Бабочка из прошлого. 24. Трагедия циклопов

Юрий Лазин
   Отец Николай улыбнулся и продолжил:
- Мы, священники вообще обязаны сдержанно относиться к удовольствиям, как к таковым, а с тех пресловутых времён мы и компьютерами пользоваться перестали.
- Да в вашем времени компьютер из воздуха можно собрать. - Сказал Алексей.- Просто диву даёшься, откуда что берётся.
- У нас в церкви вы этого сделать не сможете. Ничем не пользуемся. А тогда церковь призвала прихожан отказаться от ЛИО. Если не насовсем, то хотя бы на ближайший год. Чтобы узнать, что даст ЛИО. Долго ждать не пришлось. Уже первый месяц показал, насколько сильно ЛИО делает людей зависимыми от собственных желаний. Человек не просто мог просматривать в личной сфере то, что там показывают, но и режиссировать увиденное со своим собственным участием. То есть, там, в виртуальной жизни каждый участник становился не просто тем, кем ему хотелось быть, но и даже тем, кем он никогда стать даже не мечтал. Человек мог и сам  создать любой сюжет в собственном ЛИО и быть там главным героем, в соответствии со своими пристрастиями, чертами характера, итд. Ну, а у кого не хватало фантазии, то он мог использовать десятки тысяч сюжетных заготовок на любой вкус. И это не важно, как именно режиссировал себя каждый человек. Важно то, что из реальной жизни он попросту выбывал. Как оказалось, людям даже не столь важно добиться богатства и благополучия, сколько просто получить ощущение этого благополучия, приключений, азарта. Люди перестали самоутверждаться в реалии. А зачем, если в виртуальном мире, человек не просто самоутверждается, а делает это невероятно эффектно. И ведь никому и в голову не приходило, что его личная заурядная самобытность не сравнимо выше по ценности с этими удовольствиями. Разработчики глобального компьютерного закабаления людей сделали ставку именно на это. Они дали людям иллюзию осуществлённой мечты без изъянов, да такую, что все этому поверили, хотя им продали стекляшки в обмен на золото.  Но людям это стало настолько нравиться, что ни на что другое в их жизни просто не осталось времени.
- И всё ради удовольствия?- Спросил Джон.
- Да. Представьте себе, человек приходит на работу и подключает ЛИО к производственной программе и последний создаёт условия, когда человек может справляться со своей работой, не выходя из программы удовольствий, которую он выбрал.  Единственный открытый глаз, практически все работающие предпочитали закрывать за ненадобностью.
- Получается, что удовольствие даже во время работы? - Спросил Джон и добавил: Но так же не бывает. Надоест просто-напросто.
- Это так, когда всё касается просто удовольствий. Но это был настоящий наркотик. Он не заменял человеческие эндорфины, но замещал нечто большее. Он менял реальную  человеческую жизнь, малоуспешную, на  виртуальную жизнь, где он во всём преуспевает. Везде, где человек представляет себя на отдыхе, в турпоездке, в спортивных соревнованиях, которых нет. Каждый мог себя срежиссировать в качестве одного из футболистов любимой команды, или охотником на тигров в Индии. Причём всё было  так искусно анимировано, что трудно было отличить эту анимацию от реального видео. И везде человек мог реально переживать свою победу, успех, или преуспевание. Полный, или толстый человек видел себя атлетом с рельефными мышцами. Отпала необходимость в полноценной еде, в спорте, в целеустремлённости, в размышлении, в создании семьи, наконец. Да мало ли в чём ещё? И всё это можно было просмотреть заново, а потом заново отрежисировать и этот сюжет обязательно попадал в копилку сюжетов для использования другими "циклопами". Были любимые темы, вариации которых просматривали все, как сериалы.
- Я бы и спать перестал.- Заметил Алексей.
