Девора. часть 2-я. юность

Владимир Клюшин
- Дево-ора! Где эта негодная девчонка! Только попадись мне!
- Сара, успокойся.
- Лия, молчи! Ты всегда защищаешь её, - старшая сестра резко одёрнула руку младшей и быстро пошла по тропинке.
- Сара, постой. Куда ты? Что случилось?
- Эта «пчела», видит Всевышний, большие беды навлечёт. Опозорит она всех нас, попомни моё слово.
Сара остановилась и сердито смотрела по сторонам.
- Что мне с ней делать?
- Сара, скажи толком, что приключилось?
- Ах, Лия, сегодня приходил ребе. Наша опять тайком следила за мальчиками, когда они занимались.
- Как он узнал?
- Она сидела за большим камнем, а когда учитель её увидел, убежала.
- Ах, Сара, это уже не первый раз.
- То-то! Не первый. И боюсь, сестра, не последний. И за что нам это?
- Эй, не говори так. Девора - наш лучик света. Всё, что от брата осталось…
Сёстры уже не кричали. Страсти улеглись, и теперь они вместе возвращались в своё селение, расположенное на горе Ефремовой.
- Идём, Сара, может, она уже дома.
- Блаженная матушка её умерла при родах, а брат наш погиб на войне. Так, Лия, и достался нам этот подарок.
- Сильно сердился учитель?
- Он слишком стар, чтобы сильно. Мне было перед старцем стыдно.
- Прошу тебя, не ругай её, пока не выслушаешь.
Так, продолжая разговор, вспоминая брата и его жену, девушки подошли к воротам. Им навстречу с музыкой и восклицанием вышла группа селян. Они были одеты ярко. Юноши и девушки явно что-то праздновали. Сара и Лия отошли в сторону и опустили головы. Так они стояли, пока группа не отошла на приличное расстояние.
У ворот селения сидел старец. Приблизившись, девушки поприветствовали его. Старик был хмур.
- Куда мир катится, - вздохнул старец и покачал головой.
- Что, дедушка, в Ханаане опять праздник? - спросила Лия.
- Там праздники не кончаются, дочка. Их боги всегда требуют праздников и жертв. Я смотрю, наш народ всё больше и больше начинает в этом участвовать. Забывают Всевышнего, от заповедей Его убегают. Э-хе-хе, - вдохнул старик и встал, - ничего доброго это не принесёт.
То ли под впечатлением от сказанного старцем, то ли от усталости, придя домой и не обнаружив дорогую племянницу, тётки уселись на подушки.
- Ну, Лия, где она ходит? Уже темно, а её всё дома нет.
- Придёт, не маленькая.
- Как будто дома дел нет. Ты вот с утра в огороде. Я овец пасла, а она?
- Девора ещё с рассветом воды наносила.
- Хорошо, что сказала. Подай-ка мне воды. Устала я, Лия.
Некоторое время была тишина, сёстры пили воду.
- Замуж я её отдам, - строго проговорила Сара.
- Сара, да ведь ей только четырнадцать.
- Ну вот, через год от силы.
- Да за кого? Она ещё ребёнок.
- Не знаю, как ты, но моих сил уже нет. Пусть замуж идёт, там муж её быстро уму-разуму научит. А то нам с ней, сестра, и свою жизнь не устроить. Ты-то тоже в девках засиделась, а про меня и говорить не буду.
- Я точно знаю, Деворе Варак очень нравится.
- Забудь о нём. Он мечтает воином стать. Он сильный и умный юноша.
- Да, ему повезло больше. Его отец вернулся с войны.
- Авиноам добрый человек. Никогда в помощи не откажет. Другом был брату нашему самым близким.
- Десять лет прошло, сестра, как брат наш к праотцам ушёл, а мне всё кажется, как будто вчера. Да и дочь его, Девора, так похожа на него. И глаза, и характер.
- Всё, Лия, перестань. Не тереби душу. А мужа я племяннице искать буду.
- Только поклянись мне, Сара, что не возьмёшь ей никого из тех, что поклоняются ваалу. Заклинаю тебя.
- Да я ведь ещё в своём уме. Конечно. Только из верных сынов Израиля буду искать ей супруга.

В этот момент пришла Девора. Высокая, изящная девушка с вьющимися рыжими волосами. Увидев её, тётки замолчали и не стали устраивать скандал. Сара - старшая, грозно посмотрев на Девору, ушла спать, а Лия схватила племянницу за руку и потащила на улицу, чтобы поговорить.
- Ты что, с ума сошла? Сара была в ярости. Я боялась, что она поколотит тебя.
- А что произошло? - Девора смотрела на Лию своими большими и чистыми глазами. Все её жесты, повадки и даже интонация голоса напоминали отца. Против этого ни Сара, ни Лия оружия не имели.
- Девора, дорогая! Зачем ты ходила и подслушивала? Приходил ребе, он жаловался на тебя. Я не знаю, что он говорил Саре, но она была очень зла.
- Ах, Лия! Я ничего не могу с этим сделать. Моё сердце просто летит туда. Я бы слушала учителя и день, и ночь.
Лия осмотрелась по сторонам.
- Тихо ты! «Полетела бы», «пчела» ты моя, надо ж так сказать. А о чём сегодня говорил учитель? - почти шёпотом спросила Лия.
- Сегодня ребе говорил про заповеди. Вот, я заучила наизусть: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой».
Лия слушала как зачарованная, даже открыла рот.
- Девора, ты понимаешь, эти знания не для женщин. Милая, что ты делаешь? Так нельзя. Ты прогневишь Бога. Женщина не может быть священником или пророком, старейшиной или судьёй. Бог ставит на это мужчин. Наша задача - вести хозяйство, смотреть за домом, заботиться о детях.
- Да-да, это важно. Но и заповеди Божьи - они тоже важны. Лия, они важнее всего на свете.
- Так где ж ты так долго была? Солнце уже село.
- Помогала соседке. У Мириам овца пропала.
- Как пропала?
- Ну не совсем. Слушай и не перебивай. Я уже шла домой, как увидела Мири, она плакала. Оказалось, что со стадом пришла чужая овца. Но число овец при этом не прибавилось. Она попросила помочь, и я согласилась. Оказалось, что её овца попала в стадо Вафуила, а их овца попала к ним.
- Ну и что? Странно, конечно. Но если число овец не убавилось, что тут плакать? Как было, так и осталось.
- Да, но это не всё. У Вафуилов - овен, а у Мириам - овца и при том тяжёлая. У неё ягнята скоро будут. Нам пришлось по многим дворам пройтись, пока мы нашли пропажу. Но, хвала небесам, всё улажено.
- А что ты так улыбаешься?
- Скоро, Лия, будет… свадьба.
- Как? Чья?
- Вот-вот. Не пропусти самого главного. Вафуил счёл это событие знаком от Всевышнего и решил взять Мириам в жёны своему внуку. Так что на Праздник Труб будет свадьба.
- Вот это да! Хорошая новость. Но я прошу тебя: только не выдавай меня Саре, то, что я скажу тебе.
- Нет, не выдам. Я умею хранить тайны.
Лия вздохнула, посмотрела по сторонам и взяла Девору за руку.
