Литовченко Н. И. Глинозём-железистые и железистые

Николай Литовченко
    Глинозём-железистые и железистые флюидолиты (туффизиты) в осадочном чехле региона КМА 
 
   По проблеме  эндогенного (гипогенного) генезиса железистых кварцитов, богатых железных руд и бокситов (боксит-туффизитов) автор опубликовал несколько дискуссионных статей [11-16] и разместил некоторые из них в интернете на сайте проза. ру. К сожалению, мой более аргументированный отчёт [22ф] по теме: «Переинтерпретация  геологических материалов по железорудным месторождениям КМА с целью оценки масштаба, комплексности и перспектив гипогенного оруденения»,   с 2004 года хранится в геологических фондах, но ознакомиться с ним возможно только по особому разрешению уполномоченных органов.
         В отличие от представлений предшественников, относящих рядовые руды (железистые кварциты) к метаморфизованным осадочным (стратифицируемым) образованиям, а прожилковые обособления богатого магнетитового оруденения к гипогенным (метаморфическим, эпигенетическим) новообразованиям, автором установлены взаимные переходы как между названными разновидностями руд, так и с исходными для оруденения  ультрафербазитами, реликтовые участки которых (реститы) наблюдаются в составе железорудных залежей практически во всех передокументированных 60 скважинах на 9 месторождениях. Детальная документация керна позволила автору проследить последовательные превращения тектонически раздробленных до мезо- и микроблоков массивов  глубинно дифференцированных обогащенных железом ультраосновных пород в рядовые железные руды, известные под собирательным термином «железистые кварциты». Исходные ультраосновные породы содержат в составе силикатных минералов примерно то же соотношение железа и кремнезема, что и вновь образованные по ним в процессе ультраметаморфизма, дислокационного метаморфизма  и локального расплавления рядовые руды. При этих превращениях по крайней мере дважды исходные магматические породы подвергались селективному плавлению с разложением силикатных минералов и обособлением на нижних этажах колонны оруденения  прожилков и шлировидных агрегатов пегматоидного магнетита, а на средних этажах – прожилков и микропрожилков (гипогенные руды коробковского типа) с отчетливо выраженным инъекционно-секущим или цементирующим характером выделения по отношению к интенсивно дислоцированным вмещающим породам. Отчетливые признаки повторного селективного плавления ранее сформированных инъекционно-прожилковых рядовых руд наблюдаются при подъеме их на верхний этаж колонны, где происходит интенсивный процесс окисления магнетита при температуре выше точки Кюри с образованием выплавок мартит-гематитовых и железнослюдково-гематитовых богатых руд, известных под названием «экзогенные руды линейных кор выветривания», встречающихся на глубине 200-500 м ниже поверхности кристаллических пород фундамента.
           О принципиальной возможности проявления крупномасштабной деструктивной тектоники в районе ВКМ свидетельствуют данные В.Ф. Лукьянова [17], исследовавшего гипербазитовые тела Подколодновского и Верхнемамоновского участков. В зоне Лосевско – Мамонского разлома проявлен девонский вулканизм и отмечены уникальные для региона явления: «рост» гранитных куполов и гипербазитовых тел с «протыканием» толщ девона и мела. Разработка Павловского месторождения гранитов выявила мелкоблоковое состояние скального массива; наличие «подвешенных» (бескорневых) глыб, до 5 – 7 м и более в диаметре, среди девонских аргиллитов.
