Смелость города берет

Вероника Сокольничева
Большинство людей имеют неплохой музыкальный слух, они запоминают и могут петь много песен, а то и популярные мелодии из классической музыки. Но когда дело доходит до восприятия серьёзной классической музыки, то таких людей совсем мало, всего порядка одного процента, как я обнаружила, пошарив по интернету. И поэтому имя Валентины Лисицы (она пианист-виртуоз), скорей всего, вам не известно. Музыка, которую она играет, сложна для исполнения и трудна для восприятия, и вследствие этого никаких разговоров о музыке здесь не будет. Разговор пойдёт на тему, обозначенную в заголовке: смелость города берёт.

Нетрудно предположить, что Валентина Лисица родилась вундеркиндом, и так оно и произошло в конце 1973 года, в городе Киеве. В возрасте четырёх лет она дала свой первый сольный концерт, потом училась в музыкальной школе, потом в консерватории, где познакомилась с Алексеем Кузнецовым. В 1991 году они вместе отправились в Майами на международный конкурс фортепианных дуэтов, где сумели занять первое место. Времена на родине были тогда непростые, и они решили продолжать свою музыкальную карьеру в Америке, используя достигнутый успех. На следующий год они поженились.

Поначалу дуэтная концертная деятельность давала им средства к существованию, но вскоре они поняли, что нужно сделать ставку на особый талант Валентины и вывести её на стезю сольного исполнительства. Но как, когда её никто не знает? Нужна пресса, нужна критика, нужна известность среди гурманов классической музыки. И Валентина стала давать бесплатные концерты в самых разных помещениях, и всё это снималось на видео и отправлялось на ютюб. Она вывозила пианино в людные места - на площади, на станции, и исполняла труднейшие произведения, которые мало кто из известных пианистов решался включать в свой репертуар. Люди проходили мимо, редко кто задерживался на минутку, но всё это записывалось на видео и тут же отправлялось на ютюб. Валентина посылала свои видео в концертные организации и записывающие студии, но получала сплошные отказы.

Тогда она подумала: никто не хочет иметь со мной дело как с одиночной солисткой? Попробую с оркестром. И они вместе с супругом решились на рискованнейший шаг: они заложили свой дом за 250 тысяч долларов и на эти деньги арендовали лондонский Королевский Альберт Холл вместе с Лондонским симфоническим оркестром, чтобы записать все фортепианные концерты Рахманинова. Провести запись в таких условиях согласилась известная фирма Decca. Не все пошло гладко: дирижёр оркестра внезапно запросил повышенную ставку, а денег на это уже не было. Нашли другого дирижера, но не оставалось времени для проведения новых репетиций. Тогда Валентина срочно записала исполнение своих фортепианных партий, то есть, без оркестра, и переслала их дирижеру для ознакомления.

Сессия прошла успешно, но фирма не спешила запускать диски в производство, не будучи уверенной в их коммерческом успехе. И тут кто-то заметил, что ролики Валентины, запущенные ею ранее на ютюб, получили сотни тысяч, а то и миллионы обращений. Это был обвал, предложения посыпались лавиной, и сегодня Валентина Лисица концертирует по всему миру. Вот так, буквально, смелость города берёт!

Чтобы мой рассказ не остался таким уж сухим, предлагаю вам двухминутный ролик, демонстрирующий работу пианиста-виртуоза:
https://m.youtube.com/watch?v=RFMNhx2-VDE  . Валентина Лисица исполняет этюд-картину Рахманинова, сюжет которого Сергей Васильевич определял для себя как «Красная Шапочка и Злой Волк».