11. 5. 4. Введение

Виктор Тарасенко
11.5.4. Введение

Введение – это часть проповеди, которая указывает предмет проповеди с ясным представлением того, о чём будет идти разговор. Введение готовится в последнюю очередь и должно занимать не более 10-15% от общего объёма количества времени.
Введение должно быть интересным и захватывающим, оно призвано для того, чтобы захватить внимание, умы и сердца слушателей и подготовить их к принятию основной идеи проповеди. (3 ст.52)
Начало и конец проповеди должны быть особенно привлекательными. Вступление и заключение имеют важное значение в проповеди независимо от их продолжительности. Слушая вступление, аудитория вырабатывает мнение о самом проповеднике, и часто это мнение определяет, будут ли слушатели принимать саму проповедь. Если проповедник выглядит нервным, настроенным враждебно или неподготовленным, они будут готовы отвергнут его. Если же он выглядит бодрым, приветливым и интересным, они будут считать, что он является способной личностью с положительным отношением как к самому себе, так и к слушателям.
Во введении есть вступление (приступ), и от него зависит как проповедник сможет представить слушателям идею и её развитие.
Вступление должно привлечь внимание. Когда проповедник выходит за кафедру, он не должен предполагать, что присутствующие, сидя на скамейках, с нетерпением ожидают его проповеди.
Пословица гласит: «С некоторыми людьми случается то же, что и с ослами: чтобы их удержать, их нужно схватить за уши!» Эта пословица очень чётко показывает нам, как мы можем удерживать внимание аудитории. Мы должны постоянно влагать в уши слушателей нечто особенное и интересное, захватывающее их устремления, нужды, заботы, переживания и проблемы.
Первые слова проповеди не должны быть драматичными или тусклыми, они должны дойти до разума слушателей, и, если в течении 30 секунд проповедник не захватит внимание слушателей, он может так и не привлечь его вообще.
Существуют различные способы привлечения внимания слушателей, и это зависит от творческих способностей проповедника. Он может начать парадоксом: «Многие дети Божии живут так, как будто они сироты», или риторическим вопросом: «Если бы я имел всю веру, то как бы я жил?»
Возможны конкретные статистические данные: «Каждый третий брак заканчивается разводом, только каждый шестой брак является счастливым» и т.д.
«Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (они должны отвлечь, зацепить внимание) Этих зацепляющих «крючков» - вступлений – может быть очень много, что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какая-то странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный неглупый вопрос и т.п.» - А.Ф. Кони (35 ст. 80)

11.5.4.1. Типы введений.

По типу вступления различают:
1. Разъяснительно-историческое (на основе контекста).
2. Объяснение непосредственного текста.
3. Статистическая информация.
4. Повествовательное.
5. Тематическое.
6. Потрясающее (пользоваться очень осторожно)
7. Проблемное.
8. Основанное на актуальном событии.
9. Прямое заявление.
10. Непрямой или скрытый подход и т.д.

Проповеднику следует избегать во вступлении:
1. Извинений (за внешний вид, здоровье, привычку, неподготовленность и т. д.)
2. Употребления юмора.
3. Включения длинного приветствия.
Проповеднику следует начинать на уровне людей и вести их к тому уровню, на который он хочет.
Эффективное вступление всегда содержит определённую нужду. Учёный социолог Артур Р. Конэн делает вывод, что если слушателям сообщают информацию, затрагивающую их нужды, то происходит две вещи:
Первая – люди более охотно учатся сему-либо;
Вторая – их мнение изменяется скорее и становится более постоянным, чем если им давать информацию, не относящуюся к реальной жизни. Всё это говорит о том, что в вопросе контакта со слушателями (коммуникации) важную роль играет ответна вопросы: «Почему об этом говорят?» и «Зачем я это должен слушать?» (37 ст.127)
Проповедник должен превратить несознательное внимание слушателей в сознательное, для того, чтобы слушали его проповедь не только потому что они должны её слушать, но и потому что они хотят её слышать.
Если введение не вызывает интерес у слушателей, то не будет надлежащего контакта проповедника со слушателями (коммуникации); не возникнет «аудитория», и не состоится успешная коммуникация.
Захватывающее начало обещает слушателям, что проповедь стоит того, чтобы её прослушать в течении получаса.
Вступление должно также что-то сказать слушателям и об основной части проповеди и о её развитии. Оно должно также представить тему и пойти дальше, чем просто объявление схемы проповеди, а сориентироваться слушателя на основную (главную) идею.
Очень коротко нужно представить тему проповеди, чтобы никто не мог с удивлением спрашивать: «О чём же будет говорить проповедник?»
Введение должно быть настолько длинным, чтобы захватить внимание слушателей, объяснить им нужду, направить их к данной теме, идее или первому пункту. (37 ст.130)
Вступление не должно обещать слушателям больше того, что оно должно обещать. Если это случается, то это подобно стрельбе их пушки по воробью. Сенсационное вступление к простой, обычной проповеди – это нарушенное обещание. Если проповедник не осветил полностью нужду, о которой начал говорить, община чувствует себя обманутой.
Введение следует начинать ровным голосом, что даёт возможность регулировать его на протяжении всей проповеди.

