Сын Русалки и Водяного

Иволга Иволгина
В маленьком домике на опушке дремучего  леса жил дровосек  с любимой женой Ионтой. Жили они хорошо, безбедно, только детей им Бог не давал. Чего только не перепробовали супруги, к каким только знахарям и ведунам не обращались, ничего не помогало.
Однажды, возвращаясь  из города,  Ионта припозднилась, в темноте потеряла в густом лесу тропку, ведущую домой, и заблудилась. Долго плутала она по лесу и забрела в болото. Силы покинули её, опустилась она на болотную кочку и заснула. И то ли во сне, то ли на яву видится ей, будто поднимается из болотной жижи громадный, весь обвешенный вязкой грязно-бурой тиной водяной и несет на руках прекрасную девушку с длинными зелеными волосами. Пригляделась жена дровосека, а у девушки вместо ног рыбий хвост.
Хотела Ионта встать и убежать, да подняться не может: и руки и ноги от страха словно свинцом налились,  стали неподъёмными, с места сдвинуть сил не хватает. Лежит она кочке, смотрит, что дальше будет. А водяной склонился над русалочкой, гладит её по пышным волосам, плачет и причитает:
 -Спит  моё солнышко вечным сном и не проснуться ей.  Никогда я тебя не забуду. Пусть душа твоя будет спокойна в царстве вечных снов, победил я колдуна-шатуна, сохранил наших деток малых, отомстил за тебя, мою голубушку.  Но сыночка нашего любимого Ленгоя унес собой ведьмак проклятый. Но обещаю тебе, рыбка моя златовласая, что отыщу сыночка нашего и  убью колдуна поганого.
Тут из-за леса блеснули лучи восходящего солнца, и всё вокруг осветили.  Ионта  вдруг ощутила необычайную легкость во всем теле, поднялась  с земли, но не увидела водяного. В том месте, где он только что был, высился поросший мхом холм, у подножия которого  блестел, переливаясь на солнце, лесной ручей. Никакой русалки и в помине не было.
-Видно, всё приснилось, - подумала женщина и поспешила поскорее  уйти с  нечистого места.
Тропинка домой при дневном свете  отыскалась быстро. Уже недалеко оставалось до хижины, как вдруг услышала она детский плач, доносившийся из-под густой раскидистой ели. Приподняв  нижнюю ветку, увидела у самого ствола ребеночка. Маленький совсем. Вытащила на свет жена дровосека мальчика и ахнула: волосы у него были зеленые, а спина покрыта рыбьей чешуёй. Поняла Ионта, что не сон то был ночью, а явь. Но не хотелось ей возвращать мальчика водяному, да и где его теперь найдешь.
 «Наверное, у него есть ещё детки, а у нас мужем никого: ни сына, ни дочки. Мальчика этого мы будем любить и нежить, как родного», - подумала женщина, прижала к груди ребеночка и чуть не бегом бросилась домой.
Мужу она сказала лишь половину правды: нашла малыша под елью и что, если  отыщутся его родители,   мальчика придется вернуть. На том и порешили.
 Прошло семнадцать лет, Ленгой вырос. Был он высок, строен, плечист, зеленый цвет волос выгорел под жарким солнцем, чешуя со спины осыпалась. Но несколько чешуек в виде рыбьего хвоста на шее юноши остались. Супруги постарели и, когда поняли, что день их смерти недалек, позвали сына и рассказали историю его рождения.
После смерти  родителей отправился Ленгой к болоту, чтобы встретить своего настоящего отца. Долго бродил он по лесу, но болота так и не нашел, зато набрел на богатое имение, в котором жил знатный  вельможа.
Графу понравился красивый  юноша с открытым, благородным лицом, и он предложил Ленгою остаться у него стрельничим.
- Работа нетрудная, но для меня важная, - сказал граф, - будешь со мной на охоту ездить.
А охотиться граф любил больше всего на свете, целые недели проводил он за этим занятием. Только на охоте он был весел и бодр, всё же остальное время, находясь в замке,  был печальным и молчаливым.
Юношу поселили в летнем флигельке, построенном среди господского сада. Однажды утром его разбудил  легкий стук. Открыл Ленгой глаза и увидел сидящую на краю тарелки маленькую серую птичку, клевавшую принесенный ему завтрак. Птичка, наверное, была  очень голодна, поэтому  не заметила, как человек встал, подошел довольно близко и набросил на неё легкое покрывало.
Посадил Ленгой птичку в клетку, а клетку повесил над окном. Стоит, любуется он легкокрылой красавицей и кажется ему. что та плачет, катятся из глаз-бусинок  капли-слезинки.
-Отпусти её, Ленгой, - попросил юношу старый граф, неслышно подошедший сзади, - разве не видишь, плачет она.
Открыл Ленгой дверцу клетки, птичка радостно чирикнула и вспорхнула прямо на плечо к графу.
