Тайная Доктрина. Дух и Материя

Лариса Болотова
       Как понять, прочувствовать, осознать что такое  Материя?
   
       Из Тайной Доктрины:

«Пространство есть: «Субстанциональная, хотя (очевидно и абсолютно) непознаваемая, живая Сущность». Таково… учение Кабалы, так же как  и архаической философии. Пространство есть действительный Мир, тогда как наш мир есть искусственный. Оно есть Одно Единство во всей своей Беспредельности; в своих бездонных глубинах, так же, как в своей иллюзорной внешности; внешности усеянной бесчисленными феноменальными Вселенными, Системами и миражу подобными Мирами».

       Допустим, что наш мир искусственный. Как был создан такой мир? Казалось бы, беспредельным можно создать искусственный мир, а не реальный. Что не так? Каким бы бесконечным не был создан искусственный мир, он ограничен в своей искусственности.

«Тем не менее, для восточного оккультизма, в глубине души объективного идеалиста, в действительном Мире, который есть Единение Сил, существует «связь всей Материи в Пленуме», как сказал бы Лейбниц. Это символизировано в Треугольнике Пифагора».

       Треугольник Пифагора одновременно символизирует идеальную и видимую Вселенную.

«В области Эзотерической Науки Единица, делимая ad infinitum, вместо того, чтобы потерять свое единство, с каждым делением приближается к планам Единой Вечной Реальности. Глаз Провидца может проследить её и созерцать её во всей её прегенетической  славе».

       Есть сказка, в которой дракону отрубают голову и у него вместо одной головы появляются две. Как можно делиться не разделяясь? Создать себе подобного? Отразится во множестве?

«…говоря о Монаде и Диаде … только первая считалась субстанциональной и реальной – «тем самым простым Существом, причиной всего единства  и мерой всех вещей». Но Диада, хотя и начало Зла или Материи, - следовательно, нереальное в философии, всё же есть Субстанция на протяжении Манвантары и часто именуется Третьей Монадой в Оккультизме, или связующей линией между двумя Точками, или Числами, которые произошли от ТОГО, «что было раньше всех Чисел», как это поясняет раввин Барахиэль. И от этой Диады произошли все Искры трёх Высших и четырёх Низших Миров, или Планов, находящихся в постоянном взаимодействии и соответствии. Это учение является общим для Каббалы и для Восточного Оккультизма.

Искры являются «Душами», и эти Души появляются в троичной форме Монад (единиц), Атомов и Богов – согласно нашему Учению. Как гласит Эзотерический Катехизис: «Каждый атом становиться видимой, сложной единицей (молекулой), и будучи привлечённой в сферу земной деятельности, Монадическая Сущность, проходя через минеральное, растительное и животное царство, становиться человеком». « Бог, Монада и Атом являются соответствиями Духа, Ума и Тела (Атма, Манас и Стхула Шарира) в человеке» … таким образом, земной человек есть временное отражение Небесного».

«Монады (Дживы) суть Души Атомов: и те и другие есть ткань, в которую Коганы (Дхиани, Боги) облекаются, когда им нужна форма». Это относиться к космическим и sub-планетарным Монадам, не к super-космическому Монасу, Монаде Пифагора…Монады  настоящей диссертации обсуждаются со стороны их индивидуальности, как Атомические Души, до нисхождения этих Атомов в чисто земную форму. Ибо это нисхождение в конкретную Материю  отмечает срединную точку их собственного индивидуального странствования. Здесь, теряя в минеральном царстве свою индивидуальность, они начинают восходить через семь состояний земной эволюции к той точке, где твёрдо установлено соответствие между человеческим сознанием и Дэва (божественным) сознанием».

      Что же получается? Вначале Боги (Духи) облекаются в Монады и становятся Душами Атомов, из которых  создаётся Материя.

«Эта эволюция – рассматриваемая с её несколько основных точек, то есть как Вселенская и Индивидуализированная Монада и как главные аспекты Развивающейся Энергии после дифференциации, аспекты чисто Духовный, Интеллектуальный, Психический и Физический – эта эволюция может быть формулирована, таким образом, как неизменный закон: нисхождение Духа в Материю, эквивалентное восхождению в физической эволюции; восхождению из глубины материальности к её status quo ante, с соответственным разложением конкретной формы и субстанции вплоть до Лайа-состояния, или что наука называет «нулевой точкою», и далее за пределы этого».

