Революции в контексте интегрального подхода

Олег Интеграл
1.
Синонимами слова “революция” я считаю такие слова как переход, трансформация, трансценденция. Революция - это резкий, скачкообразный, лавинообразный переход от одного состояния к другому. Революции происходят на всех уровнях, областях, сферах почти непрерывно. Они неизбежны. Они собственно и обеспечивают развитие как таковое. Без революций развития не происходит. Его просто нет. Отвергая революцию вы отвергаете развитие как таковое. Отрицать революцию - это отрицать наличие перемен, переходов, трансформации. Страх перед этим словом свидетельствует скорее о страхе взглянуть на реальность такой, какова она есть. Революции происходят от субатомного мира до социального и космического масштабов. Взрыв сверхновой - чем не революция? Естественно. Изменение в Армении, которое мы наблюдали совсем недавно - чем не революция? Естественно. Еще за месяц, за мгновение до отставки премьер-министра, можно было говорить об отсутствии революции. Но когда эти лавинообразные события которые пошли вместе с радикальным изменением в сознании, в духе армян (внутреннее изменение сознания) привели к  смене премьер-министра, ни у кого уже не было сомнений, что это революция и она завершилась (по крайней мере промежуточно) ее победой.

Все течет, все изменяется. Нет ничего постоянного. Но эти изменения совершаются в каком-либо направлении. Происходят переходы от одного к другому. Суть этих переходов и есть революция, то есть переход от одного к совершенно другому. Иначе не было бы развития как такового и все ходило по кругу. Эволюция - это цепь революций, больших и маленьких, горизонтальных и вертикальных. Появляется то, чего не было. Медленные изменения во всех секторах, квадрантах, уровнях, через цепи мини-революций, технологические инновации, интеллектуальные достижения, усложнение в планировании и т.д., приводят к более масштабным и глубоким изменениям.

2.
Если технологическая инновация происходит быстро, то суперструктура (надстройка) - мировоззрение, медленно. Кен Уилбер говорит о том, что наблюдается разрыв между нижне-правым и нижне-левым квадрантами. А это рецепт катастрофы. Некоторые товарищи, даже идя дальше, и признавая разрыв, развал по всем квадрантам в России (и даже не требуют для этого доказательств), тем не менее, отрицают не только революцию, но и возможную (можно сказать, неизбежную) катастрофу. Но Россия развивается путем катастроф (и революций). Она упорствует в этом развале по всем квадрантам. По крайней мере, это мы наблюдаем в настоящее время и во всей ее истории. И она видит в этом упорстве некую свою особую миссию. Россия похожа на подростка, который в своем максимализме, лучше умрет, чем признает реальность такой, какова она есть. Россия видит свою “самобытность” в отсталости, в возвращении назад. Но еще никому не удавалось повернуть линию времени или Эрос в обратную сторону.   
   

Можно предположить, что в пост-современную эпоху радикальные изменения будут происходить более быстро, разрыв между технологическими инновациями и изменением в сознании (мировоззрении) будет сокращаться и изменение в сознании опережать изменение технологическое. Сама суперструктура становится отдельной, особенной целью. Развитие собственно человека является ныне одной из важнейших сфер деятельности, чего не было ранее. Технологические инновации могут иметь уже готовые структуры (прото-структуры).    

3.
Но Россия, опять же, сопротивляется технологическим инновациям, что выражается, например, напрямую в отказе от сотрудничества в развитии глобального космического интернета. Вместо того, чтобы ухватиться за это как один из драйверов роста, она всячески ему сопротивляется, уходит в себя, выдвигает вместо открытости цензуру и изоляционизм. Мы наблюдаем социальную дезинтеграцию. В России не существует народа как политической нации. Он не обладает субъектностью. И не удивительно, что мы видим архаичные формы поведения, псевдопатриотизм, всепоглощающую ложь сверху донизу, снизу доверху. Все, каждый по своему, каждый со своей колокольни, каждый чем-то, но недовольны.

В России расцепились нижне-правый и нижне-левый квадранты и для их сплетения нужна культурная и социальная революция (деконструкция). Без изменения мировоззрения, сознания, и социальной структуры технико-экономический базис не может развиваться. Кен Уилбер и пишет в трилогии “Космос”, что чтобы снова синхронизировать квадранты и происходит общественная революция. В России дело усугубляется тем, что само население и власти, видят свою миссию в противодействии общественному прогрессу, то есть сам развал рассматривается как достоинство и преимущество. Деградация как сила. И она действительно является силой, но грубой, физической, тупой, ослепляющей, способной на самоуничтожение. Россия хочет залезть в бутылку.

