76. Милости хочу, а не жертвы

Ольга Кузнечик
Странное требование Господа. Господа Бога Саваофа, отдельной Личности, "отдельной" не в смысле разделения Единосущности на две части, а в смысле самоосознания, ибо Сын возможен только тогда, когда есть Отец.

Господь Бог Саваоф потребовал, а Господь Бог Сын показал нам, сиворылым и тупоумным, железновыйным и скудным на любовь - чего вообще имел в виду Господь Бог Саваоф, когда требовал от людей милости.

Тут необходимо оговориться: человек сотворен по образу и подобию Бога. Человек не имеет возможности уклониться от образа и подобия Бога и уподобиться чему-то иному, поскольку подобие - это "логическая геометрия", есть квадрат стороной один километр, есть квадрат стороной один метр, они - подобны, но различны размером.

Человек может "уподобиться снизу" Богу, поняв собственные масштабы по отношению к Нему.

Человек может "уподобиться сверху" Божиим творениям, выстругав из дерева идола, стараясь как бы "влезть на шею Господу", подмять Его под себя, а - в чем еще суть древнего идолопоклонства? Сотворить ПОСЛУШНОГО бога. Который стоит там, куда его поставили и делает то, что ему велит шаман с бубнами. Который не имеет и не может иметь своей воли. Который зависит от творца - от древодели, от тех, кто какашки голубиные с идола смывает, кто ночью через тайный ход проникает к жертвеннику и съедает принесенные жертвы, чтобы люди верили, что это идол столь прожорлив.

Идолопоклонство - это тоже уподобление Богу, Который желает иметь послушных творений, и нет места в мироздании, где нет возможности уподобиться Богу так или иначе.
Современным языком говоря - человек подобен Богу в силу кода ДНК, выше которого не прыгнешь.

Образ уподобления - вот ключ к пониманию сути идолопоклонства, а, значит, и ко всему богоборчеству в целом (корни греха выдрать сложно, еще Израиль "застолбил" золотого тельца, как способ обрести "понятного" бога, я уж молчу про плоды с древа Познания Добра и Зла, которые в рот зачем-то совали Адам с Евой. Разве так познается разница между добром и злом?).

Наблюдая за тем, как Израиль старается уподобиться Богу - с редкими проблесками в среде порочности выбранных способов пророков типа Ионы, Господь понял одну простую вещь: хочешь сделать хорошо - сделай Сам. Казалось бы - хуление Бога, да? 
Как это "Господь понял"? Так, как Он "передумал после Ноева потопа", так, как Он "решил позабавиться с Иовом", так, как Он - в принципе Единственная Думающая Личность в мироздании, и Его Промысел (гигантские невообразимые Мысли, Думы, Рассуждения, Чувства и Действия) и транслируется Его подобиям посредством Духа Святаго. Именно поэтому употреблять смысл "Бог подумал и придумал" - представляется вполне обоснованным.
Бог "придумал" Самим Собой объяснить людям - чего Он от них так долго и так требовательно хочет, что Он имел в виду Своими заповедями, и почему "милости хочу, а не жертвы" является ключом к пониманию "не отменить закон Я пришел, но исполнить его".

Что такое "жертва"?
Начать с Моисеевых законов: у меня есть стадо баранов, они мои. У меня есть планы, как использовать баранов, я их кормлю, пою (воду черпаю! из речки, что в ста милях от дома! это вам не баран начхал!), расчесываю и стригу, потому что знаю, насколько вкусен шашлык из барана. И я настраиваюсь на то, что созову друзей, и мы пожарим шашлык, и все будут восторгаться моим (!) бараном, и в ауле будет уважение ко мне, и внуки будут помнить дядю Услима, какой хароши человек был, ва! Вечная память! А тут вдруг взять, лучшего из всех баранов выбрать, зарезать и сжечь! Просто так, это ж всесожжение, то есть, целиком и полностью! На ветер! Моего барана! Которого я ягненком взял, кормил, поил (за сто миль за водой ходил!), расчесывал и стриг! Да я ради Господа трех баранов сожгу, пусть внуки помнят, какой дядя Услим хароший человек, да? Щедрый и милостивый!

Баланс жадности (мое! где Бог? Он кормит? Он ноги топчет за сто миль? Он стрижет?) и тщеславия (да мне вообще от Бога ничего не надо! Все - Ему! Ему-Ему! Мне - не надо! Я такой! Ничего мне от Него не надо! Я - всеблаг и без баранов! И без коров! И без овец... эээ... овцы и бараны - это одно и то же?).

