Тема молитвы в творчестве русских поэтов

Надежда Козулина
В библиотеке моей мамы, которой нет в этом мире уже более двадцати лет, я обнаружила небольшую книжку. Эта книжка называется «Христос в поэзии», издательство  «Свет на востоке», 1989 год. (В ней ссылки на источники: «Новая арфа», «Пойдём за Ним», «Сборник религиозно-нравственных стихотворений», 1905 год,     «Сборник стихов К. Р.» и другие). В ней я нашла духовные стихотворения многих известных русских поэтов, среди этих стихов – молитвы поэтов. Я решила провести исследование: о чём же молились поэты?
Свою статью я решила разделить на два раздела:
1.  Молитва и Слово Божие;
2.  О молитвах русских поэтов.
          МОЛИТВА И СЛОВО БОЖИЕ
Меня давно волнует одна тема, эта тема – молитва. Как, кому, когда надо молиться, что можно и чего нельзя – в молитве?
Давно уже люди находят свою дорогу к Богу и свою дорогу к храму. Во время моего детства, юности, зрелости такая тема как Бог была просто под запретом. В моей Советской стране и в нашей школе существование Бога отвергали, всех воспитывали атеистами. Хотя наши предки, в частности мои дедушка и бабушка по маминой линии были люди православные, верующие в Триединого Бога – Отца и Сына, и Святого Духа.
Дед осенял себя крестом,
Молилась бабка на коленях…
Они не ведали о том,
Что внукам будет Богом – Ленин.
Это тот Ленин, который сказал, что религия это опиум для народа. И отменил… существование религии и Бога. Было сделано всё, чтобы люди не знали о Боге, Библию не читали, Богу не молились.
А как же Христос? Кто Он? Почему новое летоисчисление ведётся «от Рождества Христова»? Это ли не признание, что Христос – Сын Бога -  родился, учил, был распят и Воскрес? Сейчас мы отмечаем такие праздники, как Рождество, Пасха, Крещение и другие. В православии отмечается «Введение во храм Богородицы Марии».
А мне как быть? И многим нам? Часто в общении с моими сверстницами слышу: «Я не умею молиться». Молиться? А что это? В словаре Владимира Даля написано: «Молиться - (кому, о чём или за что) – молиться Богу (сознавая ничтожество своё перед Творцом), приносить Ему покаяние своё, любовь, благодарность и просьбы на будущее».
Молиться или молить Бога?  Как правильно? Если: умыться – это умыть самого себя, то почему - молиться Богу? Не вернее ли будет  именно «молить»? У Даля сказано: - «Молить – просить смиренно, покорно и усердно». Знаю, что выражение «молиться» используется и у православных, и у католиков и у протестантов.
Кто же научит молиться? Мне легче, мои бабушка и мама были  христианками. Я видела, как они каждое утро и вечер на коленях что-то просили у Бога, за что-то Его благодарили – молились.
В Литературной газете № 5 за 2016 год известный врач, писатель и журналист Зорий Балаян в своей статье «Уроки Библии» пишет: «…меня, равно как и всё моё поколение жестоким образом обокрали». Это он пишет о том, что Библия – это та книга, которую должен читать и знать каждый. Эта книга – Путь к Свету, Прощению, Правде, Покаянию. Эта книга о любви, а нам вместо наставления, науки о том, что такое любовь, оставили только «любовь к отеческим гробам». Да и эта любовь – под сомнением!
Я нашла книгу Кеннета Боу, автора таких книг как: «Библейские беседы»,  «Приближение к Богу», «Наглядный обзор Библии» и других. Его сборник «Молитвы на основе Священного Писания» рассказывает о молитве. В разделе книги «Молитва и Слово Божие» сказано, что Библия – Слово Божие и молитва это «великие дары человеку от Бога». Если мы созданы по Образу и Подобию Божию, то познание Бога – одно из самых «драгоценных сокровищ на земле». Познание Бога важно, потому что люди всегда стремились познать законы вселенной, прознать принципы жизни, заглянуть в тайны и смысл Бытия. «Но поворот внутри человека начинается тогда, когда Господь открывает Себя, когда человек вместо творения познаёт Творца, вместо законов – Законодателя, вместо принципов жизни – Того, в Ком источники жизни».