- Так и было. Программы меняли одна другую настолько гармонично, что человеческий мозг не уставал, но он стал быстро стареть. Наркотик показал себя во всей своей красе, только заявить об этом было невозможно. Да и кому заявлять? Почти всё население планеты в реальности уже не жило. Власти и олигархи поначалу были очень довольны происходящим. Власть имущие получили невероятно сильное орудие подавления воли народа, поэтому компьютерный наркотик был научно обоснован и узаконен. Это орудие позволяло не просто заставлять людей делать что заблагорассудится, но и исключить их из обычной жизни вообще. Искусственный интеллект мобирал информацию о всех сюжетах человеческих вожделений, которые придумывали люди в общей компьютерной сети и использовал это для усиления человеческих эмоций и закабаления людей все больше и больше. Людям вообще стало слишком мало нужно.
 А именно:
Не нужно жилья, поскольку любому "циклопу" нужно просто место для отдыха в промежутках между работой.
Нужно гораздо меньше продовольствия и средств жизнеобеспечения, поскольку "циклоп" и не замечает своей жизни.
Нет необходимости в медицине, обучении и образовании.
Можно заставить работать за самые скромные средства. Буквально за тарелку супа.
И всё именно так и было. Власти добились того, чего не смог добиться ни один диктатор за всю историю планеты. Расходы на циклопов свелись к неразумному минимуму.
- Впервые слышу такое понятие. Неразумный минимум. Это пищи касалось, или чего-то ещё?- Джон был в явном недоумении.
- И пищи, и одежды, и жилплощади, и коммунальных услуг, и любых видов жизнеобеспечения. Когда появились первые факты массового сокращения населения, власти этим вообще не обеспокоились. Они не представляли себе, какие масштабы примет всё это впоследствии.
- Я думал, прогнозировать ситуации в обществе не умели только в моём времени.- Заметил  Джон.
- Почему только в твоем.- Поправил Алексей. - В моём времени всё было точно так же. Но похоже, время о котором рассказывает батюшка, в этом смысле было круче нашего. Там вообще никто ни о чём не думал.
- Вы правы, Алексей. Слишком соблазнительной показалась перспектива закабаления человечества. Учёные, работавшие над этой проблемой рассчитывали, что за счёт данного изобретения, можно будет увеличить возраст человека до ста лет. Видимо, так хотелось думать. Запас рабочего времени среднестатистического человека исчислялся не менее 50 лет. Это очень большой срок и принято было думать, что в течение ближайших 20 лет вопрос рождаемости можно будет решить за счёт того же компьютерного закабаления. Однако они жестоко просчитались.
- И что, никто не говорил властителям о последствиях?- Недоумевающе оборвал батюшку Джон.
- Говорили. О всех возможных последствиях говорили неоднократно. Даже кое-кто поплатился за это собственной жизнью. Но олигархат тогдашней власти был глух ко всем здравым аргументам. Они считали, что их попросту пытаются обмануть и просчитались. Жестоко просчитались. Уже через 10 лет, после внедрения ЛИО, начались массовые смерти людей.
- Насколько массовые? - Спросил Алексей.
Батюшка сделал небольшую паузу и продолжил, словно не слыша вопроса.
- К счастью, в обществе всегда есть часть людей, не идущих в ногу с модой, а живущих вопреки нововведениям. В то время их было настолько немного, что никто из олигархов не обращал на них внимания. Живут себе и пусть живут. А вдруг да пригодятся для чего-то?
- Всё как всегда. - Сказал Алексей.


- Среди тех, кто  не увлёкся ЛИО, были две основные категории людей. Назовём их, прагматы и верующие.  В церквях, мечетях и других храмах священнослужители, практически сразу после внедрения ЛИО, призвали верующих не поддаваться одноглазой виртуальности. И думать не даёт, и молиться, и восхищаться творением Божьим. Понятно, что последовали этому далеко не все и верующие. Среди верующих есть люди, которые веруют лишь формально. А вот действительно верующие прислушались сразу.
-  А прагматы?- Спросил Джон.
