Поэт-эпоха в Кузбассе О встрече с поэтом Евгением

Надежда Козулина
Нет событий важнее людей,
каждый – это событие.
Е.Евтушенко

Я всегда любила стихи. Но в нашей юности, да и позднее купить сборники стихотворений было сложно. Ещё в десятом классе (это был 1969 год) я завела заветную тетрадку, в которую выписывала стихотворения из газет, журналов, чаще из журнала «Юность». Эта тетрадка в клеточку и сейчас «жива». В ней стихотворения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Ю. Друниной, Н. Заболоцкого, В. Тушновой, В. Фёдорова, Д. Кедрина, А. Дементьева и, конечно, поэта Евгения Евтушенко.
Первый сборник стихов Е. Евтушенко «Граждане, послушайте меня…» я смогла купить в Кемерово в 1989 году (Москва, Художественная литература). Я прочла и стихотворения, и поэмы, даже писала письмо Евгению Александровичу с подражанием: «Кошелёк на земле – поднимите…».
И вот состоялась моя встреча с живым поэтом, который писал стихи, когда я ещё не родилась. 10 августа  2004 года в Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Штоколова в 18-20 началась встреча с Поэтом. Встреча началась на 20 минут позже расписания, но переполненный Большой зал филармонии, его зрители и слушатели терпеливо ждали, потому что знали: Евгений Евтушенко встречается с губернатором Кемеровской области Аманом Гумировичем Тулеевым, который непременно общается с творческими людьми.
Поэт вышел на сцену. Большой, подвижный, в яркой (жёлтой с рисунком) рубахе, Евгений Евтушенко свободно ходил по сцене и говорил, и читал свои стихи, рассказывал о себе, своих друзьях, своей жизни. Рассказал вначале о том, тёплом приёме, который ему оказали в Кузбассе, о своё друге Эрнсте Неизвестном, который как-то сказал: «Ты, Женя, должен побывать в Кузбассе».  «И вот, я здесь, в Кемерово». Конечно же, зал разразился аплодисментами.
Поэт рассказал, что написал первые стихи в 15 лет, первое стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт».  «Я писал стихи и играл в футбол». Прочитал стихотворение «Два спорта»:
Наш спорт – наша молодость.
Евгений Александрович рассказал, что в начале творческого пути он подражал разным поэтам: Маяковскому, Кирсанову, Асееву и другим. «Я всех их люблю. Я их всех стараюсь поместить под одной обложкой в Антологии».
Рассказывал поэт о своих любимых женщинах. «Я любил одну девушку, она писала стихи. Однажды мы поругались. Я написал стихи и прочёл ей по телефону, мы помирились. Правда, не навсегда». Это он говорил о своей первой жене – Белле Ахмадулиной.
Люди стали переписывать эти стихи, а потом они в виде песни появились в фильме, любимом многими, это:
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в праздной суете
разнообразные не те.
Поэт откровенно признался: «Я люблю всех тех женщин, которых когда-то любил».
Евтушенко рассказал о страшных годах войны, когда он, мальчишкой плясал на свадьбах молодых парней, которые после свадьбы уходили на фронт:
…Быть может, ночь их первая –
последняя их ночь.
Невесте горько плачется,
стоят в слезах друзья.
Мне страшно. Мне не пляшется,
но не плясать – нельзя.
Великая Отечественная война – на неё провожали молодых воинов. Женщины оставались без мужей, без любви, ласки и тепла. Многие бабушки в деревнях умирали девушками.
Потом Евгений Александрович прочитал своё стихотворение «Мёд», в котором описывает, как кто-то наживался на чужом горе, «кому - война, кому – мать родна»:
…И горе выстроилось в очередь,
Простое, горькое, нагое.
…..
Он не деньгами брал, а кофтами,
Часами или же отрезами.
…..
Художник старый на ботинках
одной рукой шнурки развязывал,
другой – протягивал бутылку.
Рассказывал поэт о своих стихах, о творческих моментах, когда приходит к нему вдохновение, рассказал как написал стихотворение «Любимая, спи…»:
И море – всем топотом, и ветви – всем ропотом,
и всем своим опытом – пёс на цепи,
и я тебе – шёпотом, потом – полушёпотом,
потом уже молча: «Любимая, спи…».
«А теперь, - сказал поэт- я прочту то, что написал сегодня»:
Вечер. Набережная.
Вечер, душу не томи.
Ходят истомлённые,
Искушённые вдоль Томи,
в меня не влюблённые.
…..
