Мудрец всегда счастлив

Лота Кафка
SAPIENS SEMPER BEATUS EST

(короткие эссе)

1.  VESTUGIA SEMPER ADORA

#
       Plusieurs personnes sentent mauvais: obligees de vivre ensemble, elles conviennent de porter des odeurs  fortes. Voila en parlie la politesse.
                S. DE MEILHAN (1).

#
       Ce que femme veut, Dieu le veut. (2).

#
       Анна Андреевна Ахматова была женщиной неповторимой красоты . Её грациозный, царственный облик запечатлели гениальные художники с мировым именем, известные мастера фотопортрета. Существуют  всевозможные литературные анекдоты о том, как относились мужчины к Ахматовой, а великая поэтесса - к мужчинам. Многие вспомнят якобы доподлинно правдоподобную историю о любовных романах Ахматовой с поэтом Александром Блоком и с Царём Николаем II. Сей анекдот Анна Андреевна прокомментировала следующим образом: «Видит Бог, это всё досужие выдумки злопыхателей! Ничего подобного не могло быть, хотя бы потому, что первый выше меня на голову талантом, а второй – на голову ниже ростом…».

#
       Крестница Льва Николаевича Гумилёва, которой посчастливилось несколько раз видеться с его невероятной матерью, вспоминала своё первое впечатление от встречи с Ахматовой: «Мне поручили передать Анне Андреевна книги, потребные ей в работе. Поднимаясь по лестнице, я увидела, как неожиданно отворилась дверь квартиры, в которую я направлялась. Оттуда степенно вышла статная и монументальная женщина, обликом подобная императрице Екатерине II, тем более, что в руке у неё был предмет, напоминающий царскую державу… Это была Анна Андреевна Ахматова, в руке у которой был обыкновенный детский резиновый мяч. Таким же величественным голосом, как она сама, Ахматова окликнула какого-то малыша на нижних ступеньках, сказав ему, чтобы взял мяч для игры во дворе…».

#
       Впервые я увидела Ахматову только на портретах, поскольку я  человек далеко отстоящего от неё времени. Общение с А.А. Ахматовой, очевидно, производило магическое действие на её собеседников.  Однако, она была крайне скромным человеком и творческим аскетом. Это её слова : «''ахматовской'' звать не будут/ ни улицу, ни строку…».

#
       Кладбище в посёлке Комарово, где похоронена Анна Андреевна Ахматова,  люди, не чуждые  литературе, называют Ахматовским… Помню, как я, ещё будучи совсем юным созданием, приехала на станцию Комарово, с тем, чтобы посетить знаменитое кладбище под Петербургом, на котором покоятся литераторы, поэты, деятели культуры и искусства. Мне пришлось идти пешком весь этот путь к здешнему погосту, о котором Ахматова сказала: ''дорога, не скажу, куда…''. Пеший путь занял у меня более часа. Но разве земное время имеет значение, когда речь идёт о потустороннем, о вечном?..

#
       Мы называли (и поныне называем)  Ахматовским сквер во дворе Фонтанного Дома, не раз упоминаемый А. А. Ахматовой. Многие знают, что Фонтанный Дом – это Шереметьевский дворец (на набережной реки Фонтанки,34). Он широко известен тем, что в его садовом флигеле в 1920-е  годы жила А. А. Ахматова. 24 июня 1989 года – к 100-летию Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открыт музей поэта.

#
       Нередко приходили мы в музей-квартиру Ахматовой - на экспозиции и культурные мероприятия, регулярно проводимые в этом здании, встречи, вечера, выставки, кино- и видео просмотры. Или прогуливались в какой-либо из знойных летних дней по тенистым тропинкам Ахматовского сквера, располагались на скамьях с чтением или рукоделием... Здесь так спокойно, благодатно и хорошо, что не замечаешь времени. На какой-либо из этих скамей я вела свои дневниковые записи, писала черновики…

#
       Помню, как с пыльного и громкого Литейного проспекта я нет-нет, да и ныряла под известную всем петербуржцам арку, чтобы оказаться в сквере Ахматовой, не отказать себе в удовольствии пойти на просмотр фильма Ханжонкова, с участием царицы русского кинематографа начала XX века Веры Холодной-Левченко. Краткость её жизни и её кинематографической карьеры не стали препятствием к бессмертию образа актрисы и неподражаемой красавицы в русской  культуре и отечественной истории.

#
       Вера Холодная была очень знаменита, и не только как актриса немого кино - у неё был свой женский шарм, свой стиль. Шляпки, причёски и макияж а-ля Вера Холодная, одежда (пусть скромная, но очень изысканная), обувь… Её внешности, её характерной манере держать себя на  публике подражали многие.

