтажёр – мастер интертекстуальности, но часто еще и педантичный трудяга, виртуозно наносящий разрезы и сшивающий между собой разрозненные части. Монтажёр комбинирует не только куски текстов, но и мотивы, сцены, идеи, персонажей. Иногда персонажи Монтажёра задыхаются под тяжестью и сложностью его концепций. Сшивая части, он рискует потерять нить изначальной истории.


Шахтер

…закапывается вглубь своих сюжетов. Годами собирает материал, наполняет шкафы книгами, а компьютер документами. Шахтёр разбирается в чужих историях так же хорошо, как и в собственной жизни, персонажи для него – живые люди, о которых он может с восторгом рассказывать часами. Главная проблема Шахтёра – написание текста как такового. Его интересуют возможные истории, переносить же их на бумагу для него тяжело и скучно.


Данная классификация, основанная на моих давних заметках с одного сомнительного семинара, не претендует на бесспорную истинность. Но всё же трудно не согласиться, что в каждом писателе существует перекос в сторону того или иного описанного выше типа. Также очевидно, что в чистом виде каждый из этих типов ущербен. Шахтёру необходим внутренний Барабанщик, иначе до книги у него дело никогда не дойдёт. Перфекционисту не хватает свободы движений и необузданности, Поборнику Ассоциаций не достаёт структуры – и наоборот.

Вспомните, что в работе над текстом заставляет вас внутренне стонать, вызывает отвращение и отторжение – именно этого не хватает лично вам. Отсутствие же уравновешивающего пандана делает талант кособоким и не даёт ему вызреть, как ананасу в оранжерее.


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2018
Свидетельство о публикации №218052201793

Рецензии: http://www.proza.ru/comments.html?2018/05/22/1793