226 Гитара на корабле 16 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

226. Гитара на корабле. 16 апреля 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море, понедельник 16 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 1.4°C тепла, средняя: плюс 5.7°C тепла, макс.: плюс 9.6°C тепла, без осадков.
 
16 апреля 1973 пн
Утро. Идём в море. Туман. Штормит. Идём лагом к волне. Гитара! Что бы я делал без тебя? Получил письма от Вали и мамы. Начал стенд, завершающий всё. Сделаю и ту-ту! Скорее бы!

Первая корабельная гитара была классическая семиструнная русская гитара так называемого "деревянного" или "походного" типа. Вергее, гитар было две: семиструнная и шестиструнная, они были куплены за счёт средств мичманов и офицеров первого изначального экипажа БПК "Свирепый" ещё в период нахождения в учебном центре 67-го ОДСРНК в Калининграде. Шестиструнная гитара сразу же попала в кают-компанию мичманов, где на ней бренчали и пытались петь разные песни молодые мичманы "под настроение", а семиструнная гитара осталась на хранении в корабельной каптёрке (кладовой), так как на ней почти никто не умел играть. Практически совершенно случайно я увидел эту гитару на полке стеллажа в корабельной каптёрке, попросил баталера поиграть на ней, взял несколько аккордов и в шутку "с хрипотцой" спел куплет из песни Владимира Высоцкого "Мои похорона":

Сон мне снится - вот те на:
Гроб среди квартиры,
На мои похорона
Съехались вампиры,
Стали речи говорить -
Все про долголетие.
Кровь сосать решили погодить:
Вкусное - на третье.

В гроб вогнали кое-как,
А самый сильный вурдалак
Всё втискивал и всовывал,
И плотно утрамбовывал,-
Сопел с натуги, сплёвывал
И жёлтый клык высовывал...

Баталер (корабельный завхоз, кладовщик, помощник по заведованию денежным довольствием, нестроевой помощник замполита, хранитель корабельных и личных вещей и ценных предметов, содержатель и распределитель продовольственных деликатесов и винных запасов офицерского и мичманского состава экипажа корабля, виночерпий, учётчик и соглядатай) "ни в какую" не хотел расставаться с гитарой, но все присутствующие, в том числе и помощник командира корабля по снабжению лейтенант Миша Казаченко, хором потребовали, что бы семиструнную гитару давали мне, когда у ребят возникала охота попеть песни Высоцкого, послушать, как поют другие песни, особенно, "караси", салаги и молодые матросы, которые приносили "с воли" (с гражданки) новые самодельные, дворовые, городские и "блатные" песни.

Так постепенно (не часто) я стал "по заказу" брать в каптёрке семиструнную гитару, выходить на бак, а в плохую погоду, в ленкаюте, и петь песни. С момента переезда в июле 1972 года экипажа из Дивизиона на корабль, стоящий у достроечной стенки в заводе (ПСЗ "Янтарь"), семиструнная гитара сначала "задержалась" в ленкаюте, а потом и "прописалась" постоянно в корабельной библиотеке. Для подбора аккордов песен я смастерил из плотного чертёжного ватмана специальное приспособление - трафарет с "окошками", в которых были условные обозначения гитарных аккордов. С помощью этого трафарета я мог почти профессионально подбирать аккорды для любых музыкальных произведений и печен. Если бы я ещё мог профессионально играть на гитаре!!!

С гитарой я познакомился и подружился ещё в далёком детстве в 60-х годах, когда мы с братом и отцом выезжали на лето в деревню Дальнее Русаново Ханинского района Тульской области к родичам моего папы, а также в дом-отдыха - турбазу "Ока" под Алексин. Я мечтал научиться играть на гитаре, поэтому дал согласие родителям и они привели меня в Суворовскую музыкальную школу, где уже учился и занимался мой старший брат Юра. Мы оба учились по классу баяна, так как мой папа умел играть на балалайке и гармошке и тоже мечтал стать баянистом.

Баян был очень тяжёлый, щипал мне худые колени своими мехами, мучил меня аккордами и я учился весьма неохотно, но с желанием овладеть сольфеджио, музыкальное грамотой и нотной азбукой, чтобы "читать" ноты, подбирать к текстам аккорды, играть на гитаре. Дома у нас гитары не было, так как папа и мама считали гитару "несерьёзным инструментом", потому что гитара была у нас на улице и под неё "большие ребята" пели, как правило, "блатные песни". Однако всё изменилось, когда из Воркуты приехал мамин родной младший брат - дядя Коля, который привёз с собой замечательную и дорогую семиструнную гитару...

Дядя Коля не только замечательно играл "перебором" на гитаре, но и чудесно пел неподражаемым вибрирующим густым мужским баритоном... Дядя коля был неравнодушен к трём ценностям в его жизни: к нашей маме и своей сестре Нине, к вину и к девушкам, которых он искренне любил. Свою сестру и нашу маму он любил так, как маму Юлию, которая умерла от заражения крови вскоре после рождения Коленьки, вино он любил, потому что оно давало ему радость и счастье ощущения окружающего мира не таким, каким он был в действительности, а молодых девушек дядя Коля любил потому, что очень ценил женскую красоту и женственность и несколько раз на долгие сроки был лишён возможности с ними общаться...

