227 Сааб 32 Лансен - копьё 17 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

227. Сааб 32 "Лансен" - "копьё". 17 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море, вторник 17 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 5.6°C тепла, средняя: плюс 6.7°C тепла, макс.: плюс 8.5°C тепла, 2.9 мм осадков,непогода к вечеру.
 
17 апреля 1973 вт
Да, Балтика не радует хорошей погодой. 2 часа ночи. Ложусь спать. Кругом всё ходит ходуном. Трещит! К чёрту, спать! А шведы по телевизору секс показывали! Потеха… Днём был облёт шведского самолёта «Лансен». Слева на траверзе остров Борнхольм (Дания). Справа берег Швеции. Рыбаки на шаланде ставят сети. Видимость отличная. Море 2 балла. 20:00. Встали на якорь у Варнемюнде.

Запись в моём дневнике 45-летней давности точна, действительно, 17 апреля 1973 года БПК "Свирепый", совершая тренировочный одиночный поход в международных водах южной части Балтийского моря, прошёл широким проливом между датским островом Борнхольм и шведским берегом в пролив Кадетринне и взял курс на город-порт Росток (ГДР). Высота рядов волн была не выше полуметра, волнение на переходе было слабое, гребешки коротких волн завихрились и слегка пенились, ветер дул со скоростью до 3 м/с. Хорошо!..

Вероятно проход нашего большого противолодочного корабля несколько волновал шведские ВМС и они прислали к нам для проверки и контроля свой патрульный самолёт "Лансен". Это был первый натовский самолёт в истории БПК "Свирепый", по которому мы в реальном времени могли отработать все виды военного воздействия... Сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 быстро по силуэту определили тип самолёта, радиометристы РТС заранее его обнаружили на предельной дистанции, ракетчики и артиллеристы БЧ-2 своевременно доложили на ГКП (главный командный пункт), что "цель" у них "на мушке". Все работали с азартом, интересом, с волнением и за обедом очень радовались "первому учебно-боевому крещению", о чём я немедленно сообщил в рукописном боевом листке.

Кстати, матросы-озорники (особенно храбрые молодые матросы - автор) на юте и на баке, несмотря на строго предупреждение-запрет вахтенного офицера по корабельной громкой связи (КГС), несколько раз показывали шведским лётчикам недвусмысленные жесты, измеряя длину своих рук от сжатого кулака до локтя или даже плеча... Я этот эпизод нарисовал в боевом листке, получил нагоняй от замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина и благодарность от ребят, которые сказали, что каждый узнал себя в этом рисунке в боевом листке. Через полчаса после опубликования этого дружеского шаржа на стенде корабельной стенной газеты боевой листок благополучно испарился...

Шведский реактивный штурмовик "Лансен" был первым боевым самолётом "вероятного противника", который мы встретили в этом походе по Балтийскому морю в процессе отработки курсовой задачи "К-2" при подготовке корабля к использованию по предназначению, то есть организации боевого применения корабля, использования его вооружения, проверки степени готовности экипажа и материальной части корабля выполнять задачи по предназначению, а также вести одиночный бой в различной оперативно-тактической обстановке в одиночном боевом походе в море-океане. Поэтому к этому самолёту было наше особое внимание и жгучий интерес...

Вечером на "посиделках в ленкаюте у Суворова" свободные от вахт годки, старшины и некоторые матросы с азартом делились друг с другом сведениями о боевых самолётах НАТО, об их возможностях и горько сетовали, что никто из нас почти ничего не знает о том самолёте, который нам сегодня (17 апреля 1973 года) встретился и который, как нам показалось, вёл себя хамски... Дело в том, что шведский лётчик много раз с рёвом своих моторов пролетал низко над водой вдоль борта нашего корабля, оглушительно ревел, резко взмывал вверх, заваливался на крыло, разворачивался, потом пикировал на нас и снова пролетал вдоль нашего борта. Только сейчас, рабюотая над книгой, я до тонкостей узнал ТТД (тактико-технические данные) этого штурмовика ВВС Швеции - SAAB 32 «Лансен» (Копье – швед.).

Хотя этот самолёт (Saab 32 Lansen) назывался "копьё", но внешне он был похож на хищную акулу: массивное тело; заострённо-закруглённый нос с чёрным носовым обтекателем; высокий киль, как плавник у акулы; хищные воздухозаборники по бокам корпуса-тела самолёта, как жабры (моряки называли их - "зябры"); низкие "косые" крылья и высокие рули высоты, как плавники. Этот первый шведский сверхзвуковой истребитель и штурмовик действительно выглядел хищником...

Сааб 32 "Лансен" совершил свой первый полёт 3 ноября 1952 года, серийно начал выпускаться в 1953 году, а на вооружение ВВС Швеции был принят в 1955 году. Длина Сааб 32 "Лансен" почти 15 м, размах крыла - 13 м, высота - 4,65 м, масса пустого самолёта - 7500 кг, максимальная взлётная масса - 13500 кг. Двигатель: Свенска Флюгмотор RM6A (1;47,0/65,3 кН). Экипаж - 2 человека. (Здесь и далее данные из Википедии и специализированных открытых источников - автор)

На высоте 11000 м Сааб 32 "Лансен" мог летать со скоростью 990 км/ч (практически "потолок" - 15 000 м). Дальность полёта - 2000 км, скороподъёмность - 100 м/с (6000 м/мин). Истребитель-штурмовик Сааб 32 "Лансен" имел вооружение: 4 пушки калибра 30 мм; четыре управляемых ракеты «воздух—воздух» типа Rb.24 и три противокорабельные управляемые ракеты - УР Rb.04C.