О важности Богопознания говорит Библия: «Но хвалящийся, хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле…» (Иер., 9:24). «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос., 6:6). Кеннет Боу пишет, что мир, в котором мы живём, находится в Руках Божиих и управляется Господом. И чтобы познать личность Его, нужно вступить с Ним в общение.
Сколько же времени меня, мой народ и мою страну обманывали, утверждая, что человек есть  царь и бог всего? Неутолимая жажда глубже познать Творца, познать священные тайны Его присутствия, Его любви, Его святости звучит в Филипп., 3:7-11, где апостол Павел ставит познание Христа высшей целью. А молитва – это и есть «чудеснейшая возможность прикоснуться к Божьему трону, иметь общение с Богом, иметь доступ к Господу в любое время и в любом месте». Иоанн Златоуст  так говорит о молитве: «Бог требует (от молящегося) не красоты речи, и не слов изысканных, но красоты души; и когда она будет говорить угодное Ему, то получит всё». Здесь для общения с Богом нужна только «бодрствующая душа», потому что  «Он всегда находится близко», и человеку  бывает не нужно и голоса. Бог услышит тебя, как Он услышал  Моисия и Анну (Исх.,14:15; 1 Цар., 1:17). Иоанн Златоуст говорит, что Бог всегда слышит тебя: и во время обеда, и во время ужина, и в ночное время, и на площади, и в спальне, и «перед начальником в судилище». Ему ничего не стоит услышать тебя, если ты «призовёшь Его как должно». Итак: Бог всегда доступен человеку, потому что Он не сидит в кабинете со злой секретаршей; у Него не стоят у двери бдительные охранники, преграждающие тебе путь и требующие специальный пропуск. Он услышит тебя – «тогда, когда ты не будешь просить другого».
«Молитва – это общение с Богом, это чУдное время в жизни человека, когда он не только помышляет о горнем, но и становится сопричастником небесного посредством искреннего открытия себя Богу в том состоянии, в котором он реально пребывает. Молитва связывает ваш дух с Самим источником жизни. Её не могут заменить ни теологические знания, ни богословские теории, ни даже служение добрыми делами. Важно читать Библию и молиться, потому что «когда ты читаешь Библию, тогда Бог говорит к тебе, а когда молишься – ты говоришь Богу».
Человек молящийся оживотворяется молитвой, получает силу от Бога, получает благословение и совсем иные результаты, чем без молитвы. Но у верующих людей молитва и дела взаимосвязаны. Один Божий служитель сказал: «Дела без молитвы – самоуверенность, а молитва без дел – попрошайничество». Автор раздела  «Молитва и Слово Божие» пишет: «Враг душ человеческих – диавол не может быть побеждён физически, силы зла могут быть связаны только с помощью Господа посредством молитвы и обращения к Божьей силе… Сатана ничего так не боится, как молитвы… Он не боится безмолитвенного изучения Библии, безмолитвенного труда, безмолитвенной религии. Он смеётся над нашим старанием, глумится над нашей мудростью, но он дрожит, когда мы молимся». Именно через молитву мы получаем подкрепление Божьей силой.
Но тем, кто никогда не  молился, как вернуть то, что утрачено? Как научиться молиться? И можно ли этому научиться? Да, оказывается, можно! В Библии написано, что Христос молился. Ученики слышали Его молитвы, видели действие Его молитвы, они просили: «Господи, научи нас молиться!» (Мк., 11:7). Они осознавали, что этому – молитве – надо и можно научиться! И Господь Иисус Христос произносит «одну из самых совершенных молитв» - молитву «Отче наш» (Мф., 6:9-13): «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твоё, да приидет Царство Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого, ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Сила этой молитвы в том, что её дал Господь, у Которого всё совершенно: и содержание, и построение, и принципы, и направление.
Но у меня возникает вопрос: а кто может, вернее «имеет право» - молиться?