Дядя Коля научился играть на классической семиструнной гитаре потому, что моя мама и его средняя сестра Нина очень любила его голос, манеру держаться, петь, говорить, быть похожим на их отца Василия Никитича Максимова, а также потому, что звуки и аккорды гитары действовали на дядю Колю так же, как вино, а с виду гитара была очень похожа на фигуру красивой статной девушки... Всё это дядя Коля говорил мне и моему старшему брату Юре и давал нам первые уроки игры на гитаре, а когда пришла пора завершить свой отпуск и вернуться на угольную шахту в Воркуту, он щедро подарил моему брату Юре свою семиструнную гитару. С тех пор, Юра "мучил" гитару и нас своими попытками петь и играть на гитаре и у него это получалось... Я мог играть на этой гитаре только украдкой...

Как только Юра научился брать несколько основных аккордов, он тут же вышел на улицу и "на нашем месте" немедленно стал "королём" всех ребят и девчонок с улиц Белинского и ближайшей округи "низовского района" города Суворова Тульской области. Вскоре лопнула одна струна, потом другая, а после того, как брат не сумел "достать" нужные струны, гитара надолго нашла свой приют в простенке за шифоньером в его комнате. Только в 1965 году, после того, как Юра уехал в Севастополь и был призван на службу на Черноморский флот (в авиационную часть близ Джанкоя), гитара полностью перешла в мои руки и я купил для неё комплект "серебряный" струн.

Семиструнная гитара дяди Коли имела очень широкий гриф, большой объёмный корпус, тугие струны и широкие лады - всё это было подходяще для сильного, мужественного и крупного руками и телом мастера-шахтёра, но не для худого и слабосильного (тогда) мальчишки-школьника. Однако я упорно, со слезами и болью в подушечках пальцев, с ороговевшей на кончиках кожей, учился, учился и учился извлекать из гитары складные музыкальные звуки. Мама и папа оценили моё упорство и отнесли нашу гитрау в музыкальную школу, где учитель профессионально настроил гитару, ослабил и отрегулировал струны так, что теперь я мог свободно прижимать их к ладам и металлическим порожкам на грифе. Вскоре я не просто играл, а пел под аккомпанемент семиструнной гитары.

Дядя Коля знал множество песен и романсов под гитару и мастерски их пел:
 
М. Шишкин - Обр. О. Агафонова. "Живёт моя отрада",
Е. Гребёнка - Обр. Р. Мелешко. "Очи чёрные",
С. Писарев - А. Дюбюк. "Поцелуй же меня, моя душечка",
П. Рындин - М. Глинка. "Как сладко с тобою мне быть...",
А. К. Толстой - П. Чайковский. "Средь шумного бала",
В. Соколов. "Отойди!",
В. Шумский - Н. Харито. "В том саду, где мы встретились",
Н. Кукольник - М. Глинка. "Жаворонок",
А. Баташов - А. Дюбюк. "Не брани меня, родная",
А. Дельвиг - М. Глинка. "Что, красотка молодая",
Д. Ратгауз - П. Чайковский. "Снова, как прежде, один",
Е. Юрьев. "Зачем любить, зачем страдать"
М. Пойгин - Н. Зубов. "Побудь со мной",
Ниркомский - А. Гурилёв. "Матушка, голубушка",
О. Кареев - И. Рыбасов. "Тебе одной",
П. Герман - Б. Фомин. "Только раз бывают в жизни встречи",
Я. Полонский - С. Булатов. "Мой костёр в тумане светит",
А. Пушкин - В. Шереметев. "Я Вас любил",
А. Фет - А. Варламов. "На заре ты её не буди!",
М. Лермонтов - А. Шишкин. "Нет, не тебя так пылко я люблю...",
Музыка и слова неизвестного автора. "Тёмно-вишнёвая шаль",
Н. Листов. "Старинный вальс",
Слова неизвестного автора - А. Варламов. "О, не целуй меня!",
А. Пушкин - М. Глинка. "Не пой, красавица, при мне" (Грузинская песня),
Л. Ошанин - А. Островский. "А у нас во дворе",
М. Лермонтов - А. Гурилёв. "И скучно, и грустно",
Р. Бернс - Т. Хренников. "Застольная",
А. Толстой - П. Булахов. "Колокольчики мои, цветики степные",
Е. Баратынский - М. Глинка. "Не искушай меня без нужды" (Элегия),
В. Чуевский - П. Булахов. "Гори, гори, моя звезда!",
В. Шумский - Н. Харито. "Отцвели хризантемы...",
И. Тургенев - Абаза. "Утро туманное",
А. Кольцов - М. Балакирев. "Обойми, поцелуй...",
М. Медведев - А. Гуэрчиа. "Нет, не любил он!",
Н. Риттер - Я. Фельдман. "Ямщик, не гони лошадей",
П. Беранже - А. Алябьев. "Нищая",
Ф. Тютчев - Неизвестный автор. "Я встретил Вас".