Robot 04 (Rb 04) - это "первая специализированная противокорабельная самонаводящаяся ракета, разработанная за пределами СССР", шведская противокорабельная ракета авиационного базирования, разработанная в конце 1950-х годов. УР Rb.04C специально "предназначалась для вооружения истребителей-штурмовиков-бомбардировщиков Saab 32 Lansen и была серьёзным "противокорабельным оружием с активным радиолокационным самонаведением".

УР Rb.04C имела "сигарообразный фюзеляж длиной около 4,45 метра и с наибольшим диаметром в 50 см, выполнена по аэродинамической схеме «утка», с передним размещением треугольных управляющих плоскостей и дельтавидным крылом размахом около двух метров, с вертикальными стабилизаторами на законцовках в хвостовой части". Ракета имела твёрдотопливный ракетный двигатель INI, с временем горения порядка 43 секунд, что обеспечивало ракете полёт на расстояние до 32 км. Общая масса полностью снаряжённой ракеты УР Rb.04C не превышала 625 кг.

В головной части УР Rb.04C за радиопрозрачным обтекателем размещалась активная радиолокационная головка самонаведения, которая обеспечивала "захват цели, например, корабля водоизмещением около 4000 тонн, в радиусе порядка 15 км. Первый режим головки самонаведения ракеты - поражение одиночных целей (ракета наводилась на первый замеченный сигнал) и второй режим - поражение кораблей в плотном построении, когда ракета наводилась на группу кораблей с расположением между отдельными единицами менее 1000 метров. Маршевая высота полёта ракеты над уровнем моря порядка 20 м обеспечивалась радиовысотомером. Ракета УР Rb.04C имела "полубронебойную 300-кг боевую часть и взрыватель замедленного действия, рассчитанной на поражение тяжелобронированых советских крейсеров". Вот так... Не меньше...

Днём во вторник 17 апреля 1973 года мы мирно прошествовали на БПК "Свирепый" вдали от шведских или датских рыбаков, которые со своей шаланды ставили в море сети, вдали от датских и шведских берегов, которые мы так и не видели вблизи, но зато мы сумели посмотреть шведское телевидение... Наш матросский телевизор в малом зале столовой личного состава был намеренно "испорчен" по приказу заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, но наши "рационализаторы" из РТС и БЧ-4 сумели сделать какое-то приспособление в спичечном коробке и мы с удовольствием смотрели телевизионные передачи ТВ Швеции и Дании. Днём были какие-то новостные и детские передачи, концерты, автогонки, а поздно вечером - какие-то фильмы-спектакли, которые трудно было понять, потому что сцены хаотично менялись, было множество разных героев и событий, в которых трудно было разобраться (это были модные телевизионные сериалы западного образца - автор).

Единственно, что было нам интересно смотреть, - это редкие кадры со всякого рода эротикой: то медсестра покажет голую грудь больному старику, сидящему в инвалидном кресле, то герой-любовник "заломает" очередную красотку и начнёт её "пользовать" почти "взаправду" (с охами и вздохами), вызывая оживление и глухой утробных рёв у советских моряков... Шведское или датское телевидение одновременно смотрели не только мы - годки и старшины, но и офицеры и мичманы в своих кают-компаниях, поэтому нас никто не трогал. Между тем БПК "Свирепый" бодро на среднем ходу вошёл в акваторию пролива Кадетринне и устремился к берегам ГДР (Германской Демократической Республики). Телевизионный сигал шведского или датского телевидения стал плохим и мы разошлись по койкам - переживать увиденное и услышанное...

В проливе Кадетринне нас встретила непогода и штормовой ветер, волнение усилилось, качка начала морякам мешать нормально жить, нести вахту или спать, а кромешная темнота вокруг пугала молодых матросов, которые заступили на ночную вахту. На подходе к немецкому городу-порту Росток Балтийское море разыгралось не на шутку и в 20:00 мы бросили якорь на внешнем рейде военно-морской базы ВМБ Варнемюнде ВМС ГДР ("Фольксмарине"). Я ещё успел прочитать кое-что из секретного натовского военно-морского справочника о военно-морских силах ГДР, но, стоя на якоре, который цепко держал нас  против ветра и волнения, наш корабль трепыхался, как флюгер. Невозможно было приноровиться к хаотичному волнению и качке, кругом всё ходило ходуном, трещало и скрипело, поэтому, завершив насыщенный приключениями день и послав всех и всё к чёртям, я заснул, опять только в 2 часа ночи, но уже 18 апреля 1973 года. А ведь мы должны были, как бы "по делу", зайти в ВМБ Варнемюнде (ГДР)... 

На фотоиллюстрации: 1973 год. Штурмовик Saab 32 "Lansen" ВВС Швеции с двумя противокорабельными управляемыми ракетами УР Rb.04C. Правда, 17 апреля 1973 года такой же самолёт облетал БПК "Свирепый" без ракет под крыльями, но зато он имитировал ракетную атаку, лихо разворачиваясь и пикируя на нас с оглушающим рёвом своего реактивного двигателя.