- Я понимаю - апостол Павел! - Столько он сотворил для нашей Церкви, столько написал! Апостол же Петр - совсем другое дело: бедный рыбак, ничего особого не сделал...
- Погоди. А как же послания Петра и Евангелие от Марка?
- Ну, это же не он сам писал...
- И, что? А проповеднические труды? Их тоже за него кто-то делал?
- ...
Я не зря привел этот, имевший место, мой диалог с одним знакомым богословом. Мне кажется, что не следует так принижать роль апостола Петра, но стоит серьезно разобраться.
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.
Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян.5:15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иакова Зеведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.
Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом – в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) Послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» – провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.
Второе Соборное Послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором Послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда – в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».
К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».
Слово блаженного Августина, епископа Иппонийского
В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.
Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», – удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф.16:16-18). На «сем камени» на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» Петр, а не от Петра «камень», точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» апостол Петр так назван? – Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, – говорит апостол Христов, – яко отцы наши вей под облаком быша, и вей сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1Кор.10:1-4). Вот от какого «Камени» Петр!
Господь наш Иисус Христос в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф.10:2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго; и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф.16:19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», – и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся» (Ин.20:22-23); или: «елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (Мф.18:18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне – Самом Иисусе Христе (Еф.2:20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «пленицами своих грехов, – говорит Премудрый, – кийждо затязается» (Притч.5:22); а кроме Святой Церкви, нигде нельзя получить разрешения.
И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. «Симоне Ионин, – говорил Господь Петру, – любиши ли Мя?» И апостол отвечал: «Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя»; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому после этого Петр отвечал: «Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя». «И глагола ему Иисус» во все три раза: «Паси овцы Моя» (Ин.20:15-17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для апостола цель. Тот, кому даны были «ключи Царствия» и право «вязать и решить», сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф.26:69-75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем апостолам и преемникам их. «Внимайте себе и всему стаду, – взывает апостол Павел к пресвитерам церковным, – в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян.20:28); и апостол Петр к старцам: «Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец» (1Пет.5:2-4).
Замечательно, что Христос, говоря Петру: «паси овцы Моя», – не сказал: «паси овцы своя», – но паси, благий рабе, овцы Господни. «Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово или павлово крестистеся» (1Кор.1:13)? «Паси овцы Моя». Ибо «волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада» (Мф.7:15, Деян.20:29; 2Пет.2:1; Ин.10:12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10:11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1Пет.5:4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой.
И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, «дышал прещением и убийством на учеников Господних» (Деян.9:1), жаждал крови, но – «Живый на Небесах посмеялся ему» (Пс.2:4). Когда он, «гоня и озлобляя» таким образом «Церковь Божию» (1Кор.15:9; Деян.8:5), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: «Савле, Савле, что Мя гониши?» – Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами – члены Тела Христова. «Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян.9:4-5). Савл же, «трепеща и ужасаяся», возопил: «Кто еси, Господи?» – «Аз есмь Иисус, – ответствовал ему Господь, – Егоже ты гониши». И Савл внезапно переменяется: «Что мя хощеши сотворити?» – восклицает. И бысть к нему Глас: «Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити» (Деян.9:5-6). Тут Господь посылает Ананию: «Востав поди на стогну» к человеку, «именем Савлу», и крести его, «яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами израилевыми» (Деян.9:11,15,18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. «Отвеща же Анания: «Господи, слышал от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей, связати вся нарицающия Имя Твое» (Деян.9:13-14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: «Иди и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати» (Деян.9:11,15-16).
И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, – прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его, то есть «малый, немногий, меньший», показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: «Аз есмь, – говорит он, – мний апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1Кор.15:9,10). Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, «во еже уподобитися им» (2Сол.5:9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но «толиким облежащим нас облаком свидетелей» (Евр.12:1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам «Начальник веры и Совершитель» Господь наш Иисус Христос (Евр. 12:2); за Ним последовали Его неустрашимые апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? – Тот, Кто сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5).
См. также: «Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
См. также: «Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Поклонение честны;м веригам святого апостола Петра
Около 42 года апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деян.12,1-11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления. Вериги святого апостола Петра хранились в Иерусалиме до патриарха Ювеналия, который подарил их Евдокии, супруге императора Феодосия Младшего, а она в 437 и 439 годах перенесла их из Иерусалима в Царьград. Одну веригу Евдокия послала в Рим своей дочери Евдоксии, которая построила храм во имя апостола Петра и положила в нем веригу. В Риме были также и другие вериги, в которых находился апостол перед своей кончиной при императоре Нероне.