#
       Во время Первой мировой войны, в предреволюционные годы  был популярен стиль''вамп'', с намеренно гипертрофированным, подчёркнутым макияжем. Главными потребителем моды, косметики и парфюмерии в большевистской России была лишь номенклатурная элита. Народные же массы обнищали, им нечего было есть, они ходили в лохмотьях. С наступлением НЭПа (1921 г.) интерес к моде появился и у мелких торговцев, выходцев из низов. Началась эмансипация женщин, изменился силуэт модного женского наряда.

#
       Железный занавес, отрезавший страну Советов от европейской моды и любого влияния из-за рубежа, в начале тридцатых годов, не отучил российских женщин думать о своей привлекательности. Сталин выкорчёвывал всё, что напоминало о дореволюционном прошлом старой России.

#
       Политику военного коммунизма ждал провал. Были созданы частные кооперативные предприятия по производству модный аксессуаров. Обувь, шляпы, бельё… Косметика и бижутерия.  На мужских вещах специализировалось в полтора раза больше портновских мастерских, нежели мастерских дамских нарядов. Такова статистика Москвы, где был трест «Москвошвей».

#
       «Бывало, я, как помоложе, выйду / В проклеенном резиновом пальто / В широкую разлапицу бульваров…». (3).
       «Пора вам знать: я тоже современник - / Я человек эпохи Москвошвея , / Смотрите, как на мне топорщится пиджак, / Как я ступать и говорить умею! / Попробуйте меня от века оторвать, - / Ручаюсь вам, себе свернёте шею!» (4).

#
       В Москве и Петербурге на протяжении всех 30-х годов были комиссионные магазины, торговавшие импортными вещами и антиквариатом из семейств репрессированных. Многие знаменитости тогдашней актёрской среды (пригретые сталинским режимом и получавшие очень большие гонорары) отоваривались в ''комиссионках''. Думается, они не могли не догадываться, откуда на советских прилавках такая неслыханная по тем временам роскошь. 

#
       Бывшую солистку Музыкального театра К. К. Станиславского и В. Н. Немировича-Данченко Любовь Орлову считали эталоном идеальной советской красоты. Кино стало говорящим, у него появилась масса преимуществ перед Великим Немым.
       Кроме Любови Орловой, стали известны имена Марины Ладыниной, Ады Войцык, Людмилы  Целиковский, Зои Фёдоровой, Тамары Макаровой. Советские актрисы хоть в какой-то мере не могли не подражать шведско-американской актрисе 1930-х годов Грете Гарбо…

#
       В сороковые хрупкие женские пальчики научились держать сигареты и папиросы и мало пахли ладаном ( дамский романтизированный образ, созданный А. Вертинским в своих декадентских песнях для русской богемы)… В период войны в моде было заметно влияние трофейных журналов и кино. На пике моды оказалась тёмно-красная губная помада, которую наносили с ''заездом домиком на верхнюю губу''. Выбритые брови, накладные ресницы…

#
      В то время была популярна шутка: «Ничто так не красит женщину, как перекись водорода».  Натуральные (или почти натуральные) блондинки с голубыми глазами всегда на пике интереса  сильного пола, и подражали в этом, разумеется, мировым и отечественным кинозвёздам и первым ''леди'' страны.

#
       Любили не только американскую кинозвезду Дину Дурбин («Сестра его дворецкого») и эмигрантку из Эстонии Милицу Корьюс  («Большой вальс»). «Трофейное» время показывало киноманам фильмы с такими немецкими кинодивами Третьего рейха, как шведка Зара Леандер («Дорога на эшафот») и венгерская каскадная актриса Марика Рек («Девушка моей мечты»). Марлен Дитрих – это особая история. Известную песню «Лили Марлен» (которую часто исполняла Марлен Дитрих) с немецкого на русский перевёл, кроме всех прочих переводчиков разного времени, и Нобелевский лауреат Иосиф Бродский.

#
       В конце шестидесятых, когда началась травля Бродского, Анна Андреевна Ахматова произнесла сакраментальную фразу: «Какую биографию шьют нашему рыжему…».
       Любое сказанное тобой слово, любой поступок – это шаг к ''своей судьбе'', неповторимой, исключительной. У каждого свой путь, свой почерк, свой уникальный голос.
        Похожих людей нет. Я не люблю, когда сравнивают, кто на кого похож, хотя бы, внешне. Это неправильно и оскорбительно, поскольку нет перед Богом ни одинаковых людей, ни одинаковых душ.