- К ним я отношу таких людей, которые  слишком любят свою индивидуальность и не хотят ею жертвовать ни при каких условиях. Их было гораздо меньше, чем верующих. В принципе, те, кто придумали и осуществили этот глобальный человеконенавистнический проект, тоже были прагматами по сути своей. Прагматы есть и среди верующих.  И простые прагматы, и верующие оказались в тяжелейшем положении. Они были вынуждены работать на самых невыгодных для себя  условиях. Вокруг было столько дармовой рабочей силы из числа "циклопов", что найти работу было невероятно трудно. Даже  за еду и одежду. Если закабалённому человеку было всё равно, сколько и за сколько он работает, то простому, свободному человеку требовалось гораздо больше, но он вынужден был работать за гроши. Главной целью для свободных людей стала задача  выжить. Просто выжить. При этом они были свидетелями того, как "циклопы" переставали быть людьми.
- Что значит переставали?
- "Циклопы" стали терять свой человеческий облик.  Одежда на них изнашивалась, они были грязны и даже вшивели, но не замечали этого. "Циклопы" деградировали прямо на глазах. Помочь им было невозможно, поскольку никакими средствами и возможностями здоровые люди не располагали даже для собственного жизнеобеспечения. Но ждать развязки слишком долго не пришлось. Спустя 10 лет после внедрения этого глобального закабаления, люди стали вымирать в огромных количествах. Их жизненный ресурс с учётом новых нагрузок оказался слишком маленьким. В каждом городе в день стали хоронить тысячи умерших "циклопов".  Первый миллиард людей вымер буквально за год. Это сразу сказалось на производстве и на всех областях жизнедеятельности общества, хотя о какой жизнедеятельности можно было говорить, если людям  всё заменила одноглазая сфера.
Батюшка достал из книжного шкафа большой иллюстрированный фолиант и стал показывать размещённые в нём, многочисленные фото.
- Неужели это всё было?- Выдохнул, спустя минут тридцать, Джон.
- Было, было.
Разорились даже наркоторговцы. Их дрянь оказалась не нужной никому, но кто о них вообще думал? Затем настала очередь  водочных и пивных королей. Потом рухнуло производство продуктов питания. Просто отпала необходимость в огромном количестве еды. Строительство жилья стало не актуальным. Любому циклопу нужна была только одна комната, или её половина. На рынке недвижимости появилась масса невостребованного жилья и цена на него резко и сильно упала, но даже и это жильё никого не интересовало. Самого рынка жилья вскоре не стало. Чем больше людей умирало, тем больше жилья освобождалось, а покупать его уже было некому. Можно было смело заходить в любую освободившуюся квартиру и жить там. Этим воспользовались те, кто не пользовался ЛИО. Здоровое население Земли стало компактно заселять отдельные опустевшие пригороды и городки. Это нужно было для организации собственной жизнедеятельности и возможного противостояния властям. В тот момент, когда вся планета покрылась раковыми язвами, на её территории стали появляться здоровые общественные образования. Нормальные люди отвергли существующее правительство и стали создавать своё. И вот тут им помог всё тот же смис. Язык смысловых символов. Здоровое население всего мира сумело объединиться и создать новое всемирное правительство о котором я вам рассказал.
- А как же олигархи? Они что, так легко отдали свою власть?- Спросил Алексей.
Батюшка призадумался, как бы что-то вспоминая, но ненадолго:
-  Одиннадцать миллиардов человек вымерло за семь с небольшим лет. Это была катастрофа, созданная людьми. Крематории не справлялись. Живые "циклопы" хоронили умерших "циклопов", оставаясь при этом в кругу своих приятных иллюзий. Людей хоронили в огромных братских могилах. Общество перестало быть. Власти пытались вернуть "циклопов" в обычное состояние, но это оказалось невозможно даже с использованием ЛИО. Лишение привычного наркотика приводило людей к неминуемой смерти. Достаточно было "циклопу" снять с себя сферу и увидеть, во что он превратился, как им овладевала жесточайшая, дикая депрессия.  Начались массовые самоубийства. В этих условиях создать себе электорат было практически невозможно, а о какой армии тогда могла быть речь? Олигархату нечем было защищать собственную власть.