Дядя Коля очень любил петь русские народные песни, классические и цыганские романсы и делал это так, что ни влюбиться в него, ни полюбить его было невозможно, причём всем - и девушкам, и мужчинам. Дядя Коля не раз признавался нам, что гитара и умение проникновенно душевно петь песни и романсы неоднократно спасли его жизнь, давали ему возможность не умереть от голода, холода, болезней и бандитских финок. Все, буквально все, песни и романсы, которые пел и исполнял наш дядя Коля, я знал, пробовал петь и играть сам, записывал слова в свою тетрадь-песенник, потом искал тексты песен и стихов в библиотеках, а ноты и аккорды - в музыкальной школе. Я упорно хотел научиться читать ноты и строить гитарные аккорды и этим упорством и желанием удивлял своих учителей, потому что на баяне я играл очень неохотно.

Мои папа и мама очень любили русские народные песни и не раз с чувством и в лад подпевали дяде Коле, который не терпел вмешательства в своё пение, но папа так азартно пел песни, а моя мама так чувственно ему подпевала, так смущалась на "фривольных", как она говорила, куплетах, что дядя Коля тоже невольно заражался общим весельем и они на три голоса пели такие песни, как:

Ах вы сени мои сени,
Ах, мамочка,
Ах, ты степь широкая,
Барыня,
В лунном сиянии,
Валенки,
Во кузнице,
Во саду ли в огороде,
Вот кто-то с горочки спустился,
Вот мчится тройка почтовая,
Выйду на улицу, гляну на село,
Гимназистки румяные,
Ехал на ярмарку ухарь-купец,
Как хотела меня мать, да за первого отдать,
Каким ты был, таким ты и остался,
Калинка-Малинка,
Камаринская (М.И.Глинка),
Катюша,
Конфетки-бараночки,
Маруся,
Миленький ты мой,
Мой костёр в тумане светит,
Мурка,
На горе казаки стояли,
Одинокая гармонь,
Ой, кто-то с горочки спустился,
Ой, при лужку, при лужке,
Ой, рябина кудрявая,
Ой, цветёт калина в поле у ручья,
Окрасился месяц багрянцем,
Плещут холодные волны,
По Муромской дорожке,
Поедем, красотка, кататься,
Пожалей душа зазнобушка молодецкого плеча,
Раскудрявый клён зелёный, лист резной,
Славное море, Священный Байкал,
Старый клён,
Степь да степь кругом,
Течёт река Волга,
То не ветер ветку клонит,
Только мы с конём,
Ходют кони..,
Чёрный Ворон,
Шумел камыш,
Эх, яблочко!

Эти и многие другие советские песни и романсы пытался петь и я на баке БПК "Свирепый", но моряки принимали их только под настроение и по случаю (к праздникам, например, к Новому году). Желанными для современных молодых матросов, старшин и годков были новые самодеятельные песни, песни в стиле "шансон" и "городской романс", так называемые "блатные" песни и, конечно, песни, сочинённые и исполняемый Владимиром Семёновичем Высоцким. Был момент в начале истории первого изначального экипажа БПК "Свирепый", когда кое-кто пытался доминировать с блатными и даже воровскими (тюремными) песнями, но они не прижились... Даже "Мурку" часто не пели, а если пели, то только в тесной дружеской компании. Вот почему я продолжил своё песенное и гитарное творчество на флоте и на корабле преимущественно с самодеятельными песнями и стихами, с песнями общепризнанных советских бардов и певцов типа Б. Окуджава, В.Высоцкий, В. Ободзинский, М. Магомаев, И. Кобзон и другие.

В 1972 году на советской эстраде звучали такие песни, как: "Стою на полустаночке" (Нина Сазонова), "Мы выбираем, нас выбирают" (Светлана Крючкова), Увезу тебя я в тундру" (Николай Кола-Бельды), "Лесной олень" (Аида Ведищева). в 1973 году популярными песнями были: песня "Есть только миг между прошлым и будущим" (из фильма «Земля Санникова» с Олегом Далем в главной роли, песня исполнена Олегом Анофриевым), песня «Мгновения» из телесериала "Семнадцать мгновений весны" (Иосиф Кобзон), «Берёзовый сок» (Эдуард Хиль), «Золушка» (Таисия Калинченко) и «Дрозды» (Геннадий Белов), но все эти песни "не звучали" в самодеятельном исполнении, тем более "безголосых" моряков...

Всё таки я упорно в ленкаюте разучивал популярные песни 1971-1973 годов, чтобы потом использовать их в своих мероприятиях культурно-досуговой работы. Вот и сегодня в понедельник 16 апреля 1973 года, после утренней приборки и выхода с внешнего рейда ВМБ Балтийск в открытое море, пока "на улице" (на верхней палубе) был предрассветный и утренний туман (предвестник приближающегося изменения погоды и шторма) я, вместо политзанятий пытался делать свой последний "зачётный" стенд наглядной агитации. Однако БПК "Свирепый" шёл курсом и лагом (бортом) к волне, корабль немилосердно качало, поэтому вскоре я начал, в споре с волной, играть на гитаре и петь в полный голос популярные советские песни...

