О том, как дед в город отдыхать ездил

Валентина Быкова
         «О ТОМ, КАК ДЕД В ГОРОД ОТДЫХАТЬ ЕЗДИЛ».

(Правдивый рассказ, а может и не очень. Решать вам).

         - Ох, ты, поди- ка! – тихонько бормотал мужчина в клетчатой кепке, с трудом

пробираясь по узкому коридору плацкартного вагона. – Ну, надо же!!!  Чуток и опоздал

бы!
         Щуря глаза и поворачиваясь в разные стороны, он своим рюкзаком  задевал

торчащие ноги, плечи, а иногда и головы других пассажиров. Люди  недовольно ворчали, а

 неуклюжий мужчина виновато извинялся и шёл дальше.  Поезд уже набирал скорость, а он

 всё ещё не мог найти свою полку.

       Когда пожилой человек  добрался до своего места, оказалось, что оно у туалета,

 боковое, да ещё и наверху.

         Соседи напротив, две девушки и два парня, с интересом смотрели на него, а он,

  грустно улыбаясь, закидывал большой рюкзак наверх.
 
         - Что, дедуля, отдыхать ездил? – покачивая вихрастой головой в такт поезда,

 спросил его загорелый парень с верхней полки напротив.

         - Отдыхал, отдыхал… - проворчал дед и шумно высморкался в мятый носовой

платок.

         - Неотдохнувший  почему? –  спросил другой молодой человек. – Глаза  то –

 совсем не радостные!

        - А мы вот, с друзьями,  на юга ездили, на море! - Поддержали разговор

девушки. - Всей компанией, чтобы веселее было. Теперь  домой едем.

         Пассажира с нижней боковушки ещё не было, поэтому дедок с облегчением уселся

 за столик и распрямил ноги.

        - А ты где отдыхал дедушка? – допытывался у него неугомонный парень.

        - Где, где? В городе хотел отдохнуть! И вот!!! Ох, ты поди-ка…

       - Разве в городе отдохнёшь? – захихикали молоденькие попутчицы. – Мы поэтому -   

то из города и уезжали…

       - Дед, а дед! Ну, расскажи, почему ты такой недовольный? – посмеиваясь,

продолжал его пытать весельчак сверху. – Расскажи, нам ещё долго ехать.


         Тут проводница принесла  чай. Дед поморщился, отхлебнув несколько глотков

горячего напитка, потом подобрел и сказал: «Ладно, ладно, слушайте»!

        … Вообще - то я деревенский житель, потому, что родился в этой самой своей

деревне и прожил всю свою жисть. До пенсии некогды было телевизоры смотреть, да

отдыхать. Зимой трахтора нужно чинить, весной пахать, да сеять.  Летом, мало того, что

 уборошная, так ещё и за своим садом-огородом присмотреть нужно, скотинку домашнюю

ухОдить… Осенью, опять же пахали, и озимые сеяли. - потом широко улыбнулся, - ещё и

мнуки… Дааа, а  без них никак! Ишь ты, подишь-ты! Повырастали уже, в институтах

учатся… .
         - Ну, и как же Вы решились, сейчас, в разгар лета уехать? – краснея, спросила

 рыжеволосая девушка с длинной косой.

          - Вот так и решился! Пять дней как, за ужином, супружнице своей говорю:

«Всё, баста, ишь, ты, подишь, ты! Еду в отпуск»!

 
          - Куда, куда ты едешь? – спрашивает моя, и глаза у неё стали круглые,

круглые. То ли от удивления, то ли от сердитости своей.


           Смотрю на неё и любуюсь - и морщинки разгладились, и щёчки покраснели и

вдруг она, трясь ложкой…. по столу…

           Попутчики понимающе захохотали, а рассказчик потёр морщинистый лоб и

продолжил.

          … Так вот, бабушка моя и говорит: «Ты с ума сошёл на старости лет? Уж семь

десятков скоро будет, а ума не нажил! Корове траву надо косить? Надо! Сушить её надо?

 Надо! Огород полоть – поливать надо? Надо! Вот! Никуда не поедешь!

          А потом язвииительно так сказала: «Может ты в куда Турсию собрался, али ишшо

 в другую заграницу? На девок молодых без ничего поглазеть захотелось? Фу, срам»…

        - Ну, дедушка, ну вы даёте! – удивлённо сказала чернявая девица с короткой

стрижкой, а рыженькая покраснела ещё больше.

        - Я то может и посмотрел бы …- заговорчески подмигнул парням дед.-  Но денег

за всю жизсть не скопил, и паспорта заграничного не справил.
 
        - Поеду в Новосибирск, к Петру, к свояку! – громко и категорически сказал я

бабке и решительно махнул рукой, как отрезал. – В городе делать ничего не надо…  Буду

 там отдыхать!


           - Какой он тебе свояк! Он давно уж подженилси, как сестра то моя померла.

 Чужой ты там!

         - Как чужой? Как чужой? – заартачился я. – Когда он последний раз приезжал

 годков двадцать назад, то приглашал в гости. Свояк и есть свояк.