- Дорогая моя, Сара решила искать тебе мужа.
- Хорошо.
- Как? Ты не огорчилась?
- Нет, тётушка, как я могу огорчаться на вас? Вы всегда так добры ко мне. На всё будет воля Всевышнего. Я покорюсь.
- И ещё: постарайся больше не бегать подслушивать священные речи. Ребе тобой очень недоволен. А вдруг тебя камнями побьют?
- Хорошо, я постараюсь. Давай договоримся, тётушка.
- О чём?
- Виноградник и огород завтра мой.

***
Утро начиналось обычно. Девора проснулась рано, но продолжала лежать в кровати. Она ждала. Вслушиваясь в каждый звук за окном, она ожидала самого важного утреннего звука. Звука колокольчика. Вот она его услышала. Он ещё далеко, но звонит настойчиво. Это идёт по улице учитель. Каждое утро его колокольчик собирает мальчиков от двенадцати лет на урок. Он идёт по дороге и звонит в колокольчик.
Вот звук стал ближе. Девора вскочила с кровати и выглянула в окно. Очень пожилой ребе шёл по дороге, а за ним уже шли спокойным шагом десять или пятнадцать ребят. Среди них очень выделялся Варак - друг Деворы. Он был высоким, сильным. Всегда шёл рядом с учителем и помогал ему что-нибудь нести.
 «Интересно», - подумала Девора, - «куда они сегодня пойдут? К реке или к лесу?»
- Даже не думай! - Строго прозвучало за спиной.
Это была Сара. Она строго посмотрела на племянницу.
- Ты сказала Лии, что огород и виноградник на тебе. Так?
- Да, тётушка.
- Вот и займись, а за колокольчиком ходить не смей! Не девичье это дело - Законы Бога изучать.
- Но в Его заповедях наша жизнь. Сара, я люблю Бога.
- А вот об этом ты вечером с учителем поговоришь. Он лично придёт к тебе и объяснит, как должна вести себя девушка.
Уходя, Сара добавила, но уже спокойным и тёплым тоном:
- Девора, милая, я тебя умоляю. Не навлекай на наш дом позора. Видишь - без мужчин живём, заступиться не кому.
Сара ушла, а Девора быстро оделась, привела себя в порядок и отправилась в огород. Там ждала её большая работа. Пока солнце не поднялось, надо было всё полить, а потом прополоть. Просмотреть растения, нет ли вредителей. Потом виноградник. Ягоды уже наливались соком, так что работы хватало.
Лия сегодня пасла овец. Когда к вечеру она возвращала маленькое стадо, то заметила двух женщин, которые стояли возле их дома. Женщины уже были в годах, но они стояли и с почтением говорили с Деворой. Закончив разговор, женщины стали уходить. Их лица были спокойными. Лия только услышала, когда те проходили мимо её, что говорили они про Девору.
- Да-да, - сказала одна из них, - и вправду девушка мудра не по годам.
- У меня теперь душа спокойна, - ответила другая, - мы не зря проделали свой путь.
- Бог - свидетель, эта Девора ещё станет…
Кем по мнению этих женщин станет Девора Лия не расслышала, а влезать в чужой разговор она не привыкла. Поэтому, загнав овец, поспешила домой разузнать всё из первых уст.
Сары ещё не было дома, но Девора отлично справлялась со всеми делами. В доме было чисто, ужин был приготовлен.
- Проголодалась, тётушка?
- Да. И устала очень. У нас пополнение. Два ягнёнка родились сегодня. Хорошие, сильные.
- Прекрасно. Значит, на праздник будет мирная жертва.
Девора быстро поставила еду на стол. Лия разломила хлеб и приступила к еде. Но ей очень хотелось знать самое главное.
- А что за женщины у нас были?
- Видела их? Это две сестры. Они приходили ко мне из Вефиля. Мы разговаривали.
- Что, вот так прямо и к тебе? - Лия от удивления широко открыла глаза.
- Нет. Это не совсем так. Только не перебивай.
- Девора, перестань говорить, как твой отец.
- Не перебивай. Ешь и слушай. Ближе к вечеру пошла я к колодцу за водой. А там они стоят. Эти женщины. Они пить хотели. Ну я им почерпнула кувшином и напоила их. А они и спрашивают: не знаю ли я девушку по имени Девора. Я говорю: «Это я». Они так обрадовались. Мы долго с ними говорили.
- О чём?
- Они - родные сёстры. И они в тяжкой ссоре. Никак проблему решить не могут.
- А ты тут как тут со всеми решениями.
- Ты меня не слушаешь.
- Что тут слушать! Здесь о тебе только и говорят, так теперь и до Вефиля слава о тебе дойдёт. Что дальше? От Дана до Вирсавии прославишься.
- Не ругайся. Слушай.
- Не буду. Что ты в голову взяла! Ты кто? Пророк? Священник? Судья? Что ты лезешь куда не положено?
- Они сами пришли ко мне. Ты слышала? Я же говорила. Не я полезла в их разговор, они сами искали меня. Проделали такой путь.
- То-то, так далеко прийти послушать что пчела жужжит. Что, у них там в Вефиле ребе умер? Если у кого вопросы или споры, то одна дорога - в Раму, в Дом Господа. Священник выслушает и во всём разберется. Далеко идти - ладно, в любом городе есть ребе.
- Ребе Вефиля, как женщины мне сказали, стал ноги ваалам целовать.
Повисла пауза. Лия была потрясена услышанным.
- Как так? Он же ребе, учитель. Он же не может…
- Ужасно, правда. Этот ваал как проказа покрывает всю землю.
- Ладно. Но ведь в каждом городе есть старейшины.
- Да, они говорили с ними, но толку от этого не было. Один одно советовал, другой - другое. Их ссора тянулась уже больше года.
- А о чём ссора?
- Наследство.
- Ещё не легче. Вопросы наследства самые сложные.
- Да, не простые.
- Как же они к тебе пришли?
- То-то. Рассказали они мне так: «Утром помолились и решили пойти на дорогу у людей проходящих мимо совета искать. Тут старец к ним подходит, не знакомый. Они у него спрашивают, а он им и говорит, чтобы шли сюда и спросили Девору. А ещё сказал, что они поговорят со мною и мир найдут.»
- Говоришь, как чудо какое.
- Если честно - сама удивляюсь. Что за старец был?
- Ну а как же ты им советы давала?
- А что советы? Я говорила им о любви и заботе Бога. О том, как Он велик и что для Него нет ничего невозможного. Я им так и сказала, что я не судья и судить их дело не мне. Да и кто я, чтобы делить чужое наследство? Вы же, говорю им, сёстры. Сами рассудите по справедливости и с любовью.
От этих слов Лия вообще потеряла аппетит. Она, как заворожённая, смотрела на племянницу и даже не могла понять, что с этой девчонкой делать: ругать или восхищаться.
Вскоре пришла Сара. Но она была не одна. Вместе с ней пришёл ребе. Учитель поприветствовал всех живущих в доме и произнёс короткую молитву. Девушки снова стали накрывать стол. Согласно традиции, гостя посадили на самое почётное место и стали угощать. Сара как старшая села рядом с учителем, чтобы разговаривать с ним. Лия подавала на стол, а Девора была на кухне и даже лица своего не показывала.