Мария Пахоменко - "Ненаглядный мой" (1971), Веселые ребята - "Легко влюбиться" (1971), Лаки Кесоглу - "Осенние листья" (1971), Мария Кодряну - "День на двоих" (1971), Эдуард Хиль - "Не плачь, девчонка" (1971), Голубые гитары - "Ветер северный" (1971), Анатолий Горохов и Эдуард Лабковский - "Наша служба" (1971), Весёлые ребята - "Люди встречаются" (1971), Ольга Воронец - "А где мне взять такую песню" (1971), Поющие гитары - "Карлсон" (1971), Эдуард Хиль - "Зима" (потолок ледяной) (1971), София Ротару - "Песня о моём городе" (1972), Аида Ведищева - "Лесной олень" (1972), Валентина Толкунова - "Стою на полустаночке" (1972), София Ротару - "Червона рута" (1972), Светлана Крючкова - "Чёрное и белое" (1972), Песняры - "Косил Ясь конюшину" (1972), София Ротару - "Водограй" (1972), Валерий Золотухин - "Разговор со счастьем" (1973), Самоцветы - "Там, за облаками" (1973), Анна Герман - "А он мне нравится" (1973), Веселые ребята - "Если любишь ты" (1973), Екатерина Шаврина - "Гляжу в озёра синие" (1973), Самоцветы - "Верба" (1973), Цветы - "Есть глаза у цветов" (1973).

Во время сильной качки ко мне в ленкаюту почти никто не приходил, я как-то привык и даже умудрялся, балансируя, как канатоходец на канате, рисовать, писать, работать, действовать. Очень помогало мне во время качки моё рабочее место - кресло с подлокотниками, которое крепились растяжками к палубе библиотеки перед моим рабочим столом. Я сидел в этом кресле, как "влитой", упирался спиной в спинку и локтями в подлокотники, а ногами - в специальную подставку или в кожух-радиатор электронагревателя. Было уютно, прочно и комфортно "по всем статьям"... Вот в таком положении и в состоянии "горластого пения песен" меня застал наш старпом, капитан-лейтенант А.А. Сальников, который обходил все посты, проверяя, задраены ли "по-походному" бортовые иллюминаторы.

Не знаю, сколько времени Александр Андреевич стоял в дверях ленкаюты и слушал моё "пение" в стиле и манере разных певцов и исполнителей, но в корабельной библиотеке он появился в благодушном настроении и сказал, что пою я песни "замечательно и иллюминатор задраил по уставу, прочно и на совесть". Эта похвала старпома была очень неожиданная, потому что крайне редкая...

- Говорят, что вы хорошо исполняете песни Высоцкого? - спросил меня старпом и я сделал вид, что "искренне недоумеваю". - Споёте мне "Мои похорона"...

Я смущённо спел первый куплет, а потом "разошёлся" и с настроением запел в манере Владимира Высоцкого...

Очень бойкий упырёк стукнул по колену,
Подогнал - и под шумок надкусил мне вену,
А умудренный кровосос встал у изголовья
И очень вдохновенно произнёс речь про полнокровие.

И почётный караул
Для приличия всплакнул,-
Но я чую взглядов серию
На сонную мою артерию:
А если кто пронзит артерию -
Мне это сна грозит потерею.

Погодите, спрячьте крюк! Да куда же, черти, вы!
Я же слышу, что вокруг, - значит, я не мёртвый.
Яду капнули в вино, ну а мы набросились,-
Опоить меня хотели, но опростоволосились.

Тот, кто в зелье губы клал,-
В самом деле "дуба дал",-
Ну, а мне как рвотное
То зелье приворотное:
Здоровье у меня добротное,
И закусил отраву плотно я.

Так почему же я лежу, "дурака" валяю?!
Ну почему, к примеру, не заржу - их не напугаю?!
Я б их мог прогнать давно выходкою смелою -
Мне бы взять пошевелиться, но...глупостей не делаю.

Безопасный как червяк,
Я лежу, а вурдалак
Со стаканом носится -
Сейчас наверняка набросится,-
Ещё один на шею косится.
Ну, гад, он у меня допросится!

Кровожадно вопия, высунули жалы -
И кровиночка моя полилась в бокалы.
Погодите - сам налью,- знаю, знаю - вкусная!
Нате, пейте кровь мою, кровососы гнусные!

А сам - и мышцы не напряг
И не попытался сжать кулак,-
Потому что кто не напрягается -
Тот никогда не просыпается,
Тот много меньше подвергается
И много дольше сохраняется.

Вот мурашки по спине
Смертные крадутся,
А всего делов-то мне
Было что - проснуться!
Что сказать, чего боюсь?
А сновиденья - тянутся!
Да того, что я проснусь -
А они останутся!

