Ласточка

Дан Берг
               
                И. Штейнберг

                2. Ласточка


                Перевод: Дан Берг

                1

Жила себе в городе Иерусалиме ласточка. Ранним утром, бывало, усядется пташка на ветку мирта и запоет свою веселую песню. Услышат дети знакомое щебетание, соберутся вокруг дерева и слушают.

Ласточка пропоет славу солнцу и новому дню и станет рассказывать детям чудесные истории. Она расскажет о красавице Шуламит, бегущей по горам, и о нежных ланях, пьющих воду из реки Пишон. Она поведает о золотых птицах, гнездящихся в райском саду и вспомнит о древе познания и о древе жизни. Завороженные, дети с восторгом слушают пернатую сказочницу. А потом насыплют ласточке зерен. Она поклюет, насытится, благословит своих юных друзей и упорхнет.

Не ради зернышек, а просто потому, что любила детей, рассказывала ласточка истории своим юным друзьям. Другие птицы, разумные и рассудительные, спрашивали порой  нашу ласточку, зачем она трудится и щебечет понапрасну. А она отвечала: “Понапрасну? Да ведь мои рассказы радуют милых деток, а вы говорите понапрасну!” 

                2

В те давние годы восседал на иерусалимском троне царь Шломо. Он задумал построить Храм. Строители трудились, не покладая рук. Наверное, вам это покажется удивительным, дети, но и наша маленькая ласточка помогала строить величественное здание. Принесет в клюве то чуть-чуть песка, то крошку глины, то капельку воды.

Лесные птицы смеялись: “Зря стараешься! Люди не вспомнят ни тебя, ни труд твой!” А ласточка отвечала насмешникам: “Я не для славы тружусь, я строить люблю, как все ласточки!” Но мудрые и практичные собратья не унимались: “Храм складывают из огромных тесаных камней, и что толку от твоих кусочков, комочков и капелек!” А ласточка в ответ: “Лучше сделать мало, чем не сделать ничего!”

С каждым днем росли ввысь стены, и когда работа подходила к концу, наша ласточка смастерила домик для себя самой под самой крышей здания. Славное вышло у нее гнездо! Даже ангелы, когда спустились с небес поглядеть на выстроенный Храм, похвалили ласточкину постройку, и сказали, что будь она побольше, могла бы стать жилищем главному коэну.

Ласточка жила в своем гнездышке. Когда левиты пели в Храме, она подпевала им по-птичьему. Когда главный коэн благословлял народ, она не забывала чирикнуть “Аминь!” И, как прежде, рассказывала детям нескончаемые истории: и о земле Леванон, и о стране Хавила, и о городе Луз, в который не заходил ангел смерти, и поэтому люди там не умирали, а дети оставались детьми до ста лет.

У нашей ласточки были птенцы, у которых со временем появились их птенцы, и так бесконечно. Дети тоже выростали, и у них рождались свои дети и так далее. Все живое на земле повторяет себя в новых поколениях. Поэтому другие ласточки рассказывали другим детям истории, а дети слушали и кормили птичек зернышками.

                3

Появился у ласточек злой завистник – паук. Он тоже хотел, чтобы дети любили его и приносили пищу. Он сплел паутину в Храме. Паук был спесив и не избрал себе скромного места под крышей, как ласточка, а растянул свою сеть в комнате, где помещался Ковчег Завета, и стал ждать, что дети придут к нему с мошками и бросят их в паутину, и он насытится кровью своих жертв.

Однако, в святое помещение Ковчега Завета никто не заходит, только раз в год туда наведывается главный коэн. Напрасно ждал паук. Изголодался, исхудал. Выполз из своего убежища и сплел новую паутину во дворе. Мимо шли дети, увидали паучью сеть. Один мальчик крикнул: “Я спасу всех мошек от всех пауков и так справлюсь со всем в мире злом!” Он схватил палку и разорвал паутину. Паук понял, что люди никогда не полюбят его и поклялся чинить им всякое зло. Ненависть эту он передал своим потомкам, а те – своим, и так сохранилось навсегда.

Пришел в Иерусалим вавилонский царь Навуходоносор. Он приказал сжечь город, и загорелся Храм. Ласточки взволновались, стали носить воду в клювах, чтобы тушить огонь. Другие птицы насмехались: “Как глупы эти ласточки! Огонь бушует от пола до крыши, а они хотят потушить его жалкими каплями!” А ласточки в ответ: “Лучше сделать мало, чем не сделать ничего! Хоть один уголек затушим – и то наш труд не пропадет!” И продложали свое дело без устали.

Зато пауки старались увеличить пламя. У пауков, как и у ласточек, были зубоскалы: “И без вас Храм пылает, что вы, мелкие насекомые, добавить можете?” И пауки, как и ласточки, нашлись, что ответить: “Хороши злые дела, но радуют они, когда сам их вершишь, а не стоишь в стороне! Лучше сделать мало, чем не сделать ничего!”

Вот почему дети не любят пауков и рвут паутину, а ласточек любят, и если какой-нибудь сорванец разрушит ласточкино гнездо, то пусть знает – это большой грех.

И вышло так, что не пропал даром труд ласточек. Благодаря их усердию уцелела Западная стена Храма, и по сей день стоит она на горе Мория.

Люди говорят, что каждый год, в девятый день месяца Ав, в тот самый день, когда сгорел Храм, ласточки слетаются на гору Мория к Западной стене, и ждут, что придут строители возводить новый Храм, и ласточки помогут им.

Но строители не идут.



Полностью сборник сказок И. Штейнберга опубликован здесь:

http://s.berkovich-zametki.com/2017-nomer3-ishtejnberg/

и здесь:

http://port-folio.us/  архив, январь 2018, выпуск  253