История создания

Анатолий Гринблат
Анатолий Гринблат

Создание первых станций заградительных помех самолётным бомбоприцелам для ПВО городов и объектов

Прочитав в журнале «Радиопромышленность» в разделе «Листая страницы истории» статью Ерофеева Ю.Н. под названием «Первая отечественная самолётная автоматическая станция имитационных ответных помех», посчитал своим долгом также вспомнить о людях и эпопее создания наземных станций заградительных помех «Альфа» и « Бэта» и их создателе Альтмане Йосифе Яковлевиче, которого любовно называли ЁС.

Станции проектировались московским ЦНИРТИ (научно-исследовательский радиотехнический институт ) в 50-тых годах и внедрялись на ленинградском заводе п/я529, где участвовали в этом большое количество людей, к сожалению, забытых. Поэтому благородным делом будет вспомнить хотя бы о части из них и оживить их дела.

В те годы освоения «Альфы», а затем и «Бэты» ЁС часто бывал на заводе. Возникали бурные баталии между им и старшим военпредом ктн Вейцером Михаилом Наумовичом. Но споры эти шли в пределах научных и технических решений были полезными для изделий.

Директором завода в те времена был Нестеров Герман Степанович, а главным инженером Витковский Валентин Владимирович, многое сделавшие для становления завода и, в частности, для внедрения этих изделий. Нестерову Г.С. пришлось пройти лагеря заключения по Ленинградскому делу Попкова. Затем он был реабилитирован и назначен на завод.

Я появился в ОКБ завода в 1955-ом году и был определён в конструкторский отдел. Первой моей работой была модернизация антенного механизма передатчика «Альфы», который был сложной конфигурации, т.к.  был малогабаритным и выносным из кузова приёмной машины. Работал я в группе Шпигеля Игоря Мироновича.
Через пару лет началось освоение станции «Бэта» и меня перевели в лабораторию передатчиков (начальником был Чулков Иван Николаевич ), которая вела «Бэту», а меня «сделали» ведущим по «Бэте». Нас помимо Альтмана навещала целая группа разработчиков, в том числе и профессора из ЦНИРТИ, которые превратили недавно созданный завод в предприятие, успешно овладевшее современными сложными технологиями.
Для того, чтобы освоить и оживить «Бэту» и создать условия для её надёжного выпуска пришлось потрудиться заводу, а мне долгое время «пропадать» в выпускном цеху (цех 10, начальником был Поясов Зиновий Львович ), где я занимался настройкой изделия.  Домой меня привозили в 2-3 часа ночи, а утром был уже на работе. А Нестеров и Витковский утром в цеху уже интересовались делами, т.к. это была основная работа. Изделие располагалось в двух тяжёлых автомобилях с большими прицепными кузовами и было сложным и реализовано на высоком уровне того времени. И в конце концов изделие заработало и было принято военными, направляясь на эксплуатацию. И мне часто пришлось ездить в различные воинские части с изделием и учить работе и эксплуатации.
А дальше назрела необходимость усовершенствования станции «Бэта». Эту работу поручили нашему ОКБ под названием «Шиповник». Главным конструктором работы был Галёркин Яков Натанович, а заместителями я- по технике, а Шпигель по конструкции. В качестве основных требований к работе были наведение антенн передатчика по углу места для увеличения помехового потенциала в направлении самолёта; запоминание положения настроечного плунжера гетеродина в трёх положениях (передатчик содержал три магнетрона диапазона 3-3,75 см., а приёмник был один и требовался контроль наведений каждого передатчика на  свою цель ). С последней задачей блестяще справилась Мухина Нина Львовна, создавшая точное электромеханическое запоминающее устройство.
Вся работа была выполнена в течение года. Всю настройку изделия и государственные испытания провела бригада из четырёх человек: Волович Михаил Израйлевич (инженер с тяжёлым ранением лица, полученным на войне в 1941г.), Жарков Исаак Давыдович, настройщик Токарев Евгений и я.
Государственные испытания опытного образца прошли на полигоне НИИ-2 ПВО в г. Калинине зимой при морозах свыше 30-ти град. Чтобы станция была к утру готова к работе, солдаты всю ночь топили в кузовах. В результате аппаратура отработала прекрасно. В один из дней мы работали по самолёту, ведомым генералом, полностью исключив возможность выполнения задачи, несмотря на ругань генерала по радиосвязи. Вскоре «Шиповник» был внедрён в производство в г.Брянске.
В то же время наша лаборатория пыталась освоить экспериментальный образец 2-х кВт генераторной лампы непрерывного излучения, разборной с вакуумным насосом и охлаждением, для использования в будущих станциях помех. Лампа была разработана и изготовлена на кафедре передающих устройств родного радиофакультета Киевского политехнического института профессором Тетельбаумом Семёном Исааковичем и его коллективом  (сокурсником Лиждвоем Константином Яковлевичем и др.) под названием изохронный генератор. Лампа требовала постоянного внимания наших сотрудников и многих забот. И, наконец, была вывезена с необходимыми атрибутами на полигон в Протву (филиал ЦНИРТИ ) для проведения испытаний по реальным целям, в рамках НИР «Изолятор» под руководством главного инженера ОКБ Хантвергера Михаила Александровича.
В испытаниях участвовали сотрудники нашей лаборатории Гутин Яков Борисович и Друян Владимир Ильич.