#
       «Воистину, много нацарапал мiр корявой рукой своей в сердце моём. Многие и ненужные дары затолкал мiр в сердце мое.
       Но се, и когда исторгну всё писание мiрское из сердца моего, исторгну из него все дары мiрские, - не исторгну тем сердца своего из себя и не оставлю его пустым». (6).

2.  SAPERE AUDE

#
       Уже упомянут мною бабушкин сундук с её приданым, сосланный на чердак нашего дома. А мне памятен ещё и мамин шкаф, в котором жила мода сороковых-пятидесятых. Четыре или пять весьма стильных платьев из тканей, названия которых я не помню, хотя мама мне их называла. Помню только их на ощупь, помню фасон, цвет, фактуру, строчку, отделку, внутренние швы. Это был весьма сложный крой – я не видела ничего подобного в старой книге по домоводству, в разделе «Крой и шитьё».

#
       Поскольку я ещё была очень мала для маминых красивых платьев, шикарных туфель и капроновых чулок со стрелками (хранящихся в том же домашнем шкафу), а также роскошной бижутерии той поры и бесподобных ароматов заграничного мыла и парфюмерии, - я эти наряды срисовывала в детский свой альбом.

#
       Немного подробнее о моих карандашах. В моём детстве ещё были карандаши советской фабрики имени Сакко и Ванцетти. И я всё недоумевала: кто они, эти Сакко и Ванцетти? Чуть повзрослев, я узнала, что Сакко и Ванцетти (Nicola Sacco, 1891-1927; Bartholomeo Vanzetti, 1888-1927) – американские деятели рабочего движения, анархисты, арестованные по недоказанному обвинению и казнённые в штате Массачусетс.

#
       Я забралась в папин шкаф - книжный. Хотела узнать, кто такие ''анархисты''. Первое, что мне попалось под руку, это книжка с заглавием «Французское остроумие», в которой мне встретились весьма занятные и относительно пристойные для вольнодумцев-французов афоризмы. Один из них принадлежал Наполеону Бонапарту: «Анархия всегда снова приводит к абсолютной власти». Это мне ничего не объяснило, а, напротив, добавило дополнительных хлопот –  что же такое ''абсолютная власть''?..

#
    Наполеон Бонапарт мне ничего не объяснил и следующим своим выражением: «Великие писатели – это ценимые болтуны»… Кто они - ''великие писатели''?.. Видимо, это кто-то из мира великанов и неисправимых взрослых? И им не избежать трагической участи Сакко и Ванцетти?.. 

#
       В моём тогдашнем полудетском восприятии книги были либо ''интересными'', либо ''скучными'', либо ''страшными'', либо ''смешными'' (ну, и так далее…). А имён их авторов я, и вовсе, чаще всего не читала и не запоминала. А когда стала интересоваться и запоминать, писателей я делила на ''любимых'' и ''не любимых'', а также тех, которых можно отнести к разряду ''это надо знать'' (по часто употребляемому определению моего дяди, знатного интеллектуала и книгочея).

#
       «Драмы – это трагедии горничных», - не сдавался Наполеон Бонапарт. ''Драмы'', ''трагедии'', ''горничные''… Анархия началась у меня в голове. И я пыталась найти подсказку у Вольтера, имя которого знала (но не более того): «Подобно тому как деспотизм есть злоупотребление королевской власти, анархия – злоупотребление демократии». Если про королей и принцесс мне ещё хоть что-то было понятно, то по поводу ''демократии'' я зашла в тупик. И я перестала рыться в папином шкафу, полном тайн и загадок.

#
       У меня также имелись цветные ('' акварельные'')  карандаши марки «Изобразительное  искусство» (или «Художественные»?.. Я не упомню…). Если оструганный папиной опасной бритвой для бритья кончик карандаша намочить, то рисунок получается сочным, ярким, словно он выполнен акварельными красками. Именно этими карандашами я ''мастерила'' бумажные наряды для плоских картонных кукол. Это было замечательное время!.. Моя фантазия била через край!..

#
       Одна из столичных моих тётушек прислала мне в подарок удивительный  набор: картонную куклу со встроенным в её фигурку плоским магнитом, к которому примагничивались готовые бумажные платьица – так что не надо было пририсовывать к ним ''плечиков'' (загибающихся за кукольный силуэт полосочек бумаги). Куклу намеренно изобразили похожей на популярную американскую девочку-актрису Ширли Темпл (из времён юности моей мамы и её родных сестёр).