-Шестнадцать лет назад – начал свой рассказ граф, - во время бала внезапно появился  в нашем  замке   колдун-шатун, схватил он за руку танцующую красавицу графиню, мою жену, и хотел её украсть, но все мужчины, присутствующие на бале, обнажили своё оружие и чуть не изрубили колдуна на мелкие кусочки. Только колдовство помогло ему избежать смерти. Взлетел он  высоко над гостями, под самый купол залы.
-Вот тебе мой колокольчик, - крикнул  громовым голосом, бросая  графине колокольчик, - как решишься стать одной из жен моего гарема, позвони в него и сразу окажешься в моём царстве, а до тех пор твоя дочь- малышка Логия почирикает в оперенье птицы!
Произнес  эти слова и исчез. Логия, спокойно почивавшая в своей кроватке, тотчас превратилась в маленькую серую птичку. Сердце моей жены не вынесло горя и разорвалось.
-Ах, если бы я мог сразиться с этим чудовищем!- воскликнул Ленгой.- Моя семья тоже пострадала от его колдовства!
 
В эту ночь Ленгой опять проснулся от легкого постукивания в окно.  Открыл он глаза и увидел свою утреннюю посетительницу – серенькую птичку. Она стучала клювиком в оконное стекло и отлетала в сад, будто звала куда-то Ленгоя.  Юноша не заставил себя ждать, оделся и вышел в сад. Птичка пролетела прямо около его лица и направилась в сторону леса. Ленгой пошел за ней.
Вот и лес. А птичка всё летит.  Уже несколько часов продолжают они свой путь . Лес становится всё гуще и мрачнее, под ногами чавкает болотная жижа. Вдруг деревья неожиданно расступились, и перед взором Ленгоя предстало громадное болото, конца которому не было видно.
-Здравствуй, братец, - услышал юноша тихий нежный голос. В  чистой речушке, впадавшей в болото плавали семь русалок  и семь юношей с зелеными волосами и торсами, покрытыми золотистой рыбьей чешуёй.
-Кто вы?
-Мы твои братья и сёстры. А этот холм, на котором ты стоишь, наш отец Водяной. Ручеёк, что блестит у подножия холма, – наша матушка Русалка. За то, что не согласилась она пойти в гарем  колдуна-шатуна и стать одной из его жён, напустил на неё поганый вечный сон. За то, что отец в честном бою ранил его наложил ведьмак проклятый на всю нашу семью заклятье: если коснется нас солнечный луч, то превратимся мы в бугры, холмы да кочки болотные, ручейки и роднички лесные. Вот и превратился наш батюшка от солнечного света в холм болотный, а матушка в ручеёк, закончила свой рассказ одна из сестёр-русалок.
-Заклятье не коснулось только тебя, и только ты можешь снять чары колдовские с нашей семьи и с графини Логии. Мы давно с ней дружим. Она рассказала нам сегодня твою историю, и поняли мы, что ты наш украденный  брат. Возьми колокольчик графини, он поможет тебе попасть в царство злого колдуна. Возьми и этот меч волшебный, он заговорён на смерть злодея, - сказал один из братьев, подавая колокольчик и меч.
Маленькая серая птичка, пролетая мимо, обронила в руки Ленгоя три перышка.
-Только один раз каждое из перышек может помочь тебе, - прочирикала она. – Один раз! Помни это!
-Спасибо, милая Логия, - поблагодарил юноша птичку.
Тут к берегу подплыла самая юная русалочка:
- Возьми, братец, этот узелок с землей с холма-батюшки и сосуд с водой из ручейка-матушки. В трудную минуту они помогут тебе.
-Спасибо вам, родные мои сестры и братья. Ждите меня. Я вернусь с победой, разрушу колдовство проклятого злодея, - произнес Ленгой и позвонил в колокольчик.
Глазом не успел он моргнуть, как оказался в царстве колдуна-шатуна. Стояла перед ним высокая каменная стена, верхними зубцами своими цепляясь  за облака. Стал  стрельничий искать дверь или ворота, не одну версту прошагал он вдоль стены, только и маленькой щелочки не нашел. В одном только месте весёлый ручеёк проточил крохотное отверстие в стене. Достал юноша перышко, коснулся им себя и проговорил:
-А ну-ка, преврати меня, перышко, в легкую щепку, чтобы вынес меня ручеёк по другую сторону стены.
Тут же легкой щепкой упал он в ручеёк, понесла его прозрачная говорливая водица прямо в небольшое озерцо, что  тихо плескалось у стен дворца колдуна.
Вышла кухарка, зачерпнула воды и не заметила, что с водой в ведро попала маленькая древесная щепка. Приготовив  обед, кухарка ушла из кухни, и тут же превратилась щепка в Ленгоя. Осмотрелся он и увидел  в углу большой железный чан, туда-то и спрятал юноша свой меч.
Распахнулась дверь,вошел главный столовый подавальщик колдуна за приготовленным обедом.
-Помоги мне, перышко, преврати меня в солонку с солью, - прошептал Ленгой, коснувшись себя вторым перышком.
