Сны

Андрей Прудковский
День первый

Противный звон будильника опять прервал сон. В который раз Сергею снилось одно и то же. Лохматый парень, чем-то похожий на него самого, беззвучно открывает рот и что-то кричит. Вот и сейчас, ещё не открывая глаз, Сергей видит перед собой его лицо. Похоже, парень кричит слово «Привет».
- Привет, - ответил Сергей.
И тут, как будто щёлкнул выключатель, Сергей услышал в ответ:
- Привет! Спасибо, что подключился! Я Мэт, а тебя?
- Серёга.
- Можно я попасусь здесь у тебя?
- Пасись, если хочешь?
- А у тебя клёво! Спорим, это «ретро 20-ый век»!
- Двадцать первый, машинально ответил Сергей, - он понял, что опаздывает на работу, а неведомый Мэт только отвлекал его своими вопросами, - ты пасись, пасись, только не мешай! Вечером после работы поговорим.
Сергей вскипятил кофе, разбавил холодной водой, чтобы быстрее проглотить, съел бутерброд с маслом и сыром. Оставалось ещё 5 минут добежать до автобуса к электричке. Сергей чувствовал, что невидимый Мэт смотрит его глазами и временами тихо ухает от избытка впечатлений.
- Вот привязался! Да пусть смотрит! Откуда он взялся на мою голову? Ничего, вечером расспрошу.
Сегодня ему надо было разработать статистическую модель поиска в неструктурированной базе данных и написать основной программный блок.
- «Структура – неструктура», - крутились в голове слова, никак не связываясь в разумную цепочку…
- Клёво! – прошелестело где-то на задворках мыслей.
А потом закрутилась работа, и Сергею стало не до мистических голосов в его голове.

К вечеру Сергей уже забыл о своих снах, поэтому даже подскочил, когда в голове вполне явственно и громко прозвучало:
- Ну, а теперь можно поговорить?
- А, Мэт! – вспомнил Сергей свой утренний сон. – Теперь можно.
- Здорово здесь у тебя! Я всё записал. Можно покажу Кэт, это моя девушка.
- Можно! Только там, где я хожу в туалет – вырежи!
- Конечно, вырежу! Я же не дебил!
- Серёга, а ещё скажи, какой номер у твоего канала? Я тоже такой хочу!
- Какой ещё номер?
- Ну, как ты к нему подключаешься? Вот мы с Кэт обычно сидим на канале А3578! Я считаю, что все эти каналы с буквой «А» самые красивые. Кэт они нравятся, но мне всё хочется показать ей что-то новое, экзотичное. Вот ты нашёл себе свой «ретро 21 век»… Наверняка номер начинается с буквы «Р», ну а дальше что? Впрочем, разреши, я сам у тебя посмотрю на пульте? Ведь там у тебя отмечен номер?
- Смотри, если хочешь, - ответил Сергей, не понимая, что хочет от него гость.
Мэт замолчал, и некоторое время ничем себя не проявлял. Сергей успел пожарить картошку с луком, нарезать хлеб и приступил к ужину. Когда он допивал чай, голос Мэта опять прорезался в его голове.
- Серёга! Я ничего не понимаю! Я не нашёл у тебя пульта. Как ты переключаешь каналы?
- Мэт! Нет у меня никакого пульта! Разве что, вот есть пульт от телевизора… И каналов у меня никаких нет! Я же человек, а не теле-ящик!

Мэт некоторое время молчал, видимо переваривая ответ Сергея.
- А как же вот это всё?
- Что всё?
- Ну, всё, что ты сегодня делал? Мне понравилось! Честно! Всё было так здорово и непонятно. А ещё - столько мелких деталей! Это у тебя, наверное, какой-то элитный канал, который нам, обычным людям, не положен? Я слышал, такие бывают… Хотя всегда думал, что это враки… Значит, всё же правда?
- Да нет у меня никаких каналов! – ответил недоумевающе Сергей. – А у тебя, что, есть?
- Конечно! Заходи, посмотри на мою жизнь!