Не знал я тогда, даже не догадывался, почему наш красавец старпом, капитан-лейтенант А.А. Сальников, заказал мне эту весёло-грустную песню... Позже, в июне-июле 1973 года мы узнали, что нашего старпома "списали" на берег в другую военную часть ДКБФ, так как у него обнаружился туберкулёз в открытой форме, а с такой болезнью в замкнутом корабельном жизненном пространстве служить, особенно, на БС (боевой службе), категорически было запрещено. Однако, я думаю, что причина списания Александра Андреевича Сальникова на берег, была другая, возможно, в деятельности неких недругов-кровососов...

Да... Гитара на корабле - это друг, товарищ и брат, вернее, подруга, подружка и сестра... Освоив немного аккорды на семиструнной гитаре, я уже почти любовно оглаживал нашу корабельную гитару, вытирал её от следов жирных и грязных пальцев "доброхотов", которые старались извлекать из неё звуки. У меня "сердце кровью обливалось", когда кто-то из "маслопупов" пытался "бить на гитаре рок-н-ролл", но у них ничего не получалось, потому что гитара была семиструнной, а не шестиструнной... Правда, Славка Евдокимов и Сашка Сенацкий (мои друзья, члены комитета ВЛКСМ корабля) говорили мне: "Сейчас на "семиструнке" никто не играет! Учись, Суворов, играть, как все!", но мне казалось, что аккомпанемент на семиструнной гитаре гораздо проще, чем на шестиструнной...

Много позже, летом 1973 года, когда мы получали оборудование и инвентарь культурно-досуговой работы перед выходом на первую БС (боевую службу), я купил в книжном магазине в Балтийске тоненькую книжицу - "Определитель аккордов для шестиструнной гитары" и комплект синтетических струн. Вскоре я передал нашу старую, уже основательно поцарапанную и скрипучую корабельную гитару в "шестиструнку" и освоил её так, что уже жалел и не чувствовал себя "изменником". Две новых акустических шестиструнных гитары я отдал ребятам в боевые части корабля, а "старую" гитару с широким, но привычным грифом, я оставил себе и никто против этого не возражал. Вот тогда-то я и заинтересовался историей гитары, как музыкального инструмента и её ролью в жизни моряков...

Оказалось, что гитара - это один из самых распространённых в мире струнных щипковых музыкальных инструментов, относительно простой в изготовлении и использовании, универсальный инструмент для сопровождения песен и романсов во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический музыкальный инструмент. Особенно значима на корабле для исполнения популярной музыки электрогитара. В Суворовской музыкальной школе один из преподавателей очень интересно рассказывал об истории создания гитары, о гитаре и её устройстве, о гитарных ладах и аккордах, о секретах искусства игры на гитаре. Вот почему я относительно много уже знал об этом инструменте...

Например, у знал, что гитара - это пустотелый корпус с длинным и прочным грифом, у которого лицевая, рабочая сторона плоская или немного выпуклая. Вдоль грифа натянуты струны, которые одним концом крепятся на особой планке с отверстиями (подставка), а другим - на дальнем конце грифа (голова). Голова грифа имеет специальный колковый механизм, который позволяет натягивать струны. Струны натягиваются поверх двух порожков (верхний и нижний), который и определяет длину рабочей части струны - это "мензура гитары". Верхний порожек около колкового механизма, а нижний порожек находится на подставке на корпусе гитары.

Длина колеблющейся части струны, её натяжение и толщина определяют высоту извлекаемого звука: чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее она натянута, - тем выше звук струны, поэтому изменяя длину колеблющейся части струны можно извлекать самые разные по звучанию звуки. Для изменения длины колеблющейся части струны используют лады - специальные металлические ладовые порожки, размещённые на грифе, которые обеспечивают повышение звука струны на один полутон.

Самая тонкая струна гитары имеет номер 1, в комплекте  разные по толщине струны (стальные или нейлоновые). Самая тонкая (первая) струна - "девяточка" (0,0009). Номера струн и звуки-ноты, издаваемые струнами определяют музыкальный "строй гитары". Стандартный строй нашей корабельной семиструнной гитары: 1-я струна — E (Ми)(самая тонкая); 2-я струна — B (Си); 3-я струна — G (Соль); 4-я струна — D (Ре); 5-я струна — A (Ля); 6-я струна — E (Ми); 7-я струна — B (Си). Стандартный строй шестиструнной гитары: 1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1); 2-я струна — нота «си» малой октавы (h); 3-я струна — нота «соль» малой октавы (g); 4-я струна — нота «ре» малой октавы (d); 5-я струна — нота «ля» большой октавы (A); 6-я струна — нота «ми» большой октавы (E). Обычно гитары на корабле настраивали по слуху, но у меня в ленкаюте был даже камертон!