Баланс жадности и тщеславия - вот что такое "моисеевы жертвы". Немудрено, что живя в такой среде пророк Илия наложил проклятие на Израиля и запретил земле рожать - невозможно вынести этот баланс, особенно, когда поверх него "нашлепывают" идеологию типа идолопоклонства.
Но и его Господь не очень-то одобрил (все, кто приходили до Меня суть волки), и долго успокаивал и приводил в себя, и умилостивлял, да перестанет гневаться и разрешит дождю. И пророк Илия - разрешил дождю, и земля стала рожать. Вопрос - как обрел пророк Илия такую власть является тайной тайн, весьма будоражащей воображение, но по сути своей является праздным. Праздным любопытством является сей вопрос, потому что - а зачем нам это знать? По-любому "не по зубам".

И так  - любая жертва. "Молюсь - тщеславлюсь, пощусь - тщеславлюсь, даю милостыню - тщеславлюсь" - как-то так описывал состояние "фоновой жертвенности" Иоанн Лествичник. Наверное, тех, кто приносит в жертву Богу всю свою жизнь (я имею в виду монашествующих), это состояние оставляет только через великое смирение (я  не изнемождал себя излишним постом и бдениями, дабы не повредить рассудка, но смирялся, и Бог скоро спас меня).

И так - любая жертва, любое наше действие направленное на осознанное отрывание от себя чего либо "в пользу Бога", с целью помочь Богу. Почему Господь попускает такое? Единственное объяснение, которое приходит на ум - из Первой Книги Царств: какой дом можно построить Богу? Нужно ли поддерживать Ковчег, если он скользит по наклонной плоскости? Руками ли человеческими Бог сотворил мир? Стоит ли всовывать между Богом и Его миром - человеческие руки? Да, если хочешь обрести дар чудотворения (или попытаться затмить Бога, как вариант).

Что же такое "милость", которую хочет от нас Бог?

Милость - это понимание: я - арендатор. Я арендую все то, что у меня есть. Бог дал мне в аренду стадо баранов, и я обязан их растить, кормить, расчесывать и внимательно прислушиваться к Его Промыслу - когда вернуть? Когда срок аренды заканчивается? Кого Он пришлет в виноградник за плодами? Кому сдавать награбленное, проще говоря. И - как море во время отлива освобождать берег: так угодно Богу, Он - Бог, я - в Боге, Он уступает плоды данного мне виноградника тому, кому Он считает это полезным, чтобы сделать не просто "какое-то вино", а - марочное, отменное, и у кого мехи новые, не дырявые. Чтобы ни я не похерил Господни труды за неимением свободных рук, ни - виноделы.

Милость - это отсутствие сопротивления берущему, кто бы ни брал. Я христианин, берет мусульманин - Бог призвал к себе мусульманина. Через милость призвал, это большая радость! Берет коммунист - Бог призвал коммуниста! Даже если берет в 1918 году, угрожая расстрелом - от меня зависит, как отдать. Для меня же "зависит", ибо отдавая, как море во время отлива отдает берег суше, я остаюсь в Господе.

Милость - это понимание: весь мир спасешь, свою душу отщетишь - какую цену дашь за избавление? Милость - это инструмент для собственного спасения, только собственного, не того, кому оказываешь милость, упаси Боже так думать! Максимум, что допустимо предполагать в этом случае - оказывая милость, соединяешься не только сам с Богом, но и подконнекчиваешь к радости милуемого, а радость - это один из даров Духа Святаго, через радость человек может и сам к Богу прийти, главное - дай и помолись за него. Даже если это радость коммуниста-1918. Они ведь искренне радовались раскулачиванию, расстрелам священников, разрушению церквей.

Парадоксы на грани безумия. Троичная логика, которая "длиннее" в логической цепочке операндов: правнуки коммунистов-1918 приходят в церкви, восстановленные "по стопам предков", и ангелы на небесах - радуются происходящему, потому что для них сто лет - это одна секунда: пых! взорвали храм. Чпок! восстановили. И те, кто защищал Церковь радуются - их жертвы были не напрасными. И те, кто разрушал, да покаялся - радуются, Господь помиловал.
Это нам, "еще телесным", бывает скорбно, потому что мы вынуждены жертвовать, а не миловать, милость - это дар Божий, его еще заслужить надо. Дорасти. Дотерпеть. Дотщеславиться.
Чтобы понять - все, что мы делаем "Христа ради", мы делает только для себя и собственного спасения.