В таких разговорах не принято было торопиться. Никто никогда не начинал сразу говорить о деле. Как того требовал обычай, Сара сначала справилась о здоровье учителя, потом спросила о здоровье его родных. Затем она поинтересовалась делами на поле и огороде, посетовала на саранчу, а затем спросила: «Не желает ли учитель ещё чего-нибудь?»
Ребе был учтив. Ел не много и охотно говорил обо всём. Он даже немного подшучивал то над своими годами, то над саранчой. Когда требования обычая были выполнены сполна, он попросил разрешения поговорить с Деворою наедине. Сара просияла от счастья и встав, позвала племянницу, представила её учителю, а потом вместе с Лией вышли на улицу.
- Ох, Лия, наконец-то эта девчонка получит бобов.
- Ах, Сара, только бы учитель не сильно ругался.
- Не защищай. Она должна получить свой урок. Хотела послушать учителя - вот пусть и слушает.
- Ой, Сара, если разговор надолго затянется, боюсь, светильники погаснут. Я забыла масла добавить.
- Надеюсь, Девора догадается.
Лия по лицу сестры понимала, что та довольна происходящим. Заметно было, что Сара надеется на самые лучшие изменения в их жизни.
А тем временем в доме шла беседа. Учитель сидел на большой подушке, а Девора стояла перед ним. Согласно обычаям, учитель сначала справился о её здоровье и спросил, нет ли у неё каких жалоб или обид. Удостоверившись, что всё нормально, ребе показал девушке, чтобы она села.
- Девора, у меня к тебе важный разговор.
- Я слушаю вас, учитель.
Старец сразу заметил простоту и искренность в Деворе. Это его и поразило, и порадовало.
- От моих глаз многое может быть скрыто, но я вижу, что ты проявляешь интерес к Божьему закону. Почему?
- Ах, ребе, - тихо проговорила Девора, - я и сама не знаю. Только скажу вам, всё, что вы говорите, мне очень нравится. Слова закона мне дают силу, а на душе становится спокойно.
- Ах вот оно в чём дело… - проговорил учитель, поглаживая седую бороду, но девушка заметила лёгкую улыбку у старца. - И что ты запомнила из того, что видела и слышала? Расскажи мне.
- Я помню, как на лугу вы рассказывали про падение Иерихона. Вы построили мальчиков в шеренгу и приказали им ходить вокруг большого камня, а Варак изображал Иисуса Навина. Он трубил в рог, а мальчишки хором кричали.
- Так, хорошо. А что ещё?
- Ой, многое, учитель.
- И ты даже не пытаешься это скрыть?
- Скрыть? Зачем? Вот, я ещё вспомнила, мне очень понравилось, как вы про Моисея рассказывали. Озию вы посадили на камень - он изображал фараона, а вы были Моисеем. Озия только так головой вертел и говорил: «Нет! Не отпущу народ Израильский». Потом вы про море рассказали, потом про гору, которая огнём пылала, потому что Бог сошёл на неё.
- Достаточно, Девора, достаточно. У тебя хорошая память. Спрошу тебя: не догадываешься, зачем я пришёл?
- Тётушки говорили, что вы придёте ко мне. Говорили, что вы должны мне урок преподать.
Учитель сидел и только головой кивал.
- Я скоро уйду в путь сей земли… - тихо сказал он. - Не с каждым годом, а с каждым днём учеников у меня становится всё меньше и меньше…
Девора не смела говорить, но по выражению лица и глаз учителя, она поняла, что он сменил тему и говорит о самом главном для него.
- Обидно, что юношей уносит не война или болезнь. Есть вещи и пострашнее. Когда болезни или войны обрушиваются на людей, они сплачиваются, они начинают искать Бога. Их вера крепнет. А тут…
- Ваал, - проговорила Девора.
- Мерзость Хананеев. Идол, которому кланяются не только язычники. Всё больше и больше сынов и дочерей Израиля приносят ему жертвы. Ноги ему целуют.
- Учитель, этот ваал как проказа покрывает всю землю.
- Да, Девора, да. Я стар, а преемника у меня нет. Кто станет вразумлять наших детей?
- А как же Варак? Он вас очень любит.
- Варак… да, он толковый, но… как бы тебе сказать… у него вера слабенькая, вот как у этого светильника. Подуй ветер или масло кончится - и не будет света. Ему нужен всегда тот, кто бы его «зажигал». Да и у него планы на будущее другие. Он собирается в Кадес, воином хочет быть. Авиноам, отец его, уже дал ему своё благословение. Так скажи мне, дитя, что ты хочешь? Придёт время, тебе надо будет семью создавать.
- Да. Тётушки уже ищут мне жениха. Вы правы, учитель. Семья - самое важное для человека, но скажите, а если в семье не хранят заповедей Всевышнего, забывают Его слово, перестают служить Ему? Скажите, что это за семья будет?
- Ладно, Девора, мне пора домой. Пусть Господь хранит тебя.
- Как? Вы уже уходите? Вот так просто? - Девора немного растерялась, ведь ей так хотелось поговорить с учителем, задать ему вопросы и услышать мудрые ответы.
- Да, дочка, ухожу, но не просто. Знаю, что ты умеешь хранить тайны. Потому принёс тебе нечто важное и полезное. Ты ведь умеешь читать?
При этих словах учитель достал из-за пазухи свиток.
- Свиток, - восторженно прошептала Девора, - настоящий свиток!
- Да. Возьми, только никому не показывай. Даже своим тёткам. Не надо, чтобы знал ещё кто-нибудь, что у тебя список закона. Но есть условие, и ты должна мне поклясться, что исполнять будешь постоянно.
- Клянусь, учитель. Что я должна делать?
- Перестань подглядывать и подслушивать. Теперь у тебя есть список закона. Читай, а на мои уроки не бегай, не стоит своим поведением смущать юношей, да и жителей нашего села тоже. Помни: ты мне пообещала. А теперь иди и положи свиток в укромное место, а я пойду, пожалуй.
Девора не чувствовала ног от счастья. О таком она даже не смела мечтать. Конечно, клятва, которая её связала, огорчала немного, но радость от того, что можно самой читать Божественные слова, была гораздо больше. Поцеловав руку учителю, она быстро убежала в свою комнатку, чтобы найти укромное местечко для сокровища. Учитель встал и степенно покинул гостеприимный дом.
Шли дни. Тётушки тщательно следили за Деворой, но та вела себя безукоризненно. Она перестала ходить на уроки и прилежно выполняла любую работу по дому. Девушка соорудила новый тайник для свитка закона. Он был сделан из камней прямо под пальмой. Во время дня Девора доставала свиток и с таким рвением вчитывалась в каждую строчку, что вскоре выучила наизусть почти всё. Иногда ей казалось, что за фразами и словами Закона скрыто нечто большее.
Однажды утром, когда Девора с тётушками сидели на крыльце и перебирали зерно, чтобы вымолоть муку, они увидели группу детей, которые торопливо шли к их дому. Это были соседские дети, но впереди всех почти бежала Роза, сестра Варака.
- Девора, - вскрикнула Роза, вытирая рукавом слёзы, - Девора, помоги!
