Осколок холодной войны в Москве

Юрий Масуренков
               
         Осколок этот  отнюдь не железный, а  бронзовый, торжественно помещён в скверике на Новинском бульваре 22, почти напротив Посольства США. И своим фасадом обращён прямо к уважаемым представителям американского официоза. Осколок, как это часто бывает с другими разлетающимися предметами, например, метеоритами, представлен не единственным образцом, а  некой многочисленностью,  которая в отличие от метеоритов образует смысловую композицию. Речь идёт об оригинальном и широко известном памятнике Иосифу Бродскому (скульптор Г.В.Франгулян, архитектор С.А.Скуратов).
         Но при чём здесь, наверняка кое кому покажется, холодная война и какие-то осколки от неё?  Вероятно, многие не знают, что советское правительство вело с опальным поэтом очень глупою и безнравственную войну, к тому же ещё и крайне для себя  неудачную. Глупую и безнравственную потому, что негоже представителям великой державы преследовать частного человека за его совершенно не опасные государству писания. И неудачную потому, что  война эта была позорно проиграна правительством, чем был нанесён государству великий  нравственный урон, а победивший поэт благодаря этой дурацкой войне получил все мыслимые и немыслимые блага.
А как же холодная война? А в этой войне, протекавшей в то время между СССР и США, последними была ловко использована  фигура Бродского для унижения своего противника возвеличиванием великими почестями бедного  гонимого и опального «империей зла» поэта. И даже Нобелевской, между прочим, премией за его выдающееся (уж ни гениальное ли?) поэтическое творчество. И хоть Нобелевский комитет расположен далеко от США, это не помещало ему осуществить то, что было угодно и крайне выгодно американцам.
         Всё это понятно и явствует с бесстыдной откровенностью из произошедших реалий. Но несколько странным выглядит не сам факт сооружения в 2011 г. памятника Бродскому в новой капиталистической и побеждённой либералами во главе с американскими советниками Москве, а кажущаяся загадочной сущность этого сооружения. Как иначе можно истолковать, во-первых, местоположение памятника напротив американского посольства, а во-вторых,  обращение фигуры Бродского именно к нему, а не в сторону нового российского правительства? Это несомненная благодарность поэта к своим благодетелям и победителям в  холодной войне. Но в чём же состоит странность, подумает кое-кто.
         Обратимся  к тому, что названо выше осколком холодной войны. Вот в нём-то и содержится некая загадочность её смысла и интерпретации  Рассмотрим их.
На памятнике представлено 14 фигур. Главная – сам Иосиф Бродский, поодаль его 13 соучастников. Исполнен поэт не в виде обычной трёхмерной фигуры,  а как слепок её лицевой, фасадной части, причём полой внутри. Это выглядит как если бы на листе жести было выдавлена только передняя часть фигуры, то есть человек представлен своей маской во весь рост при отсутствии самого человека. Голова, правда, есть, она  запрокинута вверх и назад настолько сильно, что кажется,  может, оторвавшись, свалиться  не за спину (её нет), а  в пустоту, заменяющую этой фигуре  тело. Такое возможное опасение зрителя  скульптор убрал, оперев голову на большую массу волос, спускающуюся на плечи маски и своей массивностью и монолитностью удерживающую голову от опрокидывания. Волосы здесь как бы не менее важны, чем сама голова. Глаза маски прикрыты очками, и не поймёшь, куда она смотрит и вообще смотрит ли. По фасадной части слепка фигуры видно, что одето это странное создание во всё заграничное. Поодоль, сзади и сбоку – сильно разобщённые две группы теснящихся людских силуэтов, обращённые плоскостями  фигур и лиц к герою. Вот и всё.
         Встреченная мной интерпретация этого сооружения представлена Татьяной Могаляс: «…в подобном изображении можно увидеть намек на то, что соотечественники в массе своей не признали поэта, а в других странах он получил признание, популярность и почитание его таланта. И группы людей вокруг силуэта Бродского плоские и безликие, словно скульптор выражает свою боль за судьбу поэта, что современники-соотечественники были слепы и жестоки в своей расправе над Бродским». Ирина Гончаренко пишет об этом несколько иначе: « Есть у концепции памятника Бродскому в Москве и противники. Они считают неуместным окружать поэта безликими соратниками, ибо таковых у него в нашем государстве не было. Бродский был поэтом-одиночкой, непонятым и непризнанным в свое время. Хотя с образом автора удивительных стихов критики вроде бы согласны, поскольку очень созвучна поэту поза с поднятой к небу головой, где есть что-то неизведанное и непонятное. А быть может, через небо он всматривается и в самого себя?»
         Мне же видится во всём совсем другое, основанное не на догадках, и, как мне кажется, неоспоримое. Посудите сами.
         Фигура, символизирующая  поэта Иосифа Бродского  уполовинена и пуста. Это только лицевая  внешность, лишённая  и содержания, то есть сущности (внутри пусто), и  тыла, его второй половины. Эти факторы не технический брак, не ошибка скульптора, а  нарочитый художественный приём. Следовательно скульптор специально его  использовал и применил  для выражения своего понимания и отношения к личности своего персонажа. Перенося  изображённые свойства на творчество поэта, скульптор демонстрирует лишь его внешние особенности, подчёркивая отсутствие внутренних, а именно  бессодержательность и отсутствие  подтеста в авторских текстах. Нет нутра, есть только парадная оболочка, да и то уполовиненная. А вблизи две кучки несоединимых человеческих теней, якобы изображающих друзей и недругов поэта. А в целом это приговор безжалостный и беспощадный, похлеще  знаменитого: «а король-то голый»!
         Как и почему в этом произведении  Георгия Франгуляна прзвучала столь уничижительная оценка скандально знаменитого поэта и его творчества, мы не знаем. Собственное понимание и интуиция или  чьё-то задание? Скорее первое, потому что вся работа выполнена только на личные средства скульптора. И, кроме того, мы уверены, что своё личное мнение о творчестве Бродского такой значительный человек, как Франгулян, не стал бы без какой-то более высокой задачи возводить во всемирную декларацию. Здесь, несомненно, присутствует очень важная и  крайне  веская для всех людей мира причина. И она, по моему мнению, состоит в том, что её главной темой является возможность третьей мировой войны, нагнетаемой пагубным азартом войны холодной.
         Символом ничтожности причин для развязывания ужасов настоящей горячей войны избрана действительная история, затеянная правительствами США и СССР с судьбой маленького человека Иосифа Бродского, который при всех своих попытках сотворить  великое всего лишь набормотал бесчисленное множество слов, не связавшихся в сколько-нибудь содержательные фразы с творческими мыслями и сколько-нибудь внятными идеями. Его творчество оказалось, как это показано скульптором, не золотым яйцом,  якобы снесённым великим поэтом, а всего лишь фрагментом скорлупы несостоявшегося яйца. И две кучки человеческих силуэтов это вовсе не поклонники или злопыхатели поэта – это  правительства двух великих государств, затеявших из-за ерунды грязную склоку войны холодной, грозящей перейти в безмерный кошмар горячей.
         Потому и стоит это величайшее произведение искусства в Москве перед посольством США , имея за спиной Кремль, где обитало правительство СССР, чтобы постоянно внедрять в сознание человечества  (и главным образом в её американскую часть) мысль о ничтожестве используемых ими противоречий для развязывания самоуничтожительных войн. Это - и осколок бывшей холодной войны и предупреждение о подогреваемой новой.

                Ю.П.Масуренков, 14 июля 2018 г., Обираловка