         Поворчала моя, поворчала,  и успокоилась. Зять, дочкин муж, пообещал сена

накосить и привезти, а внуки за огородом присмотреть. Семейным советом решили

отпустить меня на месяц. Дозвонились до Петра. Обещал встретить.

         Собрал я в рюкзачок гостинцев деревенских и на автобус. Еду гордый такой.

 Шуточное ли дело – в дальный отдых первый раз отправился. Автобусом добрался до нашей

 маленькой станции. Купил билет в купейный вагон и еду себе как кум королю. Свояк

встретил, как и полагается. До его однушки добирались на трамвае. Чудно! Едет

 вагончик, дилинчит, качается, на поворотах наклоняется, но ничего, не упал.  Доехали

 благополучно.

          Жена у свояка попалась строоогая женщина. Цыкнула она на нас, мы притихли и

боком, боком на цыпочках на кухню пробрались. Поужинали моими гостинцами, попили чаю.

 Совсем завечерело. Мне постелили на раскладушке в коридоре.

        - Ну, вот, первый день отпуска уже прошёл -  подумал я.
 
        Не спится. Ворочаюсь, лежать неудобно, но мечтаю, что завтра точно начнётся

мой отдых. Только, только  задремал, как что- то тяжёлое и мягкое упало на меня. Я

подумал, что это зимня шапка свалилась с вешалки и, ухватив рукой, хотел скинуть её с

себя. И тут раздался дикий кошачий вопль. А потом и я заорал благим голосом. Острыми

когтями кот разодрал мне ухо. Вот посмотрите. Ишь ты, подишь, ты!

        Попутчики с сочувствием осмотрели красное распухшее ухо, а девушки обработали

 его шипучей перекисью водорода.

      - Что же было дальше? Дед,  рассказывай! Рассказывай! –  парни стали торопить

интересного рассказчика.


       - Ну, шоо дальше? Дальше началось  жутко невообразимое. Свет ярко вспыхнул. Кот

 орёт от страха, я от боли. Жена свояка, Марья,  гневно кричит на нас , что было мочи.

        Свояк стоит в семейных трусах, и, открыв рот, глядит на нас. Соседи со всех

сторон стучат в стены и в дверь.
 
        Уже засветало, когда все угомонились. Я так и не уснул. Думаю – днём подремаю…

  Но, не тут то было.

       - На дачу сейчас поедем. – утром объявил мне свояк.

       Я расплылся в улыбке. Ну, вот он, начался мой отдых. Будем с Петром в гамаке

лежать - полёживать, да пивко попивать.

       - На твоей машине поедем? - Спросил я его.

       - Нечего бензин зазря прожигать. Не бояре, на автобусе доедите. – немного

охладила моё приподнятое настроение Марья.

       Ну, что же, на автобусе, так на автобусе. Несмотря на энтакую рань, людей в

душный салон общественного траспорта набилось мнооого. Дачники, прихватив с собой кое

какой садовый инструмент или другие нужные им вещи, молча сидели, со всех сторон

сдавленные такими же садоводами, которые ехали стоя. В тесноте, да не в обиде.  Ехали

долго. Я думал конца и краю не будет этой дороге. Слава богу, доехали. Участок у

свояка был далече от остановки. Солнце уже припекало, а мы всё брели по пыльной

 дороге, еле волоча ноги. Дошли.

        - Вот он наш домик! На вот, возьми моё старое трико и футболку. Переодевайся!

– и Пётр подал мне свёрток.

        - Зачем нам на отдыхе рабочая одежда? – Искренне удивился я.

        - А кто будет отдыхать? Мы приехали работать. Марьюшка много чего наказала

сделать, раз мы вдвоём с тобой.


        Понятное дело, ишь ты, подишь ты, свояку нужно помочь, и мы даже перевыполнили

 план работы, который наметила нам его жена. Усталому, после бессонной ночи моя

раскладушка показалась мне мягче пуховой перины. Спал до самого утра. Кот, не

стесняясь, спал вместе со мной, у меня на груди.

         - А вы ходили со своим родственником в оперный театр? В Новосибирске

замечательные артисты! – перебив меня, культурно спросила рыженькая. – Я недавно была

там на премьере.

          Да на что мне театры милая девушка? Я в город отдыхать приехал. Всякие арии,

 даже дома по телевизору я слышать не хочу, даже лёжа на диване. А ты говоришь…Ишь ты,

 подишь ты!


        - Что же было потом? Как вы дальше отдыхали? – спросила стриженая тёмненькая

девушка.
 
       Слушайте, слушайте…. Когда мы с котом проснулись, оказалось, что всю ночь шёл

 дождь. Марья дала нам выходной и разрешила не ездить на дачу, а съездить на рыбалку.

 Бестолковая женщина!  На рыбалку то собираются с вечера. Готовят удочки, приманку,

 чтобы, как только забрезжит рассвет, быть готовым. И только я хотел сказать ей об

 этом, как свояк странно заморгал глазами, зашевелил ртом и задёргал головой. Я

сначала немного испугался, что он заболел, а потом всё понял. Так он мне показывал,

чтобы я молчал.


