Дидье Маруани Я думаю, что моя музыка близка русск

Тамара Сароян
Дидье Маруани: «Я думаю, что моя музыка близка русской культуре»
Интервью с Маленьким Принцем синтезатора

СССР давно перестал существовать, виниловые пластинки и кассеты покрылись слоем пыли на наших чердаках. Но даже сейчас, через столько лет после распада Советского Союза, до нас доходят отголоски того времени, своеобразные символы эпохи. Дидье Маруани и его группу SPACE можно смело назвать одним из самых главных символов Страны Советов. За пластинки с его музыкой люди были готовы заплатить любые деньги, а за билет на концерт Маленького Принца синтезатора – простоять весь день в очереди к кассе. Дидье Маруани продолжают горячо любить в России и других странах бывшего СССР. Его пластинки и диски бережно передаются из поколения в поколение, а обожателей космической музыки с каждым годом становится всё больше и больше. Трудно поверить, что Дидье Маруани в этом году исполняется 65 лет! Но музыканта годы не берут. Корреспонденту Тамаре Сароян удалось взять интервью у пионера электронной музыки, вспомнить историю его концертов в СССР, русскую культуру, космические поколения и, конечно, танцы и музыку.

На Вашей музыке выросло уже несколько поколений слушателей, и это не может не радовать. Думали ли Вы о таком успехе в начале творческого пути?

Дидье Маруани: Для каждого композитора очень важно иметь свою аудиторию слушателей. Если он имеет небольшую публику – это хорошо, но если он набирает огромную публику – это замечательно. Лично я начал работать в качестве композитора, когда мне было 10 лет.  Я сочинял музыку для некоторых французских исполнителей, а когда мне исполнилось шестнадцать, у меня появился шанс записать несколько песен, которые были исполнены великими звёздами французской эстрады. Вскоре я начал пробовать свои силы в качестве певца, и в этой сфере записал два песенных альбома. После этого я создал свою группу SPACE, которая получила мировой успех. На тот момент мне было 24 года. Только тогда я понял, что смог достичь высоких результатов в своей творческой сфере, но, тем не менее, я продолжал работать, создавал новые композиции, совершенствовался в музыке… И сегодня я могу гордиться тем, что мне удалось собрать большую публику, влюбить множество людей в свою музыку и сделать её для них неким источником вдохновения.

Почему Вы выбрали для своей группы столь необычный космический имидж?

Меня с детства интересовал космос. Я помню, с каким увлечением следил за покорением Вселенной, развитием космической техники…И когда пришло время выбирать имя для моей группы, я без колебаний назвал её SPACE – не только из своей личной любви к космосу. Дело в том, что, когда в 1977 году я представил своим друзьям демоверсию композиции «Magic Fly», все в один голос сказали мне, что звуки синтезатора напоминают звуки космоса, и я полностью был согласен с ними. В то время синтезатор был совершенно новым музыкальным инструментом, и моя группа оказалась новинкой в мире музыки. У нас был интересный имидж - мы выступали в костюмах со шлемами наподобие космических скафандров. На самом деле это была вынужденная мера – мне приходилось скрывать своё лицо и играть под псевдонимом ECAMA, так как к тому моменту у меня действовал контракт с другой звукозаписывающей компанией.

Когда Вы открыли своё лицо, весь мир буквально ахнул – стало известно имя автора космических мелодий, которые слушатели уже успели так полюбить. Вы сразу же стали мегазвездой. Как Вы отнеслись к своей популярности?

К своей популярности я отнёсся как к удивительной истории, мечте, которая наконец сбылась. Я был очень молод, но морально готов к такому космическому успеху. Я твёрдо знал, что буду беречь свои фундаментальные ценности, и мне удалось их сохранить. 1977 год был очень удачным для меня – я создал группу SPACE, за один год записал с ней 2 (!) альбома… А ещё у меня родился первый сын – Себастьян. Какой прекрасный это был год!

Вашей музыке все возрасты покорны – её любят и взрослые, и дети. На Вашей страничке в социальных сетях можно увидеть много фотографий с детьми. Вы любите маленьких детей и они отвечают Вам взаимностью?

Да, я люблю детей, и стараюсь общаться с ними как можно чаще. У меня три сына, и мы с ними всегда были очень близкими людьми. Я рад, что моя деятельность не мешает мне проводить с ними как можно больше времени – ведь у меня есть возможность писать музыку дома. А на своих концертах я всегда счастлив видеть детей, которые унаследовали любовь к космической музыке от своих родителей. Дети приходят ко мне за кулисы, фотографируются со мной, рассказывают о том, как любят мою музыку. Это поколение маленьких слушателей – большая радость для меня. Иногда я выступаю на сцене вместе с детскими хорами – это привносит в песни особый колорит.