16 января вериги апостола Петра выносятся на поклонение народу.
Апостол Павел
Жизненный путь св. ап. Павла до начала его миссионерской деятельности
Апостол Павел происходил из малоазийского города Тарса Киликийского (Деян.21:39) и носил еврейское имя Савл, или же Саул. Точно неизвестно, когда усвоил он себе другое имя – Павел (paulus – малый), – возможно при рождении, как римский гражданин, но не употреблял его до времени. Из Деяний (13, 9) известно, что после обращения в христианство проконсула о. Крита Сергия Павла далее везде употребляется имя Павел.
Дата рождения Апостола точно неизвестна. В послании к Филимону (9) ап. Павел называет себя «старцем». Так как послание написано около 63 г., «старческим» можно назвать возраст около 60 лет, то можно заключить, что родился Апостол не позднее 3–5 г. по Р.Х. По происхождению он был из колена Вениамина, а по воспитанию – фарисей (Флп.3:4–5).
Город Тарс славился греческой Академией, образованностью своих жителей. Савл также хорошо был знаком с греческой культурой, систематическое образование он, как иудей, получил в местной синагоге. Дальнейшее образование продолжал в раввинской школе в Иерусалиме – он учился у ног знаменитого Гамалиила (Деян.22:3). Здесь Апостол освоил также профессию плетения палаток, что потом давало ему материальную свободу и избавляло его от нареканий в корыстолюбии.
Савл, естественно, владел своим родным арамейским языком, но официальным языком в Иудее того времени был греческий, на котором Савл изучал и Ветхий Завет по переводу 70-ти толковников, следовательно, владел и греческим языком. За особую ревность Савла к национальным отеческим преданиям и своей религии евреи возлагали на него большие надежды на возрождение былой славы своей религии, а Гамалиил хотел видеть в нем своего преемника. Савл отличался не только патриотизмом, но и особой религиозной нетерпимостью, с которой он преследовал христиан. Впоследствии он называл себя за это «извергом» (1Кор.15:8). Он испрашивал поручительные письма от первосвященника и разыскивал христиан даже вне Палестины, в Сирии; он одобрял также убиение архидиакона Стефана (Деян.7:58–8, 1).
Но Господь провидел в Савле будущего ревнителя истинной веры. Он не отверг его за жестокие преследования, но открылся ему в чудесном явлении (Деян.9 гл.). На пути в Дамаск Савлу явился Сам Христос, что коренным образом изменило всю его жизнь и мировоззрение. По принятии крещения Савл становится ревностным проповедником гонимого им прежде учения. Это произошло ок. 34 г.
Проповедь Савла в Дамаске вызвала злобу у иудеев, и ему было опасно оставаться там. Поэтому он удалился в Аравию на три года (34–37 гг., Гал.1:17), где в уединении и постигал возвышенные истины христианства.
Возвратившись в Дамаск, Савл ревностно проповедует христианство, что снова вызвало преследование со стороны иудеев, и он вынужден был спастись бегством – его спустили в корзине по городской стене (Деян.9:23–25). Савл вместе с ап. Варнавой отправляется в Иерусалим, чтобы увидеться с ап. Петром и ап. Иаковом (Гал.1:18–19). Пробыв здесь около 15-ти дней, он возвратился в родной Тарс (Деян.3:30, 11, 22–26; Гал.1:21), где и оставался с 37 по 44 год, когда ап. Варнава вновь призвал его в Антиохию для дела проповеди. Здесь, в Антиохии, ученики апостолов впервые стали называться христианами (Деян.11:26).
Миссионерская деятельность апостола Павла. Первое путешествие св. ап. Павла (Деян.13:4–14:27) (45–46 год по Р.Х.)
Когда ученики апостолов в Антиохии были вместе на молитве, Дух Святый повелел отделить Савла и Варнаву на дело проповеди. После поста и молитвы апостолы возложили на них руки и отправили их для благовестия. Путешествие проходило через Кипр (родина Варнавы) от Саламина до Пафа. Здесь, в Пафе, Савл поразил слепотою Елиму-волхва за противление проповеди. Видя это чудо, к вере обратился сам проконсул острова Сергий Павел. С этого времени имя Савл в книге Деяний уже не встречается – он именуется Павлом. Дальнейший путь проходил через Пергию, Антиохию Писидийскую, Иконию и Листру. В Листре ап. Павел исцелил хромого; пораженные чудом местные жители приняли апостолов за богов, сошедших с неба, и хотели принести им в жертву животных. Апостолам стоило немалых трудов убедить их не делать этого. Из Дервии обратно тем же путем апостолы возвратились в Антиохию, продолжая дело проповеди и устройство первохристианских церквей.