Помоги мне, речка Томь,
не покойник, ведь,
возьми и познакомь
хоть с какой-нибудь!
И Эрнсту Неизвестному сказал стихами:
Ты меня живьём слепи
Для красавиц Кемерова.
Читал поэт стихи свои и известные и неизвестные, импровизировал на ходу. Говорил о Василии Искандере, книгу которого Евтушенко редактировал. Вспомнил «Сильву»: «Без женщин жить нельзя на свете, нет»…
Говорил, что преподаёт в Америке в  Нью-Йорке и Оклахоме «Русскую поэзию» и «Русское кино». Кто-то спрашивал поэта: «Вы же эмигрировали, что же вы бросили нас?». На это Евтушенко ответил: «Памятники не эмигрируют. Я остаюсь русским поэтом, работаю над 3-томной Антологий русской поэзии. Я написал больше всех обо всех событиях». Это действительно так, нет событий, на которые не отреагировал бы поэт своим творчеством. И война, и народные стройки и поднятие целины, и известные личности в истории России…  А ещё Евгений Евтушенко сказал: «Я ещё решил писать стихи о дорогих мне поэтах. Про Марину Цветаеву узнал очень многое. Она и Сергей Эфрон поклялись не покидать друг друга. Марине Цветаевой в Елабуге предложили работу в ГПУ. Она не выдержала…»
Цветаева Берии пишет письмо.
Не Пушкину и не Рильке…
Рассказывая о Высоцком, поэт сказал: «Это сейчас Высоцкий «канонизирован». Сейчас ему два памятника в Москве. А  когда я написал на его смерть, моё стихотворение не хотели печатать». Слова из его стихотворения «Киоск звукозаписи»:
Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно,
киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несётся,
и наглая надпись: «В продаже – Высоцкий».
…..
Киоск звукозаписи около пляжа.
Жизнь кончилась. И началась распродажа.
Поэт читал свои стихи «О Братской ГЭС» (отрывки из поэмы), сообщил, что на станции «Зима», где он родился, открыли музей его детства. Из произведения «Казнь Степана Разина» прочёл главу.
Вы всегда плюёте, люди
в тех, кто хочет вам добра.
О себе сказал: «Я дитя двух войн: Великой Отечественной и Холодной. Мы надеялись, что всё изменится. У нас был великий еврейский актёр и поэт  Михайле  Ицек. Поль Робсон был героем войны. Он пел на русском языке. Его песня «Полюшко-поле родилась в неволе». Рассказал, что   Поль Робсон был близким родственником Пушкина. И ему пишет стихи Евтушенко:
Робсон, прости нас,
что надежда с нами распростилась.
…..
Волюшка-воля, видно ты не наша доля.
Чем же мы обидели так Бога,
что Он наказывает строго.
Рассказал поэт и о творческих войнах, когда наших  лучших исполнителей не знают за рубежом и не приглашают. Например, в Карнеги-Холле из русских на «попсе» выступали только бабушки, самой молодой было 84 года! Евтушенко написал стихотворение «Россия- бабушка»:
Ой, жги, пляшут бабушки.
Ах, эх, ох, ух,
среди женщин нет старух.
…..
Выручайте, бабушки,
Россия-бабушка ещё жива!
В стихотворении «Прощание с красным флагом» прозвучали строки:
Мы родились в стране,
Которой больше нет.
Прочитал поэт новое стихотворение «Давлёнышы», добавил о себе: «Я сам давлёныш истории».
Встречу поэт завершил стихами о России.
И ты плачешь, Россия…
…..
Слёзы, как воск свечи,
Русь, ты свети!
Встреча с поэтом закончилась. Можно было подняться на сцену, сфотографироваться с поэтом. К сожалению у меня не было фотоаппарата.
Придя домой, я от корки до корки пролистала сборник «Граждане, послушайте меня…». И сегодня я просмотрела всё, подчёркнутое в сборнике ещё в том далёком 2004 году. Отметила для себя то, что важно мне-женщине. Это стихи о маме, сыне, стариках: «Прогулка с сыном», «Метаморфозы», «Простая песенка Булата», «Уходят матери», «Мама», «Ревю  стариков». Не знаю на сколько «поэт в России больше, чем поэт», но поэт Евгений Евтушенко это поэт-эпоха, и эпоха эта продолжается и сегодня.  Стихи его актуальны, «как никогда». А свой колоссальный труд – Антологию поэт уже выпустил в свет. А я … Я радуюсь, что видела и слушала  Живого  Поэта  - Евгения Евтушенко.       
21 сентября 2015 года.