Я родился в зоне

Николай Дозморов
Может быть, и жаль мне, что я родился не в 19 веке, не в Петербурге, и что меня не отдали в Тенишевское училище – одну из лучших школ столицы, а значит и России. А, может быть, мне и не жаль, что я родился уже в середине 20 века в глуши, на берегу Камы, в местечке Гайва.

В тот год почти вся рабочая сила этой местности была занята на великой стройке социализма – возведении Камской гидроэлектростанции. К этой рабочей силе принадлежали и мои родители, которые были уроженцами этого же Прикамского края, а именно Ильиского района, Русаковского сельского совета, деревни Ярино.

Родился я в гайвинском бараке, да еще к тому же во 2-й, так называемой «зоне». Почему в «зоне»? Ведь «зоны» бывают, кажется, только в тюремных лагерях. Дело в том, что в те годы в СССР все великие и ударные стройки возводились в том числе и руками миллионов расконвоированных заключенных. Вот поэтому Гайва, в которой находились на поселении тысячи ЗЭКа, свезенных со всего Советского Союза, была разбита молвой на «зоны».

Всего зон было пять. Мои двоюродные братья Вова, Миша и Алеша жили в 1-й зоне, сестры Тоня и Ира в 5-й зоне, а мы с братьями, как я уже сказал, во 2-й зоне. Ирония судьбы. Бывает. Например, наша пермский поэт и прозаик Анна Бердическая родилась не косвенно, а буквально в лагере. Ее маме по навету дали 6 лет за антисоветские разговоры и, несмотря, на позднюю беременность, она попала в лагерь, где и родила ребенка, которого отдали в детдом. У Анны Бердичевской есть книга рассказов, где она пишет об этой истории.

Зачем я пишу про себя? Где и когда я родился и прочее. Конечно, не потому что я сообщаю читателям о себе, как о какой-то знаменитости, которой я, ни в коем случае не являюсь, а просто потому, что моя жизнь, как и жизнь тысяч моих сверстников, принадлежит к особенному, знаменательному отрезку в истории России - Советской эпохе. Делая зарисовки о своей жизни, мы рассказываем об этом времени, окрашенном в свои краски, порой нежные, а порой трагические. Место моего рождения с этими «зонами» уже говорит о многом из того, что происходило тогда с нашей страной. И с нами. И что происходит со страной и с нами сейчас.