Всякий ли человек?  Ведь, после грехопадения человек потерял возможность непосредственного, полного и безграничного общения со своим Творцом, которую имел первый человек Адам. Но жертва Иисуса Христа, Его смерть и Воскресение открыли прямой доступ к Богу для всякого человека, «который принял эти истины верою, раскаялся в своих грехах и стал дитём Божиим». Кто же эти «дети Божии»? В Библии сказано: «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Иак., 1:12-13). Бог «усыновляет» только тех, кто исполняет Его Завет – Его Заповеди, кто принимает Христа как своего личного Спасителя посредством молитвы. Значит, первая молитва любого человека  – это молитва покаяния, а потом уже молитва - это беседа с Богом, личное общение с Ним, как с Отцом. Благословение от Господа для себя и для других не может быть получено, если нет молитвы, подобно тому, как не может течь вода, если водопровод перекрыт краном…При молитве включаются в действие все сферы человеческого естества: дух, воля, разум, душа. Бог есть Дух, и общение с Ним возможно только  в духе, посредством молитвы.
Молитва становится потребностью души человека верующего. Почему? Потому что как в повседневной жизни человек не может жить без воздуха, пищи и воды, так и в духовной жизни христианин не может возрастать и приносить  полноценные плоды веры без молитвы, без чтения Слова Божьего, без дел любви к Господу и людям.
Здесь я хочу вернуться к молитве «Отче наш». О чём же она?
Эта молитва  своеобразный путеводитель для молитвенной жизни, а также – свод духовных законов и принципов, которые заключаются в следующем:
«Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твоё…» - это слова веры, любви, жизни и надежды. Это по сути БЛАГОДАРЕНИЕ Богу и ПОКЛОНЕНИЕ, прославление Его. Это поклонение с любовью в сердце и с доверием, благоговейное обращение к Богу, как к Отцу Небесному. Здесь присутствует имя «Отец», - не Судья, не какой-то далеко стоящий Великий Бог, а, именно, Отец! Это доверительное обращение любящего создания к Создателю, который любит, прощает и желает, чтобы мы приближались к Нему, имели потребность непосредственного общения с Творцом всего видимого и невидимого. В молитве сердца назвать Создателя неба и земли своим Отцом может только тот, кто родился от Него, кто принял Единородного Сына Божия. Человек приходит к Богу, чтобы ПРОСЛАВИТЬ Бога и Его Совершенство, поклониться Ему. Поклонение всегда связано с  ПРОСЛАВЛЕНИЕМ Господа. БЛАГОДАРЕНИЕ в молитве мы выражаем Богу за то, Кто Он есть и что Он совершил для нас. Благодарение – это проявление смирения души и осознание того, что Бог проявляет к нам неограниченную любовь и милость, даёт многочисленные незаслуженные  благословения.
«Да приидет Царство Твоё, да буде воля Твоя и на земле, как на небе..» Это по сути, наше УТВЕРЖДЕНИЕ, согласие с волей Божьей, «благой, угодной и совершенной». Это наше желание иметь и расширять на земле Царство Небесное. Эта фраза «Да будет…» указывает на то, что молящийся  желает исполнить на земле волю Божию и быть угодным Богу соработником, указывает на желание молящегося подчинить свою волю воле Божьей, чтобы Воля Божия исполнилась в его жизни, в жизни других людей, на желание служить Богу добровольно, представить себя и свои способности для использования сообразно воле Божьей.
Далее в молитве «Отче наш» содержатся просьбы о хлебе насущном, о прощении, о способности противостоять искушениям и об одержании победы над лукавым. Потому что Бог нас оберегает, Он нас хранит, Он даёт «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный». В словах «Хлеб наш насущный дай нам на сей день…» содержится ЛИЧНАЯ ПРОСЬБА в том, в чём человек, живущий на земле, нуждается каждый день. Наш Господь желает, чтобы мы просили Его о хлебе, который подаст нам Бог. Взирая на Него, упражняясь в ежедневном уповании на Него, человек вручает себя Богу, и просит, чтобы Он как Создатель и Податель всего дал возможность пользоваться каждый день тем, что жизненно необходимо. Не только для себя мы можем просить в молитве, но и для других, тогда эта просьба уже будет ХОДАТАЙСТВОМ. Молитва – это прекрасная возможность благословлять других.
