Проза и поэзия в... опале

Влад Жуков
Самая читающая страна

В середине прошлого века советский писатель-маринист Леонид Соболев метко назвал своих коллег по литературному цеху «инженерами человеческих душ». Позже в унисон ему советский русский поэт, недавно ушедший в мир иной, Евгений Евтушенко изрек крылатую и емкую по смыслу фразу: «Поэт в России больше, чем поэт». Действительно, вплоть до развала СССР в декабре 1991 года, писатели, поэты, драматурги были не только инженерами, но и кумирами человеческих душ. Появление в печати нового романа, повести, рассказа, цикла стихов, пьесы признанных авторов сопровождалось повышенным интересом читателей, литературной критики. Например, огромное влияние на умонастроения граждан произвел рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», другие романы и повести о первой мировой войне и о сталинских репрессиях в лагерях ГУЛага
Художественная литература не только отображала исторические факты, характеры героев, особенности их взаимоотношений, сочный колорит языка, детали быта, но была и остается источником и средством формирования личности. Достаточно вспомнить о таких произведениях из школьной программы литературы советского периода, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова, «Разгром» и «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая  Островского», «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и другие. 
Советская литература блистала плеядой талантливых мастеров художественного слова,  среди которых, в числе названных выше представители многонационального народа прозаики Алексей Толстой, Константин Паустовский, Валентин Катаев, Леонид Леонов, Александр Чаковский, Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Олесь Гончар, Фазиль Искандер, Нодар Думбадзе, Александр Вампилов, Петр Проскурин, Валентин Пикуль, Василий Шукшин, Юлиан Семенов, поэты Александр Твардовский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Расул Гамзатов, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и многие другие.
Советский Союз справедливо называли самой читающей страной в мире. Многотысячными и, даже миллионными  тиражами выходили такие журналы, как «Роман-газета», «Огонек», «Новый мир», «Москва», «Наш современник», «Юность».  «Октябрь», «Нева», «Звезда Востока», «Огни Сибири», сатирические «Крокодил» и «Перец», а также еженедельники «Литературная газета» и «Литературная  Россия».  Союз писателей представлял реальную созидающую силу. Вместе с учеными им удалось решить ряд острых экологических проблем. В частности, похоронить проект о повороте сибирских рек на юг, что могло привести к катастрофическим последствиям, защитить озеро Байкал от загрязнения промышленными отходами. и т. д.  В борьбе за экологию проявили бойцовский характер писатели Сергей Залыгин, Виктор Астафьев и Валентин Распутин.
Кто теперь прислушивается к мнению писателей или ученых, академиков?  Их не видно и не слышно ни на экранах, ни на страницах газет.
В лихие 90-е годы многие из замечательных периодических изданий канули в Лету,  другие, лишенные государственной поддержки и поныне влачат жалкое существование. Если и выходят, то с перебоями и небольшими тиражами. Зато эта ниша на рынке печатной продукции заполнилась  яркими глянцевыми рекламными журналами с  легковесным бульварным содержанием.
Кто из нынешних молодых людей назовет, хотя бы две-три фамилии современных писателей и поэтов? Полагаю, что многих этот вопрос застанет врасплох. Поскольку на литературном небосклоне России нет ярких литературных дарований, сравнимых с писателями и поэтами советской эпохи. Они неизвестны еще и потому, что не имеют доступа на каналы федерального телевидения, в студии радиостанций и редакции журналов и газет, опекаемых чиновниками Госкомнадзора. Умные, познавательные беседы писателей и поэтов о роли литературы, поэзии в жизни общества подменены бесконечными ток-шоу на повышенных тонах со скандальными историями, вплоть до истерики и мордобоя. Чем громче скандал, тем  выше рейтинг программы. Таков критерий оценки работы «профи». Подобные телешедевры порождают у миллионов зрителей низменные инстинкты, нетерпимость, злобу, агрессию не только к «внешним врагам», но и соседям по дому, представляют угрозу для психики. Складывается впечатление, что над россиянами целенаправленно посредством ТВ осуществляются  психологические эксперименты. Теперь Россию вряд ли назовешь самой читающей в мире страной.

Последние из могикан.