Апостольский Собор (Деян.15:1–29). 51 год
Апостолы открыли свободный вход в Церковь Христову всем, уверовавшим во Христа, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Это вызвало противодействие со стороны христиан из иудеев, желавших сохранить и в христианстве обрезание и прочие предписания Закона Моисеева. Для решения спора авторитетом главных Апостолов антиохийская Церковь направила ап. Павла и Варнаву в Иерусалим. Как известно, собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:19–20). Собор, таким образом, освободил вступающих в Церковь от необходимости придерживаться ветхозаветных обрядов.
Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян.15:36–18, 22). 52–54 гг.
Вскоре после собора ап. Павел и Варнава предприняли и второе путешествие. По причине разногласия относительно участия Марка, Варнава и Павел разошлись: Варнава, взяв Марка, пошел на Кипр, а Павел вместе с Силой пошел через Киликию. В Листре ап. Павел взял с собой Тимофея, ставшего впоследствии его любимым учеником и сотрудником (Деян.16:1–5). Через Фригию и Галатию они дошли в Троаду, где к ним присоединился ап. Лука (Деян.16:9), почему с этого момента повествование ведется от первого лица множественного числа.
Из Троады, призванные Духом Святым в видении некоего мужа Македонянина, апостолы переправились в Македонию и остановились в Филиппах. За исцеление одной служанки, одержимой духом прорицания, апостолы были заключены в темницу, а по чудесном освобождении отправились в Фессалонику. Оставив Силу и Тимофея в Верии, ап. Павел прибыл в Афины. Известна его знаменитая речь в Ареопаге (Деян.17:22–31). Полтора года ап. Павел жил в Коринфе у Акилы и Прискиллы.
Из Коринфа около 53 г. Апостол написал свои первые два послания к Фессалоникийцам. Оставив Коринф и посетив по пути Ефес, ап. Павел через Иерусалим возвратился в Антиохию.
Третье миссионерское путешествие св. ап. Павла (Деян.18:23–23, 35), 54–58 гг.
Из Антиохии ап. Павел совместно с Тимофеем отправляется в новое путешествие – еще далее в среду языческих народов. Посетив Фригию и Галатию, он прибыл в Ефес, занимаясь в продолжение трех лет делом проповеди в училище некоего Тиранна. Из Ефеса были написаны около 57 г. первое послание к Коринфянам и послание к Галатам. В результате падения у ефесян интереса к изготовляемым идолам некий ремесленник Димитрий среброковач возбудил восстание народа против ап. Павла, что понудило его удалиться в Македонию. Встретив в Филиппах Тита, принесшего известия о жизни Коринфской Церкви и о радушном приеме первого к ней послания, ап. Павел пишет второе послание к Коринфянам (57 или нач. 58 г.); вскоре и сам ап. Павел прибыл в Коринф, где пробыл 3 месяца, написав послание к Римлянам (нач. 58 г.). На обратном пути через Македонию, собрав милостыню для бедной Иерусалимской Церкви, Апостол направился в Иерусалим. Здесь, будучи обвинен в осквернении храма, он был заключен в темницу и отправлен в Кесарию к проконсулу Феликсу, который томил его, ожидая взятки, около 2-х лет (58–60 г.). Феликса сменил Порций Фест, который готов был освободить ап. Павла, не найдя в нем достаточной вины, но Апостол, как римский гражданин, истребовал суда кесарева, в чем и был удовлетворен (24, 1 – 25, 25).
Первые римские узы св. ап. Павла (Деян.27:1–28, 16), 61–63 гг.
В сентябре 60 г. ап. Павел был отправлен под стражей в Рим. На море у о. Мелит (Мальты) произошло кораблекрушение, так что бывшие на корабле едва спаслись от гибели. Только весной 61 г. ап. Павел достиг Рима. Здесь Апостол был радушно принят христианами и, пользуясь большим снисхождением властей, свободно проповедовал христианство. В это время Филиппийская Церковь, и ранее отличавшаяся делами милосердия, прислала к апостолу Епафродита с денежным пособием. В благодарность ап. Павел пишет послание к Филиппийцам (ок. 63 г.). В это время он пишет еще три христологических послания: к Ефесянам, к Колоссянам и к Евреям (ок. 64 г.) и частное письмо к Филимону.
Четвертое миссионерское путешествие св. ап. Павла (64–66 гг.)