#
       Я была девочкой с шёлковыми ленточками в косичках, примеряла мамины наряды, каждый день вынимала из стопки великолепно отутюженного белья сухие духи-саше, чтобы подышать их лавандовым ароматом… И далось мне это слово ''демократия'' из папиного шкафа!.. Я вновь взяла в свои руки эту притягательную маленькую книжицу, в которой на следующей странице, после  афоризмов Наполеона обнаружила ещё одну сбившую меня с толку фразу, принадлежащую перу  Шарля Пети: «Только принадлежность к народу позволяет не быть демократом»…

#
       Наконец, я нашла то, что заняло мой куцый ум: «Женщины в основном помнят только тех мужчин, которые заставляли их смеяться, а мужчины – только тех женщин, которые заставляли их плакать» (Анри де Ренье).

#
       Quand on a raison, il faut raisonner comme un homme; et comme une femme, quand on a tort. (6).

#
       Меня очень заинтересовало высказывание Виктора Гюго: «На литературном поприще самый надёжный способ доказать свою правоту – это умереть».

#
       «Есть у нас паутинка шотландского старого пледа,  / Ты меня им укроешь, как флагом военным, когда я умру. /  Выпьем, дружок, за наше ячменное горе,  / Выпьем до дна!». (7).

#
       «И се, когда изглажу всю писанину мiра в уме моём и все дары мiрские исторгну из ума моего, - не исторгну тем ум свой из себя и не оставлю его пустым.
       И знаю, что на теле моём писал дух мой, и на духе моём – писало тело моё. Но се, когда изглажу писание духа моего на теле моём, и тела моего – на духе моём, всё ж не останется книга ненаписанной». (8).

3.  RES TUA AGITUR

#
       Хаотичность старинных московских застроек, их неравномерность и своеволие отразились в таких названиях, как Кривоарбатский, Кривоколенный, Криворыбниковский переулки. В XVIII веке были попытки урегулировать устройство столичных домов и улиц. А император Пётр I , построив Санкт-Петербург ''на болотах'', не только всей России, но и Европе продемонстрировал благочиние и порядок нового столичного города, выстроенного по чёткому плану.

#
       И в Москве стали моститься и выпрямляться улицы, уничтожаться тупики и ненужные переулки. Этим занималась Екатерина II, по указу которой выгоревшая Тверь , так же, как и Петербург, заново отстраивались по чёткому плану. Тесная деревянная Москва горела не единожды – каждые пять-десять лет. При Иване Калите за 15 лет в Москве случилось четыре больших пожара. Полностью за пять веков вся Москва выгорала до полудюжины раз. Особенно памятен пожар 8 сентября 1812 года.

#
       Пожар решал споры о перестройке Москвы быстро и радикально. Как ни парадоксально звучит, от пожара к пожару Москва приобретала всё большее благообразие. Кривые улицы выпрямились, стали шире, чаще стали строиться каменные дома.

#
       En politique, une absurdite n'est pas un obstacle.
                Napoleon BONAPARTE. (9).

#
       1812 год, Бородино. Переправа французов через Березину, взятие Парижа. Русские казаки произвели на французское население неизгладимое впечатление. Столица европейской моды переняла стиль «a la cosack»: длинные и широкие мужские брюки, меховые головные уборы и шубы, ''боярский'' покрой рукавов, невероятно красивые шали, которые могли стоить целого состояния.

#
       Шаль из натурального шёлка лазоревого цвета, с плетёной бахромой, до сих пор хранится в моём шкафу. Она не настолько роскошна, как описывается во многих произведениях классической литературы. Но и не повседневна – я надеваю её по особым случаям, по праздникам. Эта превосходная национальная шаль с тиснёным узором -  в виде лозы, листьев и виноградных гроздий – досталась мне в наследство от бабушки. Должно быть, она из того заветного сундука на нашем чердаке. Ей уже больше века.

#
       Ещё одна ''царственная'' женщина начала XX века – Анна Павлова. Её хрупкий силуэт, её ''лебединые'' манеры всегда узнаваемы с первого жеста, а оттого неподражаемы.
       «Невозможно представить себе иного тела, которое было бы так же прекрасно сложено для танца. Удлинённое и хрупкое, но без худобы, с очень маленькой головкой, похожей на миндаль…», - вспоминает об Анне Павловой Жорж Барбье, французский театральный художник.

#
       Будучи в эмиграции, Анна Павлова в начале двадцатых годов ревностно относилась к поездкам Айседоры Дункан в Советскую Россию. На родине к великой русской балерине относились пренебрежительно. Анна Павлова не была в России с 1914 года…

#
       Angel – так звала босоножка Айседора Дункан златокудрого русского поэта Сергея Есенина, однако добавляла ещё один эпитет, не столь лицеприятный: hooligan.