- Прямо цейтнот какой-то.- Заметил Алексей.
- Количество "циклопов" сокращалось день ото дня и ни о каких выборах в тех условиях не могло быть и речи. Ситуация была катастрофичной. Города опустели и превратились в пустынные застроенные массивы.   Власти остались один на один с прагматами и верующими, которые прокляли их в том и в будущих поколениях. Имена тех властителей до сих пор в чёрных списках общества, и уже которое поколение их наследников продолжает нести на себе бремя этого проклятия. Наиболее совестливые из потомков тех предателей сегодня ходят только в бордовых одеждах. Их не много, но их ни с кем не спутаешь. Обычные люди никогда не ходят в бордовом, чтобы не выглядеть как потомки проклятых.
- Но их же никто не заставляет носить такие одежды? - Спросил Джон.
- Нет, конечно. - Ответил отец Николай. - Но все и так знают кто потомок преступников. Если он ещё и маскируется, то теряет пусть минимальное, но уважение. Всё же,  одевший бордовые одежды, как бы заявляет о собственном раскаянии и смирении. Он не ищет никакого снисхождения, но и не лицемерит. Это располагает хотя бы к минимальному уважению.
- Позвольте,- Алексея озарила догадка,- а ваша свечница?
- Да. Она потомок одного из проклятых. Трудится в церкви верой и правдой уже больше двадцати лет. Багряницу с себя никогда не снимает.
- Чудеса. - Вырвалось у Джона.
- Не представляю себе, как можно было построить новое общество после всего происшедшего.- Сказал Алексей.
- Жить было трудно, но рождаемость увеличилась. Люди не потеряли всего того, что было изобретено человечеством в процессе прошедшей истории. Именно тогда  была придумана новая форма власти. Она существует до сих пор, но это и властью назвать нельзя. По сути дела, это форма ответственности, которую у нас называют по старинке, властью поколений. Суть такой ответственности сводится к тому, что верховная власть попадает в руки не какой-то партии или камарильи, а в руки целого поколения людей на 5 лет. И каждое поколение стремится оставить о себе хорошую память и не оставить плохую.
-Это даже круче, чем ЛИО. - Сказал Джон.
- Это даже круче, чем ты думаешь.- Тут же ответил Алексей.- У них всё так устроено, что каждый человек имеет возможность проявить  себя в общественной жизни в рамках собственного поколения.
- Не так, - поправил батюшка, - в рамках всего общества с помощью своего поколения. Каждый человек держится за своё поколение. Получается, что поколение, а это рождённые в пять ближайших лет, в молодости начинает с малого, а к возрасту в 55-60 лет, или около того, получает верховную власть. То есть её получает не отдельная команда, а целое поколение, которое делегирует лучших из себя, а потом активно их поддерживает и контролирует.
- Ничего себе? И не вариант, чтобы кто-то задержался у власти на 15-20 лет?- Пошутил Джон.
- А зачем? - Не понял батюшка. - У нас такое невозможно. Но есть другие недостатки. Сегодня общество раскололось на части и  каждая часть живёт сама по себе, хотя, при этом, друг без друга не могут существовать.
- О скольких частях общества вы  говорите? - Спросил Алексей.
- Самая большая часть, это земляне. Их подавляющее большинство. Для них власть поколений не пустой звук. Людей больше не выделяют даже  по их национальной принадлежности.  Прояви себя и твоё поколение выберет тебя. Могут и импичмент объявить.
Вторым по количеству человеческим сообществом являются небожители. Они имеют очень большое влияние в обществе. Около пятисот лет назад люди решили, что узнали секрет бессмертия.  Самым старшим небожителям  не более 500 лет. Это возгордившиеся, несчастные люди, которые из гордыни своей  не хотят отдавать себе отчёт в том, что бессмертия не может быть. Они стали частью прагматов в мире циклопов и это их спасло, но теперь они стали заложниками своих заблуждений.
