Одиночество - болезнь или лекарство

Евгений Беликов
«Не нарушайте моего одиночества и не оставляйте меня одного».
(М. Жванецкий).

"Секрет спокойной старости состоит в том, чтобы войти в достойный сговор с одиночеством". (Маркес Г.)

Одиночество – неотъемлемая часть жизни любого  человека:  и меланхолика,  и сангвиника...
Каждый человек индивидуален и, образно выражаясь, всегда одинок неповторимыми особенностями своего характера... Личностная самоидентификация – это переживание своей неповторимости (особости),..  своего одиночества.
Психологи-исследователи считают, что одиночество, как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека - проявляется в двух ипостасях: негативно, как физическая изоляция (социально-психологическая отрешённость) и позитивно, как добровольное уединение.
Наверное, поэтому,  многие люди, даже находясь в физической изоляции не всегда испытывают одиночество, но в  то же время есть люди, живущие в семье, окруженные доброжелательным вниманием родных и, не испытывающие физической изоляции, но остро переживающие одиночество.  Здесь наверное проявляются болезненные особенности характера: впечатлительная ранимость, эмоциональная лабильность  – нарушается социально-психологический баланс  и страдает, мучается душа. Порой такие расстройства могут возникать и у людей в пожилом возрасте...

«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных.»
(Ф. Ницше).

                ***
Разные люди, порой,  испытывают потребность в одиночестве...
Добровольная самоизоляция, как эмоциональное состояние, изменившееся настроение в следствии какой-то бытовой или социальной ситуации, порой возникает  в виде осознанной потребности к уединению. Человеку  хочется   побыть одному, с самим собой, чтобы отвлечься, переключить внимание на другое занятие.  И даже радостные переживания, порой хочется на какое-то время разделить с самим собой. – (А. Дюма писал, что «радость порой производит странное действие: она гнетёт, как печаль») ,.. а Хемингуэй написал, что: «Счастье – самая замечательная вещь на свете, и для тех, кто умеет быть счастливым, оно может быть таким же глубоким, как печаль».
Один на один с удочкой часами сидит на берегу тихой речки синтонный весельчак, компанейский человек,  удачливый семьянин... и, наверное, светлеет и успокаивается у него душа и начинает в ней жить тихая радость и осмысленность бытия. Но даже в такие моменты не оставляет его  подсознательное чувство защищенности этого  уединения близким человеком или семьёй...
Семья! Это же не просто слово, обозначающее группу родственников. Это Дом, который тебя защищает, согревает, дает надежду, пространство, где ты в любом состоянии можешь быть самим собой, а, значит - с самим собой, и, если, порой, расстроишься,  растеряешься в жизни- есть место, где ты найдешь себя, встретишься с собой

Одиночество самый короткий путь к себе. Для встречи с собой.
И порой встреча  с собой   для человека с тонкой ранимой душой  может стать поводом к настоящему, большому творчеству...

М. Бурно. В своей книге «О ХАРАКТЕРАХ» пишет:
«Высокое сложное творчество как выражение сложной, страдающей индивидуальности,  удел людей с более или менее болезненной душой, болезненно усиленными чертами характера.»

Об одиночестве и творчестве делится мыслями в одной из передач на радио известный отечественный режиссёр Роман  Виктюк, человек и художник демонстративно-яркий, эпатажный, спектакли которого много лет идут с аншлагами во многих странах:
- Творческая личность постоянно испытывает и нуждается в одиночестве... я думаю, что творцу без ощущения одиночества нельзя: он не может летать, потому что одиночество это земное определение, это земное качество, а нужно всё время иметь возможность подняться над суетой и увидеть всё совершенно в другом свете. В этом состоянии ты слышишь и получаешь все те сигналы из той, «второй реальности»...Если ты, как ребёнок, теряешь веру в то, что есть что-то «над  нами» то, что видит, ведёт и оберегает, то тогда начинается психологический невроз... Тогда ты столько нарабатываешь в себе отрицательных эмоций, что избавиться от них нельзя, или очень сложно...
Многим, даже не поклонникам творчества Р. Виктюка, могут быть  близки,  понятны, и ложиться на душу его слова:  «нужно всё время иметь возможность подняться над суетой и увидеть всё совершенно в другом свете».
               
                ***
Я, не молодой человек, по профессии художник, уже переступивший возрастную границу, так называемого, «третьего возраста», испытавший и радость творческого подъема, и переживания глубокой неудовлетворенности своей работой, чувство душевного одиночества пустоты... Судьба не всегда доброжелательна к человеку - у нё свои правила: с годами уходят родные и близкие; теряем друзей, или они навсегда остаются в «прошлом». На какое-то время прошлое становится единственным  другом вашего одиночества. Наверное, многие люди проходят испытание  одиночеством... Но я согласен с рассуждениями Р. Виктюка:  одиночество всегда идет под руку с человеком творческим, с чувственным  восприятием мира- и это как спасением от обид, предательства, непонимания, наконец - для самого творчества. Конечно, одиночество, чтобы не превратиться в пустоту,  должно быть защищено любовью, заботой прежде всего, близких людей, душевной потребностью творческого самовыражения, чувствовать себя - быть нужным людям. В любом случае - одиночество  не должна покидать надежда...