В следующей просьбе: «и прости нам долги наши как и мы прощаем должникам нашим…» речь идёт о ПРИЗНАНИИ необходимости Божьего прощения, об ИСПОВЕДАНИИ грехов, о прощении и ОБНОВЛЕНИИ нашей совести и нашего состояния перед Богом. Человек, как должник, просит прощения у Бога и признаёт свои грехи, однако необходимым условием для прощения наших долгов перед Богом является наше прощение других людей, виновных перед нами. Мы обращаемся к Богу с прощающим и примирённым сердцем, потому что только Господь может обновить наше сердце.
В словах «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…» мы приносим Господу смиреннейшую просьбу помочь нам не только избежать греха, но и ситуаций, которые могут ввести в искушение. Эта просьба о том, чтобы Он взял нас «под крепкую руку Божию», чтобы постоянно посылал нам силу и мудрость противостоять всем дьявольским искушениям, потому что это может только Он. «Победа детей Божиих над дьяволом обеспечена Богом, но эта победа проявляется только тогда, когда жизнь людей сокрыта в Боге, когда лукавый побеждается силой Бога и упованием на Него».
«Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». Это ЗАКЛЮЧЕНИЕ молитвы, это славословие, выражение нашего почтения к Господу, это славное исповедание и хвала, это утверждение, что Царство, сила и слава принадлежат Отцу (а не сатане) во веки,  поэтому мы восхваляем Бога и провозглашаем это. Царство Божие вечно, и оно никем и ничем не может быть поколеблено. Сила Божия вечна и никогда не истощается, Бог никогда не ослабевает, и слава Божия неизменна и не может быть отдана никому. И это несомненная истина подтверждается словом «Аминь», что подобно подписи: «верно, истинно, несомненно».
 Так учит молиться Господь. Но нам важно взять не просто форму молитвы, а молиться в соответствии с приведёнными в ней указаниями и принципами. Важно помнить, что вся Библия – это самый совершенный молитвенник. Каждая книга Библии является живой молитвой.
Особое место  занимают в Библии молитвы Христа, наш Господь молился постоянно: и в разное время суток, при разных обстоятельствах и в разных местах, учил молиться и молился с другими, молился за Себя, за учеников и последователей, за обижающих. Он просил, ходатайствовал, утверждал, благословлял, благодарил, прославлял…
Книга Библия выступает как книга Жизни. Слово Божие дано нам, чтобы им питались, вкушали и усваивали его  как духовную пищу, ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф., 4:4). Молитвы… Молитвы есть разные. Какие-то стали примером молитв, правильных перед Богом, например, «Молитва старцев Оптиной Пустыни». Всему христианскому миру известна «Молитва Франциска Асизского».
Чтобы молитва «была успешной», Библия называет основные и необходимые условия, это: Вера в Господа; Оставление грехов, покаяние, исповедание, чистота сердца, правильное состояние перед Богом; Прощение других и примирение с людьми; Молитва по воле Божьей во Имя Христа для прославления Господа, удаление эгоистических желаний, самолюбия, гордости и тщеславия; Благоговение, трепет и смирение в молитве, оставление небрежности и проявление бодрствования в молитве; Постоянство в Молитве и терпение; Приложение усилий для приближения к Богу, замена лени и праздности на конкретные дела, приносящие добрые плоды Господу.
Христианину важно знать, что Христу, после Его Голгофского подвига и Воскресения, дана всякая власть на небе и на земле (Мф., 28:13), и что наш Господь верен, «все обетования Божии в Нём «да» и в Нём «аминь» (2 Кор., 1:20). В Библии насчитывается до тридцати тысяч обетований. Обетования Божии – это Истина Священного Писания, направленная на обновление   человека по Образу Божию. «Обетования открываются ключом веры Божией, принятой сердцем, и могут вводиться в действие посредством молитвы». Молитва же веры по воле Божией – это та сила, которая превращает обетование в реальную действительность и благословенна для нас, если мы выполняем условия Бога.

А теперь я хочу обратиться к молитвам русских поэтов.