Согласно Преданию, после успешной защиты своего дела перед Сенатом ап. Павел был освобожден и предпринял новое путешествие на Восток, посетив ранее основанные им церкви. На о. Крите он рукоположил Тита во епископа Критского. Путешествуя далее по Малой Азии, Апостол ок. 64–65 гг. написал письмо к Титу. Затем он рукоположил Тимофея во епископа Ефесского. Снова посетил Македонию, откуда написал 1 послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе он встретил ап. Петра, с которым дошел до Рима в 66 г. Здесь ап. Петр остался для дела благовестия, а ап. Павел осуществил путешествие в Испанию, что подтверждает св. Климент Римский. По возвращении из Испании он был взят повторно в Риме в узы, из которых ок. 67 г. написал второе послание к Тимофею в Ефес. В 67 г. во время гонения на христиан при Нероне ап. Павел был усечен мечом.
Проповедь
"Петр и Павел, от Рима сошедшися, посетите и укрепите нас", – так говорится в одном из праздничных песнопений, которые посвящены верховным апостолам Петру и Павлу.
Эти святые изображаются на иконе вдвоем, умерли в одном месте, но их жизнь и путь к Христу сильно различаются.
Петр был простым рыбаком, но знал Христа с самого начала. Павел - ученый человек, узнал Христа только по Воскресении, уже во славе. Воскресший Христос обратился к нему со словами: "Савле, Савле, что мя гонишь". Павел спросил: "Ты кто, Господи?", на что получил ответ: "Я Иисус, которого ты гонишь".
Павел никогда не был женат, а у Петра была жена - его верная спутница, которая умерла вместе с ним в Риме, когда казнили мужа.
Несмотря на разную судьбу, два апостола были вместе. Как говорилось в древности, все дороги ведут в Рим, так оно и было. Дорожная система была подобна сеткам, которые покрывали всю Европу. И сердцем системы стал Рим, к которому стекались все дороги. По этим мощеным дорогам разными путями пришли к Риму апостолы Павел и Петр. Пришли, чтобы проповедовать Евангелие, и там закончили свою жизнь.
Умерли они тоже по-разному. Петра распяли стремглав, то есть головой вниз и ногами вверх. Он сам просил о том, чтобы его не распинали как Иисуса Христа, считая себя недостойным. Святая церковь говорит, что ногами апостол Петр указал нам путь на небо. Так он дал знак: "Горняя мудрствуйте, а не земная", житие наше на небесах.
Павел погиб по-другому, ему отсекли голову на месте под названием "Три фонтана". Отсеченная голова упала три раза, ударилась о землю и остановилась. На этих местах потекли три ручейка, которые и дали одному из дальних пригородов Рима название "Три фонтана". Сейчас это уже не пригород: Рим, разросшийся до размеров мегаполиса, вобрал его в себя. Оказавшись на этой территории, вы увидите объявление на разных языках: "Нельзя разговаривать, нужно молчать". И действительно, все молчат, объясняются знаками. Только современные туристы не понимают этого и шумят даже там. Но монахи, которые живут в "Трех фонтанах", всегда молчат.
Миссия и жизнь двух апостолов была закончена в самом большом городе мира, каким был тогда Рим. Сейчас невозможно вообразить, что еще при императоре Нероне город был трехмиллионником. В Риме отсутствовал транспорт, но были дорожные знаки и улицы с односторонним движением, чтобы избежать толпы и давки. В этот огромный город стекались все богатства, шли все люди империи. Именно здесь до конца жизни проповедовали Петр и Павел, чьи заслуги для Церкви очень велики.
Мы почитаем их нераздельно друг от друга, просим у них Божией помощи для святой лодки Петра, как символически изображается Церковь. Просим, чтобы они незримо стояли у руля и помогали кораблю Церкви переплыть бурное море. Ведь жить тяжело, а по-христиански жить еще тяжелее.
Протоиерей Андрей Ткачев
Литература
Источники
БИБЛИЯ на разных языках в параллельном изложении
Введение в библеистику
Введение в Ветхий Завет (конспект лекций) свящ. Лев Шихляров
Доступно зарегистрированным прот. Георгий Шмид 32
Доступно зарегистрированным М.А. Скобелев, И.А. Хангиреев 27
Дошел ли до нас оригинал Библии? А.С. Десницкий
Есть ли в Библии ошибки?