Литературоведы подметили закономерность: расцвет всех видов искусства, особенно художественной литературы, чаще всего происходит в процессе социальных потрясений (войн,  революций, восстаний), которыми сопровождается смена одного общественного строя диаметрально противоположным. Ярким тому подтверждением может служить февральская, а затем октябрьская. Революция или военный переворот. Именно в эпицентре  этих событий на литературном небосклоне вспыхнули звезды первой величины родоначальник соцреализма писатель Максим Горький, поэты Александр Блок,  Владимир Маяковский и  Сергей Есенин и уже в 20-е годы  Михаил Шолохов и Александр Фадеев, ставшие кумирами народа, гордостью страны Советов.
Казалось бы подобный ренессанс должен был произойти и в период развала СССР и образования постсоветских республик. Однако  расцвета литературы, как и театра, живописи, кино и других видов искусства, не произошло. Вместо цивилизованного перехода от социализма к капитализму, рыночной, а не базарной экономики, Россия оказалась в плену социальных пороков. Потрясенные  утратой великой державы и в силу преклонного возраста ушли в мир иной писатели-фронтовики и военная тема потеряла актуальность. Хотя Россия участвует в боевых действиях в Сирии, однако писатели к тайнам операций не допускаются, а значит, не смогут достоверно отразить события и  героев в своих произведениях. Из плеяды советских писателей доживают свой век Юрий Бондарев, автор романов «Горячий снег», «Берег» и других произведений, известный публицист Генрих Боровик, писатель-диссидент Владимир Войнович, биография которого связана с Керчью.
Из более-менее известных современных российских писателей можно назвать авторов исторических и военных романов Бориса Акунина, Захара Прилепина и Сергея Шаргунова, сатирика Виктора Шендеровича, поэтов Дмитрия Быкова и Андрея Орлова.
О том, что занятие  литературой редко приносит славу и прибыль, свидетельствуют факты. Захар Прилепин в качестве майора подрядился на службу замполитом в одно из подразделений Донбасса, получил жилье для семьи в Донецке. Намного комфортнее устроился Сергей Шаргунов, обретя мандат депутата Госдумы и сразу же, благодаря высокой зарплате «слуги народа»,  решил финансовые проблемы.
Писательский труд из-за того, что чиновники не озабочены положением, как творческой, так и научной интеллигенции, из-за небольших гонораров, утратил свою престижность. Роль писателя, как  «инженера человеческих душ», сведена до минимума.
Если прежде в единственном на весь Советский Союз Литературном институте имени М. Горького, не было недостатка в абитуриентах, ехали поступать талантливые  юноши и девушки из всех республик страны. Творческий труд писателя был престижным, приносил не только славу, но и приличные гонорары за книги, публикации произведений в журналах и газетах. В свое время этот вуз закончил наш земляк поэт Валерий Левенко, наставником у которого был популярный поэт-песенник Лев Ошанин. На Высших литературных курсах оттачивал свое мастерство  керченский писатель Василий Маковецкий.
Нынешняя молодежь прагматична. Вузам гуманитарного профиля, предпочитает вузы, дающие профессии для работы в топливно-энергетическом комплексе, горнорудном производстве, в банковской сфере и другом прибыльном бизнесе. А  литературными упражнениями, пробой пера занимаются на досуге в качестве хобби, ибо писательский труд не накормит ни автора, ни его семью. Прежде литераторов пестовали, чуть ли не  из детского сада. В школах, во дворцах пионеров, домах культуры действовали литературные кружки, при редакциях газет и библиотеках литературные объединения, проводились встречи начинающих писателей с читателями. Если где-то литобъединения и сохранились, то в качестве редкого исключения. А ведь из этой колыбели выходили, если не профессиональные прозаики и поэты, то непременно журналисты. Тех, кто приобретал другие профессии,  увлечение литературой, поэзией духовно обогатило, сформировало эстетические вкусы.
Лишь в 2015 году чиновники озаботились положением дел в литературе, объявив его Годом литературы, а очередной по инерции Годом кино. В Крыму эта пиар-кампания тогда ограничилась торжественным собранием чиновников из министерства культуры республики, в котором участвовал депутат Госдумы, кинорежиссер таких культовых фильмов, как «Так жить нельзя», «Асса», «Место встречи изменить нельзя» Станислав Говорухин. Нескольким чиновникам, не имеющим отношения к литературному творчеству, были вручены дипломы, грамоты и на этом год закончился. Государственные мужи, ссылаясь на дефицит финансов, не побеспокоились о массовом переиздании лучших произведений русской и советской классики.

Где положительный  герой?

