На исповеди

Константин Савинкин
               
-Да полно, милая, полно, - вдруг распрямился поп и удивлённо  взглянул на новую прихожанку, появившуюся в его приходе в середине уходящей недели,- да я...тут он хотел сказать, что за 23 года служения этакого не слыхивал ни от одного пришедшего на исповедь. Но сообразил нечто  и сказал:
- Да что же это вы на себя наговариваете, голубушка.
 Отца Феофилакта поразило услышанное и он заподозрил розыгрыш, глупый неуместный розыгрыш,лицедейство,безобразие, какого  в храмах отродясь никто кроме юродивых и позволить себе на смел.Но время юродивых и кликуш минуло.
Всеми, претендующими на юродство, успешно занимается психиатрия.Так зачем эта женщина в таких подробностях сообщает о якобы совершённых ею грехах до которых ни один, совместивший в себе человеконенавистнические задатки  Ницше и мерзостную дурь де Сада, не мог бы додуматься? - задал о. Феофилакт себе вопрос.Он почуял ложь.
Но зачем ей нужен этакий самооговор - понять не мог.

 Женщина подумала: обман удался и она ведёт попа куда надо. Сейчас он привлечёт полицию (о наивность!). Полиция возбудит уголовное дело. Её направят на психиатрическую экспертизу, а врачи признают её больной, тем более, что и преступления такого не числится не только в их маленьком городке, а и во всей России. Мыслимо ли, чтобы молодая женщина,девушка, совсем юное существо могло натворить таких дел...но автор следом за священником не желает нарушать тайну, ставшую ему известной совершенно случайно.

Она, вероятно, специально встала на исповедь последней  -  это позволяло священнику уделить ей времени больше обычно достаточного для исповедания грехов.
А между тем женщина сделала верный ход, с её точки зрения.
Она была здорова,дьявольски здорова, но мысль оказаться в сумасшедшем доме влекла её не буйствовать, не притворяться депрессивной,а направить батюшку по ложному пути прехитрющей многоходовкой(она слыхом не слыхивала, как попы хорошо умеют распознавать бесноватость и душевные болезни и разделять их,и способствовать оформлению истинно больных в больницу, а там, думалось ей, она обведёт вокруг пальца всех эскулапов-недотёп).Одно ей было невдомёк: лучше всего симулирующие душевную болезнь люди и есть истинные больные.Она же была здорова.

Здесь по необходимости делаю малое отступление.
Опыты жизни показали давно существование совсем небольшого количества способов сладить человеку с проблемами, преследующими его всю жизнь.
Большинству удаётся внедриться в повседневность с руками и ногами и успешно справляться с её трудностями до конца дней, умело разбавляя неразгребаемые залежи возникающих загадок, вопросов, загвоздок, забот и хлопот взвешенными порциями хлеба и зрелищ.
При этом  большинство успешно плодит подобных себе. Но горе взбередившему мозг свой идеями туманными и неразрешёнными за многие века бесконечной чередой  бесплодно умствующих до вас человеков: философов,писателей,говоря языком нынешним - творческой интеллигенции, неспособной распутать клубок идей космогонических, философских, религиозных и моральных да и обыкновенных бытовых.
Требуется время. А где его взять, как выкроить незанятые ничем часы и дни, и годы для выполнения  задуманного?
Помается, помытарится человек да и
1) попросит помощи у близких (самый безнадёжный способ, самый безрезультативный) - чем помогут они,горемыки, добывающие хлеб свой в поте лица,нажившие себе горб, грыжу и геморрой,кроме денежного (в лучшем случае) вспомоществования невеликого?  - ничем;
2)обратится к психотерапевту(чистая, пустая растрата средств,способная ещё сильнее озадачить и пригнуть, а то и согнуть двуногого в дугу), психотерапевты - большей частью говоруны, и в горе толку от них кроха, реальной помощи не жди;
3)имеющие веру и винящие себя, идут в храм и, коль будут искренни -  спасутся;
4) винящие всех и не имеющие веры ни во что идут к психиатру (чаще их ведут)и тоже имеют шанс выкарабкаться;
5)есть путь падения, распада, преступный, гнилой, сродни медленному самоубийству;
6)есть путь творчества,найти себе занятие,способное поглотить тебя с потрохами,со всеми бедами и обидами  -  тоже путь тернистый, но - путь, а не погибель неизбежная.

Новая прихожанка не сумела объегорить попа. Отец Феофилакт попросил её подойти к нему после службы. Ей показалось,он задумал её сдать полиции,как того и хотелось ей, она обрадовалась движению по начертанному ей плану.И тут же при священнике залилась слезами, такими обильными и на неопытный взгляд искренними, какие и  актёр со стажем не всегда может выжать из себя.
На миг один, на пол мига каких-то поп поверил в искренность её слов и слёз "раскаяния", но она в ту же секунду своим неудержимым хохотом и кликушескими проклятиями развеяла пришедшее ему в голову сомнение в первоначальной его догадке:симулянтка.
Ломалось она недолго. Поп подтвердил необходимость встречи, но к причастию велел не подходить.
Служба закончилась. И они встретились.
Женщина смиренной монашенкой предстала пред отцом Феофилактом и стала развивать действие второго акта, казалось, безупречно срежиссированного спектакля, но её повелительно спокойным баритоном остановил священник:
- А вот теперь исповедуйся,сын мой.
И вдруг дерзкая девчонка сникла и шёпотом, как потерявший голос человек, выговорила, просипела:
- Я раб Божий -Фёдор.