      Это значит, что Дух падает в Материю, создавая её, а потом как бы сбрасывает её, проходя через все царства Природы земного (физического) мира, и поднимается по тонким мирам к своему истоку, к Лайа-состоянию или «нулевой  точке». Дух переходит из мира иллюзий в реальный мир.

«Вишванара не есть просто проявленный, объективный мир, но единая физическая основа (горизонтальная линия треугольника), от которой весь объективный мир получает свое существование». И это есть Космическая Диада, Андрогиннная Субстанция. Только за пределами этого находится истинный Протил».

      Имеем, что Материя – это где Духи, облачённые в Монады, теряют свою индивидуальность, а их существование происходит в совокупности. Мир объективный – это проявленный мир, майа (иллюзия). Хочу заметить, что к объективному миру относиться и наши тела, физическое и невидимые. К субъективному -  только наше «Я». Субъективный мир – это мир духовный.

«Говорит Плутарх: «Идея есть бесплотное Существо, не имеющее существования само по себе, но которое даёт образ и форму бесформенной материи и становиться причиною проявления».
Ибо если только Протил будет принят и признан, - как был признан невидимый эфир, ибо оба они логические и научные необходимости, - химия перестанет в действительности существовать; она появится в своём перевоплощении, как «Новая Алхимия» или «Мете-Химия».

Ибо что есть проявленные «Матерь», Отец-Сын-Муж» (Адити и Дакша – форма Брамы, как Творцы) и «Сын» - трое «Перворождённые» - как не просто Водород, Кислород и то, что в своём земном проявлении называется Азотом.
… Элементарные вихри, зачатые Мировым Разумом. Как сказал один  теософ-американец: «Монады (Лейбница) могут, с одной точки зрения, быть названы силою, с другой, материей. Для Оккультной Науки сила и материя суть лишь две стороны одной и той же субстанции».

     Материя уже содержит силу, в ней скрытую, благодаря которой она и существует.

«Пусть читатель запомнит эти «Монады» Лейбница, из которых каждая есть живое зеркало Вселенной, ибо каждая Монада отражает каждую другую, и сравнивает этот взгляд и определение с некоторыми санскритскими стихами, переведёнными сэром Уилльямом Джонсоном, в которых сказано, что творческий источник Божественного Разума: «Сокрытый покровом плотной тьмы, создал зеркала атомов мира и отбросил отображение своего собственного лика в каждом атоме».

     Как понять, прочувствовать и осознать что такое Дух?

«Свойство инерции не есть чисто геометрическое свойство; что оно указывает на существование нечто такого во внешних телах, что не есть просто протяжённость». Это есть мысль Лейбница, как анализировал её Мерц, который добавляет, что он назвал это «нечто» Силою и утверждал, что внешние вещи одарены Силою, и чтобы быть носителями этой Силы, они должны иметь Субстанцию, ибо они не есть безжизненные и инертные массы, но центры и носители Формы – чисто Эзотерическое утверждение, ибо Сила, согласно Лейбницу, есть активный принцип – заключение, уничтожающее разделение между Разумом и Материей.

… нет в природе такой вещи, как неорганические субстанции или тела. Камни, минералы, скалы и даже химические «атомы» суть просто органические единицы в глубокой летаргии. Их спячка приходит к концу, и их инерция становиться активностью».

       Рассматривая материю как протяжённую субстанцию,  Мерц замечает: « …  что внешние и материальные вещи являют свойство протяжённости для наших чувств, но не для наших мыслящих способностей. … Масса, посредством которой внешние вещи, казалось, наполняли пространство, была свойством, которое они приобретали    лишь в силу грубости наших чувств. Лейбниц … не мог удовлетвориться предположением, что материя состояла из конечного числа очень малых частиц. Его математический ум принудил его продолжить это рассуждение. Они  (атомы) утратили свою протяжённость и удерживали лишь свойство сопротивления; они оказались центрами силы. Они были низведены до математических точек. Но если их  протяжённость в пространстве являлась ничем, то тем полнее была их внутренняя жизнь. Предполагая, что внутреннее существование, подобное человеческому разуму, есть новое измерение, не геометрическое, но метафизическое измерение… Низведя геометрическое протяжение атомов к нулю, Лейбниц одарил их бесконечной протяжённостью в направлении их метафизического измерения. Потеряв их из поля зрения в мире пространственном, разум вынужден нырнуть в метафизический мир, чтоб найти  и понять истинную сущность того, что появляется в пространстве как математическая точка… Как конус стоит на своей точке, или как перпендикулярная прямая линия пересекает горизонтальный план лишь в одной математической точке, но может бесконечно продолжиться в высоту и глубину, так же и сущности вещей истинных имеют существование точки в этом физическом мире пространства; но имеют лишь бесконечную глубину внутренней жизни в метафизическом мире мысли».