Сергей улёгся на подушку и закрыл глаза. Он сразу очутился в прекрасном саду. Клумбы, цветы, кругом поют птицы. Рядом с ним шла девушка в удивительном платье, переливающимся разными цветами на каждом шаге.
- Это моя Кэт! – пояснил голос Мэта.
- Кэт! Я сегодня не один! Вот поймал одного друга. Зовут Серёга! Он сидит в потрясном ретро-канале, но не хочет сказать, в каком.
- Привет, Серёга! – поздоровалась Кэт. – Я понимаю, что девушку ты к себе не впустишь, но разреши посмотреть, что записал мой любимый.
- Я уже разрешил! – отозвался во сне Сергей.
- А я отредактировал и убрал всё неположенное для приличных девушек, - усмехнулся Мэт.
Влюблённые уселись на лавочку. Кэт положила голову на плечо Мэту и, похоже, полностью погрузилась в просмотр записи прошедшего дня Сергея. Мэт, нежно обнимая свою подругу, бездумно глядел в переплетение ветвей. Сергей глядел вместе с ним. Вот среди деревьев показалась голова оленя. Вот он вышел, ничего не опасаясь, на дорожку и подошёл к ним.
- У вас здесь олени, похоже, ничего не боятся?
- Нет, конечно! Они даже всё понимают! Только не отвечают! Вот смотри! «Олешка, принеси нам с любимой два стаканчика вишнёвого сока!»
Олень качнул рогатой головой и убежал.
- Что? В самом деле - принесёт?
- Смотри! – не пошло и десяти минут, как на дорожке появился тот же олень, толкающий рогами сервировочный столик с двумя стаканами сока.
- Чудо! – откомментировал Сергей. – Ну, вы здесь развлекайтесь, а я отключаюсь. Посплю, мне ведь завтра опять на работу! Пока!
Сергей повернулся на кровати и заснул спокойным сном.

День второй

Опять будильник! Пора просыпаться…
- Серёга! Серёга! Поговорить можно?
Опять этот Мэт!
- Чего тебе? – сегодня Сергей был не в духе. Вчера программа так и не пошла. А тут ещё этот Мэт пристал. - Откуда он взялся на мою голову?
- Серёг! Тут Кэт высказала совершенно дикую мысль, что ты и в самом деле живёшь в этом, 21-ом веке, когда никаких каналов у людей не было. Скажи, ведь это не может быть правдой?
- Может! Может! – проворчал Сергей, вставая с постели и идя на кухню готовить кофе.
- Так это что? Настоящее путешествие во времени? – восхитился невидимый Мэт.
- Выходит, так! – Сергею были до лампочки эмоции этого чудаковатого Мэта с его любимой Кэт. Беда была в том, что неструктурированная информация никак не поддавалась анализу. Программа циклилась и подвисала…
- Так это и есть настоящая, реальная жизнь? – опять голос Мэта. – Можно я тебя ещё посмотрю?
- Смотри, смотри! Только не отвлекай! – на краю сознания Сергея уже брезжил ответ.
- Ведь структуру всегда можно создать заново, достаточно провести кластерный анализ информации… Вот именно, кластерный!! А кластеры… А там – снова, кластерный анализ самих кластеров… Вот так! Я гений! – подумал Сергей.

Сегодня он чувствовал себя победителем, и программа послушно творила то, что он хотел. Результаты анализа Сергей вывел на экран в виде 3D графика, который можно было крутить по всем трём осям. Он видел, как хаотичное облако информации программа сначала сбила в стаи, затем эти стаи разбилась на множество отдельных птиц-кластеров, затем из них выделились вожаки… И вот потянулись к горизонту перелётные птицы упорядоченных структур… Красота!!
Сергей откинулся в кресле около компьютера. Теперь можно расслабиться и отдохнуть.

- Ну, как Мэт? Видел? Красота!
- Действительно, чудо? Неужели, сам пишешь программу?
- Конечно! Ты ж видел!
- Видел! Но никак не могу поверить.
- А у вас как? Разве иначе?
- Конечно, иначе! У нас, в 58-ом веке программы пишут машины. Люди этого делать не умеют. Я вот смотрю, ты значки на экране быстро переводишь в слова. Это как?
- Просто читаю с экрана.
- А… Так ты умеешь читать!
- А что? У вас в 58-ом веке никто читать не умеет.
- Не знаю. Быть может, кто-то и умеет. Но мы с Кэт не умеем.
- А чему же в школе у вас учат?
- А что такое школа?
- Ну, вот у нас, когда ребёнку бывает 7 лет, его отводят в школу, где учат читать, писать, математике… И другим наукам. А как у вас?
- У нас после рождения ребёнку вшивают чип. И этот чип учит ребёнка всему, что необходимо. Главное, как переключать каналы. Чтобы ребёнок мог выбрать себе ту счастливую жизнь, которая ему более подходит. А ещё учат, как подключаться к другим людям, как искать других, похожих на себя самого. Ведь без этого умения у человека не будет друзей, и он не сумеет найти свою любимую. Главное слово «привет» означает разрешение на обоюдную связь.
- А… Так значит, сказав тогда привет, я подключил тебя к своей голове?!
- Да!
- А отключаться как?
- Серёга, я тебе так надоел?! Если хочешь отключиться просто скажи… Но я не могу сказать это, так как сразу от тебя отключусь. Я этого не хочу!
- Говори по буквам, добавляя после каждой – «ё»
- Сейчас: «к-ё о-ё н-ё е-ё ц-ё с-ё в-ё я-ё з-ё и-ё». Вот понял! Только не вздумай повторить, если не хочешь отключиться.
- Нет! Отключаться не хочу! Мне ещё интересно посмотреть на вашу жизнь.
Сергей подумал, что впереди у него целых два выходных дня, которые он может посвятить исследованию загадочного мира будущего.