             МОЛИТВЫ РУССКИХ ПОЭТОВ
Я знаю, что с течением времени изменяется взгляд на многие термины. Например, в словаре В. Даля так написано о поэзии: «поэзия – изящество в письменности; всё художественное, духовное и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью… Поэт (пiита), человек, одарённый природою способностью чувствовать, создавать поэзию и передавать её словами, творить изящное».
Мы все знаем, что поэты золотого века, частично и серебряного были воспитаны, зная Закон Божий. Поэтому, наверное, многие из них в своём творчестве обращались к такой теме как молитва. Такого вопроса как непризнание существования Бога для многих из них просто не существовало. Об этом говорит известное стихотворение Г. Р. Державина (1792-1878) - «Бог!», в котором поэт признаёт Бога Творцом, Создателем, Царём, Подателем всех благ. Для него Бог существует в трёх Лицах, это Сущий и Единый, которого никто не в силах постичь, это Вечный Бог, наполняющий «всё во всём». Я хочу привести небольшие выдержки из стихотворения:
….
О, Ты, пространством бесконечный,
Живой в движенье вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества.
Дух, всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем – Бог!
…..
Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
…..
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить.
Как им к Тебе лишь возвышаться,
Твоей любовью наслаждаться
И, славя в сердце, слёзы лить…
О величии молитвы, о её красоте и благости, о том, что «одни молитвы не обманут» пишет в своём стихотворении «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…» П.  А. Вяземский (1792 – 1878):
….
Одни молитвы не обманут
И тайну жизни изрекут,
И слёзы, что с молитвой канут,
В отверстый благостью сосуд,
Живыми перлами воспрянут
И душу блеском обовьют.
Поэт А. К. Толстой (1817-1875), написавший стихотворение «Христос», утверждающий, что «Он все законы Моисея / Любви закону подчинил», в стихотворении «Иоанн Домаскин» называет Христа силой, покровом, надеждой, что он готов всё отдать своему Богу – и думы, и душу, и что желает своим творчеством прославлять только своего Господа:
….
О, мой Господь, моя надежда, моя и сила и покров!
Тебе хочу я все мышленья, Тебе всех песен благодать,
И думы дня, и ночи бденье, и душу всю мою отдать!
Не отверзайтесь для другого отныне вещие уста!
Греми лишь именем Христа, моё восторженное слово!
Поэт И. С. Никитин (1824-1861)  находит успокоение в чтение нового завета – Евангелия, из которого он черпает уроки «для ума и души». «В глаголах Предвечного Слова» он пишет, что верит в то, что всем управляет Бог, он верит в рождение Божьего Сына «и в крест и в терновый венец».
Как сладко читать эти строки, читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки из них для ума и души!
Из стихотворения «В глаголах…»:
….
Смирись же и веруй, о, ум мой надменный:
Законы вселенной, и смерть и рожденье
Живущего в мире, и мощная воля
Души человека дают мне постигнуть
Великую тайну, что есть Высший Разум,
Всё дивно создавший, всем правящий мудро.
В стихотворении «Моление о чаше» поэт приводит молитву Самого Иисуса Христа к Богу-Отцу, эта молитва о том, что Сын Человеческий тоскует, Он не хочет умирать, Он не хочет в какой-то момент понимать: почему «всё человеческое зло на Мне едином тяготеет», но Он, как покорный Сын, подчиняется Воле Бога-Отца:
Отец! Отец! Пусть чаша эта минует сына Твоего;
Мне горько видеть злобу света за искупление его!
Но если Твоему народу позор мой славу принесёт, -
Пускай за общую свободу Сын Человеческий умрёт!
…..
"Отец! Отец! Мне тяжело! Мой ум колеблется, темнеет,
Всё человеческое зло на Мне едином тяготеет;
Позор людской, позор веков, - всё на Себя Я принимаю,
Но Сам под тяжесть оков, как человек, изнемогаю!..»
И руки к небу Он подъял. И весь в молитву превратился…
Огонь лицо Его сжигал, кровавый пот по Нём струился.