По всему Земному шару Вы имеете множество поклонников. Вы не раз говорили, что любите с ними общаться. Удаётся ли Вашим фанатам порадовать Вас какими-то приятными сюрпризами посредством социальных сетей?

Я считаю, что это нормально – быть доступным для своих поклонников. Мой сын создал мне страницу в Facebook, где я могу общаться со своими фанатами. Мои поклонники присылают мне фотографии с концертов, обсуждают моё творчество…  На самые тёплые сообщения я отвечаю лично – добрые слова поддержки вдохновляют меня и помогают в творческом процессе. После концертов я остаюсь на час – два для того, чтобы раздать автографы, сделать фотографии со своими поклонниками. Я очень ценю такую любовь.

Ваша группа является одним из немногих зарубежных коллективов, которым удалось прорваться сквозь железный занавес в СССР. В своих интервью Вы признавались, что в Стране Советов Вас встретили очень дружелюбно и тепло, единственное, что Вас смутило – это то, что во время концертов милиция не давала людям вставать с мест и танцевать. Что Вы думаете по этому поводу сейчас?

Дело в том, что в 1983 году в СССР не устраивали таких грандиозных концертов, как наши, поэтому концерты SPACE привлекли к себе большой интерес зрителей. Мы дали 21 концерт в ходе тура по стране с использованием лазерного шоу, доселе невиданного в Советском Союзе. На наши концерты приходило очень много людей, иногда их число доходило до сорока тысяч, и милиции было тяжело контролировать такую толпу. Думаю, отсюда и пошёл этот запрет на танцы. Но он не помешал ни нам, ни зрителям наслаждаться концертом по полной программе. Было очень здорово!
А вы сами любите танцевать?
Да, очень.
В своих интервью Вы признавались, что любите Россию. Если не секрет, за что? Вас привлекает наша культура? Неприятные события 2016 года, которые возникли после плагиата Филиппа Киркорова на Вашу песню «Symphonic space dreams», не изменили Вашего отношения к России?

Да, я люблю Россию, поскольку Россия любит меня. Я думаю, что моя музыка близка русской культуре. Моя «любовная история» с вашей страной длится уже 34 года, и эта любовь становится всё сильнее и сильнее. Я люблю вашу культуру, писателей, художников, музыкантов, танцоров и ничто не изменит мои чувства к России, даже если я подаю в суд на Киркорова. Если Киркоров украл мою музыку, он должен понести достойное наказание! Я считаю, что авторские права должны соблюдаться во всём мире.

Если вы посетите с концертами Россию, вы дадите их только в таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург, или так же приедете в города поменьше? Не собираетесь ли Вы приехать в такой регион России, как Кавказские Минеральные Воды?

Когда я приеду в Россию, я постараюсь дать концерты во многих городах по всей стране, не только в Москве и в Санкт-Петербуге. Да, я бы хотел посетить города Северного Кавказа!

Как Вы относитесь к журналистам? Вы любезно даёте интервью, но не считаете некоторые их вопросы чересчур личными или неуместными, на которые не хочется отвечать?

Конечно, если журналист задаёт личные вопросы, я просто игнорирую их. Но, в основном, со мной общаются хорошие журналисты, не имеющие обыкновения лезть в чужую личную жизнь.

Вы родились в Монако, но живёте в Париже. Как часто вы посещаете свою малую родину? Есть ли в Монако такие места, которые бы Вы порекомендовали посетить своим поклонникам?

Стараюсь ездить в Монако, как только появляется такая возможность. Я люблю свою страну, и в ней остаются мои друзья детства, с которыми я всё ещё общаюсь. Монако - маленькая, но прекрасная страна, там везде красота. Очень хорошие рестораны, потрясающие виды, пляжи с чистой водой, и люди тоже очень приятные.

Вы не раз говорили, что нашли счастье в этой жизни. Что вы считаете счастьем и что бы Вы пожелали своим поклонникам?

Я считаю себя счастливым, потому что у меня есть прекрасная семья, замечательные дети и возможность предоставлять им обеспеченную жизнь. Конечно, иногда я понимаю, что этот мир очень суров, и выживают в нём немногие. Я думаю, что люди должны быть более щедрыми по отношению к нуждающимся, чтобы помочь им найти своё место в этом мире и в конце концов, прижиться в нём. Я хочу, чтобы у каждого человека была возможность иметь страсть к жизни, шанс найти своё счастье и помочь в этих поисках другим людям.


Автор выражает благодарность за содействие в организации интервью секретарю Дидье Маруани Наталье Барбашовой.


Интервью вела Тамара Сароян