- А что случилось? - Девора встала и протянула руки Розе. Та была на два года младше её.
- Девора, скорее, а то Варак убьёт её.
- Кого?
- Птичку. Варак поймал на поле птичку и хочет её убить, а другие мальчики ему запрещают, но он их и слушать не хочет. Пойдём скорее!
Эту фразу подхватили ещё несколько детей, которые прибежали вместе с Розой, кто из желания поддержать её, а кто и из любопытства. Бросив короткий взгляд на тётушек и найдя одобрение только в лице Лии, Девора взяла Розу за руку, и они побежали.
На поле уже «пахло грозой». Варак стоял напротив двух мальчиков, которые были немного младше его. Лицо Варака было красным, и смотрел он на них исподлобья. У ног мальчишек под сетью трепыхалась небольшая птичка.
- Варак! - вскрикнула Девора, - Варак, что происходит?
- Ничего особенного. Закон позволяет, и я могу его исполнить.
- Да в чём дело?
Девора присела на корточки и присмотрелась. Под сетью сидела куропатка. Она испуганно вертела головой и тщетно пыталась встать на ноги. Девушка немного огляделась и увидела рядом гнёздышко, в котором лежало четыре яичка.
- Согласно закону, - сурово проговорил Варак, - я имею право съесть эту куропатку.
- Нет, Варак, - негромко проговорил Лапид, - куропатку нельзя есть. Согласно закона ты можешь съесть яйца, а её отпустить.
Девора задумалась. Ей было жаль птицу и её будущих птенчиков, но закон и в самом деле позволял съесть их. Это она знала.
- Варак, - позвала она, - присядь!
Юноша послушно сел на землю рядом с девушкой. Он быстро успокоился.
- Варак, скажи мне: ты голоден?
- Нет, - спокойно ответил юноша, - Девора, закон позволяет убить птицу, чтобы съесть её.
- Не спорю. Но зачем убивать, если не голоден? Ты не будешь есть. Да и посмотри, Варак, разве это существо напитает тебя? Посмотри на яички в гнезде. Они величиной с ноготь твоего мизинца. Это даст тебе насыщение? Да если даже ты прямо сейчас решишься приготовить эту куропатку, сможешь ли разделать её так, чтобы не оскверниться?
Варак посмотрел на птицу под сеткой. Та приутихла, уже не трепыхалась, а только поглядывала своими маленькими глазами на ребят.
- Девора, - проговорил Варак, - ты права. Я и на самом деле не голоден, а значит, не имею право так поступать.
С этими словами Варак осторожно поднял сеть и освободил куропатку. Птица быстро скрылась в высокой траве. Роза захлопала в ладоши и заулыбалась.
- Давайте поскорее уйдём отсюда, чтобы мама к своим деткам вернулась.
Все с радостью вняли этому предложению и вместе пошли по дороге в селение. Варак молча шёл, опустив голову. Он о чём-то думал. Роза держала его за руку, время от времени поглядывая то на брата, то на Девору.
- Девора, - тихо, но с восторгом проговорила Роза, - ты такая умная. Спасибо, что помогла спасти птичку.
Девора смущенно улыбнулась и взяла Розу за другую руку.
- Теперь детки не останутся без мамы, - не унималась девчушка, пытаясь заглянуть брату в глаза. - Они будут счастливы.
- Конечно, Роза, - проговорила Девора, - и птичка будет счастлива, что с её детками ничего не случилось. Варак, а ты молодец. Как тебе удалось её поймать?
- Ничего сложного, - тихо проговорил юноша, - куропатки - глупые птицы. Немного хлебных крошек и капельку терпения. Ах, да, и ещё это, - Варак похлопал ладонью по сетке, которая висела на его плече.
- Варак, - спокойно проговорила Девора, - куропатки не глупые птицы, их сотворил Господь. Просто эта птичка была очень голодной. Представь, она день и ночь высиживала птенцов. Вкусный хлеб стал для неё сильным искушением.
Солнце поднималось выше, разговор не завязывался, и толпа ребят становилась всё меньше и меньше.
Девора вернулась к своей работе. Она с Лией перебирала зерно, а Сара молола в жерновах.
- Ну что, все живы? - спросила Сара, высыпая в мешочек муку.
- Хвала всевышнему, - просто ответила Девора, - сегодня никого не убили.
- Так что там случилось?
- Ничего особенного. Варак поймал маленькую куропатку, а я уговорила её отпустить.
- А крику было столько… Лия, сыпь ещё зерна.
Работа кипела. Надо было намолоть муки на неделю, чтобы испечь хлеб. Только к вечеру управились, и Девора с Лией замесили тесто.


***

Приближалась зима. Небо всё чаще затягивали серые тучи. Они приходили со стороны Великого моря, с гордостью проплывали над головами людей, и уплывали на восток, не пролив ни капли влаги на землю.
Люди ждали дождя. Хороший ливень в эту пору - залог урожая. Люди молились о дожде, а сторонники ваала даже устраивали праздники. Огромную статую ваала носили от дома к дому и все желающие могли поцеловать этой статуе ноги. Жрецы ваала, облачённые в белые одежды, плясали вокруг этой статуи и били в большие барабаны.
Люди привыкли и перестали возмущаться, а местный ребе уже давно не выходил из дома. Он был болен. Желающие беседовать приходили к нему, но разговоры были недолгими. Несколько раз учитель звал Девору. Та бросала все дела и шла к нему. Возвращалась всегда задумчивой, тётки не расспрашивали ни о чём, а она не говорила.
И вот однажды ранним утром у дома ребе зазвонил колокольчик. Девора быстро выбежала на улицу, но её сердце сжимала тревога. К дому учителя сходились люди. Предчувствие не обмануло девушку. Жена учителя, перестала звонить в колокольчик, опустилась на землю и сквозь слёзы сообщила, что учитель ушёл в путь сей земли. Люди подняли плач, сели на землю. Мужчины раздирали на себе одежды.
У Деворы подкашивались ноги, но тут она почувствовала, что её обняли за плечи. Это были тётушки. Они тоже плакали. Девушка уткнулась лицом в плечо Сары и заплакала.
Днём пришли левиты из Рамы. Они похоронили учителя и собрали все свитки Писания, которые у него были. На вопрос народа, пришлют ли им учителя, они только пожимали плечами. Когда сборы были закончены, обнаружилась недостача. Не хватало нескольких списков Закона. Вдова ничего сказать не могла, а спросить было не с кого. Левиты ещё хотели забрать колокольчик, но потом решили оставить его жене покойного.
По прошествии трёх дней вдова учителя позвала Девору и отдала ей этот колокольчик со словами, что её муж очень дорожил девушкой, и просил её помнить его всегда, а также не забывать его наставлений.
Вечером девушка сидела под своей пальмой задумчивая, и время от времени тихо звенел в её руках колокольчик.
Утро было очень оживлённое. Сара не стала дожидаться больших дождей и наняла мужчин перекрыть на доме крышу.
- Дожди придут, - говорила она, - а крышу надо обновить.
