Русский костюм. Облачение и одежда духовенства

Ольга Азарова 3
С тех самых времён, когда князь Владимир послал посольство в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше, и появилось понятие о необычной одежде людей духовного сана. Когда послы прибыли из Греции и рассказали князю о великолепных службах и церковных убранствах, о том, что красотой Византийские храмы покорили их, Владимир избрал греческую веру, как основную для земли Русской, а значит и встал на культурный путь развития по византийскому образцу. Это наложило отпечаток и на православную архитектуру, а так же на облачение духовных лиц, у которых всё должно было быть представлено в пышном великолепии. Оно сохранило основные формы канонов греко-католической византийской церкви, лишь отделка его подвергалась некоторым изменениям, причём облачение старались украшать как можно роскошнее, так что одежда верховного иерарха церкви, Патриарха, по богатству и блеску превосходило даже царское. Особенно это проявилось в правление Ивана Третьего, который активно заботился об укреплении церковного авторитета. В самой же Византии на тот период под владычеством османов, которые угнетали христиан, пышность подобного рода стала невозможной.
  Начиная с 13 века облачение Патриарха слагалось из шести главных частей, к которым в течении последующих двух столетий были прибавлены ещё три. Это были чулки и башмаки, длинная одежда с широкой, ниспадающей до ног перевязью, надетой вокруг шеи; поверх этого – наглухо закрытое, более короткое туникообразное одеяние с широкими рукавами и с длинной верхней перевязью, свободно накинутой на плечи. (Не будем углубляться в названия этих одежд, поскольку статья не является религиозно-обрядовой. Это лишь историческое описание декоративного костюма в рамках предмета ДПИ, с точки зрения простого обывателя.)
Итак, продолжим: позже к этому облачению добавилась богатая, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, корона, два коротких рукава, которые пристёгивались к рукавам нижней одежды и небольшой четырёхугольный платок с кистями по углам, прикреплявшийся с левой стороны в виде кармана. И конечно же, это большой нагрудный драгоценный крест и длинный посох, оканчивающийся на верху или простым поперечником, или двумя короткими, загнутыми внутрь рожками.
Патриаршему облачению соответствовало, хотя и уступало ему в пышности облачение остального высшего духовенства – митрополитов и архиепископов. Оно отличалось от Патриаршего только формой головного убора и меньшей длиной верхней перевязи (омофора).
Интересный факт. В те времена, особенно при Иване Грозном, служившие у великого князя или царя иностранцы или жившие в Москве по своим торговым делам немцы, голландцы, французы, должны были носить одежду в русском стиле, для того чтобы этим оградить себя от ругательств и оскорблений со стороны простого народа. Лишь во времена правления первого царя из династии Романовых Михаила, Патриарх изменил эту традицию в связи со следующим происшествием. На большой православный праздник в престольном городе был крестных ход, в котором принимал участие сам Патриарх. Он стоял и благословлял народ, толпящийся вокруг на улице. Положено на благословение Патриарха отвечать  низким поклоном, а несколько немцев, стоявших между русскими, отвечали не такими низкими поклонами, как остальные и портили всю картину, а также обрядовых моментов этого действа, как положено, не соблюдали. Патриарх с неудовольствием посмотрел на них и, узнав, что это были немцы, сказал: «Не подобает недостойным чужестранцам по моему неведению получать благословение.» И потому, чтобы Патриарх впредь мог узнать их в толпе и отличать от своих русских людей, был издан строгий приказ, чтобы все иностранцы перестали носить русскую одежду и ходили бы в своей, свойственной для их страны.
  Многим такой приказ было выполнить очень трудно. Тем не менее они поспешили его исполнить. Затруднительное положение их было в недостатке материй и других принадлежностей, требуемых для национального костюма той или иной страны. Обязанные ежедневно являться на службу при царском дворе, они рисковали навлечь на себя гнев властей. Поэтому каждый хватался за то, что имел под рукой. Некоторые одели на себя отцовские, дедовские, прадедовские костюмы или одежды и платья друзей, часть которых ещё при Грозном попала в Москву и хранилась там в сундуках до этого времени. И вот одетые таким образом иностранцы впервые после указа прибыли в своё собрание. Их появление встретили смехом не только потому, что на них была устаревшая одежда, та, что давно вышла из моды, но и потому, что на одном платье было уж очень широко, а на другом коротко и узко. Позже, все иностранцы, из какой бы страны они ни приехали, должны были носить только свои национальные одежды для отличия от местного населения.
В то время мужчины в России придавали большое значение длинным окладистым бородам и большим животам, знак богатства и достатка семьи, поэтому их владельцы пользовались большим почетом и уважением. Но волосы на голове были коротко пострижены. Длинные, распущенные по плечам локоны, носили только священнослужители. Знатные бояре даже подбривали их бритвой и считали это украшением. Но если кто-то провинился перед царем или узнает, что он в опале, то отпускает себе длинные волосы и не расчёсывает их всё время, пока он в немилости. Так и ходит лохматым и неопрятным, своим видом выражая вину. Вот такие были интересные времена и люди!
13.08.15.