После ужина он улёгся на постель в предвкушении путешествия. И Мэт не подкачал. Целую ночь он показывал Сергею различные чудеса на разнообразных каналах. Прекрасная Кэт тоже всё время была с ними рядом и тоже восхищалась и восхищалась. Они взбирались на высочайшие вершины, сдерживая страх, перепрыгивали через бездонные ледниковые трещины, затем встречали восход солнца на вершине Джомолунгмы. Наконец, звездолёт перенёс их на поверхность Луны, и они любовались Земным шаром, проплывающим внизу над их головами. Это было волшебное и незабываемое путешествие. В конце Кэт, не в силах сдержать эмоций, обняла Мэта и поцеловала.
- Мэт! Я буду всегда, всегда с тобой! До самой смерти!!
- Конечно, любимая! Мы вдвоём навсегда!

- Всё это, конечно, здорово, - подумал Сергей, - но надо бы разобраться во всей этой механике самому.
- Мэт! Покажи, как ты переключаешь каналы!
- Просто! Вызываю перед глазами меню и ввожу в поисковик нужные мне буквы и цифры.
- А если ты не знаешь нужных тебе цифр?
- Тогда представляю мысленно то, что хочу увидеть, и мой чип подбирает примерные варианты.
- Хорошо! Это понятно! А вот если ты хочешь увидеть просто реальность, что надо набрать?
- Как это реальность? Какую? Реальности бывают разные. Можно реальность леса, можно – пустыни…
- А вот просто реальность, тут и теперь!
- Как-то это мне не приходило в голову. Даже и не знаю, где это искать…
- Дай я попробую! Ты только набирай те буквы, которые я тебе буду подсказывать.
- Ладно!
Сергей уже понял, как устроена поисковая система.
- Давай, набирай по буквам слово «служебные», - интересно, откликнется ли система. Откликнулась.
- Серёга! А тут какой-то список слов, а цифр и вовсе нет.
- Ничего, сейчас разберёмся. – Сергей всматривался в список, который был ему вполне понятным. Так, в начале списка стоял пункт «Инструкции и учебная литература», так, затем – «Схемы и наладка оборудования», потом «География местности», а затем «Выход в реал». – Вот этот и надо выбрать!
Мэт привычно переключил канал себе и Кэт, и они тут же закричали от ужаса. Они были абсолютно голые в мире полупрозрачных колонн, окружённых такими же полупрозрачными искусственными кустиками. Между колонн тихо бродили люди – тоже абсолютно голые, а вокруг сновали огромные металлические муравьи. Один из муравьёв толкал перед собой сервировочный столик с напитками. Мэт взял два стакана, один предложив, стоящей рядом Кэт, которая всё никак не могла отойти от шока.
- Серёг! Нам с Кэт надо на время отключиться и обдумать всё то, что мы увидели. До завтра!
- Пока!
Сергей улёгся поудобнее и заснул, думая о странной жизни людей в 58-ом веке.

День третий

- Серёг! Серёг!
Сергей как раз проснулся,
 - С добрым утром!
- Серёг, извини, что нас так долго не было. Целую неделю мы с Кэт решали, что же нам делать.
- Ничего, Мэт, у меня тут прошло только несколько часов.
- Ну, вот! Мы решили, что ты должен ещё раз у нас побывать. Может, что и подскажешь.
- Ладно, сегодня у меня весь день свободный. Поехали!
Сергей лёг, закрыл глаза и сразу очутился в мире Мэта. Сегодня Мэт и Кэт были одеты в одинаковые белые халаты.
- Вот, нашли целую вешалку с такими халатами, - пояснил Мэт, - наверное, и до нас были те, что выходили в реальность.
Они шли между бесконечных белых колонн, мимо голых людей, слепо бродивших по искусственному парку.
- Вот, - сказал Мэт, - когда они подошли к огромному проёму в стеклянной стене, через который взад и вперёд сновали муравьи. Рядом с проёмом стоял муравей-охранник, который преградил им путь.
- Это пустяки, - пояснил Мэт, - здесь справа, видишь, маленькая дверца с кнопками. Мы с Кэт потыкались, если нажать сразу три верхние кнопки, то замок щёлкнет, и дверь откроется.
Мэт нажал на кнопки, и они вместе с Кэт зашли. Внутри было царство муравьёв. Сначала они прошли огромную кухню, где сотни муравьёв готовили разнообразные блюда. Муравьи – носильщики  загружали сервировочные столики и быстро укатывали их прочь. Мэт подошёл к огромному столу со стаканами фруктового сока, привычно взял пару, предложив один своей любимой. Муравьи сновали вокруг, но не обращали на них никакого внимания.
- Знаешь, - сказал Мэт, - я проверил, здесь они даже не слышат, что я им говорю. Здесь мы для них как бы и не существуем. Пошли дальше.
Далее, похоже, был медицинский отсек. Там слышались женские стоны.
- Это родильный отсек, - пояснил Мэт. Мы там несколько раз уже были. Кэт было очень интересно, как это женщины рожают? Ведь нам никто об этом ничего не рассказывал.
- Может, лучше бы я об этом и не знала, - откликнулась Кэт, - тогда бы и не боялась, как боюсь сейчас.
- Скажи ей, - передал Сергей, - что наши женщины все знают, и, тем не менее, не боятся и рожают!
Мэт озвучил слова Сергея.
- Они у вас, наверное, очень храбрые, - протянула Кэт.
- Ничего, я вижу, медицина у вас на высоте! – сказал Сергей. - Всё не так страшно, как выглядит. Вон, смотри, уже родила! Муравей-нянька быстро нёс новорожденного по коридору.
- Там далее – зал новорожденных.
В дверях зала стояли муравьи-охранники.
- Туда никак не пройдёшь, - добавил Мэт, - не пускают!
- Может, так и надо, чтобы не занесли какую заразу, - откликнулся Сергей.

