Скульптор Marie-Anne Collot

Алина Алексеева-Маркезин
 Marie-Anne Collot.Портрет Екатерины Второй.1769г.Эрмитаж.

           Мари-Анна Колло( Marie-Anne Collot(1748- 1821)— французский скульптор, портретист. В 16 лет стала ученицей Э. Фальконе, специализируясь в области скульптурного портрета. Сначала мастер готовил девушку в художницы, но быстро понял, что ее призвание - скульптура. Вылепленные Колло портреты были столь хороши, что примерно через год, Фальконе разбил свою работу - портрет Дидро, когда рядом поставил бюст философа, созданный ученицей.

         Конечно, на формирование личности Колло повлияло ее знакомство с видными представителями французского и европейского Просвещения из окружения Фальконе. Частыми гостями у Фальконе были философ Д. Дидро, немецкий публицист барон
Ф. Гримм, русский дипломат и ученый князь Д. А. Голицын

Голицын, российский посланник в Париже, подписавший от имени правительства контракт на выполнение памятника Петру I Фальконе, писал канцлеру А. М. Голицыну: «Он (Фальконе) везёт с собой молодую ученицу 18 лет, у которой определённый талант делать портреты».

         Колло приехала в Санкт-Петербург вместе с Э. Фальконе в 1766 году и до 1778 года жила и работала в России. Здесь она пользовалась успехом и выполнила ряд портретных медальонов и бюстов.
             Пожалуй, самым значительным достижением Колло  в Северной столице, было ее совместное с Фальконе участие в работе над монументом Петра I.
Едва ли Фальконе предполагал, что голову императора  вылепит Мари-Анна.

           В статье «Колло» из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1890-1907) есть такие слова: «Самый замечательный ее труд - голова Петра Великого, вылепленная после того, как создатель монумента, Фальконе, пробовал несколько раз моделировать эту голову, но не мог удовлетворить вкусу императрицы. Любуясь этой головой, полной энергии, величия, глубокого понимания, как характера Петра, так и его исторического значения, удивительно гармонирующей с остальными частями памятника, - с трудом веришь, что ее произвел не русский искусный художник, а двадцатилетняя девушка-иностранка».

   Пожизненный пенсион в 10000 ливров (франков), пожалованный Екатериной II, как и звание академика, были выражением признательности России Колло, прежде всего, за вклад в создание монумента, прославившего имя Этьена Мориса Фальконе и ее.

          В 1777 году Колло становится невесткой М. Э. Фальконе, выйдя замуж за его сына, художника Пьера Этьена Фальконе. У них родилась прелестная дочурка Мари-Люси, но брак с неверным и грубым Фальконе-младшим оказался несчастливым и длился всего два года. Затем их пути разошлись и больше не пересекались.

       Фальконе с невесткой и внучкой прожили два года в Гааге. В Голландии Мари-Анн отогрелась душой после семейных неурядиц и снова начала ваять. Она, в частности, создала бюсты принца и принцессы Оранских, а также лечащего врача своей дочери. Затем Фальконе возвращаются в Париж.

              В 1791 году Мари-Анна приобретает в Лотарингии имение Марильон около Нанси, владение герцога Ришелье, будущего генерал-губернатора Одессы. Живя здесь с дочерью, Мари-Анн совершенно отказывается от художественных занятий. Ее дочь Мари-Люси уже через год вышла замуж за барона Янковича, родом из Польши. В Нанси Мари-Анн Колло-Фальконе и умерла в 1821 году, пережив своего незабвенного учителя на 30 лет.

               Ее хоронили с почестями, как тещу барона Янковича, ставшего депутатом Национального собрания. И не было, пожалуй, никого, кто бы помнил, что она выдающийся мастер скульптуры, чьи работы бережно хранят и Эрмитаж, и Лувр.