- А что же тогда у небожителей, если не безсмертие? - Спросил Джон.
- Это всего лишь жизнь, растянутая во времени. Как это делается, я не знаю, но эти люди именно  так и существуют, зато преподносят всё так, словно это безсмертие. Если это было бы правдой, небожители рожали бы детей, но этого не происходит. Тут уж нужно выбирать. Или вечность в детях, внуках итд, или якобы безсмертие. Если выбрал второе, то о первом позабудь. На что только не идут люди, чтобы избежать собственной смерти.
- А сколько всего на Земле небожителей?- Спросил Алексей.
- Согласно последней переписи: 120 миллионов 585 тысяч.  На самом деле небожителей чуть не вдвое меньше. Во-первых, они не сообщают об умерших небожителях, словно они живы. За 200-300 лет о каждом небожителе забывают их потомки, если, конечно небожитель оставил их на земле. А если не оставил, то и вспомнить некому. К себе в города они ни кого не пускают. Небожительство стало способом присваивания средств. С тех пор, как было придумано, якобы, безсмертие, его рекламируют и продают с огромной прибылью, хотя денег, как таковых уже нет. Подобные небесные города стоят по всему миру в самых живописных местах. Всего их чуть менее пятнадцати тысяч. Их жителям предоставлены самые изощрённые удовольствия и развлечения.
- Опять всё те же грабли?- Пошутил Джон.
- Ну да. О трагедии "циклопов" у них и не принято вспоминать, хотя многие её помнят. Они превратили свою жизнь в праздник на  стеклянных площадках. Всё это преподносится, как невероятная роскошь, за которую не нужно будет платить тому, кто стал небожителем. Все самые перспективные изобретения  используются ими для того, чтобы  улучшить собственное существование.
- А за счёт чего же они живут?
- Каждый гражданин имеет свои пенсионные возможности, которые привязаны к его владению части планеты с её богатствами. У небожителей пенсионные возможности не ограничены в силу того, что они супер долгожители. Если они растянули своё время так, что отстаиваются в анабиозе, то и девать им свои пенсии некуда. Они накапливаются в огромных размерах.   
- Выходит и в вашем времени халява тоже существует?- Сказал Алексей. - Да ещё какая. А Мари с Аленом ещё удивлялись.
- А что такое халява? - Спросил батюшка.
- Да вот то, о чём вы сейчас рассказываете.- Ответил Алексей и пояснил. - Жизнь за чужой счёт и чем богаче, тем лучше.
- И чтоб никто за это спрос не учинил. - Добавил Джон.
Батюшка улыбнулся.
- Вы правы. Именно так всё и выглядит в небесных городах. Небожители объявили возможность покупки места в небесных городах. Стоимость жизнеобеспечения за сто лет жизни, и вы небожитель.
- Я слышал, что кроме этого нужно ещё заслужить чем-то это право.- Сказал Джон.
- Понятно, что  заслуга, заслуге рознь и потом, вы же не думаете, что каждый из 120 миллионов человек что-то изобрёл, или заслужил? Просто нужно как-то обосновать появление новых небожителей в небесных городах.
- Джон, а как ты думаешь, Мари чего-то заслужила, или тоже вид делает, что гений?
- Даже не знаю. А вы как думаете, Алекс?
- Не знаю, как Мари, но то, что Ален явно не гений, это точно.
- Самое главное,- продолжил отец Николай, - что  бездумно увеличивать количество небожителей нельзя. В конечном-то счёте, они живут за счёт остального населения земли. Они трутни и не производят ничего полезного. Система рациональной организации труда, совершенная система производства  и безденежная система придуманы землянами задолго до  появления небожителей. А ведь среди небожителей самый высокий процент суицида.
- Странно, - сказал Джон, - а я всегда считал трутнями священников. Вы ведь ничего полезного не делаете.