Закон Архимеда и подводники

Александр Щербаков 5
Мои   постоянные читатели знают, что я после окончания Хабаровского медицинского института по распределению   попал служить в военно-морской  флот врачом подводной лодки. Об этом я написал в своих мемуарах «Воспоминания дальневосточника», и также написал несколько отдельных рассказов о том периоде в своей жизни.  В одном из этих рассказов под названием «Механик субмарины» я писал о командире электро-механической боевой части (БЧ-5) Абдрахмане Сайпулаеве.  И в этом рассказе немного процитировал стихотворение о подводниках вообще и механиках субмарин в частности.  В момент написания рассказа я не помнил полный текст.  Долго искал у кого-нибудь в интернете, но так и не нашел. Стал вспоминать, и откуда-то из закромов памяти стали появляться отдельные строки.  Но полностью я не вспомнил, одна строчка так и не появилась. Тогда я попросил свою жену, большую мастерицу писать стихи и особенно буриме, помочь мне. Через две минуты строка легла в текст, и это стихотворение, которое можно признать гимном командирам БЧ-5 дизельных подводных лодок,  готово. Прошу прощения, что в нем есть пара непечатных слов, правда, я не считаю, что это мат. Как говорится, из песни слов не выкинешь.

Вначале несколько слов, откуда я узнал этот текст. На нашу подводную лодку 611 проекта Б-63, которая долгое время стояла в капитальном ремонте с модернизацией, стали набирать экипаж.  Командир, капитан 2 ранга Сергиенко пришел на лодку с другой субмарины, меньшей по водоизмещению и боевым возможностям, 613 проекта, так называемой  «Эски». Последнее место службы – бригада подводных лодок в поселке Заветы Ильича недалеко от города Советская Гавань.  Многие офицеры приходили с других лодок,  а четверо – сразу после окончания военно-морских училищ. Плюс я, выпускник гражданского ВУЗа с военно-морской кафедрой. Официально моя должность называлась «начальник медицинской службы». Один молодой офицер занял должность заместителя командира БЧ-1, т.е. штурманской боевой части. Его неофициально звали «штурманенок».  Два выпускника одного училища и года выпуска заняли разные по статусу должности. Один стал командиром БЧ-3, т.е. минно-торпедной части, а второй его заместителем.
Четвертый молодой офицер пришел на должность командира группы движения в БЧ-5, в  электро-механическую часть.  Он стал заместителем механика, капитан-лейтенанта-инженера Сайпулаева.  Вот он-то, выпускник училища подводного плавания в городе Пушкино под тогдашним Ленинградом, и познакомил меня с этим стихотворением. Оно было написано в этом училище, которое готовило и инженеров для подводных лодок.

Впервые я услышал его, когда наша лодка становилась в плавучий док.  Эта постановка делается по боевой тревоге, т.е. весь экипаж находится  на своих боевых постах. Но когда все три судна, на которых должны были проводиться корпусные работы (на нашей лодке  поменяли 80% легкого наружного корпуса), уже стали на свои стапели, разрешили выходить на надстройку, чтобы покурить.  И мы с Володей Беловым, так знали командира группы движения,  оказались рядом.  И он тогда прочитал это стихотворение. Хотя я не большой знаток поэзии, и не могу оценивать художественные достоинства произведения, мне оно понравилось. И я попросил написать мне текст.  Через какое-то время Белов мне принес это стихотворение. Память в молодые годы у меня была хорошей, я прочитал текст несколько раз, и запомнил его.  Бумажка со стихотворением со временем потерялась, но слова остались в памяти на долгие годы.  Но потом стали стираться, за исключением первого и последнего четверостишья. Их я и привел в своем рассказе о механике субмарины.

Служба на дизельных подводных лодках была тяжелой все время. И в годы Первой мировой войны, и в годы Второй мировой.  Наибольших успехов в эти годы добились подводники Германии, но очень дорогой ценой. 75% подводников немецких субмарин не вернулись с походов. Такого процента боевых потерь нет ни в одном роде войск. Большие потери несли и советские подводники, особенно на Балтике.  Не менее тяжело было служить и на лодках  послевоенной постройки, в нашей стране они были скопированы с лучших лодок Кригсмарине (прим. – подводный флот гитлеровского военно-морского флота) конца Второй мировой войны.  И самой трудной была служба у личного состава и офицеров БЧ-5, с этим некто не спорил. Это отражалось даже на звании командира БЧ-5. Она была всего на одну ступень ниже звания командира лодки.

Все это отражено в стихотворении, которое я хочу вам представить. После прочтения вам нужно обязательно прочитать и примечания,  где дается расшифровка некоторых специальных терминов.

