Теория раздельного проживания

Андрей Браев-Разневский Абр
ТЕОРИЯ  РАЗДЕЛЬНОГО  ПРОЖИВАНИЯ


Суть идеи заключается в том, чтобы создавать города и деревни, в которых будут жить единомышленники. В первую очередь нужно говорить о единомышленниках из РПЦ, причём строительство города – дело сложное, начинать нужно с деревень. Люди со сходными взглядами на жизнь могут жить отдельно, и из этого выйдет много полезного.

С другой стороны, есть мнение, что этот путь неправильный. Ортодоксы, находящиеся среди обычных людей, несут им свет и являются солью. Изолировать их в одно место – значит оставить соль в солонке. Мы должны жить в миру, и являть собой наглядный пример для других, и проповедывать миру. Это второе мнение.

Я полагаю, что вести проповедь и показывать пример другим нужно. Поэтому часть людей из РПЦ должны жить в городах, среди прочих людей, а часть, кто желает, могут жить в своих населённых пунктах. Если бы так было, я бы предпочёл жить среди единомышленников.

С одной стороны, мы, как известно, являемся светом миру, а свет должен быть у всех на виду, чтобы от него была польза. С другой стороны, на практике получается, что никто не проповедует, и наше присутствие в миру никак не влияет на мир. Мы не общаемся с соседями и случайными прохожими на улицах, мы не показываем всем свои светлые лица, а ходим угрюмо. Нас в толпе никак не выделить. Мы сливаемся с миром, и не светим ему. Я работал в разных организациях, где все знали, во что я верю, но ни один человек не захотел поговорить со мной на духовные темы. Даже работая на строительстве храма, где были разные люди, как ортодоксы, так и лайфъюзеры, поговорить о чём-то духовном было почти невозможно. Церковные люди больше интересовались какими-то околоцерковными вопросами, или вовсе бытовыми, а кто-то просто был не любитель разговора.

Таким образом, как я полагаю, строить деревни и переселяться в них надо, и из этого выйдет много пользы. Если же говорить о проекте в целом, то можно объединять людей по самому разному принципу, и, переезжая из одного города в другой, меняться квартирами. К примеру, может быть отдельный город, в котором живут любители джаза. Или город для военных. Таких вариантов очень много, и, как я думаю, из этого выйдет много пользы.

Можно привести для примера сообщество эсперантистов. Если поселить их в отдельный город, то им будет легче находить друг друга, они сэкономят на транспортных расходах, и, чтобы попасть на конференцию, не придётся покупать билеты на поезд, а достаточно будет пройти через две улицы. Точно также любой человек, заинтересовавшийся языком Эсперанто, может посетить этот город и узнать о языке всё, что необходимо. В таком городе можно с кем угодно говорить на Эсперанто, и все тебя поймут. Одно дело, если ты раз в неделю приходишь к кому-то в гости, чтобы пообщаться на этом языке, причём с одними и теми же людьми, и совсем другое дело общаться на языке с сотнями людей ежедневно.

Инвалиды-колясочники могут жить в таком городе, где для них созданы все условия. Для таких людей могут быть созданы специальные фабрики, чтобы они могли зарабатывать дополнительные деньги. Ну и, само собой разумеется, в городе должны жить врачи и все, кто осуществляет уход за больными. Такой город можно расположить в экологически чистом районе, и не создавать в нём никаких химзаводов.

Для переселенцев из Сирии можно было выделить отдельные районы в тайге, но без права покидать эти места. И, что само собой разумеется, нужно контролировать порядок в таких местах. Россия обладает колоссальной территорией, и может позволить дать место новым переселенцам. Другое дело, что эти переселенцы не должны причинять вред местным жителям, а для этого они должны жить в строго отведённых местностях.

Но основной стержень проекта – это создание деревень, в которых будут жить церковные ортодоксы. Или можно выделить какой-то город, и произвести обмен квартирами, но этот вариант гораздо сложней. В наше время человека трудно убедить покинуть насиженное место.

Доводов «за» и «против» может быть сколько угодно. Характерно, что люди, уходящие в монастырь, не считают, что они должны быть «светом этому миру». Наоборот, они отдаляются от мира, и даже стараются как можно меньше общаться между собой. Город, в котором живут христианские ортодоксы, может быть чем-то вроде «солнца» этому миру. Мы не уходим в дремучие леса, а отходим в сторону. И каждый желающий может посетить город или деревню православных и ощутить атмосферу сообщества. Когда дрова горят вместе, их лучше видно, они дают тепло и свет, а когда все порознь, то духовность, как масло, размазывается тонким слоем по всему бутерброду.

Тут, конечно же, не надо видеть что-то утопическое. Реальный духовный уровень в России не высок. Если будет создан какой-нибудь «Светоград», то не всегда и не всё будет в нём идти гладко. Но при этом, если я там буду жить, меня там будут лучше понимать, можно будет ходить на концерты духовной музыки, посещать лекции на духовные темы, участвовать в дискуссионных клубах. Жить среди единомышленников всегда интереснее. В настоящее же время жизнь в смешанных городах делает из христианина городского отшельника. В плане своей духовной реализации он сильно ограничен. В некоторых деревнях бывает, что вообще нет никакой духовной жизни. Там один раз в месяц приезжает священник, чтобы провести Литургию, и уезжает в следующую деревню. Один священник может обслуживать 10 деревень, преодолевая бездорожье, и тратя собственные деньги на бензин. Если бы всех ортодоксов собрать вместе, то ехать никуда не придётся.

Получается, что живя в городах среди атэистов, мы тем самым изолированы друг от друга. Мы рассеяны по всему городу, и обычно даже не знакомы. Находясь вместе, мы как-бы выбираемся из «дремучего леса», причём как раз с той целью, чтобы и самим получить пользу, и принести пользу миру. Мир будет смотреть на новые города и деревни и делать выводы.

При всём при этом я не отвергаю путь жизни среди атэистов. Наоборот, нужно активизироваться, и собирать площадки, чтобы проповедывать, дискутировать, исполнять духовные песни. Нужно выезжать из своих «Солнцеградов», посещать города и деревни, и возвращаться назад.

Кто-то даже назвал эту идею словом «гетто». И даже сказал: «там, где гетто, недалеко и до крематория». Но из истории известно, что в средние века евреи сами создавали своё «гетто», и жили там вполне неплохо. Никто их туда не загонял, они делали это сами, и им там было лучше и интереснее, чем рассеиваться по всему городу.

Обрисовав тему, я не стану более распространяться по разным аспектам, доказывая полезность этой идеи. На этот момент пусть идея будет хотя бы обозначена. Тут есть о чём спорить и не соглашаться. Есть много моментов, упущенных из внимания, и ещё не увиденных. Но, я полагаю, хотя бы ради эксперимента, можно было бы создать одну деревню православных, и посмотреть, что из этого выйдет.


16.07.18