- А вот далее будет настоящее чудо! – Мэт подошёл к огромным прозрачным воротам, створки которых легко ходили взад-вперёд, когда через ворота пробегали гружёные муравьи. В жвалах у каждого свисал набитый чем-то мешок.
- Сейчас ты всё увидишь.

Они вышли на огромное поле-оранжерею, покрытое стройными рядами разнообразных растений. Между рядами сновали тысячи муравьёв. И это поле под прозрачным стеклянным куполом продолжалось и продолжалось до самого горизонта.
- Здесь очень интересно, - пояснил Мэт, - можно сорвать любой фрукт или овощ и попробовать его прямо с грядки. Нам с Кэт понравилось. Здесь, на грядках, всё гораздо вкуснее, чем то, что приносят муравьи. Но до конца поля мы, конечно, не ходили! И что растёт там, вдали – не знаем.

- Но вот что интересно, мы нашли здесь ещё одну дверку в стене, которую не смогли открыть. Смотри, здесь целых два пульта и инструкция, написанная непонятными буквами.
Сергей присмотрелся и прочитал по английски: «Набери на клавишах Homo sapiens».
- Это выход наружу!
- Куда это наружу? - спросил Мэт, - Это ещё какая-то реальность?
- Нет, реальность та же, но снаружи той оранжереи, где вы все живёте.
- Набирай первое слово на верхнем пульте, - сказал он Мэту, - а второе – на нижнем. Потом потяни за рычаг.
Толстенная тяжёлая дверь дрогнула и покатилась на колёсиках вдоль стены, а из-за неё пахнуло настоящим ветром и запахами прелой листвы и моря. Мэт хотел сразу же выйти, но Сергей его остановил, ведь неизвестно было, можно ли открыть дверь снаружи.
- Давай так, - пояснил он, - расскажи Кэт, как открывать дверь изнутри. Затем выйди и закрой дверь. Попытайся открыть её снаружи. Если не получится, Кэт откроет её изнутри.
Так и сделали. Снаружи дверь тоже имела такие же два пульта, только не было инструкции. Мэт набрал те же два слова, и дверь легко открылась. Теперь можно было спокойно выйти вместе с Кэт. Они отошли на несколько шагов от бесконечной стены и, наконец, увидели огромный внешний мир. Он был прекрасен абсолютной чёткостью, не сравнимой с любым из виденных ими каналов. Сзади была стена купола, а впереди – ни с чем не сравнимый простор. Бесконечное серо-голубое море катило длинные валы, разбивавшиеся где-то внизу о высокий берег. Над ними шумели кронами сосны, знакомые им по каналам, но не знакомые в реальности. Над морем кружили чайки.
- Вот ваша настоящая реальность, - сказал Сергей, - в ней родились и жили ваши предки.
- Мы с Кэт теперь тоже будем здесь жить, - решил Мэт.
- Вряд ли сможете, - добавил Сергей, - жить здесь не так просто. Никто вам не принесёт сока. Здесь нужно самому добывать пищу, растить на грядках овощи, ловить рыбу, охотиться.
- Как это? – удивился Мэт.
- Я думаю, всё вы найдёте в отделе «Инструкции и учебники», а также и в отделе «География». Всему надо учиться. Я думаю, вдвоём вам с этим не справиться, надо искать друзей, таких же любознательных, как вы сами.
- Найдём! – уверенно сказал Мэт. – Человечество должно обрести свободу!
- Конечно! Если что, заходите ко мне, в мой 21-ый век. Чем смогу, помогу!