                ***
Мой старинный приятель, архитектор, талантливый художник-график: многие его работы экспонировались на международных выставках -  в юности, как, наверное,  многие душевно тонкие молодые люди писал стихи… По природе, как мне кажется, он человеком  инфантильный, но с юношеской тонкой чувствительностью. Из-за серьёзной болезни в 40-летнем возрасте на многие годы ушёл из профессии: больницы, операции с малой вероятностью благоприятного прогноза и, хотя,  все эти годы он не был одинок: рядом были семья – жена, любимая дочь... Но душа, не востребованная творческим разрешением, страдала, томилась одиночеством и он  на долго впадал в состояние отчаяния, депрессии...
Однажды достал  гитару, вспомнил несколько аккордов и под их ритмический аккомпанемент запел свои юношеские  стихи… стал сочинять новые уже специально под гитару.  Наверное, именно демонстративные свойства характера как-то вытянули его на «сцену театра своей измученной души».
Однажды, спустя годы, будучи уже известным бардом в своем родном городе, он   попытался объяснить мне свою потребность на этом новом творческом поприще:
«Когда очень хочется высказаться, а некому, приходится высказываться самому себе, а чтоб было понятнее - в рифму: -  «Вот, вроде бы, поделился своими грустными мыслями с собой - и легче стало на душе.  А, если кто прочитал и ему близко это, значит что-то такое и у него тоже было»… И я понял своего старинного товарища...
Сейчас он много пишет, выпустил несколько сборников лирических стихов, участвует в бардовских  концертах, продолжает и свою художественно-графическую деятельность.

                ***
Из книги А.Кончаловского «Нас возвышающий обман».
- И опять я остался один. Я вспомнил Ирину, синеглазую мать моих двух дочерей. Когда мы расставались, она говорила: «Как ты не понимаешь, что делаешь? Старый, кому ты будешь нужен? Ты умрешь один. Некому будет за тобой ухаживать»...
-Много раз в жизни я оставался один. Только теперь мне уже не двадцать, не тридцать и даже не пятьдесят. Лежу в кровати Всегда во времена бессонницы я пытаюсь согреться, поджимая ноги к подбородку. Слышу над головой мамин голос. Я вижу себя пятилетним мальчиком, лежащим на теплой, нагретой за день круглой земле, на которой живете вы, мои читатели, мои други и недруги, мои человеки. Мне становится тепло и покойно под звездным небом, и, засыпая, я повторяю вслед за мамой:— Спи, мой Андрончик... Спи, мой единственный... Спи, мой любимый...
«Если бы меня спросили, хочу ли я чего-нибудь избежать в будущем, я бы, подумав, нашел, чего именно я хочу избежать. Но если бы меня спросили, от чего в своем прошлом я бы хотел отказаться, я бы предпочел оставить все...»

P.S.
-Жизнь не в том , чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь...
(Н.В.Гоголь).

Если человек в зрелом возрасте, остался один на один со своей судьбой?.. Не удивительно, что в голову могут приходят  грустные мыли, о том, что главное, настоящее, светлое, было ВЧЕРА, так далеко, словно, в «прошлой жизни»... «Научитесь быть» -  писал митрополит А. Сурожский в статье  «Духовные вопросы пожилого возраста».
Надо, действительно, «научиться быть»  и продолжать жить в новых жизненных обстоятельствах.   Я думаю, надо прежде всего перестать зацикливаться на своем одиночестве, тем самым постоянно загоняя себя в состояние безысходности, а критично  принять эту неизбежность, как факт свершившийся, как данность судьбы,  попытавшись организовать жизнь одинокого человека, качественно изменив отношение к одиночеству. И находить пространства или создавать их, где бы душа наполнялась радостностью, светлыми чувствами: от любого человеческого общения... Можно  заняться переустройством  быта, как нового (другого) жизненного пространства, пытаться  увлекать себя даже  приготовлением еды,  начать вести дневниковые записи,.. создавать новые и новые поводы к надежде в своем внутреннем мире…и возможно проявится, пусть робкая,  попытка к творчеству, которое может проявляться в любом деле, или творческому осмыслению своего социально-душевного самочувствия – собственно, творчество – это всегда открытие собственного внутреннего мира...
Во  время прогулок в парке, в лесу надо стараться трепетно, художественно творчески воспринимать природу.  Общение с природой высвечивает путь к себе – это, как бы, путешествие  в себя, глубинное  общение с собой; при общении с природой ясно и полно проявляется мироощущенческая позиция человека, а, значит, его характера, самоидентификация себя, как индивидуальности в Природе,  которая для нас пример вечности бытия:  все проходит и вновь проявляется, и наиболее полно начинаешь чувствовать себя частицей этой бесконечной и вечной Природы, вечной жизни…
- Я есть!..  Я  есть в связи с тем , что есть этот лес, это голубое небо, эта осень… и прорываются  ростки чувственного восприятия мира  Я есть – и это отзывается эхом в душе, которая постепенно наполняется светлой радостью от сопричастности себя с этой вечной красотой, осознания себя частицей  этого мира,  природы, которая есть всегда. Вечно!..
И, если каждый день чьё-то «Я», а значит – и МОЕ  просыпается с ощущением, что - «Я  есть» и, значит - природа вечна и жизнь - вечна, и МОЕ Я, пусть в чьём-то обличие, то же будет  всегда.