В древней солнечной Элладе,
А точней, в Афинограде,
На заре античных лет
Жил мудила Архимед.
Раз он крепко поднабрался,
Еле до дому добрался.
И в бассейн тут наш мудрец
Освежиться чтоб, полез.
Смотрит он в хмельном бреду
Философски на елду.
На земле она свисает,
А в воде наверх всплывает.
С криком «Эврика» вскочил
И такой закон открыл:
«На погруженное тело,
Как оно бы не хотело
Давит сила по подъему
Равная его объему.»
Сей закон довел людей
До подводных кораблей.

А один крестьянский сын
Некто Никонов Ефим
Изобрел давным-давно
Потаенное судно.
А полковничек Джевецкий
Стал впадать под старость в детство.
И стальные корпуса
Изобрел за полчаса.
Ну,  а Якоби – мудрец,
Был порядочный подлец.
Получил подводный флот
От него электроход.
Ну,  а дальше как могли
Усложняли корабли.
Кто-то сузил коридоры,
Кто-то напихал приборы,
От трюмов до ГКП,
Кто-то сунул РДП.
И по свету поплыли
Боевые корабли.
А подводник, водный крот,
Самый проклятый народ.
Как заезженная ****ь, 
Особливо БЧ-5.
Только лег поспать тут малость,
Так и есть, опять сломалось.
То пожарчик, то вода, то другая ерунда. 
И куда не оглянись,
хоть убейся, хоть топись!
А виновник этих бед
был мудила Архимед.

Примечание:
ГКП – главный командный пункт, чаще всего располагается в центральном отсеке субмарины.
РДП – работа двигателя под водой. Длинная труба, которая позволяет подводной лодке идти под водой  с работающими  дизелями. По трубе к дизелям подводится свежий воздух из атмосферы, и отводятся выхлопные газы. Впервые появилось на немецких субмаринах и называлось «шнорхель».

За содержание всех механизмов, кроме торпедного вооружения, радиостанции, гидролокаторов, штурманского инструментария, отвечает командир БЧ-5. Поэтому спать ему редко удается во время походов в море.

Теперь вернемся к закону Архимеда.  Он формулируется следующим образом: на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа)

Мне всегда казалось, когда приходилось объяснять своим детям этот закон, которые  учились в школе, что в  вышенаписанном стихотворении он намного проще и доходчивее сформулирован.  И  вполне цивильно, верно?
«На погруженное тело,
Как оно бы не хотело,
Давит сила по подъему,
Равная его объему.»  И все понятно.

Мне захотелось поделиться этим стихотворением с моими читателями, чтобы оно не исчезло, как очень многие другие шутливые стихотворения.  В этом как раз не до шуток, согласитесь.  И еще показать, как этот закон претворяется в реальной жизни.
 
А теперь о законе Архимеда касательно подводных лодок.  Многие тела обладают плавучестью,  например, бревно. Просто дерево легче воды и плавает.  Но если взять лист железа, он утонет.  Но если из него сделать бочку и наполнить её воздухом, она будет плавать. А наполни её водой – утонет.  Примерно по такому принципу построены подводные лодки.  Они напоминают огромную бочку, вытянутую, как цилиндр, разделенные на отсеки, в которых находится воздух. Чтобы погрузиться, требуется балласт, в качестве которого обычно используется забортная вода.  Для этого в каждой подводной лодки есть балластные цистерны. На той лодке, что я служил, их было целых десять штук с каждого борта. В некоторые принимали  топливо, в другие – питьевую воду, но большая их часть служила для балласта, необходимого для погружения.  Из этих цистерн выпускается воздух через специальные клапана,  и они заполняются водой.  Для нормального плавания под водой субмарине требуется нулевая плавучесть, погружается лодка за счет работы двигателей и перекладывания горизонтальных рулей на погружение.  И всплывает таким же образом.  Причем перед каждым выходом в море стараются добиться, чтобы нос и корма лодки находились  в одной плоскости, чтобы был, как говорят подводники, «ровный киль».  Для этого воду из балластных цистерн перегоняют из носа в корму и обратно.

Но иногда, когда нарушается герметичность корпуса по каким-то причинам, внутрь лодки поступает забортная вода,  или в цистерны примут больше воды, чем требуется,  плавучесть становится отрицательной, лодка может пойти на дно. Для предотвращения этого требуется экстренное продувание балластных систем сжатым воздухом, который  специально закачивается в баллоны, чтобы всплывать. Бывает, что субмарина выскакивает из-под воды, как пробка.  И хотя это красиво смотрится со стороны, но это опасно для экипажа, за это командира могут и наказать.  Но,  что не сделаешь ради спасения субмарины и экипажа. И тут закон Архимеда хорошо выручает.