#
       Есенинское хулиганство Мариенгоф объяснял наличием спроса у публики. Сергей Есенин единственный из значительных поэтов был безоговорочно признан уголовным миром.  Вся кабацкая лирика Есенина – напускное страдание и фальшивый надрыв. Но Есенин страдал и по-настоящему, что присуще любому человеку. Однако это не оправдывает его ''литературщины'', употребления наработанных приёмов. Нередко ему отказывало чувство меры.

#
       Из склонности к нарочитой образности родилась концепция ''имажинизма'' (от французского image – образ).
       «Мы, настоящие мастеровые искусства, мы, кто отшлифовывает образ, кто чистит форму от пыли содержания лучше, чем чистильщик чистит сапоги…», - так декларировали свои цели в искусстве ''имажинисты''.

#
       В основе искусства вообще – художественная образность. В этом смысле всё искусство – имажинизм…
       В октябре 1925 года Сергей Есенин сам признал: «Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить (вспомнилась более, чем хулиганская, скорее кощунственно-безбожная, надпись к похабным рисункам имажинистов на монастырской стене – в первые годы репрессий в революционной России). Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…».

#
        ''Принц'', ''Орфей'', ''Амур'',''Херувим'' – целая вереница поэтических имён, которыми называли Есенина. «Страшная клятва на тебе, смертный зарок!» - предупреждал ''прекраснейшего из сынов крещенного царства'' мистически настроенный Николай Клюев, пророчествующий Сергею Есенину заклание за  Россию…

#
       У М. М. Дунаева: «Есенин был внутренне расположен к смерти, ''чёрный человек'' уже всецело владел его душою.
       Творчество и жизнь Есенина (как и Маяковского) – есть ещё один опыт из многих проявлений апостасии в жизни человеческой.
       Не чекистов бы искать (и не Есенина судить, разумеется), и себя спросить: тот ''чёрный'' – не вблизи ли нас прохаживается теперь?..».

#
       Люблю зверьё я знаю Маяковский / Так говорил Люблю зверьё и тут же /
       Свою любовь доказывал он улыбался / Собакам и встречал ответную улыбку //
       У нас была собака с мордой слишком чёрной / Для туловища серого потом она взбесилась /
       Пришлось её убить я слышу до сих пор / Звук выстрела убившего её //
       La source de la vie se courbe sur sa fin / Nous nous coutbons chaque joir un peu plus /
       Sur notre chienne absente notre chienne exigeante. (10).

#
       Voules-vous que je vous dise pourquoi vous n'avez pas peur de la mort? Chacun de vous pense qu'elle tombera sur le voisin.
                Jean-Paul SARTRE. (11).

#
       Мы никуда теперь уйти не можем,
       Как только в этот чуть холодный Сад,
       И оттого на небо все глядят,
       И небо нас рассматривает тоже.

       И спрашивает небо: «Где ты был,
       Когда творилось это мирозданье,
       И не было ещё земных могил,
       И не лежало в них земное знанье?»

       И долго небо спрашивает нас,
       И голубых не опускает глаза. (12).


ПРИМЕЧАНИЯ:

(1)  -   Сенак де Мейан: «Многие люди плохо пахнут. Вынужденные жить вместе, они  соглашаются 
           выносить сильные запахи. В этом отчасти и состоит вежливость»; с французского.
(2)  -  «Чего хочет женщина, того хочет Бог»; с французского.
(3); (4); (7)  -  строки из стихотворения Осипа Мандельштама о Москве («Полночь в Москве…»);
                1931 г.
(5); (8)  -  Святитель Николай Сербский: строки из книги «Молитвы у озера».
(6)  -  Поль-Жан Туле «Если вы правы, то нужно рассуждать как мужчина, и как женщина – если вы
         не правы»; с французского.
(9)  -  Наполеон Бонапарт: «В политике нелепость – не препятствие».
(10)  -  Поль Элюар: «Про одного зверя»; перевод с французского М. Ваксмахера; последние строки стихотворения переводятся как:  «Источник жизни клонится к концу / Мы с каждым днём склоняемся всё ниже / Над нашей мёртвой и взыскательной собакой».
(11)  -  Жан-Поль Сартр: «Хотите, я вам скажу, почему вы не боитесь смерти? Каждый из вас
           думает, что она постигнет соседа»; с французского.
(12)  -  стихотворение архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского).

Апрель 1999 – декабрь 1999; июль 2018 гг.