Из этого стихотворения становится понятным, как тяжело Божественному Сыну, потому что Он Сын не только Бога, Но и Сын Человеческий, который испытывает всё, что испытывает обыкновенный человек: и страдание, и боль, и тяжесть оков, и позор, потому что на кресте распинали в Римской империи только рабов и убийц.
Поэт С. Я. Надсон (1862 – 1887) в своём стихотворении «Я не Тому молюсь…» не просто человека видит В Господе-Иисусе, а брата «с небесною душой, для него это Бог страждущих, «Бог, обагрённый кровью»:
…..
Мой Бог – Бог страждущих, Бог, обагрённый кровью,
Бог-человек и брат с небесною душой,-
И пред страданием и чистою любовью
Склоняюсь я с моей горячею мольбой!..
Стихотворение «Христианка» отражает судьбу первых последователей Христа, которые не только подвергались гонениям, но и очень часто становились жертвами диких зверей в амфитеатрах, где устраивались позорные зрелища для римской знати, где «сидит Нерон в кругу друзей», а юная девушка умирает «за веру в моего Христа». И христианка не проклинает своих убийц, она их прощает и просит Спасителя о их прощении:
….
В последний раз я открываю мои дрожащие уста:
Прости, о Рим, я умираю за веру в моего Христа!
И в эти смертные мгновенья моим прощаю палачам,
За них последние моленья несу я к горним небесам.
Да не осудит их Спаситель за кровь пролитую мою,
Пусть примет их Святой Учитель в Свою великую семью!
Поэт А. Н. Плещеев (1825 – 1893) в стихотворении «Моление» просит Бога, чтобы Он услышал молитвы своих «гонимых чад», чтобы смягчил озлобленные сердца, он просит лучей света в глубоком «мраке ночи»:
….
О, Боже Истины! Внемли
Гонимых чад Твоих молитве!
Сердца озлобленных смягчи,
Открой слепым и спящим очи,
И пусть хоть бледные лучи
Блеснут в глубоком мраке ночи!
Бога поэт называет Богом Истины, он знает, что Христос давал зрение слепым, поэтому просит Его: «Открой слепым… очи».
В стихах А. А. Фета (1820-1892) звучат нотки недоверия к Богу, он борется со своим умом, который называет «кичливым», его ум борется  с верою, похоже, что сомнения одолевают поэта, потому что он пишет, что в какие-то моменты «я верю вновь». В стихотворении «Когда кичливый ум, измученный борьбою…», есть такие строки:
…..
О, как мне хочется склонить тогда колени,
Как сына блудного влечёт тогда к Отцу.
Я верю вновь во всё – и с шёпотом моленья
Слеза горячая струится по лицу.
Именно Афанасий Фет сделал попытку в стихотворной форме изложить молитву «Отче наш», которую дал своим ученикам Сам Христос.
О том, что в трудные моменты жизни ему помогает книга-книг Библия, особенно, когда станет «страшно тяжело», пишет поэт Ф. И. Тютчев (1803 – 1873):
Скудны все земные силы,
Когда рассвирепеет жизни зло,
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О Книге сей ты вспомяни,
И всей душой, как к изголовь,
К ней припади и отдохни.
В своём стихотворении «Наш век» поэт точно замечает: «Не плоть, а дух растлился в наши дни», потому что к людям приходит безверие, нежелание признавать Творца и Создателя, нежелание впустить Христа в свою жизнь, и это всё уже было даже во времена Фёдора Тютчева:
И жаждет веры – но о ней не просит.
Не скажет ввек с мольбою и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!
И. И. Козлов (1779 – 1840) обращается к Богу в стихотворении «Услышь, Христос, моё моленье…», в котором говорит о своей готовности носить терновый венец, то есть – принимать страдания, прощать врагов, любить друзей, помнить благодеяния, забывать обиды и, чтобы всегда в его сердце был «луч отрадный упованья», луч веры:
…..
Молю, чтоб дух мой подкрепил!
Хочу носить венец терновый:
Ты Сам Христос его носил.