Зачем читать Ветхий Завет? диакон Роман Штаудингер
Зуб за зуб А.С. Десницкий
Как читать Библию? сборник 42,2K
Как читать Библию? митр.Каллист (Уэр) 6,3K
Как читать Библию? прот. Александр Мень 10,5K
Как читать Ветхий Завет? протопресв. Иоанн Брек 8,6K
Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета Л.И. Бриллиантов 33,6K
Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Часть 1 митр. Амвросий (Подобедов) 938
Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета Д.Г. Добыкин
О чтении Евангелия свт. Игнатий (Брянчанинов)
Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета А.В. Иванов 117,8K
Руководство к изучению Нового Завета. Апостол А.В. Иванов 115,6K
Руководство к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса 127,9K
Руководство к изучению Священного Писания арх. Аверкий (Таушев) архиеп. Аверкий (Таушев)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол архиеп. Аверкий (Таушев) 112,1K
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Соборные Послания архиеп. Аверкий (Таушев) 64,9K
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие архиеп. Аверкий (Таушев) 233,5K
Священное Писание Ветхого Завета иерей Геннадий Егоров 198,5K
Священное Писание Ветхого Завета. Общее введение в Св. Писание Ветхого Завета. Пятикнижие А.C. Кашкин 1,1K
Сорок вопросов о Библии А.С. Десницкий 51,3K
Форум: Толкование трудных для понимания мест Библии
Что такое Библия еп. Александр (Милеант) 103,1K
Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга 1 прот. Геннадий Фаст 1,1K
Справочные материалы
Библейская энциклопедия архим. Никифор (Бажанов) 2226,3K
Библейская Энциклопедия Брокгауза
Библейская энциклопедия РБО 988
Библейский атлас 1,5K
Библейский богословский словарь свящ. Василий Михайловский 383
Библейский словарь проф. Н. Н. Глубоковский 906
Библейский словарь Геце Б. Геце
Библейский словарь Нюстрема Эрик Нюстрем
Женевская Библия 590,7K
Опыт библейского словаря собственных имен П.Ф. Солярский
Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.
Слово Божие (цитаты из Библии) cоставитель К.В. Гриценко 43,9K
Археология библейская
Библейская археология И.Г. Троицкий
Библейская археология Д.Э. Райт
Библейская археология прот. Ростислав Снигирев
Библия и археология Николай Василиадис 2K
Древний Восток при свете Божественного Откровения иером. Платон (Рождественский) 642
Изучение Библии в свете археологии Уэйн Джексон
Мегалитические памятники Святой Земли проф. А.А. Олесницкий 1,5K
Доступно зарегистрированным А.С. Норов 81
Руководство к библейской археологии проф. А.А. Олесницкий 692
Святая Земля. Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи». проф. А.А. Олесницкий 734
Текстология
Документы Нового Завета: достоверны ли они? Брюс Фредерик
К вопросу о языке оригинала второй книги Ездры и ее происхождении еп. Серафим (Шарапов) 805
Новый Завет. Контекст, формирование, содержание Брюс М. Мецгер
Псалтирь пророка Давида проф. П. А. Юнгеров 179K
Текстология Нового Завета А. Иванов 24,3K
Текстология Нового Завета и издание Нестле-Аланда А.А. Алексеев 954
Текстология славянской Библии А.А. Алексеев 36,3K
Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний 11,4K
Исагогика (автор, дата, жанр, историческая среда...)
Библейская история прот. Иоанн Базаров 12,1K
Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес 226,5K
Библейско-агадические параллели к летописным сказаниям о Владимире Святом Г.Н. Барац 225
Доступно зарегистрированным В.А. Андросова 33
Доступно зарегистрированным В.А. Андросова 29
Библия и наука сборник 10K
Введение в Ветхий Завет проф. П.А. Юнгеров 106,7K
Введение в Ветхий Завет 18,1K
Введение в Ветхий Завет Сорокин В. 14,8K
Введение в Новый Завет Иоаннис Каравидопулус 84,6K
Доступно зарегистрированным прот. Димитрий Юревич 240
Введение в Четвероевангелие прот. Алексей Емельянов 11,4K
Ветхозаветный праздник Пятидесятницы Н.П. Добронравов 178
Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова П.Ю. Малков 574
Вторая книга Ездры. Историко-критическое введение в книгу еп. Серафим (Шарапов) 557
Доступно зарегистрированным 11
Исагогика. Том II. Эпоха пророков. Священная письменность времен Второго Храма прот. Александр (Мень)
Исагогика. Эпоха пророков
К познанию Библии. Новый Завет еп. Александр (Милеант) 31K
Культурно-исторический комментарий. Новый Завет Крейг Кинер 42,4K
Новый Завет. Вводная часть. Лекции прот. Алексий Емельянов 2,8K
О первоначальном переводе Священного Писания на славянский язык О.М. Новицкий 144
Об авторстве четвертого Евангелия 1,3K
Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами Н.А. Астафьев 83
Первое соборное послание святого апостола Петра В. Суханов 10K
Послания апостольские и апокалипсис прот. Михаил Херасков 690
Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу свящ. Михаил Троицкий 3K
Пророческая книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова Иванов А. В. 11,8K
Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря свящ. Димитрий Юревич 8,1K
Рассуждение о книге Соломоновой, нарицаемой Песни Песней архиепископ Феофан (Прокопович) 640
Речи св. ап. Петра в книге Деяний Э.И. Мищенко 606
Священное Писание Нового Завета (Деяния святых апостолов; Соборные послания) 55K
Семь церквей Апокалипсиса прот. Георгий Урбанович 11,7K
Тайна Иова епископ Иоанн епископ Иоанн 3,6K
Филон Александрийский и его миросозерцание Г.Ф. Монзолевский 136
Хронология книг Ветхого и Нового Завета проф. Н.Н. Глубоковский 1,4K
Библейский канон
Ветхозаветный канон проф. Н. Н. Глубоковский 652
Два важнейших вопроса в истории ветхозаветного канона Нестор Дагаев 1,3K
История ветхозаветного канона Нестор Дагаев 6,8K
Канон Нового Завета Брюс М. Мецгер
Образование канона священных книг Нового Завета прот. Александр Горский 647
Герменевтика и экзегетика (толкование)
Апокалипсис в перспективе XX века архиеп. Дмитрий (Вознесенский) 897
Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования свящ. Николай Орлов 1,1K
Беседы на Евангелие от Марка еп. Василий Кинешемский 102,4K
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Евсевий, архиеп. Могилевский 3,2K
Беседы на псалмы свт. Василий Великий 30,2K
Беседы на Шестоднев свт. Василий Великий 51,3K
Библейская герменевтика П.И. Савваитов 874
Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей Церкви П. Протопопов 719
Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Книга 1 проф. Н.Н. Глубоковский 5,3K
Благовестник. Толкование на Святое Евангелие и книги Нового Завета блаж. Феофилакт Болгарский
Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди иером. Серафим (Роуз) 72,6K
Введение в библейскую экзегетику А.С. Десницкий 81,4K
Воскресение Господа и явления Его ученикам по воскресении И. Глебов 129
Герменевтические предпосылки в труде «Ответы Фаласию» св. Максима Исповедника. Вклад в православную библейскую герменевтику 4,1K
Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его предтечи, по Евангелиям святых апостолов Матфея и Луки М. Богословский 575
Евангелие по Матфею проф. М.Д. Муретов 2,7K
История толкования Ветхого Завета митр. Амфилохий (Радович) 15,7K
Книга пророка Аввакума. Введение и толкование иером. Варфоломей 575
Книга пророка Аггея. Исагогико-экзегетическое исследование свящ. Николай Виноградов 589
Комментарии к Новому Завету Уильям Баркли 474,4K
Мнение Отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея Д.А. Добромыслов 584
Нагорная проповедь А.Г. Долженко 338,5K
Над Евангелием еп. Михаил (Грибановский) 4,8K
Над строками Нового Завета свящ. Георгий Чистяков
Начала толкований: анагогия, уподобление Богу и иерархия в типологических толкованиях Священного Писания Е.А. Маковецкий 586
Начало и конец нашего земного мира неизвестный автор 25K
Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова В.А. Андросова 33,9K
Несколько правил, руководствующих к чтению книг и мест содержания пророческого 595
Новый Библейский Комментарий. Часть 1 (Ветхий Завет). Книга Бытие – книга Иова Дональд Карсон 7,2K
Новый Завет: православная перспектива Теодор Стилианопулос 746
О Боговдохновенности Священного Писания и о том, как должно читать и понимать его
О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания свт. Филарет Московский (Дроздов) 7,4K
О конечных судьбах мира и человека Н.И. Виноградов 1,3K
Об одной заповеди Христа прот. Алексий Потокин 2,2K
Объяснение важнейших мест Четвероевангелия С.В. Кохомский 2,5K
Объяснение священной книги псалмов прот. Георгий Разумовский 365,6K
Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I Г.К. Властов 7,7K
Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II Г.К. Властов 2,7K
Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова свящ. Иоанн Кибалчич 1,5K
Откровение Господа о семи азийских церквах (опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса) А. Жданов 694
Палея толковая 8,6K
Поединок Иакова Ф.Н. Козырев 17,3K
Православное учение о толковании Священного Писания Д.Г. Добыкин 420
Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих архиеп. Игнатий (Семёнов) 705
