Маленькое предательство

Елена Цыганова
Когда Наташа Ростова разлюбила князя Андрея? Нет, не когда скоропостижно влюбилась в Анатоля, Анатоль - следствие. Остыла к жениху она после визита к его отцу-психопату, который ее унизил и напугал. Наташа, вероятно, не дала себе отчета в своих чувствах (она не рефлексирует), но смутно поняла: в этой семье ее загнобят, и любимый не защитит, потому что он не сепарировался от старого психопата, идет у него на поводу. Потому что, как он подчинился желанию старого князя отсрочить свадьбу, так же будет подчиняться и впредь. Он - не с Наташей, не на ее стороне. Сам факт, что она оказалась в этой оскорбительной для нее ситуации, что будущий свекор посмел обойтись с ней как с аферисткой, лезущей в уважаемую семью, - предательство со стороны Андрея, который был обязан защитить ее и не защитил. Обязан был так поговорить с отцом и сестрой, чтобы те уяснили себе: задеть будущую невестку хоть интонацией, хоть выражением лица - значит глубоко оскорбить Андрея и вызвать его гнев. Мужчине, который отдает избранницу на съедение своим токсичным родственникам, не положено жены, он еще не вырос. И Наташа права, что в итоге выбирает Пьера - тюфяк Пьер убить за нее готов, напугал бретера Курагина до полусмерти.
Есть советский фильм, названия не знаю, муж в последний год своей жизни смотрел, а я вынужденно следила за действием, работая в той же комнате за компьютером. Подробностей не помню, но сюжет такой: интеллигентный пожилой вдовец женится на юной простушке. И вот он решил представить молодую жену друзьям - таким же интеллигентным дядечкам предпенсионного возраста, с увесистыми супругами - и назвал их в гости в количестве пяти, что ли, пар. И поставил жену перед фактом: завтра к нам придут мои друзья, столько-то персон, они хотят с тобой познакомиться. Приготовь, накрой поляну, хорошо выгляди, не опозорься.
Девушка поляну накрыла - и ушла. Ушла куда-то из дому, чтобы не участвовать в этом цирке в качестве клоуна. Муж (в смысле мой муж) возмутился: да как она могла!
- А как ОН мог?! - я от злости уронила мышь. - Устроил девочке экзамен, придурок! Только представь: придут чужие, непонятные ей люди, у нее с ними нет ничего общего, а они между собой и с ее мужем связаны прошлым, памятью, принадлежностью к одному поколению, к одному кругу! Все они заранее настроены недоброжелательно, поскольку беспокоятся за друга - не попал бы старый дурак в лапы хищнице - и к тому же много лет знали и любили его покойную жену, которая была для них "своей", из той же среды. Жены будут на нее смотреть с ненавистью, опасаясь, что их мужья позавидуют и тоже устремятся на поиски свежего личика и юной упругой плоти. И вот они сядут, заговорят о своем, интересном для них и непонятном девушке, начнут обмениваться "семейными" шутками, в которые она не врубается, обсуждать общих знакомых, которых она не знает. А она будет метать еду и стараться понравиться! Как ее муж мог допустить такое унижение, такую мучительную для нее ситуацию? Он такой эмоциональный идиот, лишенный эмпатии, что не способен вообразить "зеркальную" ситуацию: вот она привела его на встречу одноклассников, ее молодые-борзые друзья смеются над ним, говорят между собой на непонятном ему молодежном сленге, их связывает юность, память, общее культурное поле - а он чужой на этом празднике жизни?!
- Ээ... ну-у... А как надо было?
- Надо было, во-первых, спросить: "Дорогая, давай сходим в кино и пригласим супружескую пару, моих старых друзей? Они очень приятные люди. Нет? Тогда, может, в кафе с ними посидим?" - И, если девушка согласится (может, она боится этих важных дядь и теть), познакомить ее именно с одной семейной парой. Двое на двое, и экзамен сдавать не нужно: посмотрели фильм, зашли в кафе, обсудили фильм - вот и тема для общей беседы. Потом - еще с одной парой и т.д. Так, чтобы она не чувствовала себя макакой в зоопарке или нерадивой школьницей перед строгими учителями, не боялась, не сгорала от стыда и неловкости.