11.5.4.2. Необходимость введения.
Почему введение нужно в проповеди?
1. Оно поднимаетна поверхность нужду.
2. Необходимо вызвать интерес у слушателя к проповеди.
3. Оно действительно вводит проповедь.
4. Проповедь без вступления является неполноценной.
5. Необходимо изложить центральную мысль проповеди в её начале.
6. Необходимо сфокусировать целенаправленное внимание аудитории.

11.5.4.3. Подходы ко введению

1. Текстуальный подход – обсуждение текста, перед полным его разбором.
2. Контекстуальный подход -  даёт контекст, о чём вообще вы проповедуете.
3. Драматическое описание.
4. Тематический подход – некоторое очевидное описание широкого класса понятия с переходом от общего к частному.
5. Проблемный подход.
6. Риторический вопрос.
7. Статистический подход.
8. Мультфильмный или газетный подход.
9. Подход от случая – на праздники.
10. Жизненная ситуация.

11.5.4.4. Правила для составления введения.

1. Вступление должно быть ясно соотнесено с другими частями проповеди.
2. Вступление не должно забегать вперёд (не содержать в себе основные мысли, а только подготовить аудиторию к их принятию).
3. Вступление должно содержать одну главную мысль.
4. Соломон предупреждал избегать крайностей (не должна быть мысль обыденной и неинтересной с одной стороны, и амбициозной с другой)


Существует четыре точки соприкосновения во введении, которые позволяют его успешно развивать и придавать ему плавность:
1. Светская актуальность. Будьте уверены, что ваше упоминание светского – актуально.
2. Библейский авторитет. Двигайтесь от актуального к Библейскому пониманию. Как проповедь связана с текстом? Вы не должны быть вовлечены на данном этапе в экзегетические проблемы.
3. Личная идентификация. Находит контакт с аудиторией в их нуждах. Используйте второе личное местоимение «Вы». Определите особенности аудитории.
4. Организация структуры. Покажите вашу общую организацию проповеди. Подчеркните общие пункты, о которых вы собираетесь говорить. (56 ст.43)

11.5.4.5. Требования к введению.


Чтобы ваше введение было действительным и эффективным, нужно чтобы оно отвечало определённым требованиям.
Например:
1. В отношении длины.  Существует общее согласие в том, что хорошее введение не превосходить 5-7 минут.
2. В отношении назначения и цели.  Привлечь внимание к предмету и теме; вызвать живую заинтересованность в теме.
3. В отношении формулировок и способов выражения. Способы и выражения определяют первое впечатление.
4. В отношении создаваемого построения. Введение не должно начинаться со слишком энергичного изложения, т.к. есть опасность обещать больше, чем способен дать.
5. В отношении разнообразия. В качестве одного из компонентов введение может быть использована иллюстрация.
6. В отношении формы. В начале общий приступ (вступление) чтобы вызвать интерес вообще, затем перевод внимания на Библейское изложение и главную мысль проповеди.
7. В отношении связи с текстом. Любое введение служит для того, чтобы ввести слушателя к пониманию и принятию главной идеи проповеди, рассматриваемой в определённом отрывке Священного Писания.
8. В отношении с проблемой. Уже во введении следует коротко изложить суть проблемы, о которой пойдёт речь впереди. Это определённым образом настраивает слушателей к лучшему принятию информации. У проповедника и аудитории в этом случае уже с первых минут возникает понятие общности, что обеспечивает успех коммуникации.
9. В отношении с темой. Введение – это окно в тему, и от того, как оно будет открыто, зависит проникнет ли слушатель туда.
10. В отношении нужд. Введение, как и сама проповедь, должна затронуть насущные нужды человека. Иначе, ему просто не интересно будет слушать о проблемах и нуждах прошлых поколений. Ваш слушатель, как правило, живёт сегодняшним днём в своих насущных нуждах, и вы обязаны их рассматривать в своих проповедях.