Рассказ об особой книжной полочке

Владимир Владимирович Залесский
Рассказ об особой книжной полочке


Рядом с профессиональным местом библиотекаря столпились посетители кафе-библиотеки Горького. Завершив чтение одних книг, читатели их сдавали и получали новые.

- Я прочитал книгу. В ней о Генрихе Шлимане много написано, - гордо сообщил один из читателей. – Похоже, Шлиман был недобросовестным предпринимателем. Во время Крымской войны поставлял недоброкачественные товары…

- О злоупотреблениях Крымской войны есть информация в работах академика Тарле, - заметил другой читатель. – У Максима Горького есть работа о писателе Лескове. Там тоже упоминаются  злоупотребления в период Крымской войны. Ничего я о Шлимане в этих работах не встречал. Впрочем, поставщиков было много, и люди они, наверняка, были – не святые. Однако о Шлимане собирало уже после Крымской войны сведения германское посольство в России: германский император планировал его наградить. Так вот, никаких официальных компрометирующих сведений о Шлимане посольство не обнаружило. О чем оно и доложило в Берлин.

- А я прочитал свежую книгу о так называемом Смутном времени… О-о-о…

- Что значит - «смутное»? В смысле - «не ясное»? Так многие периоды истории являются неясными…

После третьего раздела Речи Посполитой и ее исчезновения как самостоятельного государства, значительные территории с населением вошли в состав Российской империи.

Император Александр Первый как человек просвещенный решил действовать, применяя «soft power». Поселил рядом с собой грамотного историка, дал ему официальный титул «историографа» и назначил хорошую зарплату. Император регулярно интересовался работой историографа, знакомился с подготовленными частями текста. Историограф написал капитальный исторический труд. В результате Великое Княжество Литовское  не то чтобы исчезло из российской истории, но стало как бы прозрачным, почти не видимым. Но зато так называемые «поляки» очень «выдвинулись» на передний план. А первый царь из династии Романовых стал восприниматься как личность слегка легендарная: он от «поляков» спасся. Хотя ближайший родственник уважаемого царя и был членом того самого правительства, «семибоярщины», которое тех самых «поляков» в Москву и пригласило.

Да мало ли чего в российской истории было? Не буду вдаваться в детали. Потомки жителей Великого Княжества Литовского – неотъемлемая «часть» династий.

- Что же получается? Что это за книги?!!

- Уважаемые читатели! – улыбнулся Горький. – Не нужно так уж волноваться… Посмотрите: мы работаем. Я имею в виду – библиотека работает. Сколько в ней книг? А если подсчитать со времен Плиния Младшего? Учесть книги самого Генриха Шлимана? И еще прибавить обширные государственные архивы Великого Княжества Литовского? Не надо нам лишних проблем: сами понимаете... А книги эти мы на особую полочку поставим…

Возникла небольшая пауза. Из работающего радиоприемника послышались слова: «…Программа об истории и исторических местах России…».

- … Выясняют…, - добавил Горький.

Читатели весело зашумели и переключились на другие темы.


14 июля 2018 г. 10:18