Динь-дилень, динь-дилень...

Ирина Красильникова 2
Будете  гулять в Саратове по набережной Космонавтов - не поленитесь заглянуть в арку дома номер 6,  он прямо сразу за гостиницей "Словакия".  А как заглянете - поднимите голову кверху. Вашему взору предстанут маленькие колокольчики,  укрепленные в полукружии арки...

Наверное, я и сама бы их не заметила,  если бы, спускаясь вечером к набережной, не услышала тонкий мелодичный звон... Подняла голову - и ахнула: "Ну просто чудо!"

"Да, чудо! - отозвалась пожилая женщина, держащая за руку маленькую девочку. - Мы с внучкой каждый вечер здесь гуляем и колокольный звон слушаем!"

"Динь-дилень, динь-дилень,  в церковь нам идти не лень!" - дружно  звякали колокольчики. (*) Как будто невидимый звонарь дёргал за верёвочки, и  колокольцы трезвонили - тихо, но настойчиво,  собирая народ на службу... В Крестовоздвиженский монастырь, которого  уже давно не существует...

* * *

История древнего Саратовского Крестовоздвиженского монастыря полна взлетов и падений.  Это и жуткий пожар 1738 года, уничтоживший не только монастырь, но и большинство городских построек; и  нашествие отрядов Емельяна Пугачёва, ограбивших святую обитель...

Будучи упраздненным в конце 18 века, монастырь вновь возродился к жизни  в 1828 году, в связи с учреждением Саратовской епархии и отсутствием в оной женского монастыря. А куда же, как не в монастырь, было отправлять на исправление женщин, осуждённых за разные неблаговидные проступки?

К началу XX века это была крупная обитель, занимавшая целый квартал, с многочисленными двухэтажными кирпичными корпусами келий. В 1899 - 1903 годах в монастыре была выстроена многосаженная красавица - Владимирская Никольская церковь.

В 1918 году Крестовоздвиженский монастырь постигла участь большинства обителей, "мешавших" строительству нового социалистического общества. Он потерял свои земельные угодья; свертывалась работа мастерских и школы; послушницы уходили в мир. Игуменья Антония не сдавалась: она обращалась за помощью в различные инстанции. Но безбожие наступало: в 1919 году у монастыря отобрали старую Крестовоздвиженскую церковь якобы для хранения в ней ценностей, изъятых из городских церквей.

В начале 1922 года женский монастырь был ликвидирован, последняя Владимирская Никольская церковь закрыта, а в скором времени взорвана. Оставшиеся строения были переданы детдому и больнице. В 1980-х при постройке гостиницы "Турист" (сейчас - "Словакия") большая часть строений монастыря снесена...

* * *

Крестный путь игумении монастыря, матушки Антонии и сейчас является примером для  истинно верующих людей. Когда новое революционное правительство заявило о предстоящем  закрытии монастыря, Антония и сестры вынуждены были создать "Крестовоздвиженскую трудовую женскую артель" на базе трех оставшихся мастерских - одеяльной, швейной и вышивальной.
Артель выполняла государственные и частные заказы. Некоторые послушницы, решившие посвятить свою жизнь служению Богу, жаждали иноческого пострига, и матушка  помогала им исполнять это желание.

22 июля 1927 года игумения Антония и ее ближайшие помощницы были арестованы. Их обвинили в том, что трудовая артель превратилась в монастырь.
Пять долгих лет отбывала наказание матушка - сначала в Йошкар-Оле, а потом в Бугуруслане, и только в 1933 году она вернулась в Саратов. Уцелевшие монастырские здания к тому времени занял детский дом. К доброй матушке Антонии, поселившейся у своей племянницы,  вновь потянулись и бывшие монахини, и все те, кто нуждался в ее наставлениях и духовной помощи.

12 ноября 1941 года она была в третий раз арестована. Семидесятитрехлетнюю старицу и еще 6 монахинь обвинили в антисоветской деятельности. Матушка Антония не выдержала тягот,  пришедшихся на её долю, и 5 июня 1942 года, во время следствия, закончился ее крестный путь.

Кончились годы безбожия...  27 ноября 2012 г. в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, Свято-Алексиевского женского монастыря города Саратова  была совершена панихида и состоялось перезахоронение игумении Антонии на территории этого монастыря. Раньше игумения покоилась на Воскресенском кладбище Саратова, и верующие люди ухаживали за ее могилой, передавая это послушание от отца к сыну, от матери к дочери...

* * *

Не остались без внимания и чудом избежавшие уничтожения здания Крестовоздвиженского монастыря. В 2004 году уцелевший северо-западный корпус келий был передан в ведение Саратовской епархии. Также из монастырского комплекса уцелели арка вьездных врат (отреставрирована в 2008) и угловая часовня, в которой в 2006 году освещен Крестовоздвиженский храм. Арка вьездных врат заложена, в ней помещена мозаичная икона Святителя Николая, а под ней - памятная табличка о существовавшем здесь Крестовоздвиженском женском монастыре...

* * *

"Динь-дилень, динь-дилень", -  поют колокольцы в арке жилого дома на набережной Космонавтов. Пройди через арку и поднимись в горочку. Справа ты увидишь миниатюрную Крестовоздвиженскую церковку - её освятили в сохранившийся часовне монастыря. На стенах укреплены памятные доски, свидетельствующие о женском монастыре и тех дивных храмах, которые когда-то здесь были.

А если повернуть у церкви направо и пройти метров тридцать по направлению к улице Московской, можно увидеть и сиротливые вьездные монастырские врата, теперь никуда не ведущие. Здесь часто останавливаются экскурсионные автобусы, и местные краеведы рассказывают гостям Саратова об ещё одной из многих потерь, которые понёс милый волжский город в годы воинствующего атеизма.

* * *

(*)
Конечно, эту песенку колокольцы на самом деле не пели. Но в детстве е я услышала от тёти Тамары, мамы моей школьной подруги такую вот интересную сказку: как колокола народ на службу зовут, и каждый колокол свое поёт. Большой колокол, например, гудит басом: "И - дем, и - дем!!!!!!!!"
Храм Бориса и Глеба, располагающийся метрах в ста от моего дома, в годы безбожия безмолствовал. Каково же было моё изумление, когда в звоне колоколов вновь возрожденного к жизни Борисоглебского храма я услышала... песенки, напетые давным-давно тётей Тамарой...

(Саратов, 11 мая 2018 года)