Мой брат и его друзья, мои школьные товарищи, курсанты Севастопольской Морской школы ДОСААФ, призывники-новобранцы, моряки ЮПК "Бодрый" и БПК "Свирепый" по разному, применяли разную технику игры на гитаре, однако все они, в том числе и я, при игре на гитаре зажимали пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекали звуки одним из нескольких способов. Основной способ извлечения звука на гитаре - это "щипок": гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и резко освобождает струну. При игре перебором струн пальцами используются два вида щипка: "апояндо" - с опорой на соседнюю струну и "тирандо" - без опоры на струны. Однако чаще всего гитаристы несильно и аккуратно просто ударяют сразу по нескольким или всем струнам, чтобы извлечь аккорд и играют на гитаре методом "боя" по струнам. Для игры на гитаре также применяется специальное приспособление - "плектр" (медиатор) - небольшая плоскую пластинка из твердого кости, пластмассы или металла. Гитарист, как правило, держит медиатор в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны. Есть и другие способы звукоизвлечения на гитаре , но они уже для профессионалов.

Правша левой рукой обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону, и остальными пальцами левой руки зажимает струны в разных комбинациях на разных ладах. Пальцы на грифе, как правило, обозначаются и нумеруются так: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Положение кисти руки на грифе относительно ладов называется "позиция" и на схемах и таблицах самоучителя игры на гитаре обозначается римской цифрой. Например если зажать 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то это значит: "рука находится в IV позиции". Свободная струна называется «открытой».

Есть ещё один приём прижимания струн к ладам гитары, который я выполнял с большим трудом и усилием - это "большое баррэ". Вообще при игре на гитаре струны зажимаются подушечками пальцев, так, чтобы зажать одну струну на одном ладу, однако иногда указательный палец можно "положить на гриф плашмя" и зажать таким образом несколько или все струны разом, - это и есть приём "баррэ". Остальными пальцами можно либо помочь указательному, либо зажать другие струны на других ладах, - так получаются гитарные аккорды.

С самого начала обучения игры на гитаре я, вероятно, как все, сначала только щипками извлекал звуки на одной струне, "бегая" пальцами по ладам. Однако вскоре, глядя, как играет мой брат и его друзья, я начал применять следующие приёмы игры на гитаре:
арпеджио (перебор струн) - "последовательное защипывание разных струн одним или несколькими пальцами";
арпеджиато - "очень быстрое последовательное извлечение звуков разными струнами";
тремоло - "очень быстрое многократное повторение щипка на одной струне";
легато - слитное извлечение звуков на нескольких струнах сразу";
бенд ("подтяжка") - повышение тона звучащей струны путём поперечного смещения струны по ладовому порожку";
вибрато - "периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука путём колебаний кисти левой руки вдоль грифа";
глиссандо - "плавный переход между ладами по струнам, не отпуская пальцы";
стаккато - "короткое отрывистое извлечение звуков путём глушения струн правой либо левой рукой";
тамбурин - "постукивание по струнам в районе подставки";
гольпе - "постукивание ногтем по деке гитары во время игры";
флажолет - "заглушение звучащей струнф прикосновением к ней".

Однако самым простым и распространённым приёмом игры моряков БПК "Свирепый" на гитаре в наше время (70-е годы XX века) был "простой щипок", "перебор струн", "простой ритмичный бой" по струнам и "изощрённый бой" под названием "восьмёрка"... Объяснить эти приёмы словами автор не берётся, но в любой момент может показать как играть на гитаре "восьмёркой"! Скажу только, что при исполнении этих приёмов пальцы правой руки двигаются либо просто, либо "изощрённо"...

К кому я только не приставал с вопросом: "Откуда и как возникла гитара?", но никто не мог мне этого рассказать, поэтому, автор восполнит этот пробел в моём давнем незнании и сообщает, что, вероятнее всего, первые щипковые музыкальные инструменты были созданы людьми ещё 3000 лет до н.э. или ещё ранее. В вавилонских легендах и сказания того давнего времени упоминается "киннор" - шумеро-вавилонский струнный инструмент, который изображён на глиняных барельефах Месопотамии. В Древнем Египте и Древней Индии также были похожие инструменты, соответственно: "набла", "нефер", "цитра"  и "вина", "ситар", а в Древней Греции и Древнем Риме были очень популярный щипковый музыкальный инструмент "кифара", уже очень похожий на будущую гитару.

Все эти щипковые инструменты имели общую принципиальную конструкцию: пустотелый резонирующий корпус, длинную шейку-гриф с ладами и два крепления для струн - нижнюю планку (узел) и верхнюю планку (колковый механизм) для натяжения струн. Вероятнее всего первые корпуса для "кифар-гитар" делались из пустотелых сухих тыкв, кокосовых орехов или иных пустотелых твёрдых предметов, например, панцирь черепахи или выдолбленный цельный кусок дерева. Только в В III-IV веках н.э. в Китае появились инструменты "жуань" (или юань) и "юэцинь", у которых "деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки (частей) и соединяющей их обечайки (стенки)". Около VI века н.э. в Европе появились первые "латинские" и "маританские" гитары, по конструкции похожие на китайские инструменты. В XV-XVI веках в Испании появилась "виуэла" - струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне, с шестью двойными (настроенными в унисон) струнами. Испанская виуэла была создана "в пику" арабской лютне, была очень популярной и на ней изначально играли талантливые музыканты-виртуозы.