        Когда его жена ушла на рынок, он сказал мне: «Ты, что? Она рассердится и

больше никуда не отпустит нас».


         Ладно. Поехали мы. В полдень добрались до водоёма. Распутали удочки и чинно

 уселись на берегу. Рыбы, конечно, не дуры, клевать пустую, резиновую наживку не

хотели. Посидели мы, посидели, и ни с чем поехали в квартиру к свояку. Вот с этого

самого момента я стал задумываться, что с моим отпуском, что то не так. Не складно

проходит  он у меня. Ночью моя раскладушка опять страшно скрипела, пружины впивались в

 мои костлявые бока, а кот казался тяжеленным и никак не хотел уходить с меня, как я

не старался скинуть его. И тут вовсе затосковал я: вспоминал свою мягкую кровать,

 супружницу свою, которая мне улыбалась, свою речку, куда на зорьке можно дойти за

полчаса и просидеть хоть до вечера. Даже свой огород вспомнил с умилением. Ведь до

него не нужно на автобусе три часа ехать.

 
         И понял я, что так соскучился по всему родному, что хоть сейчас пешком домой

 иди. Кое - как рассвета дождался.

 
         Утром решительно сказал хозяевам: »Спасибо за хлеб, да за соль! Пора и честь

 знать. Нужно до дома отчаливать».


         Марья то обрадовалась, что я уезжаю, но вида старалась не подавать. А вот

свояк расстроился: «Как же так! Я думал, что мы за месяц с тобой столько дел сделаем»!

          Отказавшись от сопровождения родственников, я ехал на дребезжавшем трамвае и

 мысленно торопил его. Мне казалось, что я не был дома месяц, нет, даже не месяц, а

 целый год. Трамвай остановился у огромного вокзала. Я бегом к кассе.


            А кассирша то мне и говорит: «Билетов на поезд нет»!


           - Как нет? – возмутился я. – Поезда, значится, ходют, а билетов нету?

           - Мужчина, лето на дворе. У нас город большой. Билеты быстро раскупают.

Заранее нужно было побеспокоиться о приобретении посадочного места. Хотя бы за две

 недели, а лучше за месяц вперёд.

           Ох, ты, поди - ка! Как же за месяц, если я только этой ночью надумал, что

 мне домой нужно. Что делать? Не ворочАться же обратно. Как представил себе дальнейший

 городской  отдых, раскладушку и наглого кота, то решил, что без билета не отойду от

 кассы.
           - Ты, милая барышня, получшее, получшее посмотри в свой телевизир! Поищи! –

 настаивал я на своём.


           - Дедушка, Вы пожилой человек! Не могу же я Вам на верхнюю полку билет

 предложить!


          - Да согласен я, согласен! Даже в тамбуре согласный ехать. Лишь бы быстрее

до дома добраться.


         - Тогда поторопитесь. Через семь минут поезд отправляется! – предупредила

меня женщина кассир, отдавая мне билет.

         Ох, как я бежал. Ладно, хоть рюкзак пустой, но всё равно – за спиной

болтается, мешает бежать. Всё таки  успел я! Ишь ты подишь ты!

         - А  что дома скажешь, дед? – с сочувствием спросил спокойный парень. –

Признаешься, что был неправ?

         Тут чёрненькая с ехидой в голосе сказала: «Думать нужно было, куда едешь

 отдыхать. Лучше бы в санаторий для ветеранов съездили».

         А рыжая подлила масла в огонь: «Ваша жена ведь говорила, предупреждала.

 Женщины лучше знают»!

        - Пусть только попробует! Пусть только спросит, почему я быстро нагостился! –

 распаляясь, зачастил дедок. – Я как заору громким голосом и ногой топну. Мужик я али

 кто? Где хочу - там отдыхаю! И сколько хочу! Может у меня дома работы полно! А если

зять без присмотру сено не такое привезёт? Да и внукам,  поди некогда по огороду

шастать.


          Потом, успокоившись, сказал: «Да бабушка моя не такая! Она сразу всё поймёт.

  Знает, что не могу я  без своего дома в разлуке жить. И не спросит она ничего. Это я

 точно говорю вам. А вы, лучче, чем по морям-океанам кататься, в деревню нашу

 приезжайте, в Еремеевку. Поймёте тогда, где лучший отдых. И речка есть не хуже моря,

и песок тёплый на её берегу имеется».

           Утром, когда молодёжь проснулась, деда уже не было, а на верхней полке

лежала  клетчатая кепка.


         - Как говорите, называется его деревня? – вдруг задумчиво спросил вихрастый

парень, глядя на забытую вещицу.

           - Согласен я с тобой! У нас есть несколько свободных дней! – поддержал его

 друг.

          - Да, и кепку ему отдадим и по хозяйству поможем – решили девушки и они,

 всей компанией,  вышли на ближайшей станции.