Притчи Христа проф. Н.И. Виноградов 765
Пророческие сотницы 2,1K
Псалтирь в святоотеческом изъяснении 107,7K
Раннехристианская и византийская экзегетика проф. А.И. Сидоров 5K
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и книги Деяний апостольских Д. Боголепов 696
Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса М.В. Барсов 64,7K
Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов М.В. Барсов 149,8K
Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I М.В. Барсов 106,7K
Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II М.В. Барсов 35,2K
Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов (Троицкие листки) 712,6K
Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея еп. Мефодий (Кульман) 5,8K
Священная летопись. Том 1 Г.К. Властов 13,8K
Священная летопись. Том 2 Г.К. Властов 12,4K
Священная летопись. Том 3 Г.К. Властов 4,4K
Священная летопись. Том 4 Г.К. Властов 16,8K
Священная летопись. Том 5 Г.К. Властов 14K
Священное Писание Ветхого Завета прот. Владимир Иванов 38,5K
Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы свящ. Георгий Максимов 10,5K
Типичные ошибки экзегетов А.С. Десницкий
Толкование Апокалипсиса прот. Иоанн Павловцев 13,7K
Толкование Евангелия Б.И. Гладков 567,5K
Толкование на Апокалипсис прот. Геннадий Фаст 5,1K
Толкование на Евангелие от Иоанна еп. Михаил (Лузин) 30K
Толкование на Евангелие от Луки еп. Михаил (Лузин) 33,7K
Толкование на Евангелие от Марка еп. Михаил (Лузин) 18,6K
Толкование на Евангелие от Матфея еп. Михаил (Лузин) 57,5K
Толкование на Евангелие по Матфею блаж. Иероним Стридонский 104,1K
Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи прот. Геннадий Фаст 740
Толкование на книгу пророка Исаии свт. Василий Великий 28,6K
Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12) сост. Якимов И. 545
Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы XLIX-LXVI) сост. Троицкий И. Г. 564
Толкование на Псалтирь свящ. Николай Вишняков 802
Толкование на Псалтирь (Пс.I-XXXV) сост. Вишняков Н. 684
Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том 1 Иоаннис Панагопулос 910
Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том 2 Иоаннис Панагопулос 1,3K
Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии сост. Якимов И. 617
Толкования Св. Писания свт. Феофан Затворник
Толкования святых отцов на мессианские места Библии прот. Димитрий Поликарпов 5,9K
Толковая Библия Ветхого и Нового Завета проф. А.П. Лопухин 257,5K
Толковый Апостол епископ Никанор (Каменский) 903
Толковый Апостол еп. Михаил (Лузин) 40,1K
Толковый Апостол Д. Боголепов 14,7K
Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа свт. Феофан Затворник 4,6K
Феофана Керамея, архиепископа Тавроминского. Беседы на утренние Евангелия архиеп. Феофан Керамей 195
Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия блаж. Аврелий Августин 10K
Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов протопресв. Иоанн Брек 7,6K
Экзегеза. Учебное пособие
Экзегетические творения свт. Иоанн Златоуст
Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям свщмч. Петр (Зверев) 3,8K
Экзегетический и богословский анализ Исх. 20:5–6: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» А.С. Бордоусов 807
Библейское богословие
Алфавит Библии преп. Макарий Алтайский 12,9K
Библейские темы свт. Николай Сербский 48,5K
Библейское учение о природе и отношении к ней человека П.В. Левитов 1K
Библейское учение об ипостасном Слове Божием митр. Антоний (Храповицкий) 845
Бог и современный мир свящ. Георгий Завершинский 1,6K
Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви еп. Вениамин (Милов) 60,6K
Братья Господни проф. А.П. Лебедев 7,6K
Ветхий Завет в Новозаветной Церкви протопресв. Михаил Помазанский 7,6K
Ветхий Завет о Мессии еп. Александр (Милеант) 21,2K
Ветхозаветная библейская критика проф. А.В. Карташёв 4,5K
Ветхозаветное библейское учение об Ангелах свщмч. Александр Глаголев 3,6K
Вино в Библии 31K
Война и Библия свт. Николай Сербский 14,1K
Евангелие как основа жизни свящ. Григорий Петров
Женщина в Ветхом Завете прот. Константин Кустодиев 7,1K
Искушение и победа Святого Иова Ф.Н. Козырев 12,4K
Лекции по Ветхому Завету прот. Николай Соколов 688
Мессианская эсхатология в междузаветный период и в Новом Завете проф. А.А. Алексеев 2,6K
Миссионерский путеводитель по Библии диакон Иоанн Смолин 7K
Неоспоримые свидетельства Джош Макдауэлл
Непреходящее значение Ветхого Завета свщмч. Александр Глаголев 2,2K
О единстве рода человеческого: Свидетельства библейские В. Д. Кудрявцев-Платонов 583
Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении проф. А.Л. Катанский 871
Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение 4,6K
Пасха и пасхалия игумен Илия (Жуков) 258
Почему у православных «не всё по Библии»? А.С. Десницкий
Психология Апостола Павла Феодор Симон 3,7K
Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе А.С. Норов 130
Рабство в Библии диакон Михаил Першин
Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении по свидетельствам евангелий и посланий апостола Павла 561
Священное Писание и Церковь свщмч. Иларион (Троицкий) 9,6K
Только одно Писание Джон Уайтфорд
Учение апостола Павла об антихристе архим. Феодор (Бухарев) 1,2K
Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры проф. В.Н. Мышцын 2,1K
Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский 4,4K
Чудеса и притчи Христовы прот. Лев Липеровский 50,6K
Библейская история
Библейский патриарх Авраам иерей Вячеслав Зыков 7,8K
Ветхозаветные пророческие школы свщмч. Иларион (Троицкий) 5,3K
Время деятельности пророка Иоиля Ф.И. Покровский 839
Евангельская история свт. Феофан Затворник 124,4K
Заветы двенадцати патриархов, сыновей Иакова проф. А. Смирнов 704
Лекции по Священной Библейской истории Ветхого и Нового Заветов И.Ц. Миронович 2,5K
Об историческом значении книг малых пророков П.И. Казанский 1,7K
Обозрение книг Ветхого Завета свт. Иоанн Златоуст 29,4K
Пророк Даниил и его время О. Ванина 559
Руководство к изучению Священной Библейской Истории 123,6K
Саддукеи свящ. Иоанн Арсеньев 799
Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнические труды архиеп. Евдоким (Мещерский) 5,3K
Священная Библейская история Ветхого Завета еп. Вениамин 197,4K
Священная Библейская история Нового Завета еп. Вениамин 103,8K
Священная история Ветхого Завета прот. Николай Попов 33,1K
Священная история Нового Завета свящ. Николай Попов 613
Священная история Нового Завета прот. Пётр Смирнов 2,2K
Священная история Нового Завета свящ. А. Левитский 11,2K
Священная история Нового Завета протопресв. Михаил Богословский 300
Слово плоть бысть Н. Кедров 650
Столетняя годовщина русского перевода Библии проф. И.Е. Евсеев 73
Таблицы и схемы по Библейской истории
Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую свт. Феофан Затворник 1,9K
Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев) 49,2K
Учебник Священной истории Нового Завета свящ. Михаил Фивейский 2,3K
Христос и первое христианское поколение еп. Кассиан (Безобразов) 87K
Христос и Церковь в Новом Завете прот. Александр Сорокин
О переводах Библии
Исторические сведения о переводе LXX архим. Иосиф (Баженов) 2,5K
История перевода Библии на русский язык И.А. Чистович 4,8K
К вопросу об отношении греческого перевода LXX-ти и еврейского текста Ветхого Завета проф. Н.Н. Глубоковский 1,3K
К Паммахию о наилучшем способе перевода блаж. Иероним Стридонский 3,2K
Критические исследования текста славянского перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода семидесяти толковников проф. И.С. Якимов 560
Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана [Безобразова]) еп. Кассиан (Безобразов) 92,1K
Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника? проф. В.Н. Мышцын 564
О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания свт. Филарет Московский (Дроздов) 7,4K
О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников свт. Феофан Затворник 1,6K
О славянском переводе пятикнижия Моисеева, исправленном в XV веке по еврейскому тексту прот. Александр Горский 568
Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников еп. Порфирий (Успенский) 1,1K
Перевод 70-ти. Его значение в истории греческого языка и словесности проф. И.Н. Корсунский 578
По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе свт. Феофан Затворник 1,2K
Проблемы библейского перевода архим. Ианнуарий (Ивлиев)
Русский перевод Библии прот. Григорий Смирнов-Платонов 3,2K
Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли И.С. Вевюрко 6,6K
Славянский перевод Библии Роман Цуркан 712
Поэтические переложения Библии
Деяния Иисуса Нонн Панополитанский (;;;;;;) 277
Евангелие от Матфея в стихах прот. Василий Пробатов
Евангелие от Луки в стихах прот. Василий Пробатов
Евангелие от Марка в стихах прот. Василий Пробатов
Евангелие от Иоанна в стихах прот. Василий Пробатов
Преложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 103, 143, 145 Михаил Ломоносов
Псалмы царя Давида в устах поэтов
Псалтирь в переводах (переложениях) стихами
Псалтирь в стихах прот. Василий Пробатов