На праславянском языке (санскрит) понятие "музыка" обозначается словом "сангита", а на древнеперсидском языке понятие "струна" обозначается словом "тар". Возможно сочетание этих слов-понятий и дало название щипковому струнному инструменту - гитара. Кстати, слово "ситар" означает - "семь струн, семиструнный". В Древней Греции этот инструмент назывался "кифара", в латинской Европе - «cithara», В Испании - «guitarra» , в Италии - «chitarra», во Франции - «guitare», в Англии - «guitar», а в России - «гитара».

Впервые почти классические мавританские гитары появились в Европе в XIII веке, в XV веке были созданы классические испанские гитары, к концу XVIII века испанская гитара стала шестиструнной и обрела всемирную славу, благодаря мастерсту, таланту и произведениям итальянского композитора и гитариста-виртуоза Мауро Джулиани. В конце XVIII начале XIX веков в России очень популярной была семиструнная русская гитара (благодаря талантливому композитору и гитаристу-виртуозу Андрею Сихры). Конструкция гитары становится классической, но в то же время гитарные мастера изобретают и экспериментируют с креплением струн, колковыми механизмами, корпусом, грифом, ладами и т.д. В XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес создаёт общепризнанный эталон классической гитары. С этого момента гитары, как и другие струнные музыкальные инструменты, создаются по разные потребности, вкусы и критерии оценки: от потребительских до произведений искусства.

Гитары, на который я впервые начал играть. были из разряда так называемых "костровых", "дворовых", "походных", "дешёвых", то есть это были: деревянно-фанерные гулкие гнутые коробки-корпуса; широкие тяжёлые грифы; простые колковые тугие "червячные" механизмы; металлические лады, забитые вкривь и вкось; и тугие стальные струны, которые отстояли от грифа и ладов так, что прижать их можно было только невероятными усилиями. После первых же попыток извлечь звуки из струн, при жав их к ладам, у меня на пальцах образовались твёрдые мозоли, а подушечки пальцев болели так, будто по ним били молотком. Однако желание и жажда игры на гитаре преодолели всё и я вскоре научился управлять гитарой и струнами, видеть и понимать её особенности и секреты.

Две изначальные акустические гитары на БПК "Свирепый" были классические и потребительские, то есть "дворовые дрова", годные толлько для того, чтобы извлекать подобные музыке звуки и аккорды для аккомпанемента к простым песням и романсам. Всё равно, для нас, советских моряков, традиционно воспитывавшихся в детстве и юности на наших советских улицах и советских дворах, эти гитары были источниками одухотворённого вдохновения. Корпуса этих гитар были склеены из обычной трёхслойной фанеры, укреплённой деревянными рейками-распорками, рёбрами и поперечинами. Гриф был широкий, толстый и неохватный нашими ладонями. Колки вращались и крутили валики механизма очень туго, со скрипом и натягом. Лады приходилось подправлять, чтобы выправить кривизну. Стальные струны натягивали гриф так, что он немного выгибался дугой и играть было ещё труднее. В районе нижней подставки (струнодержателя) струны вспучивали верхнюю деку так, что в конце концов из-за нагрузки она лопалась и трескалась. Лак на гитаре был таким, что оборотная сторона грифа не скользила, а наоборот, липла к ладони. Так как гитары на корабле использовались часто, а одна из них "прописалась" в ленкаюте БПК "Свирепый", я вскоре очень хорошо ощутил и понял, какими должны и какими не должны были быть гитары, на которых должен играть уважающий себя человек, матрос, моряк...

Классические акустические гитары, которые мы приобретали на первую БС (боевую службу), а также последующие свои "гражданские костровые (дешёвые) гитары" я уже выбирал осознанно и так:
- сначала внимательно осматривал корпус и гриф гитары на наличие трещин, отслоений, дефектов лакового покрытия, особенно в местах соединения грифа с корпусом;
- просил продавца освободить винт крепления грифа к корпусу гитары и проверял подставку грифа - плотно ли она приклеена к верхней деке и не имеет ли щелей. Продавец не соглашался, тогда я просто просовывал под подставку лист бумаги, чтобы проверить: стоит ли гриф ровно, без наклона и плотно ли сидит в пазу. Смотрел паз на просвет - нет ли там подложенных спичек или чего-то ещё, чтобы поднять струны над кривым грифом и уменьшить дребезг струн об лады;
- особенно внимательно смотрел на накладку грифа в районе его соединения с корпусом гитары, так как здесь может быть еле видимый, но "горб";
- после внешнего осмотра гитары, я просил продавца настроить струны гитары и предлагал ему на ней поиграть: продавец охотно соглашался, высокомерно настраивал гитару и брал несколько аккордов, играл простенькие мелодии, а я при этом, внимательно смотрел на то, как он прижимает струны к ладам - легко или с трудом, как играет - комфортно или с напряжением;
- потом я брал гитару в руки и пробовал сам извлекать из неё звуки, проверял, строит ли гитара, сравнивая высоту звука открытой струны и прижатой на 12 ладу (продавец тут же начинал моргать глазами и относиться ко мне внимательней);
- после этого я крутил колки (проверял их ход), потому что колки должны крутиться ровно, без рывков, заеданий, без натуги;
- после этого я перебирал струны, беря аккорды на разных ладах, играл на струнах хроматическую гамму и внимательно слушал - на первых семи ладах струны должны звучать ровно по высоте нот, без дребезга;
- только после этого я надавливал слегка на верхнюю деку и внимательно слушал, как звучат внутренние части гитары (отклеившиеся пружинные рёбра обязательно будут шуршать);
- последним "штрихом" выбора гитары было постукивание ногтем по корпусу гитары в разных местах (проверка резонанса) и гулкое "Э!" голосом в круглое отверстие под струнами (проверка эха).