Это Дух, это сама основа Оккультной Доктрины! «Дух-Материя» и «Материя –Дух» имеют бесконечную протяжённость в глубине, и, подобно «сущности вещей» Лейбница, наша сущность вещей истинных находится на седьмой глубине; тогда как неистинная и грубая материя науки и внешнего мира находится на низшем пределе наших познавательных чувств.

… Истинный дух Эзотерической Философии; безличное, лишённое атрибутов, абсолютное Божественное Естество, которое не есть, «бытие», но Корень всего Бытия. Проведите мысленно глубокую линию между этим вечно  непознаваемым Естеством и таким же невидимым, но, тем не менее, понятным Присутствием, Мулапракрити или Шекина, из-за пределов которой и посредством которой вибрирует Звук Глагола и из которой развиваются бесчисленные Иерархии разумных Ego, сознательных и полусознательных, «самопознающих» и «познающих» Существ, Естество которых есть духовная Сила, Сущность – Стихии, а Тела (когда это им нужно) слагаются Атомами – и вы имеете Нашу Доктрину.
Эзотерическая философия, преподающая объективный Идеализм – хотя она и рассматривает объективную  Вселенную в целом, как Майю, временную иллюзию – устанавливает практическое различие между Коллективной Иллюзией, Махамайей, с чисто метафизической точки зрения, и объективными соотношениями в ней между разнообразными сознательными Ego на протяжении всего времени этой Иллюзии. Потому Адепт может прочесть будущее в Элементальной Монаде, но он должен для этой цели привлечь большее количество их, ибо каждая Монада представляет лишь часть царства, к которому она принадлежит.

Оккультные науки «говорят, что то, что Лейбница называет коллективно Монадами – беря обще и выключая на это время каждое подразделение из обсуждения – может быть разделено на три определённых Воинства (Эти три «грубых разделения» отвечают Духу, Разуму (или Душе) и Телу в человеческом строении), которые, считая от самых высоких планов, суть прежде всего «Боги», или сознательные духовные Ego; разумные Зодчие, вырабатывающие план Божественного Разума. Затем идут Элементалы, или «Монады», составляющие коллективно и бессознательно великие Мировые Зеркала всего связанного с их соответствующими царствами. Наконец, «Атомы» или материальные молекулы, в свою очередь одушевлённые своими «познающими» Монадами, так же как и каждая клеточка в человеческом теле. Существуют массы таких одушевлённых атомов, которые в свою очередь одушевляют молекулы; и бесчисленность Монад или, так сказать, Элементалов, и бесчисленность духовных Сил – не имеющих Монад, ибо они являются совершенными бестелесностями, исключая тех случаев, когда, в силу известных законов, они принимают форму, которая не является неизбежно человеческой. Откуда субстанция, облекающая их – тот видимый организм, который они развивают вокруг своих центров? Лишённые Формы (Арупа) Излучения, существуя в гармонии Вселенской Воли и составляя то, что мы называем коллективностью или агрегатом Космической Воли на плане субъективной Вселенной, объединяют бесконечность  Монад – каждая, будучи зеркалом своей собственной Вселенной – и, таким образом, индивидуализируют на время независимый Разум, всеведающий и вездесущий. И тем самым процессом магнетической  агрегации они создают себе объективные, видимые тела из междупланетных Атомов.

Ибо Атомы и Монады, соединённые или разъединённые, простое или сложные, с момента первой дифференциации являются лишь телесными, психическими и духовными «принципами» Богов, которые сами являются Излучениями Первозданной природы. Таким образом, Для взора Ясновидца высшие Планетные силы являются под двумя аспектами: Субъективным – как воздействия, и объективным – как мистические формы, которые в силу Кармического Закона становятся Присутствием, Дух и Материя, будучи Едины, как уже неоднократно утверждалось. Материя есть Дух на седьмом плане: Дух есть Материя на низшей точке своей деятельности, и оба суть Майа.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.