Варак с братьями усердно разбирали старую кровлю, их отец руководил работой и подавал необходимые инструменты. А между временем готовил новые доски. Лия и Сара на повозках подвозили глину, Девора - воду, а соседские мальчишки с радостью топтали глину босыми ногами. Уже к вечеру работа была окончена. Женщины приготовили угощение для всех работников. Дети получили много сладостей, а мужчины сидели по-родственному во дворе и пили свежее вино. На столе было много овощей, а ещё запечённый барашек и лепешки с домашним сыром.
Девора уединилась. Она снова сидела под пальмой с колокольчиком в руках. Тишину нарушил Варак.
- Если честно, я не верил, что эта пальма приживётся! Я помню, как твой отец принёс её из какого-то похода. Совсем маленький росток.
Девушка посмотрела на Варака. Тот стоял и гладил ствол пальмы.
- Никто не верил, - вздохнула Девора.
- Кроме тебя, - юноша сел рядом.
- Тётушки ругали отца, - Девора улыбнулась, - Старый виноградник погиб, а новый никак не хотел расти. А тут ещё … пальма…
- А у нас только смоковницы приживаются.
- Зато ваши смоквы самые вкусные и сочные.
Варак стал серьёзным.
- Девора, я вообще-то попрощаться пришёл.
- Знаю. Решил в гарнизон?
- Да. На рассвете пойду.
- Не смущайся, военные тоже нужны. Я уверена, ты станешь хорошим полководцем.
- Ох, сказала, как прожужжала! Полководцем! Солдатом бы стать да на войне не пропасть.
- Варак, помни Господа. Это самое главное. Только Он даёт победу. Уповай на Него, как уповал Авраам - отец наш, как верили и уповали Моисей и Иисус Навин. Всем сердцем.
- Девора. Ты мне очень нравишься. Я не хочу давать тебе надежду. Я люблю тебя, но только как сестру. Ради тебя и умереть не страшно. Прошу, присмотри за отцом и младшими. Главное - чтобы они не стали ваалу кланяться.
- Обещаю. Да благословит тебя Господь! Будь твёрд и мужествен!
- А если что случится - зови! Я тут же приду! И не один, я приведу целый полк! Никто не посмеет причинить тебе зла!

***
На рассвете Девора вышла к воротам, чтобы проводить Варака, но, оказалось он и ещё восемь юношей ушли до рассвета. Девушка всматривалась в даль. Их селение находилось на возвышенности, и вокруг было видно на большое расстояние. Маленькие селения, пасущиеся стада на лугах, небольшие рощи и горы вдали.
Вдруг Девора увидела на дороге фигуру. Это был старик, он приближался к их селению. Девушка огляделась, у ворот никого не было, ни мужчин, ни старейшин. Путник приближался. Он был одет в светлые одежды и опирался на посох. Девора залюбовалась, она подумала, что именно так должен был выглядеть Моисей.
- Не дашь ли мне воды, девица? - проговорил старик и с улыбкой посмотрел на Девору.
- Конечно. Проходите к воротам, присаживайтесь, я мигом.
Девора быстро прибежала в дом, сегодня она была на хозяйстве. Подумав немного, она собрала узелок с едой. Положила туда две медовые лепешки и опреснок. А ещё положила немного сыра и небольшой кувшин молока. Воду она тоже взяла.
Придя к воротам, девушка разложила угощение перед старцем.
- Я думал получить глоток воды, а тут Всевышний послал мне прекрасный обед! Как твоё имя, дочка?
- Девора.
- Благослови тебя Бог! Подойди ко мне.
Девушка подошла ближе.
- Посмотри, - проговорил старик и показал пальцем. Около ворот из земли пробивался росток. Это была смоковница. От жары её листья были поникшие и вялые. - У этой маленькой смоковницы корень ещё слаб и не углублен в почву. Чудо, что она ещё жива. Но дай ей немного воды… - при этих словах старец вылил полкувшина к корням ростка.
- Вода поддержит жизнь этого деревца, - продолжал старец. - Подставь руки, Девора.
Девушка послушно подставила ладони, и старик налил воды.
- Умой лицо своё, Девора!
Девушка не понимала, что происходило, но не смела ослушаться. Она умыло лицо.
- Слушай, Девора! Народ Божий стонет от жажды. Жажда сильная. Стань для народа Божия водой! Дай мир земле! Господь Саваоф Сам будет с тобою, и ты будешь судить весь народ Израиля от мала до велика. Через тебя придёт мир на Израиль!
Девора не могла говорить от волнения. Каждое слово, сказанное старцем, проникало в её сердце. Старик поклонился девушке.
- Благодарю за твою заботу. Благослови тебя Бог!
- Куда вы идёте?
- Я иду в Раму поклониться Богу всевышнему. А этот опреснок я возьму с собой. Помни, что я сказал. Не бойся, с тобою Господь, Бог всемогущий.
Старец повернулся и зашагал по дороге. Девора долго смотрела ему в след. Уходя домой, она бросила взгляд на росток. Листья смоковницы посвежели и приподнялись. Весь остаток дня она размышляла над сказанным. Но тётушкам решила пока ничего не говорить.

***
На другой день пошёл долгожданный дождь. Сильный ливень стучал по новой кровле. Сара ходила по дому, звенела тимпанами и пела. Лия и Девора пританцовывали и хлопали в ладоши. Сара время от времени останавливалась, с гордостью смотрела на потолок и говорила о том, какая она мудрая женщина да как она вовремя всё сделала. В общем, это был маленький семейный праздник. Новая кровля на доме - дело важное.
- Что, Девора, - почти пропела Лия, - ушёл Варак?
- Да. Вчера утром из села ушло девять юношей... и Варак с ними.
- Ты не грустна?
- Нет.
- Я думала, ты будешь тосковать по нему.
- Варак мне как брат, не больше. А ты думала, он меня замуж взять хочет?
- Мы с Сарой так и подумали. А о чём вы вчера под пальмою беседовали?
- Он прощался. Попросил присматривать за младшими и за отцом.
- О чём это вы говорите? - Сара подошла к девушкам.
- Воспрянь, воспрянь, Девора! - напевно проговорила Сара, - возвысь свой голос!
- Господь послал благодатный дождь,
 Земля обретёт силу,
 Снова зацветёт виноградник,
 Меха будут переливаться новым вином!

Сара пела, кружась и бряцая тимпанами, Лия достала цитру.
- Воспрянь, воспрянь, Девора! - пропела Лия. - Возвысь свой голос! Славь Всевышнего!
Девора встала, подняла руки и медленно закружилась. На некоторое время наступила тишина. Тётушки ждали, какую песню запоёт девушка. И она запела.
Высоким мелодичным голосом, не переставая кружиться, Девора запела старинную песню: «Я - прекрасная лилия долин».
Лия тут же подхватила мелодию, её пальцы изящно побежали по струнам, а Сара стала хлопать в ладоши и звенеть маленькими медными тарелочками.
А девушка кружилась в танце. Она знала, в конце весны она выйдет замуж.
- Ох, напелась, натанцевалась, теперь и поесть можно. Лия, налей напитка, в горле пересохло.
Сара уселась на подушки возле стола. Её лицо выражало довольство. Она посмотрела на Девору и улыбнулась.