          Типичным примером кулисообразных дислокаций надвигового типа может служить Щигровский участок. Здесь в полностью перекрытых буровыми скважинами разрезах  фиксируются деформации штампового типа в осадочном чехле над протрузией (фронтальной частью надвига) железорудных залежей. В узких зонах интенсивного трения температура может повышаться настолько, что начинается селективное плавление мелкораздробленного матрикса  с образованием железорудного расплава. Достаточно небольших сейсмических сотрясений и рудная масса становится подвижной. Обладая высоким удельным весом рудный расплав в виде прожилковых инъекций проникает в трещинное пространство. При этом на нижних этажах колонны оруденения, где достаточно высоко прогрета вся толща динамокластитов, рудный расплав кристаллизуется в виде массивной магнетитовой руды, не оказывая заметного термического воздействия на вмещающие кварц – полевошпатовые породы. В верхней части колонны, где восстановительные условия среды сменяются на окислительные, происходит саморазогрев (СВС-процесс) [10,18] рудного расплава, о чем свидетельствуют признаки термического воздействия расплава на «взвешенные» в нем мелкие обломки вмещающих  кварц – полевошпатовых  пород.
На участках разлома (надвига), где преобладают напряжения сжатия, железные и глинозёмные расплавы, очевидно, должны выдавливаться в виде туффизитов и эруптивных брекчий в ослабленную сейсмотектоникой зону контакта кристаллического фундамента и осадочного чехла. Выжимаемый последним из трещинной зоны железорудный расплав занимает пространство над трещинной зоной и застывая образует плащеобразную (грибовидную) залежь богатой мартитовой руды. Интенсивность окислительных процессов и селективного плавления богатого железом и плавнями меланжа исходных пород увеличивается к юго – востоку от Щигровского участка, где в пределах Роговского месторождения на поверхность раздела фундамент – чехол  тектонически выжаты богатые мартитовые руды, образующие плащеобразную залежь длиной 17 км, шириной 400 м и мощностью до 18 м. Для руд характерна брекчиевидная текстура.
Роговское месторождение  позволяет раскрыть одну из тайн природы о парагенезисе  богатых железных руд КМА  с эндогенными процессами в осадочном чехле. Как это уже отмечалось мною в ряде отчетов и опубликованных статьях, на тектоническом контакте осадочного чехла с протыкающими его протрузиями  блоков фундамента происходят СВС-процессы и образование глинозем-железистых и железистых расплавов (туффизитов). Продукты эндогенных процессов  большинством геологов принимаются как латеритные коры выветривания, с которыми обычно и отождествляются богатые железные  руды  и бокситы КМА. Именно эти эндогенные глинозем-железистые и железистые флюидолиты (туффизиты) обнаружены мною в бортах карьеров по добыче строительных песков в виде жильных масс, внедрившихся в песчаную толщу верхе мелового и палеоген-неогенового возраста по разрывным нарушениям на площади Мантуровского участка, расположенного  в кровле Роговского месторождения богатых железных руд. Возникающие в верхних  слоях осадочного чехла изгибающие и растягивающие усилия ведут к  разрыву толщ в ослабленных местах и к внедрению в разрыв пластически деформирующихся глинозём-железистых и железистых флюидолитов, т. е. к образованию диапиров. 