Так в виде солонки с солью попал он в обеденный зал колдуна. Все предметы здесь и мебель, и посуда были необычайно большими.
-Значит, хозяин их совсем не маленького роста – подумал Ленгой.
Вдруг стража, стоявшая у дверей, щелкнула каблуками, вытянулась по стойке смирно. Двери открылись, и вошел сам колдун. Был  он громадный, как скала, противный, как тысяча мерзких слизняков: вместо носа на лице «красовалась» большая противная бородавка, с толстых губ капала  вязкая слюна, а злобные маленькие глазки мрачно сверкали из-под косматых черных бровей, вся кожа была покрыта незаживающими язвами и наростами.
 Понял Ленгой, что час его настал, превратился он в человека.
-Выходи, колдун проклятый, на честный бой, прими достойно свою смерть! – крикнул юноша злодею.
-Рано ещё мне умирать. Не родилось ещё такое существо ни в человеческом роду, ни в зверином, которое бы смогло меня убить. Только один человек-полурыба со знаком рыбьего  хвоста мог убить меня, да я его задушил во младенчестве, - хрипло рассмеялся шатун.
Сорвал тут Ленгой косынку с шеи. Увидел колдун знак своей смерти, завертелся волчком, затрясся от злобы, крикнул   стражу. Кинулись стражники на храброго юношу, но тот не растерялся:  бросил им в лицо землю с холма-батюшки. В единый миг те застыли , будто каменные, пошевелиться не могут, лишь глазами тупо вращают.
-Хорошо, лягушонок, тут ты справился. Да не убить тебе меня без меча волшебного! – злобно хохоча, крикнул колдун
-Ну-ка, перышко,  подай мне мой меч, - прошептал Ленгой третьему перышку, - да побыстрее.
А колдун уже замахнулся на молодца кулаком, величиной с огромную каменную глыбу.
Но  перышко в мгновение ока доставило меч волшебный.  Размахнулся Ленгой и отрубил руку колдуну. Закричал, завопил шатун от боли и взвился под потолок. Хочет Ленгой ударить его и не может. То в одну сторону злодей проклятый шатнется, то в другую, не зря шатуном прозывается. Бегал, бегал за ним Ленгой, чувствует уставать начал. Открыл он тогда сосуд с водицей из ручейка-матушки и брызнул ею на колдуна. Напал на злодея сон, глаза сами собой закрываются, веки сами собой смежаются. Шатнулся он ещё несколько раз, а уж прыть не та: и руки и ноги, будто свинцом налились. Решил он  хитростью смерти избежать.
- Не к лицу настоящему богатырю спящего противника убивать, - сказал он Ленгою. – Давай биться в честном бою.
-Что ж давай биться в честном бою, - согласился юноша.
-Чтобы сон с меня согнать, должен я твоего меча коснуться.
И на это Ленгой согласился.
Коснулся колдун меча, сон с него слетел. Выхватил он меч из рук юноши и бросил его в небо выше туч-облаков.
Выхватил Ленгой  нож охотничий из ножен и ударил им по голове колдуна. Словно стеклянный рассыпался нож на мелкие кусочки, а колдуну – хоть бы что!
Тут уж Ленгой о своей смерти задумался.
-Держи, милый, - крикнул кто-то, и к ногам юноши упал его меч волшебный. Схватил его молодец, размахнулся со всей силушки и ударил по хохочущей голове колдуна-шатуна, злодея проклятого.
Отлетела  башка бедовая в сторону, а тело злодея рассыпалось на мелкие кусочки-камушки.
Повернулся Ленгой , чтобы увидеть, кто же спас его от смерти неминучей.
У окна стояла девушка красоты неописанной.
-Кто ты, красавица? – спросил он.
-Когда ты позвонил в колокольчик, я села на твоё плечо и перенеслась с тобою вместе в царство колдуна. Здесь заклятье с меня спало и перестала я быть птичкой, обрела человеческий облик. Пёрышко же моё волшебное сделало меня невидимой. Всё это время я была рядом с тобой. А зовут меня  Логия.
- Солнышко, краса моя ненаглядная, если я люб тебе, выходи за меня замуж, - склонился Ленгой перед девушкой.
- Спасибо, Ленгой. Лучшего жениха мне и не надо. Только дадут ли нам своё благословение наши родители. Вернемся домой, там видно будет, - мудро ответила девушка.
Позвонили влюбленные в колокольчик и оказались на том  месте, откуда отправились в страну колдовскую. А тут их уже ждали. С братьев, с сестер, с отца Водяного и с матери Русалки спали колдовские чары. Обнялись родственники с Ленгоем. Счастью их не было  границ.
- Что же, сын, - молвил Водяной – мы не против вашей любви. Живите и будьте счастливы. Но знай, что здесь на озере живут твои родители братья и сестры. Они всегда рады тебе!
 Вернулись Ленгой с Логией во дворец. Обрадовался старый граф, прослезился на радостях. Через три дня сыграли веселую свадьбу. И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.