Качели

Валерий Неудахин
   Качели качались под дождем. Старые, под названием «лодочка», поскрипывали в заржавевших подшипниках. Капли били больно и холодно. Но качелям было все равно. Их услугами перестали пользоваться и среди новых аттракционов явно не до них. Это раньше они собирали очереди детей и молодых людей и поднимали их к «небесам», заходясь в восторге от крика качающихся. Соперничали даже с каруселями, с теми, у которых сиденья на цепях раскручивают людей. Сегодняшний день их казался безнадежным.

   Полет на лодочках был непередаваемо крут. Сколько детей стояло за ограждением с мечтой в глазах, что  придет возраст и им можно будет встать, взявшись за металлическое ограждение из лент. Когда их, наконец, подтолкнут и они начнут раскачиваться. Это так просто, когда движение назад – необходимо выпрямить ноги, а вперед – присесть и словно толкнуть ногами площадку под тобой. Не у всех это получалось с первого раза, и было до слез обидно, когда время закончилось, а ты так и не сумел раскачаться по -взрослому. И вот снимают ограничивающую цепочку и просят освободить аттракцион, а на лодочку поднимаются другие желающие раскачивать челнок своей судьбы.

   Качели действительно являли собой судьбу для многих мальчишек и девчонок, а еще вернее – для юношей и девушек. Даже вполне взрослые мужчины не стеснялись пригласить своих дам и, придерживая под локоток, помогали подняться в лодочку. Ах, как это было восхитительно! Дамы кричали от падения вниз и взлета вверх под ветки деревьев, и старались придерживать платье, чтобы с подолом не заигрался ветер. А мужчины и юноши, гордые своей силой, приседали и толкали качели выше и выше – туда, где захватывало дух и восхищенные сердца женского пола уступали в трудном решении: быть или не быть женой.

   Казалось, что такой полет никогда не кончится, но вот рабочий аттракциона начинает тянуть рычаг тормоза, раздается первый звук «вжжж». И замедляется полет. Чем выше дощечка тормоза, тем меньше амплитуда колебания. Остановка. И раскрасневшиеся, довольные собой парочки шли от ограждения в глубину аллей, которые манили романтикой и неизвестностью. Это было восхитительно – покачать вторую половину именно на лодочках.

   Тогда не было ржавчины в суставах и шарнирах, все блестело отполированное руками качающихся. Администрация любовно окрашивала лодки в разные цвета. А молодежь придумывала приметы, на которой качели тебе обязательно повезет: желтой, зеленой или красной. И соединялись в полете сердца, вздыхали люди пожилого возраста, вспоминая, как и у них складывалось все в дивном воздушном замке. Украдкой вздыхали мамы, папы отворачивались в сторону и смахивали слезу, вроде нечаянно сделав движение рукой. Словно отгоняли комара. Но мы-то с вами знаем, что не в этом дело. Откуда комару взяться?

   Работа качелей продолжалась полный день и заканчивалась с последними звуками музыки на танцплощадке городского парка. Тогда поручни крепления протягивали цепь и закрывали аттракцион на замок, чтобы никто не смог качаться в неурочное время. Качели могли трудиться круглые сутки, да только людям обслуживающим их, требовался отдых. Рассказывали, что когда работал дядя Миша, то с ним договаривались и качались и после закрытия парка. Молодежь пробиралась по освещенным « улицам» городского сада, угощала сторожа пивом или бутылочкой красного вина и тот, как по мановению волшебной палочки, открывал замок. Тогда качались до утра, а охранник и чародей спал на скамейке, зная, что ничего не произойдет. Ведь это время влюбленных пар. А влюбленные не способны на неблаговидные поступки. Слаб оказался дядя Миша, слаб на уговоры молодых людей а не на спиртное.

   Приходили на качели и пожилые люди. Тоже ночью, видимо, стеснялись, что их заметят за этим занятием. А они вспоминали молодость. Боялись, конечно, раскачиваться сильно. Но в мыслях и воспоминаниях души их взлетали под нижние ветки деревьев. Старых деревьев, которые когда-то были молодыми. Да и кому, как не дедушкам и бабушкам знать, какими были клены и ивы. Ведь высаживали их на комсомольском субботнике они.

   Маленький мальчик внимательно слушал бабушку, которая рассказывала историю «лодочек», женщина их так и называла. Он не стоял на месте и все рвался перелезть через ограждение, уж очень ему увлекательным показался рассказ.

- А вы с дедом качались на качелях?

-Да, конечно, и не один раз.

- И все время влюблялись друг в друга?

- Мы влюбились с первого раза и на всю жизнь.

- А как это – с первого взгляда?

   Прохожие улыбались такой дотошности мальчика. Но он- то был горд, что его бабушка с дедушкой… с первого раза. На всю жизнь. Он, наконец, протиснулся между полосок ограждения и с разрешения женщины подошел к «лодочке». С сожалением и с любовью, жалостью и восторгом прикоснулся к ржавому боку качелей, понимая всю необычность происходящего. И в его лице вздрогнуло и замерло восторженное чувство сопричастности к чему-то великому, давно ушедшему. Но не забытому.

- А можно мне!

   Почти шёпотом произнес мальчуган. Бабушка понимала, вряд ли кто пустит их на неработающий аттракцион, но обратилась к охраннику парка с этой просьбой.

- Нет! Даже думать не смейте! И уберите мальчика за ограждение.

   Не помогало ничего. Худенький человек, обременённый властью, испытывал гордость сейчас за свой пост и за то, что обладал властью над людьми. Распрямив свои тщедушные плечи, он даже подрос в собственных глазах.

- Дядя, можно. Мы маленечко, всего вот столько раз,- зажал два пальчика  мальчик.

   Держась за руку бабушки, он смотрел во все свои глазенки на охранника в    последней надежде, что тот разрешит. Ведь у него тоже есть мама и бабушка. Он ведь добрый. Он просто шутит.

- А мы Вам за это мороженое купим. И фея Вас обязательно сделает добрым. Пожалуйста!

   Чуть не прошептал парнишка. Бабушка видя, что из разговора ничего не получится, пыталась объяснить внуку, что нельзя трогать качели, они просто больны и ждут мастера, который завтра придет их лечить. А вот после того, как наладят, они обязательно возьмут билет на аттракцион- качели «лодочки».
Разве можно ломать мечту?! Тем более мечту ребенка: он и просил-то немногого – постучаться в мир своих любимых бабушки и дедушки. Оказаться на минутку в их молодости и стать счастливым. За уговоры принялись отдыхающие в парке. Только охранник был неприступен. Кто-то молвил:

- Да, это не дядя Миша. Я бы сейчас за пивом в магазин обернулся.

   Никто не приметил женщины, что стояла в стороне и слышала этот разговор. Директор городского парка. В ее руках сейчас находился ключик от цепи. Да что там ограждение? От надежды и любви, от доброты и мечтаний. От всего этого огромного мира.

- Пустите их. Только Вы, пожалуйста, будьте аккуратнее, - это она бабушке.

   Бабушка подсадила внука, встала в лодочку сама и невесомо оттолкнулась от пола. Качели качнулись, и лодка поплыла, поднялась совсем чуть. Мальчик напряженно смотрел перед собой, и присел, толкая ногами в площадку. И тут же в улыбке расцвело его лицо и огромные глаза брызнули искрами в людей, что помогали осуществить его мечту и сейчас стояли вокруг ограждения.

   И с улыбкой этой, отодвинув тучи, в просвет ярко и необычно выглянуло солнце!