- Ну, хватит сидеть, надо приготовиться, - Сара торжествующим взором посмотрела на Лию и Девору. - Лия, принеси испеченного ягнёнка, а ты, Девора, сходи в холодную и принеси кувшин с вином. Тот, который завёрнут белой козьей шкурой.
Девушки быстро исполнили требование старшей сестры, которая к тому времени выложила на стол свежие лепёшки с елеем и мёдом.
Некоторое время девушки сидели в тишине и слышали только шум дождя. Вдруг на улице послышались голоса и шаги. Сара быстро поднялась, накинула покрывало и кивнула Лии. Та поднялась, схватила Девору за руку и вывела в другую комнату. Там она знаком показала девушке, чтобы молчала, покрыла себе голову покрывалом, а для Деворы достала большое, красивое покрывало с кисточками и покрыла ей голову.
В дверной проём было видно, как в дом вошли двое старейшин, а с ними пришёл юноша по имени Лапид со своим отцом. Мужчины сели за стол и начали кушать. Сара стояла рядом, склонив голову, и украдкой поглядывала на Лию. Девора хотела посмотреть, но Лия запретила выглядывать.
Мужчины ели и тихо разговаривали. Девушкам казалось, что так будет вечно, но вот разговоры умолкли и старейшина кивнул головой. Сара подняла голову и, посмотрев на Лию, кивнула. Та, глубоко вздохнув, посмотрела на Девору, поправила на ней покрывало, и, взяв за руку, вывела к гостям.
Девушка села на коврик у стола, напротив юноши и его отца, смиренно склонив голову. Старейшина, молясь нараспев, разломил хлеб и подал Лапиду и Деворе. Девушка слушала молитву и думала. Она знала Лапида, о нём говорили только хорошее. Она видела его на уроках у ребе. Он был не таким смышлёным и плохо запоминал тексты. Он был не таким сильным, чтобы идти в гарнизон, но у него было доброе сердце и золотые руки. Девора невольно улыбнулась. Тут же со стороны послышалось «змеиное» шиканье, это была Сара. Она пристально следила за племянницей.
Старейшина закончил молитву и подал юноше деревянную чашу. По традиции, девица должна была наполнить чашу вином. Юноше полагалось испить вина из чаши и подать девушке, чтобы она тоже пила из чаши. Это означало, что девица согласна стать женой.
Девора взяла в руки кувшин и остановилась.
- Дочка, что случилось? - учтиво спросил отец жениха.
- Простите, - тихо проговорила Девора. - Могу я поговорить с Лапидом?
- Конечно.
При этих словах все, кроме Лапида, встали из-за стола и вышли из дома. Сара с Лией тоже вышли.
- Лапид, ты знаешь, кто я?
- Да. Ты - Девора, живущая под пальмою.
 - Лапид, ты знаешь, кто я? - снова тихо повторила девушка.
Юноша опешил.
- Поклянись мне, Лапид, что каково твоё имя, такова будет и жизнь твоя. Как факел, дающий свет даже в кромешной тьме, дающий тепло в лютый холод.
- Девора, о чём ты?
- Лапид, тёмные времена нас ждут. Израиль нищает и бедствует. Будь светом, а я стану теплом. Поклянись мне, Лапид, что наш дом никогда не будет ходить путями хананейскими. В твоём доме никогда не будет ни идола, ни идолопоклонников.
- Клянусь. Пусть то и то сделает мне Господь и ещё более сделает, если я уклонюсь хоть мыслью к ваалам.
Девушка серьёзно посмотрела на юношу и налила вина в чашу до краёв.
- Знай же, Лапид, Господь Саваоф избрал меня быть судьёй в Израиле.
Лапид встал и вышел из дома, не испив из чаши.
Буквально тут же в дом вбежали Сара и Лия. Лия схватила Девору и вытолкала её из комнаты, Сара была в ярости. Её лицо было красным, она трясла кулаками, а по щекам текли слёзы. Она рухнула на пол и стала бить кулаками землю.
- Кто! - закричала она, - кто, скажи мне, позволил тебе открывать свой рот!
- Тише, сестра, - лепетала Лия, - тише, умоляю, соседи услышат.
- Пусть слышат! Поздно думать об этом. Лия, наша Девора нас уже опозорила. Кто дал ей право открывать свой рот? Даже, когда она заулыбалась, старейшины подумали, что она насмехается над этим предложением! Но ладно это, как она вообще посмела говорить в присутствии старейшин! Вот, Лия, смотри сама. Чаша на столе, полная вина. Лапид даже не притронулся к ней! Что она говорила?! Что она ему сказала?
На этих словах Сара упала на землю и зарыдала.
- За что? За что мне такое наказание от всевышнего? Чем я провинилась перед Ним?!
Лия присела рядом с Сарой и стала гладить её голову. Она не была красноречивой, в таких ситуациях ей было трудно подобрать слова, но у неё было большое и любящее сердце. Лия только смахивала слёзы с ресниц, гладила сестру по голове. Она всё ещё боялась, что Сара поколотит Девору. Сара затихла.
- Ничего, сестра, и это забудется, - тихо проговорила Лия.
- Нет, Лия, не забудется. Вот увидишь, завтра или третьего дня нас призовут старейшины и изгонят из селения. Ничего с собою взять не сможем, какой позор…
На улице снова послышались шаги. Сёстры переглянулись. Лия встала, а Сара не захотела вставать. Она села в угол и накинула покрывало на голову. В дом вошла девушка. Это была Ребекка, сестра Лапида. В руках она держала свёрток.
Поприветствовав живущих в доме, она спросила Девору. Девушка вышла из своего укрытия. Тётки тихо следили за происходящим.
- Мой отец и моя мать передают это тебе, - тихо и радостно произнесла Ребекка, передала свёрток и поцеловав Девору, ушла.
Девора стояла со свёртком в руках посреди комнаты, не понимая, что происходит. Первая пришла в себя Лия.
- Давай, разворачивай скорее! Посмотрим, что там!
Девора опустилась на ковёр, Лия села рядом, а Сара всё сидела в углу и только хлопала глазами.
- Я не могу, - прошептала Девора, - у меня руки трясутся. Разверни ты.
Лия взяла свёрток и стала медленно разворачивать. Свёрток был из овечьей шкуры. Очень тонкой выделки.
- Сара, - воскликнула Лия, скорее только для того, чтобы привлечь сестру к процессу, - посмотри, какое белоснежное руно!
- Лия, смотри, здесь что-то ещё, - проговорила Девора.
Сара не выдержала. Она встала, взяла со стены светильник и подсела к девушкам.
Свет от масляной лампы осветил всё содержимое свёртка. Тут были несколько шкур тонкой выделки, красиво расшитое разноцветное покрывало для головы, а ещё две шкатулки из дерева. Сара открыла шкатулку. Там были золотые и серебряные монеты, красивые золотые браслеты, серьги и разные украшения. Другая шкатулка была меньше и сделана из черного дерева.
- О, - полушёпотом сказала Сара, - это из Египта.
В этой шкатулке лежали благовония. Дом тут же наполнился ароматами.
- Что это? - спросила Девора.
- Приданое для твоей свадьбы, - проговорила Сара, улыбнулась и обняла племянницу.