О, дай, чтоб верою святою
Рассеял я туман страстей
И чтоб безоблачной душою
Прощал врагам, любил друзей;
Чтоб луч отрадный упованья
Всегда мне в сердце проникал,
Чтоб помнил я благодеянья,
Чтобы обиды забывал…
Молитва, в которой звучит громкая хвала Богу, радость за избавление и искупление Его Святой Кровью от «власти тёмных сил», безграничная благодарность за то, что Бог «раскрыл врата Небес» написана другом А. С . Пушкина  - В. К. Кюхельбекером (1797 – 1846). В стихотворении «Душа моя, ликуй и пой…» есть такие строки:
….
За нас Свою Святую кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей кровию своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти тёмных сил.
Христос Воскрес, Спаситель мой
Воистину Воскрес.
Ликуй, душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
А сам Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), как его называют «наше всё» тоже молился в стихах. Разве это не молитва?:
…Владыко дней моих!
Дух праздности унылой
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Не дай мне зрить мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат от меня не примет осужденье,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне душу оживи.
Великий Пушкин молился, просил у Бога смирения, терпения, любви, хотел жить без греха, быть далёким от праздности. Именно Пушкин в десятом томе сочинений часто упоминает слова: «дух российской словесности». Именно Пушкин пишет и о душе, и о духе! Он понимает, что нами руководит Дух, какой в теле дух, такие будут и результаты, поэтому Пушкин просит у Бога, чтобы «дух праздности унылой» не управлял им, а напротив – дух целомудрия, терпения, смирения… Пушкин знает силу слова, поэтому в молитве просит освобождения от «празднословия», в одном из своих стихотворений он уповает на Волю Божию: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна». А в своём стихотворении «Пророк» поэт говорит о том, что надо подчиняться Гласу Божьему:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись Волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Не свою – «поэтову» волю, а Волю Бога должен передавать людям поэт. Много написано о Пушкине, как поэте-христианине в моей статье «Мой Пушкин, которого я не знала».
Очень жаль, что в нашей школе никогда не звучала эта тема молитвы русских поэтов, потому что молитвы-стихотворения писали и другие: и В. А. Жуковский (1783 – 1852), и М. А. Лохвицкая (1869 – 1905), и К. К. Романов (1858 – 1915), и К. М. Фофанов(!862-1911), и К. Д. Бальмонт (1867-1942) и другие поэты.
Завершить же своё исследование я хочу стихотворением-молитвой поэта Д. С. Мережковского (1866 – 19414), потому что здесь звучит гимн любви и благодарности Богу Великому и Всемогущему, признание безоговорочное Творца и Создателя, который «всё проникает», всё животворит, всё наполнят Собой и Своим творением, это стихотворение называется «Бог»:
О, Боже мой, благодарю за то, что дал моим очам
Ты видеть мир – Твой вечный храм, и ночь, и волны, и зарю…
Пускай мученья мне грозят, - благодарю за этот миг,
За всё, что сердцем я постиг, о чём мне звёзды говорят…
Везде я чувствую, везде Тебя, Господь, - в ночной тиши,
И в отдалённейшей звезде, и в глубине моей души.
Я Бога жаждал и не знал; ещё не верил, но любя,
Пока рассудком отрицал, - я сердцем чувствовал Тебя.
И ты открылся мне: Ты – мир, Ты – всё. Ты – небо и вода,
Ты – голос бури, Ты – эфир, Ты – мысль поэта, Ты – звезда…
Пока живу – Тебе молюсь. Тебя люблю, дышу Тобой.
Когда умру – с Тобой сольюсь, как звёзды с утренней зарёй.
Хочу, чтоб жизнь моя была Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю, за жизнь и смерть – благодарю.
Так, как сказал Дмитрий  Мережковский, никто уже не скажет, потому что, в этом стихотворении-молитве  совершенные знания Божьего Слова – Священного писания, потому что эти слова: «Ты – всё», они уже вместили и то, что наш мир – это вечный храма, созданный Великим Творцом, «наполняющим всё во всём»,  а мы ... Мы только можем воздавать Богу Хвалу и Славу за это ВСЁ во веки веков. Аминь.
Я знаю, что и современные поэты пишут свои молитвы, что есть уже два тома этих молитв, но… Зачем мудрствовать лукаво, если уже есть такие замечательные молитвы, как приведённые выше, их просто надо знать.
04.01.2017