Но "наш муж" на своем шестом десятке до этого не додумался. Чем там у них закончилось, не знаю - я ушла прогуляться и дать выход гневу. В кино возможен любой финал, вплоть до танцующих розовых пони в венках из незабудок, но в жизни подобные ситуации заканчиваются всегда одинаково: женщина перестает любить. Всегда. Иногда не сразу это осознает, иногда пытается уговорить себя, что простила - но не прощает. Потому что это не мелочь, не ошибка, это - предательство. Маленькое предательство, после которого разрушается доверие и женщина не чувствует себя в безопасности. Она знает: важные для ее мужа, но посторонние для нее люди могут безнаказанно ее обижать, и муж с ними заодно - против нее. Брак - декларация, что этот мужчина/эта женщина отныне самый важный  человек в моей жизни после меня самого. Не мама, не ребенок, не старый друг/подруга - партнер (до тех пор, пока мы с ним пара). Если это не так - брака нет, опереться на этого человека нельзя, он - не единица, не субъект, и пребывает в инфантильно-симбиотическом слиянии с родовой семьей/референтной группой (друзья, коллеги). Чтобы угодить друзьям или маме, он вас не пощадит. И все ваши ресурсы, все ваши инвестиции в брак (эмоциональные в том числе) будут утекать к этим посторонним для вас людям, которых вы не выбирали и которым ничего не должны. 
Брак - это герметичная структура, капсула. Родители, дети, друзья, коллеги, товарищи по творческим и/или спортивным увлечениям - очень значимые и ценные люди, но они остаются за периметром того пространства, где только вы и партнер. Вы же не делите с ними постель (надеюсь), по этой банальной причине никого ближе супруга у вас нет. "Оставит человек отца и мать и прилепится к жене, и будут двое одна плоть". Именно поэтому сексуальная измена является поводом для расторжения церковного брака: нарушена герметичность капсулы, в сакральное пространство только для двоих проник кто-то третий. Но измена - это уже большое предательство, факт измены свидетельствует о том, что вас не любят, не ценят, в вас не заинтересованы, вам не боятся причинить боль - домик вашего брака лишился несущих конструкций, пора бежать, пока не рухнула крыша.
А маленькое предательство - это неспособность защитить вас от своих близких. От токсичной мамы, отца-психопата, старого друга - хама, сексиста и мизогина. Если мужчина не в состоянии жестко пресечь любую агрессию этих лиц в ваш адрес, уходите. Если он ставит вас в такие условия, что вам приходится угождать этим людям и выслуживаться перед ними, - БЕГИТЕ.
В повести И.Грековой "Кафедра" есть эпизод, когда сын главной героини знакомит с мамой свою девушку. Девушка простая, мама - интеллигентная, она недовольна выбором кровиночки и выказывает свое неодобрение и некоторое пренебрежение к будущей невестке. Следует моментальная реакция: ее сладкий мальчик "словами через рот" сообщает родительнице, что не потерпит и не простит такого отношения к Кате, так что выбирай - или ты ее уважаешь, или наши с тобой отношения испорчены. Вот это правильная позиция, говорящая о том, что и впредь в конфликте между женой и другим, тоже значимым для него человеком этот молодой человек выберет жену. С ним не страшно связать жизнь, он будет думать о благе спутницы в первую очередь, а о комфорте родственников/друзей - по остаточному принципу. Разумеется, лишь до тех пор, пока они пара, т.е. пока и он для нее самый важный и ценный человек после нее самой. Вмешательство тещи в семейную жизнь молодых ничуть не лучше, чем вмешательство свекрови.
Это такая неочевидная вещь, в отличие от супружеской измены или семейного насилия. Казалось бы, в чем предательство-то? - А вот именно в том, что твой самый близкий человек, оказывается, лоялен не тебе, а третьим лицам, которые могут обращаться с тобой нелюбезно, и он не заступится.