- Шалом! - послышалось с порога. Девушки оглянулись. Это был Лапид. Девора быстро понялась и покрыла голову.
- Шалом, Лапид. Мы рады тебе. Прошу передать благодарность твоим родителям за подарки.
- Я забыл сделать одно важное дело.
Юноша подошёл к столу и взял чашу в руки.
- Я буду ярким светом, ты будешь моим теплом! Я знаю, кто ты, Девора - судья Израиля.
При этих словах юноша отпил из чаши и подал её Деворе. Девушка взяла чашу из его рук.
- Я буду твоим теплом, я буду водой и огнём, я буду с тобой все дни мои. Лапид - возлюбленный мой!
Сказала и выпила вино из чаши.
Лапид вышел из дома, а тётушки не смели и слова сказать. Так и сидели на ковре с открытыми ртами.
***
Когда прошли дожди, Сара начала собираться на рынок. Соседи объединялись в обоз, чтобы вместе отправляться в путь. Старшая сестра взяла на себя все хлопоты по подготовке к свадьбе. Моавские базары пользовались дурной славой, поэтому было решено отправляться в город Сидон. Лия оставалась дома на хозяйстве, а Девора собралась в Раму, в Дом Господень. Она решила принести мирные жертвы, помолиться и попросить Божьего благословения. Для своего пути она одолжила у соседей небольшую телегу и осла. Для жертвоприношения был приготовлен ягнёнок, а ещё она взяла серебряные монеты, елей, пресные лепёшки и мёд.
Ещё до рассвета Девора отправилась в путь. Дорога была недлинной и ровной. Она планировала днём достичь цели, совершить обряд, переночевать у ворот скинии и утром отправиться обратно. Дорогою Девора приходила в ужас от большого количества идолов. Вдоль дороги то там, то здесь она видела уродливые статуи, огромные жертвенники и небольшие рощи, посажанные в честь кумиров. Иногда она видела около жертвенников людей. Мужчины и женщины жгли костры, плясали и приносили жертвы свои богам. От вида таких картин Деворе стало не по себе.
По мере приближения к Раме, идолов становилось всё меньше и меньше, а по дороге стали встречаться израильтяне, которые направлялись к Дому Господнему. Девора заметила вдову, которая шла по дороге с маленькой девочкой. Малышка была совсем измучена.
- Откуда ты, дочь Израиля? - спросила Девора.
- Мы из Вефиля. Идём в дом Господень.
- А где твой муж?
- Я - вдова. Муж на войне погиб. Я с дочкой осталась.
- Меня зовут Девора, я тоже еду к Дому Господнему принести жертву. Позволь помочь тебе, дочь Израиля.
- Я Анна из Вефиля. Вениамин - отец мой. Как ты мне поможешь?
- Садитесь ко мне в телегу, поедем вместе.
Заметив, что Анна смутилась, добавила: - Не надо смущаться, путь ещё немалый.
Анна с ребёнком сели в телегу. Девочка обняла белоснежного ягнёнка и тут же уснула с улыбкой на лице.
- Благослови тебя Бог, Девора. Я уже давно доброты не вижу.
- А откуда ей взяться? Израиль забывает Своего Отца. Идолов себе делают, покланяются им. Закона не соблюдают.
Анна заплакала, а Девора достала лепёшку и молоко.
- Поешь, Анна, а когда дочь проснётся, я и ей дам.
После небольшой паузы Девора вновь завела разговор.
- Анна, скажи, а была ли у тебя земля?
- Был у мужа надел, и у меня был небольшой. Отец дал как приданое. Муж умер, и земля отошла к родственнику мужа.
- Молодой? Замуж не звал?
- Не старый, но у него своя семья. Да и не пойду я за него.
Ещё некоторое время они ехали молча. Солнце было уже очень высоко, начинался зной. Девора укрыла спящую девочку платком и снова продолжила беседу.
- Анна! А если бы тебе вернули поле, ты смогла бы его содержать?
- Не знаю. Отца уже нет в живых. Тот удел не маленький, но земля очень хорошая. На ней всё росло, что не посади.
- Анна, есть для тебя возможность вернуть удел отца. По возвращении твоём пойди к старейшинам и возьми с собой брачное свидетельство. Земельный удел тебе был дан до брака?
- Да.
- Значит, и вернуться земля должна к тебе. Ведь семьи больше нет, а земельный удел - твоя собственность по закону. Так и скажи у ворот города, пусть родственник мужа либо женится на тебе и исполнит Закон, либо землю, переданную тебе отцом, вернёт.
У Анны широко открылись глаза и рот.
- Как? - прошептала она. - Как это возможно? Откуда ты это знаешь?
- Знаю. Сделай, как говорю. Верни землю себе, а там - делай, что захочешь. Может, ещё и замуж выйдешь. Ты ведь ещё молода.
Остаток дороги прошёл веселее. Анна приободрилась и начала улыбаться. Девочка проснулась, поела и играла с ягнёнком. Он с удовольствием брал хлеб с её рук и облизывал маленькие пальчики шершавым языком.
- Девора, какая у тебя хорошая жертва, - вздохнула Анна. - Ты в Скинии будешь в почёте.
- Как это?
- Да все знают. Редко кто ягнёнка принесёт в дар Богу. Все несут птиц. И я вот приеду, куплю двух птиц и принесу в жертву.
- Так по Закону позволено. Не надо смущаться. Бог ведь не на жертвы смотрит, а на сердце.
- Верно ты говоришь, Девора, а то бедняки и вдовы совсем пропали бы.
- А что ты про почёт сказала?
- Скоро сама всё увидишь.
Дорога сузилась и стала вилять между холмов. Путники проехали ещё немного и им открылся удивительный вид. На высоком холме красовалась скиния Моисея. Саму скинию не было видно, её скрывал высокий забор из разноцветных покрывал. Было заметно, что во дворе горит огонь на жертвеннике. Вокруг скинии ходили левиты, одетые в красивые одежды. На расстоянии примерно пятидесяти локтей от двора скинии располагались паломники. Стояли палатки, телеги. Люди жгли костры и ждали своей очереди. Время от времени к воротам скинии подходили люди, неся дары для приношения. Девора нашла свободное место, распрягла осла и быстро соорудила навес. Анну с ребёнком она уговорила остаться. Дав корм ослу и закончив приготовления, девушка хотела сходить и выяснить, как ей быть дальше, но это не понадобилось. Два левита уже подходили к её обозу.
- Смотри! - тихо проговорила Анна и пристально посмотрела в глаза девушке.
- Мир тебе, сестра. Откуда ты? - высокопарно сказал один, другой же без стеснения заглянул в повозку.
- Я - Девора с горы Ефремовой. У меня мирная жертва.
Левиты поменялись местами.
- Господь благоволит к тебе, дочь Израиля! - сказал другой левит, а первый уже не просто разглядывал дары, но и трогал их.
- Твой елей будет как раз кстати, - проговорил левит, - у нас как раз масло закончилось, а светильник должен гореть.
Девора была возмущена, но сдерживалась. Бросив взгляд на вдову с ребёнком, она прочитала на лице Анны: «это только начало, то ли ещё впереди».