4.
Трансформации в технико-экономическом базисе не тетравзаимодействуют с другими квадрантами, насильственно разованы. Насилие, царящее во всех сферах жизни свидетельствует именно об этом. Только проводя насилие, можно как-то связывать то, что рано или поздно распадется (случится катастрофа). Сокращается финансирование образования и здравоохранения, культуры, но увеличивается для содержания силовых органов.   

Все согласны с тем, что Россия находится в затяжном кризисе. И как же она будет выходить из этого? От революции все шарахаются как черт от ладана, а реформы не проводятся и не могут быть проведены существующей властью (хотя они все время провозглашаются). Революция - это благо, самая меньшая из бед, которая может произойти. Но, по всей видимости, этого нам мало. Нам нужен распад, нужна катастрофа. Мы , как говорил еще Достоевский, не хотим середины, нам нужно во всем дойти до крайности. В космосе много места и для этого.

Но все еще может измениться к лучшему, то есть к социальной революции. Сегодняшние мероприятия, проводимые правительством, как то: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, цен на бензин, приводят к  к р и з и с у  л е г и т и м и з а ц и и (адекватность в горизонтальной трансляции).  Те, кто еще вчера голосовал за своего “национального лидера”, сегодня открыто заявляют о потере своей веры в способность выполнять им свою часть договора. Система правления выглядит уже не настолько легитимной, поскольку нарушает основополагающее право на пенсию. Поскольку средняя продолжительность жизни фактически равна возрасту выхода на пенсию, то это равнозначно ее отмене. Здесь можно совершить финт и сократить срок выхода на пенсию особым категориям граждан, которые охраняют режим или являются ее опорой.    

5.
Распад трансляции (кризис легитимизации) по-моему неизбежен и мы это уже наблюдаем сейчас. Непопулярные решения начинают доходить непосредственно до каждого человека. Но вот произойдет ли переход к трансформации (социально-политической революции) это вопрос. Если и можно сохранять при таком распаде трансляции существующий режим, то ценой преображения в Северную Корею. Да и то вряд ли это может долго продлиться в современных условиях. Не хватит ресурсов ввиду огромности страны.

Вопрос стоит так: сумеет ли вовремя Россия созреть или для горизонтальной революции (смена верхушки, адекватность горизонтальной трансляции) или для подлинной вертикальной революции (повышение аутентичности (адекватности в вертикальной трансформации), глубинные системные, сущностные изменения по всем квадрантам), охватывающей все аспекты аквал-пространства (новое мировоззрение, новый технико-экономический базис, новая социальная система) пока не произойдет развал страны на отдельные государства. Невозможно в текущем состоянии существовать бесконечно долго. 

6.
Можно оценить, насколько ситуация созрела для горизонтальной революции.
Джэк Голдстоун (американский социолог, политолог), выделяет пять основных факторов, наличие которых с большой вероятностью обусловливает горизонтальную политическую революцию. Российские пропагандисты уже успели оттоптаться на теории Голдстоуна, по видимому для того, чтобы сделать “революцию” ругательством не заслуживающего никакого внимания.
1)Экономические трудности, повышение налогов, государственные долги, финансовые трудности, не позволяющие покупать поддержку народа. Это ведет к ослаблению правительства.
2)Раскол элит, нарушение распределения власти в элитах, когда определенная группа начинает восприниматься как олигархия, в пользу которой перераспределяется основная часть ресурсов.
3)Революционная мобилизация.
4)“Убедительный и принимаемый всеми нарратив сопротивления”.
5)Благоприятная для революции международная обстановка.

Голдстоун называет также такие структурные причины революции как : а) демографический взрыв, ускоренный рост населения; б) изменение международного положения, зависимое экономическое развитие; в) новые формы дискриминации для тех или иных групп населения.


7.
Что могло бы купировать революционную ситуацию, так это реформы. О них мы слышим очень часто, но не видим их самих. Можно предположить, что чем более затяжным будет существующий кризис и чем более существующий режим не способен проводить реформы, тем, вероятно, ближе возможность вертикальной революции. Но здесь Кен Уилбер говорит, что обязательным условием для вертикальной трансформирующей революции является увеличение глубины (все уровни) во всех четырех квадрантах аквал-конфигурации. При всех внешних условиях (факторах, причинах) необходимо развитие уровней во внутренних областях/сферах (сознание и культура).
Сейчас вполне справедливо многие констатируют весьма недостаточный уровень развития сознания и культуры. Недавно проведенный чемпионат (как и олимпиада), вместо распространения цивилизационных образцов поведения,  только укрепляет традиционные “духовные скрепы” - псевдопатриотизм, ложь во благо, насилие как метод решения проблем: “если чемпионат проводится в России и сюда едут люди со всего мира, значит наша политика верна и справедлива”. 
16.07.18
(продолжение следует)