Повесть...

Анатолий Шуклецов
В литературе существует только один серьёзный жанр – роман, но сам я ещё недостаточно созрел, чтобы за него взяться. Альфонс Доде. // Начал писать повесть. Интересно узнать бы, как работают над крупной формой писатели, как её писать? У меня что-то плохо клеится. Очень трудная штука – повесть. Много действующих лиц, и всех нужно обрисовать, показать развитие характеров. Кроме того, нужно воплотить в повесть какую-то идею. А как это сделать? Юрий Казаков. // Повесть, как и сцена, имеет свои условия. Мне чутьё говорит, что в финале я должен искусственно сконцентрировать в читателе впечатление от всей повести и для этого, хотя мельком упомянуть о тех, о ком раньше говорил. Быть может, я и ошибаюсь. Если изображено много мест и события даны широко во времени, то и действие должно быть пропорционально увеличено. Антон Чехов. // Принимаясь за новую вещь, я не определяю её размер или структуру, хотя примерно и предполагаю, какой получится, и знаю наверняка, что будет повесть. Но в процессе работы она становится или короче, или длиннее, чем мне представлялось вначале. Иногда какие-то звенья сюжета, какие-то эпизоды сокращаются, другие, наоборот, развиваются подробнее. В общем, я не ощущаю тесноты в обжитом мною жанре. Это очень ёмкая форма прозы и в ней можно выразить очень многое, а главное – без утомительных излишеств. Василь Быков. // Повесть я предпочитаю роману, так как её форма позволяет мне значительно лучше контролировать материал. Габриель Маркес. // Повесть – это то, что чаще всего у нас гонятся называть романом, где несколько сюжетных линий и почти обязательна протяжённость во времени. Александр Солженицын. // …повесть – глава, вырванная из романа. Виссарион Белинский. // В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» отвечает «короткий роман». Повесть – прозаический жанр неустойчивого объёма (нечто среднее между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишённый интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, эпизодов. «Вешние воды» Тургенева, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, «Старик и море» Хемингуэя. Если на одну чашу весов положить небольшую повесть, случайную, но закономерную в творчестве Ромена Роллана, а на другую все его прочие сочинения, перевесит эта повесть – «Кола Брюньон». Из словарей. // Это произведение стоит назвать маленьким романом. Энн Ветемаа.