- Мир вам, служители Бога Всевышнего! - проговорила девушка. - Всё, что положено по закону будет принесено, и то, что я приготовила по расположению сердца для слуг Бога Живого, будет передано в дар. Ибо кто сравнится с Богом Израиля! Он - Бог человеколюбивый и многомилостивый! Хранящий Завет к сыну Своему Израилю!
По мере того как говорила Девора, левиты перестали суетиться, а стояли и как заворожённые слушали её речь. Анна тоже подошла и с восхищением смотрела на девушку. Сама Девора не понимала, откуда у неё взялись такие слова. Она продолжала славословить Бога.
Когда Девора закончила, левиты как бы очнулись от сна.
- Пойдем, - сказали они, - бери свои дары и неси их в Скинию.
- Сперва она, - сказала девушка и кивнула на Анну.
По лицам левитов пробежала волна брезгливости.
- Она потом, ты иди.
- Нет, она первая.
И обратившись к Анне, добавила: - сестра, когда исполнишь всё, возвращайся к обозу, будем ужинать.
Левиты увидели, что Девора настроена твёрдо, кивнули Анне и пошли перед ней. По пути к воротам скинии Анна купила за монету двух голубят и последовала вместе с дочкой за левитами.
Девора посмотрела по сторонам и заметила, что все смотрят на неё. Она поняла, что её появление изменило порядок. Присмотревшись, девушка увидела, что у ожидавших своей очереди израильтян не было ни агнца, ни телёнка. Ни у кого не было животного для приношения. В одной телеге лежали снопы пшеницы и ячменя, у других была клетка с голубями.
Когда левит вернулся, чтобы позвать девушку к воротам скинии, Девора показала рукой на людей и сказала, что пойдёт к дому Господнему только после них. Ведь они пришли раньше её. Левит огорчился, но пошёл исполнять свою работу. Всех ожидающих принести жертву стали звать быстро, одного за другим.
Когда все ожидающие очереди прошли, к Деворе приблизились три левита. Один взял агнца, другие разобрали все дары, которые привезла девушка. Ей же в руки дали только пресные хлебы.
- Иди с нами, дочь Израиля!
Анна посмотрела в след Деворе и стала разжигать костёр, потому что уже вечерело.
С каждым шагом сердце девушки стучало всё сильнее и сильнее, ведь она всё это видела впервые. Стоя у ворот скинии вместе с левитами, она увидела жертвенник и умывальницу рядом. А ещё скинию Моисея - красивый шатёр, сделанный их отцами в пустыне Синая. Из скинии вышел священник, он умыл руки, лицо и приблизился ко входу. Это был пожилой мужчина небольшого роста и крепкого телосложения. На нём была красивая одежда, а на груди красовалась золотая табличка с именами всех колен Израиля. Священник был серьёзен. Он поприветствовал Девору и первым делом принял хлеб и елей. Взяв в ладонь немного масла, он покропил хлебы, взял один и разломил на две части. Одну отдал левиту, и тот унёс её, а другую отдал девушке, при этом читая нараспев молитву Моисея.
Хлеб и масло унесли, а священник взялся за агнца. Он вылил ему на голову остатки масла из ладони и, продолжая петь молитву, положил руки на голову ягнёнку. Тот безропотно преклонил передние ноги. Вдруг блеснул нож. Левит одним резким движением перерезал горло ягнёнку, потекла кровь. Другой левит подставил чашу под алую струю, а священник поднял руки и молился.
Ягнёнка положили на алтарь, священник взял чашу с его кровью и стал обходить жертвенник, кропя кровью по углам. Затем он пошёл во святилище.
- Твоя жертва принята, дочь Израиля. Иди с миром. Ешь хлеб пред Богом и веселись пред лицом Его.
Девора поклонилась и пошла к своей повозке. Надо было приготовиться к ночлегу, но оказалось, что Анна уже обо всём позаботилась. Огонь горел, еда была готова. У Деворы подкашивались ноги. Она принесла благословенный хлеб и поделила его на всех. Через некоторое время пришёл молодой юноша левит и принёс запечённого мяса от жертвы. Анна и Девора молча ели, девочка уснула, а в шатрах стало раздаваться пение. Израиль пел Господу. Где-то звучали тимпаны, где-то умелые пальцы выводили мелодии на цитре. Сперва песни звучали разные, в каждом шатре - своя, но прошло совсем немного времени, и все израильтяне пели песнь Мариамь - сестры Моисея: «Бог спас нас от египетского рабства». В простых словах заключалось описание всей жизни прошлых поколений. В этой песне звучала и боль души, и радость надежды. Девора знала эту песню, но слушала молча.
Вдруг спокойствие вечера нарушила группа пожилых мужчин. Их было около десяти, одеты бедно. По виду можно было бы сказать, что они безумны. Они подпрыгивали, кружились, хлопали в ладоши, пританцовывая, помахивали своими посохами. Израильтяне перестали петь и встали. Анна тоже встала.
- Кто эти люди? - спросила Девора.
- Это пророки, - проговорила Анна и улыбнулась. - Давно они не появлялись.
А до ушей Деворы донеслись звуки песни. Один старец пел осипшим голосом и махал своим посохом:
- Если ты попал в беду, позови скорей пчелу!
Золотая прилетит, волю Бога возвестит!
Пчела песенки поёт, мир Израилю несёт!
Дочка Анны вскочила и, хлопая в ладоши, пустилась в пляс. Один из пророков её заметил, взял за руки и начал с ней кружиться.
Старцы перестали петь, остановились и один из них вышел вперёд, поднял руку и провозгласил громким голосом:
- Слушай, Израиль! Грядёт мир тебе. Прилетит пчела с горы и поразит царей Ханаанских, ужалит и сокрушит идолов их! В потоках Киссона утопит врагов твоих! Радуйтесь!
Ночь пролетела быстро и спокойно. Девора проснулась на заре. Пророки уже ушли, и никто не знал в какую сторону. К Дому Господнему шли израильтяне. Кто пешком, кто на повозках. Они обустраивались, разводили костры, ожидая своего часа, чтобы предстать пред Богом и принести свои жертвы.
За пару монет Девора нашла семью, которая пообещала позаботиться об Анне и её дочери. Быстро собравшись, девушка дала им немного еды на дорогу, пожелала благословений и отправилась в обратный путь.
От Скинии в это утро уезжала на повозке, запряжённой осликом, совершенно другая Девора. Да и сама девушка чувствовала себя другой. В эту ночь Бог Израиля изменил её. В сердце бушевало пламя, готовое сжигать всё на своём пути, и одновременно журчала, подобно роднику, прохладная вода, способная утолять жажду и давать жизнь. Её глаза смотрели на мир по-новому. Новые мысли и чувства наполняли душу.
Да, она стала другой. Девора - судья Израиля. Не людьми избрана.

* Девора - (евр. ПЧЕЛА). Историческая личность, судья в Израиле (около 12 века до Р.Х.) История Деворы описана в Библии. В данном произведении я, как автор, позволил себе проявить некоторую фантазию, по поводу того, как могла бы проходить юность этой девушки. При этом, я попытался передать весь исторический и культурный контекст того времени. События, описанные в этом произведении, являются вымышленными, но вполне могли быть. (с уважением, автор).