               
       В процессе проведения геолого-ревизионного обследования получена новая геологическая информация также и по участку недр Новый Бузец, расположенного в осадочном чехле над Жидеевским месторождением железных руд в Железногорском районе Курской области.   Речь идет о характерных признаках (уликах) последовательно происходивших в верхнемеловой песчаной толще   процессов преобразования: 1) диагенез первичных отложений с цементацией песка в песчаник, 2) эпигенез и  образование кварцитов в связи с  дизъюнктивной тектоникой и внедрением  эндогенных флюидолитов (туффизитов), 3)  выветривание и гидратация  каменистых глинозем-железистых флюидолитов до состояния гетит-лимонитовых глин, 4) процесс расцементации прочных кварцито-песчаников подземными водами снова до состояния тонкозернистых песков, обладающих свойствами плывуна.  Приняв изложенную выше  последовательность происходивших, но не отмеченных ранее предшественниками, процессов преобразования толщ осадочного чехла региона КМА, появляется возможность объяснить  наблюдаемый в песчаной толще месторождения Новый Бузец послойный и прожилковый тип внедрения флюидолитов и туффизитов, аналогичный Мантуровскому участку.

     По моему мнению, жильный характер внедрения туффизитов возможен только по трещинам в каменистых породах, а не в рыхлом песке,  следовательно, находим логическое объяснение и загадочному наличию   бессистемно расположенных реликтовых глыб  песчаников и кварцито-песчаников  среди рыхлых песков верхнего мела.
Аналогичные инъекции глинозем-железистых и железистых флюидолитов, уже при соответствующем  желании, можно обнаружить в бортах  карьеров на Липинском  и Будановском месторождениях строительных песков, расположенных в кровле  Дичнянско-Реутецкого месторождения богатых железных руд  и бокситов КМА.
    
Приведенная автором фото документация внедрения инъекций эруптивных брекчий, туффизитов и флюидолитов в толщи верхнемелового и палеоген-неогенового возраста позволяет по новому взглянуть на продолжавшиеся в прежние годы оживлённые дискуссии о загадочном хопёрском горизонте, о шапкинской толще, о разнообразных генерациях фосфоритов, о железных рудах липецкого типа и бокситах тульского типа. В те годы дискуссии велись в основном  о месте этих загадочных образований в стратиграфических схемах.  Однако, приведённые новации позволят рассматривать эти так и не решённые проблемы с учётом эндогенных, в том числе и расплавных процессов, улики которых при желании можно выявлять и на верхних этажах осадочного чехла. Другими словами, тектонические движения по многочисленным разломам происходили в докембрии, в палеозое, активизировались  во время альпийского орогенеза и, судя по многочисленным землетрясениям,  продолжаются и в настоящее время.

       В зоне Белгородско-Михайловского разлома и в настоящее время тектонические движения иногда сопровождаются экзотермическими окислительными процессами (СВС-процессы) [10,18],   проявляющимися как в генерации электрического напряжения (грозы в зимнее время), так и в эпизодических выбросах столбов газообразных продуктов с расплавленными частичками пород. По Н. Борисову [3], в период с 5 по 18 марта 1999 г. по прямой линии между с. Ушаково Фатежского района и с. Лобазовка Октябрьского района на расстоянии 50 км зафиксировано 8 взрывов, сопровождавшихся местным землетрясением. Возле пруда у с. Ушаково очевидцы наблюдали взметнувшийся на высоту 10 м столб огня вместе с комьями земли. Расплавленные частицы породы достигали пруда и падали с шипением на лед. Из образовавшейся воронки с шумом вырвались газы, а затем и столб воды. Образовавшийся гейзер с горячей водой и паром фонтанировал часа полтора. По данным спасателей ГО и ЧС размеры воронки составили 13х8 м и 6 м в глубину. Уровень гамма-излучения в воронке составил 20 мкР/ч, что почти в два раза выше естественного фона. Размеры воронки в овраге у Лобазовки около 100х80 м и глубина до 15 м, а дальность выброса почвы – до 12 м. Спусковым механизмом для инициирования окислительных процессов в зоне разлома послужили взрывные работы в карьере Михайловского ГОКа.
       В связи с исторически сложившимся разделением исследователей недр на многочисленные научные школы генезис глинозём-железистых и железистых рудопроявлений рассматривается литологами с точки зрения экзогенных процессов. При таком подходе остаются вне поля зрения геологов  продукты эндогенных процессов, проявившихся  в толщах осадочного чехла КМА
        При составлении геологических карт второго   и третьего поколений   основное внимание уделено стратиграфическому расчленению толщ осадочного чехла и кристаллического фундамента.    При этом осадочным чехлом и фундаментом  занимаются разные группы специалистов, как правило, пользующиеся различной терминологией и методологией.          Официально принятое решение этих групп исследователей на признание экзогенного генезиса богатых железных руд и бокситов КМА позволило им отделить так называемыми латеритными корами выветривания осадочный чехол от кристаллического фундамента. При этом были искусственно прерваны между фундаментом и осадочным чехлом  связующие их эндогенные, в том числе рудообразующие, процессы,   разделенные в схемах стратиграфии во времени на докембрийские и на фанерозойские. Это привело к тому, что и петрографы  и литологи в течение многих лет получили возможность изучать и решать вопросы образования рудных и нерудных полезных ископаемых  в  кристаллическом фундаменте и осадочном чехле КМА  самостоятельно независимо друг от друга и нередко игнорируя  фактически наблюдаемые  в осадочном чехле средне и высокотемпературные  расплавные, пневматолитовые и гидротермальные преобразования горных пород, а также нетипичные для осадочного чехла рудопроявления [19,20].   
         Приведенная автором фото документация внедрения инъекций эруптивных брекчий, туффизитов и флюидолитов в толщи верхнемелового и палеоген-неогенового возраста находится в явном противоречии с общепринятыми представлениями о латеритном (экзогенном) генезисе богатых железных руд и бокситов КМА. Новые фактические материалы свидетельствуют о более молодом возрасте  эндогенных богатых железных руд и бокситов, продолжавших внедряться в  виде жильных  инъекций, диапиров и диатрем в  дислоцированные толщи осадочного чехла, вплоть до палеоген-неогенового возраста.

  Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать, поэтому смотрите рисунки к статье (примечание:левой кнопкой мышки выделяю, а правой кнопкой перехожу по адресу и левой открываю):


      https://wampi.ru/image/xvfv7E               https://wampi.ru/image/xe6sCO


      https://wampi.ru/image/xvfwA7                https://wampi.ru/image/xe6AV6


      https://wampi.ru/image/xmLVGy                https://wampi.ru/image/xvf32P


      https://wampi.ru/image/xvfF6s                https://wampi.ru/image/xqhFex


      https://wampi.ru/image/xmLy2g                https://wampi.ru/image/xvfO3Y


     https://wampi.ru/image/xmLI5t                https://wampi.ru/image/xvfej0


     https://wampi.ru/image/xmPcj7                https://wampi.ru/image/xvfsI8


      https://wampi.ru/image/xmP54s               https://wampi.ru/image/xFe2YZ


      https://wampi.ru/image/xmPRp0               https://wampi.ru/image/xOIrVc


      https://wampi.ru/image/xqkYwn                https://wampi.ru/image/xqkz9J


     https://wampi.ru/image/xh10DO                https://wampi.ru/image/xh1HPQ


          ttps://wampi.ru/image/xhoXbO


Литература


1. Архангельский А.Д., Корбуш И.И. Общие результаты разведочных работ в области Щигровского максимума Курской магнитной аномалии // Тр. ОККМА, вып.7. М.-Л., Промиздат, 1926.
2. Благонадеждин Б.И., О фанерозойской активизации докембрия ВКМ – В кн.: Вопросы геологии и металлогении Воронежского кристаллического массива. Изд-во ВГУ, 1976, с. 89-91.
3. Борисов Н. Светопреставление в Ушакове.// Курская правда, 6 февраля 2004 .
4. Вишняков С.Г. О некоторых вторичных изменениях в известняках карбона КМА//Сб. Исследования по геологии, горному делу и обогащению руд КМА. Ростехиздат. М., 1962. С.14-
5. Геология, вещественный состав и генезис бокситов Белгородского района Курской магнитной аномалии. – Изд-во ВГУ. Воронеж. 1972. 164 с.
6. Геология, гидрогеология и железные руды бассейна Курской магнитной аномалии/В.Д. Полищук, Н.И. Голивкин, Ю.С. Зайцев и др.// Кн. 1. Докембрий. М., 1970. Т. 1. 439 с.
7.   Геология, гидрогеология и железные руды бассейна КМА. Т. III. Железные руды. Под редакцией Леоненко И.Н., М., Недра, 1969, 320 с.
8. Глаголев А.А. Проявления гипогенного оруденения в железистых кварцитах Курской магнитной аномалии.//Изв. АН СССР, серия геологич., 1957, №8, с. 31-39.
9. Железные руды КМА (под ред. В.П. Орлова, И.А. Шевырева, Н.А. Соколова). – М. ЗАО «Геоинформмарк». 2001. – 616 с.
10. Зельдович Я.Б., Либрович В.Б., Мержанов А.Г.  Горение: современный взгляд на древнейший процесс.// «Природа», 1985, №2, с. 30-43.
11. Литовченко Н.И. К вопросу о направлении дальнейших геологоразведочных работ на железо в северо-западной части КМА// «Вопросы геологии и металлогении докембрия Воронежского кристаллического  массива» изд-во ВГУ, Воронеж, 1974, с. 136-138.
12. Литовченко Н.И. Метасоматическое магнетитовое оруденение в железистых кварцитах Щигровского месторождения КМА //«Вопросы геологии КМА», вып.1, Изд-во ВГУ, Воронеж, 1977.
13. Литовченко Н.И. К проблеме происхождения железистых кварцитов // Отечественная геология, №6, 2001.  №6. С. 70-76.