Прежде положительными героями романов, повестей, пьес рассказов и поэм и стихов были лучшие представители рабочего класса, крестьянства, научной и творческой интеллигенции, а отрицательными — взяточники, аферисты, казнокрады и уголовники, что соответствовало действительности. Теперь же на роль «героя нашего времени претендуют по понятным причинам (протекционизм, семейственность, кумовство и т. д.) чиновники, депутаты и прочие бюрократы, которые чаще всего получают ордена, медали, почетные звания и бонусы. Критерии  оценки трудового вклада и заслуг изменились. Человек труда, производитель материальных благ оказался в тени огромной армии управленцев, дублирующих функции друг друга и подверженных коррупции и другим порокам.
Советская литература от нынешней российской отличалась многообразием жанров и тем.  А ныне доминируют детективы, любовные  и исторические романы, а также произведения о действиях спецслужб КГБ, Смерша, ГРУ.
В советский период при наличии цензуры (ЛИТО) смелым и принципиальным авторам все же  удавалось  выдавать на-гора произведения, имевшие большой общественный резонанс. Достаточно вспомнить романы Василия Белова «Кануны», «Год великого перелома», Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», Владимира Дудинцева «Белые одежды» и другие.
Согласно статей 13 и 29 Конституции России, в частности,  в стране признается «идеологическое многообразие», в также  «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако произведений о современной жизни в России, достоверно отражающих реальные события, факты и негативные тенденции, нет. Почему?
Потому, что ни одно издательство, в том числе частное, не осмелится опубликовать книги «неблагонадежного»  писателя, поэта или драматурга, таких например, как В. Войнович или Андрей Орлов, книги которых Минюст без проблем внесет  в список запрещенной, экстремистской литературы», а издательство окажется под угрозой закрытия.
При большом желании сотрудников спецслужб и их доверенных экспертов под статью 282 об экстремизме несложно  подвести любое произведение, ту же «Муху-цокотуху» Корнея Чуковского, в которой есть эпизод, когда паучок потащил муху в уголок. Автора легко обвинить в пропаганде терроризма и сексуального насилия. Немало таких  подозрительных творений у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Л. Толстого и других классиков русской литературы.
Формально цензуры нет, но фактически она нелегально, косвенно осуществляется, вследствие того, что переселилась в сознание робких авторов, осторожных издателей и бдительных чиновников Госкомнадзора, функции которого противоречат фундаментальным принципам Конституции.
Более-менее правдиво разрешено отображать в литературе период правления Б. Ельцина, чем и воспользовался телеведущий программы «Момент истины» Андрей Караулов, решивший в эпопее «Русский  ад».масштабно отобразить главных действующих лиц и события в лихие 90-е годы прошлого столетия. Судя по названию, речь о пороках, царивших на Олимпе власти. Но это не художественная проза, а публицистика.
Поощряются позитивные публикации об истории и работе спецслужб: ВЧК, НКВД, ГПУ, КГБ, Смерш, ГРУ вышедшие из-под пера их сотрудников Николая Лузана, Анатолия Терещенко и других авторов. А вот о  романе «Архипелаг ГУЛаг» Александра Солженицина предпочитают не вспоминать.
Общество заждалось писателя или группы писателей, которые бы, подобно Льву Толстому или Михаилу Шолохову через судьбы героев правдиво, а не в угоду политической конъюнктуре, отобразили драматические события в жизни страны за последние три десятилетия. Возможно,  Сергей Есенин, утверждая, что «К лицу лицом лица не увидать, большое видится на расстоянии», прав и  время для появления литературного гения еще не наступило. Но такой самородок непременно появится.
Ныне честные писатели и поэты пребывают в тщетных поисках положительного героя. А реальных персонажей для сатиры и юмора более чем достаточно.  Они словно сошли со страниц произведений Александра Грибоедова «Горе от ума», Николая Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». А также из сатирических произведений Михаила Салтыкова-Щедрина и басен Ивана Крылова. Остаются весьма актуальными крылатые фразы: не по чину берешь и как не порадеть родному человечку. За минувшие столетия природа человека, его нравы и недостатки мало изменились. Неслучайно Владимир Путин однажды посетовал: «Воруют все — такая традиция». Прав великий французский писатель Оноре де Бальзак, утверждавший, что "за крупным состоянием скрывается преступление".
Именно такие «герои» представлены в моих книгах сатиры, юмора, басен и курьезов «Яблоко раздора», «Красивая улика», «И смех, и грех», в трехтомнике «Рапира слова», как и другие произведения, размещенные на сайтах магазинов электронных  книг.
К сожалению, литература, как и другие сферы творческой деятельности, попала под  каток тотальной коммерсализации. Если в советский период государство, союз писателей поддерживали писателей, поэтов и драматургов и те, не обремененные заботами о хлебе насущном, могли длительное время вдохновенно, испытывая радость творчества,  работать над произведениям, доводя его, насколько позволяет талант,  до совершенства, то теперь, ради корысти, дело поставлено на поток.  Прочно вошло в практику, что книги, в основном детективы и любовные романы, так называемое легкое развлекательное чтиво, под именами разрекламированных авторов, создаются группами наемных литрабов. Во главу угла поставлен коммерческий интерес — прибыль.
В апреле 2012 года в Симферополе было ликвидировано старейшее в стране республиканское книжное издательство «Таврия», где в лучшие  времена ежегодно выходило более ста наименований книг, а в постсоветский период авторы имели возможность по доступным ценами на редакторские и полиграфические  услуги небольшими  тиражами  издавать свои литературные сочинения, прозу и стихи. Мне удалось в «Таврии» выпустить серию  книг «Крым-криминал» по мотивам преступлений, совершенных на территории полуострова, а также сборник лирической прозы стихов, сатиры и книг для детей. Услуги, предоставляемые частными издательствами, для авторов неподъемны, поэтому они вынуждены писать в «стол» или размещать свои творения на сайтах магазинов электронных книг.
После присоединения Крыма к России, даже нет речи о восстановлении государственного издательства. Логика чиновников понятна: нецелесообразно, ведь умная книга учит мыслить, анализировать события и факты, делать самостоятельные выводы, а это нежелательно. Главным инструментов пропаганды и агитации, манипулирования общественным мнением является телевидение, используемое властью для этой цели по максимуму.