Дорогие классические акустические гитары не имеет смысла покупать для боевого корабля, потому что, как правило, их используют все, кому этого хочется, не следят за ними, не ухаживают, но при этом используют потребительски, то есть "варварски" - поимел и бросил... Гитары требуют особого ухода, особых климатических условий, а молодые матросы, особенно только что пришедшие "с гражданки" салаги очень хотят "играть на гитаре", но не имеют должного опыта обращения с ними. Корабельные гитары БПК "Свирепый" были "боевыми" - поцарапанными, заляпанными, расстроенными, искалеченными, с разными струнами из разных наборов, с искорёженными колками и т.д.

Не без гордости могу сказать, что выбирая на складе политотдела штаба Балтийского флота гитары для БПК "Свирепый", я молча игнорировал возмущение и злопыхательство мичмана-завхоза, не обращал на его "стенания" внимание и при полной поддержке двух моряков и мичмана из нашего экипажа БПК "Свирепый" выбирал гитары на вид, на слух, тактильно и визуально, определяя тон и красоту звучания гитар, комфортность игры на гитаре, красоту древесной фактуры корпуса и грифа, качество отделки. Позже я не раз слышал, как офицеры, мичманы и матросы отличали красоту звучания, звонкость и мелодичность наших гитар, заметил изменение отношения моряков к нашим корабельным гитарам...

Дело в том, что классические гитары впитывают в себя влагу, соли и испарения, как губки, а на корабле влажность во внутренних помещениях меняется от 20% до 80% (норма для гитра 40-60% влажности). Если гитара высохнет, то в неё произойдут необратимые изменения и она начнёт расстраиваться, терять голос, мелодичность, заболеет. При большой разнице температур в помещениях гитары могут деформироваться, потому что скажется разница в сжатии разных пород дерева в местах их соединения. Всё это крайне нежелательно и печально для гитар... Вот почему я настаивал, чтобы гитары хранились и содержались только в чехлах, имели только одно место хранения, ни в коем случае не вешались за гриф на переборку, и не валялись где попало. Главное, чтобы гитары резко не выносились на холод (мороз), и резко не вносились с холода в жаркое тепло. Кроме этого, я требовал от ребят-моряков, чтобы они мыли руки с мылом, прежде чем браться за гитару и играть на ней, чтобы после того, как они играли на гитаре в праздничных помещениях с атмосферой из испарений продуктов, еды, человеческих тел, машин и механизмов, вытирали бы её тщательно сухой чистой ветошью (вафельным полотенцем).

Ребята на корабле удивлялись, как это я угадываю болезненное состояние гитары, а секрет очень простой: я просто проводил пальцами по ребрам грифа - если металлические лады начинают царапаться (гриф от сухости сжался), то гитаре срочно нужно увлажнение; если из круглого отверстия под струнами доносится "кухонный" запах, то гитару срочно нужно спасать от зарождающейся плесени; если строй гитары становится глуше и она теряет свою звонкость и мелодичность, то гитара увлажнена и ей срочно нужно чуть-чуть подсушить. Кстати, на БПК "Свирепый" я заметил, что гитары "запоминают" запах и атмосферу своего хозяина, потому что практически все ребята говорили: "Суворов, а у тебя гитара звучит не так, как у (называли фамилию)! Странно...". Ничего странного, потому что человек привыкает к своей гитаре точно так же, как гитара привыкает к своему человеку (хозяину)...

Утром в понедельник 16 апреля 1973 года Балтийское море опять штормило, мы шли на север бортом к волне, поэтому корабль сильно качало, работать было невозможно и я играл-подбирал на семиструнной гитаре аккорды к очередной самодельной песне. О! Эти самодельные песни! Без них нет и не может быть никакой военной службы, мужской компании и БС (боевой службы) в море-океане. Пусть не все умеют сочинять стихи и песни, но все моряки любят и поют эти песни...

Полярная ночь, мороз и туман,
Непогода и шторм на море.
Кто знает, как трудно порой морякам,
Тот знает тоску их и горе.

Под чёрным бушлатом не видно души,
Под чёрною формой всё скрыто.
Поют и смеются порой моряки,
Но сердце тоской их покрыто.
...

"Доля моряка". Автор неизвестен, поётся на мотив русской народной песни «Раскинулось море широко».