14. Литовченко Н.И. Тектоно-магматические процессы и проблема генезиса «железистых кварцитов» // Уральский геологический журнал,  №4 (76),2010.
15. Литовченко Н.И.  Эндогенные бокситы Западной Африки и восточного склона Урала. // Уральский геологический журнал, 2010, №3 (75), с. 31-40.
16. Литовченко Н.И. О боксит-туффизитах и их преобразовании в боксит-латериты // Пути реализации нефтегазового и рудного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Том 2 (семнадцатая научно-практическая конференция). Ханты-Мансийск. – 2014, с. 148-156.
17. Лукьянов В.Ф. Тектоника палеозойского осадочного чехла юго-восточной части Воронежской антеклизы: Дис. канд. геол. -  минерал. наук. Воронеж, 1972, 284 с.
18. Мержанов А.Г. Самораспространяющийся  высокотемпературный синтез: двадцать лет поисков и находок. // Черноголовка: ИСМАН, 1989, 91с.
19. Савко А.Д., Шевырев Л.Т., Ильяш В.В., Божко Е.Н. Золото и редкие минералы в осадочном чехле Воронежской антеклизы// Вестн. Воронеж. ун-та. Сер. геологическая. 1996, №1 – с. 133-138.
20. Савко А.Д., Шевырев Л.Т., Лоскутов В.В. Экогаляционно-осадочная металлоносность Воронежской антеклизы, новые горизонты поисков рудных месторождений в осадочном чехле// Вестник ВГУ. Сер геол. Воронеж, 1999, №7, с. 139-155.
     21ф. Литовченко Н.И. Обоснование гипотезы эндогенного образования бокситов и разработка поисковых геологических критериев и признаков бокситовых месторождений. Отчет, фонды Зап. Сиб. РГЦ и АОЗТ «ЭкоГеос-1», г.Тюмень, 1995.
    22ф. Литовченко Н.И. Переинтерпретация геологических материалов по железорудным месторождениям КМА с целью оценки масштаба, комплексности и перспектив гипогенного оруденения. 2004. (отчёт в двух томах, в Росгеолфонде  инв. № 484262, в Курском филиале  инв. № 1105-о.),

  В интернете на сайте Проза.ру размещены следующие статьи Литовченко Н.И. по дискуссионным проблемам геологического строения и генезису руд в регионе КМА:
К проблеме происхождения железистых кварцитов.
Проблема генезиса железных руд КМА.
Тектоно-магматические процессы и генезис железистых кварцитов.
К дискуссии о происхождении Щигровского железорудного месторождения КМА.
Проблема генезиса бокситов. О боксит-туффизитах и их преобразовании в боксит-латериты.
Глинозём-железистые и железистые флюидолиты (туффизиты) в осадочном чехле региона КМА.
Силикатные флюидолиты и расплавы в регионе КМА.  Эндогенные процессы на верхних этажах осадочного чехла и их парагенезис с гипогенными месторождениями железных руд и бокситов  КМА.
К дискуссии о Курском самороде. Курский самород – это фтор-фосфатный туффизит с аномальным содержанием золота и серебра.
Загадки и тайны недр региона КМА.  О парагенезисе эндогенных процессов в кристаллическом фундаменте и в осадочном чехле региона КМА.

  Каждый исследователь недр Восточно-Европейской платформы имеет возможность открыть в поисковой системе Яндекс эти статьи по дискуссионным проблемам и принять собственное решение: какая из альтернативных гипотез о геологическом строении и генезисе месторождений полезных ископаемых  КМА ближе к истине. Принцип: доверяй, но проверяй.